Польза лепки для мелкой моторики

Польза лепки для мелкой моторики thumbnail

Развитие мелкой моторики через пластилин.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду ведется работа по развитию мелкой моторики, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно, за 3-5 минут до обеда, сидя уже за столами мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Что развивает пластилин.

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей – согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.

Польза пластилина, как уже говорилось выше, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.

Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть, лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм набор пластилина принесет немало пользы и радости вам и вашему ребенку.

Пластилин

Если вашему малышу 1,5-2 года – пора начинать лепить из пластилина!

Первое, что нужно сделать, купив его – устроить “презентацию” материала. Даже если вы не в состоянии “изваять” зайца или медведя (что в принципе несложно), изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.

Скорее всего, малыш начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. (Занятие, исключительно полезное для развития мелкой моторики рук). Направьте эту деятельность в мирное русло – дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Получится пластилиновый “рельеф” – скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. В любом случае у вас в руках окажется первое “объемное” произведение вашего малыша, которое можно уже сохранять и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите, выберите видное место на полке и торжественно установите “шедевр” там . В дальнейшем “галерея” будет пополняться, а мастерство – соверОдна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма “ручной умелости” ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.шенствоваться.

Развитие мелкой моторики

В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами – паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Игры и упражнения

на развитие мелкой моторики рук

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  14. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Развитие мелкой моторики: как, зачем, с какого возраста?

Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или пятилетний дошколенок с трудом соединяет маленькие детали конструктора, хотя прекрасно знает схему его сборки. Или первоклашка не умеет выводить палочки в прописях. Все эти проблемы можно исправить, развивая мелкую моторику: рисуя, вышивая или лепя фигурки из пластилина вместе с ребенком.

Да-да, задержка речи тоже тесно связана с работой ручек: ведь на пальцах и ладошке много нервных окончаний, которые связаны с речевым центром головного мозга. И стимулируя их – мы стимулируем речь, а также мышление. А еще такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое главное – творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих силах.

С какого возраста надо заниматься

развитием мелкой моторики? С рождения – и до пенсии! И это не шутка: ведь ловкость рук можно развить как у младенца (например, предлагая ему потрогать игрушки разной формы и текстуры), так и у взрослого человека. Например, лепить из глины или пластилина полезно музыкантам, хирургам, массажистам… Но особенно это важно для художников, которые хотят сделать свои рисунки более аккуратными, а линии – ровными. Лепка делает движения рук более четкими, а значит – прорисовывать мелкие детали станет легче, улучшится качество картин.

Конечно, до года малыш вряд ли сможет осмысленно заниматься лепкой или рисованием. Поэтому ему лучше развивать мелкую моторику в процессе игры – возиться с песком, нажимать на кнопки, собирать пирамидку… А вот «годовасиков» вполне заинтересует глина, пластилин, карандаши и краски. Главное – не требовать от крохи «серьезного» отношения к творчеству: пусть мнет и рвет пластилин или перемажется гуашью. Так юный исследователь знакомится с окружающим миром.

Ближе к трем годам ребенку уже интересно рисовать и лепить: он теперь не просто балуется, а пытается сделать «нечто». И «чудесный цветочек» может вполне оказаться похожим на бабку-Ёжку. Но главное, работая с пластилином и красками, ребенок учится координировать свои движения и планировать.

Дошкольник и

младший школьник уже многое умеет, может как фантазировать, так и создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку, но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов – не только бумагу, краски и пластилин, но и семена и листья растений, бисер, блестки, веревочки… Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка создавать более интересные поделки. Ведь развитие – это постепенное движение от простого к сложному.

Обычно принято считать, что поделки малышей не долговечны, и важен лишь сам процесс творчества, а совсем не результат. Конечно, это отчасти верно: для детей рисование или лепка – это в первую очередь увлекательная игра, а не труд, как для взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем сильнее он хочет видеть плоды своей деятельности. И, конечно же, положительную реакцию на них родителей.

Некоторые психологи утверждают обратное: мол, результат труда должен радовать в первую очередь самого ребенка, а восхищение мамы и папы могут сделать малыша слишком зависимым от чужого мнения. Но если не родители, то кто же будет поощрять позитивную детскую деятельность? Как иначе ребенок поймет, что созидать – хорошо, а вот ломать – плохо? Лично я считаю, что кособокая вазочка, с любовью и интересом сделанная малышом, куда лучше, чем ее отсутствие.

В философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» – она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск, но и внутренний свет – свет доброты, творчества, дружбы… Будет очень здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша – картинки, фигурки, вышивку… А через несколько лет, когда ребенок подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7…) лет мог сделать что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности – хоть в учебе, хоть на работе – не смогут его сломить. Ведь теперь он будет знать, что главное – приложить усилие, и все сложится удачно!

В этом цикле статей мы поговорим о развитии мелкой моторики с помощью лепки. Особенность этой подборки поделок в том, что с большинством из них сможет справиться не только будущий школьник, но и трехлетний карапуз – и каждому будет интересно. И, что немаловажно, почти все эти поделки можно будет хранить несколько лет. Главное, чтобы родители были рядом, помогали малышу, и если надо – слегка усложняли или упрощали задания по принципу: «чем младше ребенок – тем меньше деталей и украшений, чем старше – тем больше».

Творческих успехов вашему малышу и вам!

Источник

Тюкаева Татьяна Вячеславовна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Сторожева Наталия Юрьевна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Гусева Ольга Игоревна

воспитатель ДО-1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Olya_Guseva@inbox.ru

В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, что и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета.

Илья Яковлевич Гинцбург

Лепка относится к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Благодаря занятиям лепкой у ребенка развиваются творческое мышление, память, мелкая моторика рук, аккуратность и усидчивость.

Однако в современной практике существует проблема малого количества техник лепки, которым обучают детей. К традиционным приемам дети быстро привыкают, и их дальнейшее развитие притормаживается. Возникает необходимость постоянно внедрять в образовательный процесс что-то новое, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство, в свою очередь, способствует росту познавательного интереса, увеличению степени вовлеченности ребенка и, как следствие, расширению его кругозора. Поэтому мы и решили практиковать нетрадиционные техники в дошкольных образовательных учреждениях.

Тема нетрадиционных техник лепки в настоящее время недостаточно изучена в педагогической литературе. Это и побудило коллектив авторов написать данную работу. Термин «нетрадиционный» применительно к технике лепки означает использование различных материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми.

В этой статье мы приводим перечень нетрадиционных методов лепки, которые мы применяем в нашем дошкольном учреждении. При этом мы ни в коем случае не уменьшаем значения традиционной лепки.

Целью данной статьи является не просто теоретическое объяснение и толкование мелкой моторики, но обоснование применения в воспитательной работе в детских дошкольных учреждениях некоторых необычных методов, которые помогут детям развиваться.

Рассмотрим несколько нетрадиционных техник лепки.

Тестопластика

Дети очень любопытны, и новые, незнакомые техники стимулируют у них познавательный интерес. Детям нравится мять тесто, формировать из него разные фигурки. Высушив поделки, дети с увлечением их расписывают.

Мы делаем тесто так:

мука – 1 стакан;

соль – 1 стакан;

масло растительное – 1 ст. ложка;

вода – полстакана.

В тесто можно добавить разные краски, и тогда у нас получится материал разных цветов и детям будет ещё интереснее. Мы стараемся не делать большие поделки, так как они долго сохнут. Дети в силу своих психологических особенностей стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней.

Пластилинография

Одним из неклассических видов работы с пластилином является пластилинография. Эта техника способствует развитию у детей стремления создавать различные тематические картинки. Получившиеся работы впоследствии могут быть приятным украшением, служить обычными декорациями или стать красивым подарком.

Во время занятий пластилинографией нужно использовать плотный картон вместо обычных тонких листков бумаги. Это необходимо для сохранения результатов примазывания, придавливания, сглаживания поверхностей.

Сначала наносим на картон трафарет изображения (пингвин, жирафик, блюдо с фруктами и т.д.), а затем «раскрашиваем» пластилином. То есть берём небольшие кусочки пластилина, разминаем пальцами для мягкости и примазываем по контурам. Получаются очень симпатичные картинки

Пластилиновая мозаика

Мозаика – отличная и очень интересная тема для детского творчества. Эта техника вначале напоминает пластилинографию, то есть для основы мы также должны взять плотную поверхность (картон, фанерку и т.д.). Далее наносим рисунок. Дальнейшая работа с рисунком выглядит следующим образом:

1) катаем шарики (или тонкий столбик, чтобы потом разрезать его на равные кусочки) из пластилина нужного цвета;

2) выкладываем получившимися шариками пластилина контуры рисунка, а затем заполняем его.

После заполнения всего рисунка надо обязательно удостовериться, что на картоне не осталось больших пустот.

«Рисование» пластилиновыми жгутиками

Из пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и рисовать, как карандашами или фломастерами, а именно создавать изображение из тонких пластилиновых «нитей». Для создания жгутиков-нитей нужен исключительно мягкий пластилин, иначе процесс будет невыполнимым. Также понадобится шприц. Его можно использовать в обычном виде или обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином. Сначала нужно согреть и размять немного пластилина в руках. Далее – вытянуть поршень из шприца, поместить внутрь пластилин и вставить поршень обратно. Надавливая на шприц, начинаем выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие «нити».

Лепка в технике миллефиори

Недавно мы открыли для себя новую, необычную и очень интересную технику, которая называется миллефиори. Когда дети в первый раз попробовали эту технику, они были в восторге! И так как слово для них очень сложное, то дети дали своё название – «пирожковое». Техника такова: Начиняем пластилиновый блинчик разноцветной начинкой. А можно свернуть цветную стопку в рулончик. Нарезаем стекой на тонкие полоски и выкладываем занимательные рисунки.

Вариантов в этой технике много. Можно скатать несколько разноцветных колбасок, сложить вместе и так же разрезать стекой.

Лепка из фольги

Ещё один интересный вид лепки – это лепка из фольги. Детям очень понравилась эта техника. Вот как мы лепили паучка:

1) из двух кусков фольги сформировали два шарика;

2) заворачиваем полученные шарики в фольгу;

3) делаем жгутики из фольги, складываем их вместе и перекручиваем с формой.

Таким же способом можно слепить человечка, как на фотографии.

* * *

Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает мышечную активность рук. Впоследствии это окажет позитивное влияние на овладение ребенком навыков работы с ручками, карандашами и ножницами.

Во время лепки происходит познание ребенком окружающего мира с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Однако при работе с пластичным материалом дети имеют еще и уникальную возможность менять то, к чему прикасаются. Это напрямую связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий с описанными материалами ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Представленные в данной статье методики рекомендуются авторами к активному внедрению в образовательный и воспитательный процессы в детских садах для детей старших групп. Исходя из нашего опыта, технику тестопластики и пластилиновую мозаику можно использовать уже в средней группе. Остальные техники: рисование пластилиновыми жгутиками, миллефиори, более сложные техники – подходят детям старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Скрипторий 2003, 2008.

3. Лычагина И.А. Лепка из солёного теста с детьми 4-5 лет. М., Мозаика-Синтез, 2017.

4. Тихмирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. М., Мозаика-Синтез, 2012.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник