Польза квиллинга для детей перечислить
event30-11-2010 visibility17733
Занятие квиллингом, как творчеством пришло к нам из Европы. Название произошло от слова “quill” или “птичье перо”. В средневековой Европе, созданные монахинями из позолоченной бумаги, закрученной на кончике пера медальоны, создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.
Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом стали заниматься знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием. Сегодня квиллинг доступен всем.
Квиллинг является своеобразным самодельным конструктором. В умелых руках, тонкие бумажные полосочки превращаются в шедевры – картины, открытки, упаковывка подарков, детали интерьера.
Что такое квиллинг?
Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени.
Польза квиллинга для ребенка, как и многих других видов творчества, неоспорима.
1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей.
Мелкая моторика малыша развивается с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.
С каждым годом, навыки ребенка становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
В дошкольном и раннем школьном возрасте квиллинг является отличным инструментом чтобы закрепить и усилить эти навыки.
Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний в пальчиках и нейронов в мозгу он задействует пока создаст фигурку.
Кропотливая работа с полосками бумаги развивает у ребенка усидчивость, внимание, зрительную память, образное мышление и речь.
2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.
Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво и эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.
3. Развитие воображения.
Полки магазинов ломятся от всевозможных игрушек. Огромные пушистые медведи, зайцы и коты, крохотные пупсы в очаровательных платьях и штанишках. Почти настоящие машины, мотоциклы и самодвижущиеся железные дороги. Все это призвано «развивать» маленького человечка, дарить ему радость и счастье.
Но где же здесь воображение? Где муки творчества? В этом, насыщенном игрушками мире, не осталось места детской фантазии.
Вот на полке, за яркой говорящей куклой примостился неказистый кусочек картона. Но почему глаз, из всего многообразного игрушечного царства, выхватывает именно этот предмет? Что это?
Это кривобокая желто-зеленая потрепанная открытка. Почему же взгляд задержался именно на ней? Может быть, потому что она не просто куплена в магазине, потому что в ней частичка души и самовыражения?
Трудно представить восторг ребенка, склеившего свою первую открытку. И пусть это криво приклеенные разноцветные полосочки – для малыша это весь мир. Его мир. И он в этом мире Творец.
Квиллинг это не только процесс. Это результат. Это открытка на день рожденья бабушке или другу, это деталь интерьера (картина, панно или мобиль), это игрушка или брелок. В занятии квиллингом нет ограничений, зато много фантазии и творчества.
4. САМОвыражение.
Занятия квиллингом отлично развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок ТВОРИТ! СОЗДАЕТ!
Вдумайтесь – ребенок САМ СОЗДАЕТ!!! Каждый ребенок уникален – и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.
А чем можно заменить мыслительный процесс, происходящий в голове ребенка в процессе создания?
Возможно он собирался сделать машину, а в итоге получился дракон или снеговик. Реальность становится пластичной в пальцах ребенка. И ограничивается только его фантазией.
Занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
5. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.
В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг – незаметно заинтересовать увлечь самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.
Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя – долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.
В итоге – тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые – учатся доверять, а неусидчивые – направлять свою энергию в русло творчества.
6. Подготовка к школе
Занятия квиллингом могут быть очень разнообразны и полезны. День за днем усложняются формы и цвета поделок из квиллинга, появляются новые детали, новые фантазии воплощаются в жизнь.
Направленный опытной рукой, ребенок не просто клеит аппликацию, он изучает цвета и фигуры, объем и размер.
Склеивая две поверхности или свои собственные пальцы, ребенок изучает свойства клея.
Постепенно, плоская поверхность усложняется объемными формами – и вот уже в руках не открытка, а цветочный вазон или даже животное.
Квиллинг – идеальное занятие для подготовки ребенка к школе.
Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески самовыражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков приносит радость и себе и окружающим.
Бумага достаточно недолговечный материал, но работы созданные в технике квиллинг могут храниться годами.
Квиллинг как средство развития ребенка.
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
МАМЫ И ПАПЫ! А Вы, хотите, оживить интерьер своей квартиры,
порадовать друзей и близких оригинальными подарками или просто отвлечься от ежедневных забот? Тогда непременно займитесь, совместно со своим ребенком КВИЛЛИНГОМ – старинным видом искусства создания композиций из бумажных полос. Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию и преобразованию предметов.
- Квиллинг развивает глазомер и мелкую моторику рук у детей.
В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки. Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.
2. Развитие воображения.
Полки магазинов ломятся от всевозможных игрушек. Огромные пушистые медведи, зайцы и коты, крохотные пупсы в очаровательных платьях и штанишках. Почти настоящие машины, мотоциклы и самодвижущиеся железные дороги. Все это призвано «развивать» маленького человечка, дарить ему радость и счастье.
Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей
преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того
занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно
для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
Искусство бумагокручения (как часто в России называют квиллинг)
возникло несколько сотен лет назад. Однако именно в наши дни оно возродилось и приобрело большую популярность. Неудивительно, ведь работы, выполненные в этой технике, привлекают к себе внимание и восхищают своей изящностью, воздушностью, разнообразием, а самое главное- легкостью в исполнении. Оценить, насколько безграничны возможности обычной бумаги, сможете и вы.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и вСоединенных Штатах, где получила название “квиллинг”. У квиллингадлинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань, начиная с XVI века,использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, “грелки” на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века.
У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан “Квиллинг союз Англии”, настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая – в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.
В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг – незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.
Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя – долгая и
кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.
В итоге – тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые – учатся доверять, а неусидчивые – направлять свою энергию в русло творчества.
Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески само выражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков ничего кроме радости не принесет.
Бумага достаточно недолговечный материал, но работы, созданные в технике квиллинг, могут храниться годами.
Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша. Удачи Вам в начинаниях!
Клименко Л.А.
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДТ
1.2. Развивающие возможности квиллинга
Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат – кроме времени.
Польза квиллинга, как и многих других видов творчества, неоспорима.
1. Во-первых, квиллинг развивает мелкую моторику у детей.
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.
В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки, а также развить у детей усидчивость, внимание, зрительную память, образное мышление и речь.
2. Во-вторых, квиллинг развивает речь ребенка.
Ученые доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кистей рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво, эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.
3. В-третьих, квиллинг развивает воображение.
Квиллинг очень интересный вид творчества, бумажная филигрань развивает воображение ребенка. Что хочет сделать ребенок? Что для этого ему понадобится? Как это будет? Все это и многое другое развивает его фантазию и воображение.
4. В-четвертых, квиллинг помогает самовыражаться ребенку.
Занятия квиллингом безмерно развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков, невозможно недооценивать. Ребенок творит и создает.
Каждый ребенок уникален и игрушки, картины, поделки у него получается уникальными.
А чем можно заменить мыслительный процесс, происходящий в голове ребенка в процессе создания изделия?
Возможно, он собирался сделать машину, а в итоге получился дракон или снеговик. Реальность становится пластичной в руках ребенка и ограничивается только его фантазией.
5. В-пятых, квиллинг используется как средство коррекции поведения младших школьников.
В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх ребенка перед неудачей мешает раскрыться его таланту. Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя – долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата, недостаточно показать и объяснить, как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.
В результате, тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые – учатся доверять, а неусидчивые – направлять свою энергию в русло творчества.
Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески самовыражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков ничего кроме радости не принесет.
Бумага – достаточно недолговечный материал, но работы, созданные в технике квиллинга, могут храниться годами .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
квиллинг помогает овладеть различными приемами работы с бумагой, знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., обогащает словарь ребенка специальными терминами;
бумажная филигрань развивает внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию ребенка;
квиллинг воспитывает интерес к художественному творчеству, повышает культуру труда, совершенствует трудовые навыки, расширяет коммуникативные способности детей, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
Кириленко Юлия Михайловна,
студентка 2 курса, специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»,
группа ДО -2.1
АНОО ВО
«Одинцовский гуманитарный университет»,
факультет довузовской подготовки,
г. Одинцово
КВИЛЛИНГ – ПОЗНАВАТЕЛЬНО, ПОЛЕЗНО, ИНТЕРЕСНО.
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям использования новой техники обработки бумаги «квиллинг» в практике детского сада. Отражено влияние занятий квиллингом на всестороннее развитие ребёнка.
Ключевые слова: развитие речи детей, деликатная моторика пальцев рук, ручной труд, конструирование, техника обработки бумаги «квиллинг», «бумагокручение», «бумажная филигрань», всестороннее развитие, формирование экологической культуры, природоведческий сюжет, кинетическое восприятие.
В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо и правильно развитая речь – залог учебы в школе. Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невозможно оспорить факт пользы тренировки тонких движений пальцев рук для стимуляции общего развития ребёнка, развития речи. Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, синтезировать.
Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному и ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги – «квиллинг». Квиллинг (англ. «quill» – птичье перо) – техника обработки бумаги; это искусство изготовления различных узоров из тонких, длинных, скрученных в спиральки или роллы разнообразной формы полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручение», «бумажная филигрань». Возникло в Европе в конце 14- начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. В России же данное искусство стало популярным только в конце XX века.
Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги, в данной технике можно создавать новые элементы декора с использованием природных мотивов, придать современное звучание традиционным народным промыслам, создавать иллюстрации к литературным произведениям. Для дошкольников важным является то, что с помощью квиллинга возможно создание элементов декорирования групповой комнаты, оформление зала к утренникам, высокохудожественных композиций, элементов народного костюма. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются как мальчики, так и девочки. Такие занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей. А еще квиллинг очень нравится детям.
Дети старшего дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия из бумажных полосок, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ дошкольник достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент (зубочистку), увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок » – утверждал Василий Александрович Сухомлинский.
Но развитие умственных способностей – не единственное назначение квиллинга в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных работ в данной технике воспитатель может решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера. Творческая деятельность детей с использованием цветных бумажных полосок помогает достичь желаемого результата, например, в формировании экологической культуры. На занятиях по художественно-эстетическому развитию с применением конструирования из бумаги, способствующей не только совершенствованию моторики рук ребенка, но, прежде всего, формированию мышления, практикуется наблюдение за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к материалам, взятым из природы для использовании в собственных целях.
На начальном этапе работы в данной технике, очень важно дать детям информацию о том, как родилась бумага, рассказать историю ее возникновения, перечислить ее свойства, ее виды. Вместе с детьми обсудить весь «путь» бумаги от дерева до мусорного ведра. Совместно сделать вывод о том, что чем экономнее мы используем этот материал, тем больше елей и берез остается в лесу. Дети могут предложить свои варианты экономии и вторичного использования бумаги (например, экономно вырезать из листа бумаги детали поделок, рисовать на обеих сторонах листа, использовать обрезки цветной бумаги для изготовления других поделок и аппликаций).
«Бумагокручение» развивает эстетический вкус и художественное воображение, способствует изучению цветов и форм, дает первичные знания о композиции. Осваивая технику «квиллинг» ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы, формирует природоведческий сюжет. Знания, умения, навыки, полученные на занятиях квиллингом, дают возможность дошкольнику стать автором оригинальных подарков для своих родных и близких, а также участвовать в изготовлении коллективных работ, которые сближают детей общим делом и помогают установить добрые отношения со сверстниками.
При организации и проведении занятий в технике «квиллинг» для детей старшего дошкольного возраста ставлю основную цель: заинтересовать и увлечь детей занятиями по конструированию из бумаги; научить способам создания из бумаги базовых форм и элементов.
Так же в ходе проведения занятий при помощи «бумагокручения» планирую осуществить следующие задачи:
- развивать способность работать руками, точность движений пальцев, улучшать кинетическое восприятие информации;
- развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учить читать схемы и выстраивать по ним композицию;
- учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
- стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной;
- учить концентрации внимания;
- развивать коммуникативные и творческие способности, исследовательские навыки.
Превращая тонкие полоски из бумаги в роллы определенной формы, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься квиллингом невозможно. Поэтому занятия «бумагокручением» являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных мыслей, т. е. направить его внимание на творческую работу. Квиллинг повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей: улучшает глазомер, снижает тревожность, стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние, развивает интеллектуальные способности, активизирует творческое мышление, пространственное воображение.
Литература
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей / З. А. Богатеева. – М: Просвещение, 1992. – 208 с.
- Гнатко А. Квиллинг – красота из бумаги / А.Гнатко//Дошкольное воспитание.-2010.-№12. -С.115.
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г.Н.Давыдова. – М: Скрипторий 2003, 2007 – 153 с.
- Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент / Д.Дженкинс. -Издательство: Контэкт, 2010. – 48 с.
- Зайцева А. Искусство квиллинга / А.Зайцева. -Издательство: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
- Линд Х. Бумажная мозаика / Ханна Линд. – М: Айрис-Пресс, 2007.-32с.:цв.ил.+вклейка 16с. – (Чудесные фантазии).
- Пенькова, С. Н., Дубровская, С. Г., Оксеем, М. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации/ С. Н. Пенькова, С. Г. Дубровская, М. В. Оксеем. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 48с.
- Уолтер Х. Популярный квиллинг / Хелен Уолтер. – Издательство: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
- Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Хелен Уолтер. – М.: Университет, 2000. – 112с.
- Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д.Чиотти. – Издательство: Мир книги, 2008. – 96 с.