Польза малого бизнеса для государства
Если для начинающих предпринимателей малый бизнес привлекателен с точки зрения получения дохода и самореализации личности, то для государства интерес представляют несколько иные аспекты.
Во-первых, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, создают новые рабочие места. Это происходит по следующей причине. Пытаясь реализовать свои бизнес-идеи, индивидуальные предприниматели и владельцы малых предприятий принимают на работу сотрудников, которые будут реализовать определенную профессиональную функцию в системе разделения труда.
Кто-то будет стоять у станка, кто-то вести финансовый учет, складировать и перевозить готовую продукцию, продавать ее. В этом смысле государственным органам и муниципальным властям не нужно ломать себе голову над вопросом, куда девать излишнюю рабочую силу или как обеспечить достойное пособие безработным. Острейшая задача повышения занятости решается малым бизнесом автоматически.
Во-вторых, владельцы бизнеса и их сотрудники являются налогоплательщиками. Не только их подоходный налог, но и другие налоги (в числе которых налог на добавленную стоимость, на прибыль, транспортный налог, налог на землю), пополняют бюджет государства. Чем выше доходы организаторов бизнеса и работников их предприятий, тем больше денег получают местный и федеральный бюджет. Располагая достаточными денежными средствами, государство может без труда решать задачи по повышению благосостояния населения. А это, в свою очередь, обеспечивает социальную и политическую стабильность
В-третьих, малый бизнес очень гибок и динамичен; он легко меняет сферы деятельности и обеспечивает самые разнообразные потребности. Владельцы малого бизнеса всегда находятся в тесном контакте с партнерами и покупателями их продукции, что дает возможность быстро перестраиваться в случае изменения внешней среды или запросов покупателей.
Вместе с тем государственная власть обычно осознает тот факт, что вместе с развитием малого бизнеса меняются не только доходы граждан. Другим становится мировоззрение и менталитет людей, — то с чем раньше мирились люди закомплексованные и несвободные, теперь критикуется и отвергается. Малый бизнес, таким образом, является школой реальной демократии и становления гражданского общества. И, надо сказать, далеко не во всех странах государственным чиновникам нравится открытая критика со стороны предпринимателей, которые высказывают недовольство поборами, монополизмом, нецелевым расходованием бюджетных средств, завышенными налогами.
И все же плюсы малого предпринимательства значительно перевешивают его минусы. Правительства практически всех стран мира хорошо знают, что богатых стран без института малого бизнеса не бывает. Прошлый опыт СССР, Китая, стран Восточной Европы, Северной Кореи, Кубы убедительно показал, что идеологические догмы, направленные против рыночной экономики и бизнеса, ведут к обнищанию страны и тотальному товарному дефициту. Поэтому вопрос обычно стоит не в плоскости – иметь или не иметь развитый малый бизнес, а в ракурсе его экономического и правового регулирования.
Обычно государственная власть в законодательном порядке определяет категорию «малый бизнес» и устанавливает критерии, позволяющие его идентифицировать. Обычно таких критериев два – это численность работающих на предприятии и величина выручки, получаемая компанией. К малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих от 20 до 200 человек (в зависимости от отрасли, где работает компания). Величину годовой выручки или оборота компании определяют законодательные акты, которые периодически (раз в несколько лет) пересматриваются из-за инфляции и других изменений.
Так как старт-апам в малом бизнесе труднее развиваться, чем средним и крупным предприятиям, государство предоставляет малым предприятиям известные преференции – например, льготные кредиты, низкие налоги или налоговые каникулы на 2-3 года. Иногда финансовую помощь оказывают местные власти и специальные фонды поддержки малого бизнеса.
Однако одних перечисленных мер недостаточно. На развитие малого бизнеса в стране оказывает влияние целый комплекс причин, среди которых правовые, культурные, инфраструктурные, криминальные. Ведение предпринимательской деятельности в значительной степени затрудняют идеологические шоры, бюрократия, избыточный налоговый прессинг, недостаток капитала в стране, монополизация рынков и прочие факторы.
Рассмотрим более подробно элементы среды функционирования малого бизнеса, определяющие деловой и инвестиционный климат в отдельной стране или регионе.
Общественные ценности. Значительную роль в формировании благоприятной обстановки для осуществления предпринимательской деятельности в ее малых формах играют общественные настроения, отношение преобладающей массы населения к бизнесу в целом и отдельным бизнесменам в частности. Если превалируют настроения уравнительного толка, когда предпринимательство расценивается как способ обогащения одних граждан за счет других, то это, само по себе, является сильным тормозящим моментом в развитии всех видов коммерческой деятельности.
Законодательство и правопорядок. Одной из значимых причин неразвитости малого предпринимательства является слабая правовая база и неэффективная правоприменительная практика. Повсеместное нарушение закона, уклонение от уплаты налогов, взяточничество и коррупция, организованная преступность, отсутствие гарантий защиты собственности и личности предпринимателя, – все это в совокупности представляет значительное препятствие на пути развития малого бизнеса.
Очень мешают динамичному развитию предпринимательской деятельности такие факторы, как слабость и некомпетентность судебной системы, избирательное применение закона, двойные стандарты в рассмотрении хозяйственных споров. Приведение в надлежащий порядок законодательной базы предпринимательской деятельности, неукоснительное исполнение законов всеми сторонами хозяйственного оборота – залог успешного развития малого бизнеса.
Экономическая обстановка. Важнейшим фактором предпринимательской среды является экономическая обстановка, в которой приходится функционировать малому бизнесу. Платежеспособность населения и предприятий, емкость рынков, наличие дешевой и квалифицированной рабочей силы, действующие налоговые ставки – все эти показатели в обязательном порядке учитываются отечественными и иностранными предпринимателями при принятии решения об инвестициях или реализации бизнес-проектов. Предпринимателей также интересуют такие хозяйственные показатели, как уровень инфляции, доступность и стоимость кредитных ресурсов, возможность выхода на рынки ценных бумаг, ограничения на движение капиталов.
При выборе места и сферы предпринимательской деятельности бизнесмены принимают в расчет соотношение заработной платы в данной стране и за рубежом, уровень социальных гарантий наемному персоналу, силу или слабость профессиональных союзов. Немаловажным фактором экономической обстановки является степень конкуренции на рынках и возможности заполнения перспективных продуктовых ниш.
Политическая ситуация. Для формирования благоприятной среды малого предпринимательства очень важным обстоятельством является политическая ситуация, которая во многом определяет инвестиционный климат и развитие бизнеса в какой-либо стране. От политических целей и приоритетов законодательной и исполнительной власти зависит, будет ли поддерживаться или подавляться предпринимательство как институт, каким формам предпринимательской деятельности будет отдаваться предпочтение, будет ли приветствоваться присутствие иностранного бизнеса и транснациональных корпораций на внутреннем рынке страны.
От политической воли правящей партии и влияния оппозиционных сил зависит вхождение страны в состав экономических блоков и союзов (ЕС, ЕврАЗЭС, ВТО и проч.), выбор партнеров по бизнесу, условия сотрудничества с дружественными и недружественными государствами.
Социальная среда. Доброжелательное или негативное отношение к предпринимательству и организаторам малого бизнеса формируется, в основном, в широких общественных кругах. Настроения в обществе, идеологические и религиозные ориентации людей из различных социальных слоев становятся определяющими при оценке личности предпринимателя, его социального статуса. Моральная поддержка обществом человека, который за счет собственного ума и таланта сумел подняться из низов общества на самую вершину социальной пирамиды, – в том числе за счет предпринимательской деятельности, – является наилучшей поддержкой для института предпринимательства.
Институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты – такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу, трудоустройству, учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависит сам бизнес, его этика, культура, уровень организации и управления.
Выделенные нами факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на малые предприятия, производящие товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, каким будет бизнес в стране, насколько он будет развит и какие потребности обслуживать.
Источник
Дмитрий Д
18 апреля · 1,2 K
Сейчас (во время кризиса) только ленивый не говорит о помощи малому бизнесу. А есть ли смысл? Ведь малый бизнес, как правило, не является хранителем уникальных технологий, стоимость фондов и объем производства его ничтожен, от налогов он уклоняется сильнее крупного. Тогда зачем?
Прошу задавать вопросы, связанные с арбитражным процессом, гражданским правом.
Малый бизнес не лучше и не хуже – он занимает свою нишу и если вруг она освободится наступит кризис с неприятными для всех последствиями.
а) Малый бизнес делает то, что крупному невыгодно (и наоборот – крупный занимается тем, что малому не по карману).
Например – нет малых сталелитейных заводов, зато много, скажем, парикмахерских. И если вдруг малого бизнеса не станет, это не значит что условный владелец сталепрокатного завода сразу задумается об открытии сотни парикмахерских – это значит, что стричь волосы нужно будет своими силами. Это, как минимум, неудобно.
б) В малом бизнесе занята существенная часть населения.
Если все они станут вдруг безработными – значит предложение на рынке труда резко вырастет и, соответственно, зарплаты упадут у всех. Это приводит к снижению покупательской способности и как следствие – к падению спроса на продукцию того же крупного бизнеса.
в) Малый бизнес несет меньше затрат (на управление процессами, на инфраструктуру), поэтому удерживает рост цен.
—————
Также не соглашусь, что “от налогов малый бизнес уклоняется сильнее крупного” – скорее наоборот, у крупного бизнеса есть возможности влиять либо на проверяющих (коррупция), либо на само налогообложение (лоббирование).
Спасибо! Позвольте уточнить у Вас еще про такие детали?
1. Правильно ли я понимаю, что малый бизнес имеет больше… Читать дальше
Действительно ли в США проще вести малый бизнес, чем в России, учитывая конкуренцию?
программист, предприниматель
По моему опыту проще. И вот несколько вещей, которые тут стоит отметить:
Конкуренция. В России тоже не такая уж маленькая в большинстве сфер малого бизнеса, если говорить чисто количественно. При этом рынок в США значительно более развит и более обширен, как за счет количества населения, так и за счет уровня развития инфраструктуры.
В США, и это главное отличие от России, есть институт Закона. Это означает не только наличие законов, строго определяющих «правила игры», но и то, что эти правила являются общими для всех и не только и не столько ограничивают человека в его деятельности, но и защищают от недобросовестных внешних воздействий со стороны конкурентов и/или государственных структур.
В США немыслима ситуация, когда из 200 тысяч уголовных дел до суда доходят только 15%, а бизнес теряют большинство (что фактически означает государственный рэкет) – просто потому, что государственные органы замучаются выплачивать компенсации по решению федеральных судов (если не сразу местных).В США значительно меньше регулирование многих отраслей малого бизнеса (хотя не во всем, но в IT я это почувствовал очень хорошо). Финансовая отчетность намного проще, даже если забыть о всевозможных налогах и сборах, которые в России работодатель должен платить за работника и которые в США работник платит сам, без участия работодателя.
(UPD) Как все-таки занятно, когда ответ минусуют массово, но своего не предлагают и в комментариях возражений к сути не выдвигают.
Прочитать ещё 1 ответ
Как вы считаете, какое будущее у интернет-предпринимателей?
Работаю в сфере автоматизации бизнеса. Пишу про бизнес и финансы, веду подкаст-рубрику с… · obretu.ru
В РФ бизнес в интернете только начинает развиваться. Сейчас этот рынок активно растет. После ситуации с изоляцией многие люди стали чаще пользоваться различными сервисами для заказа товаров через интернет. Многие предприятия перевели своих сотрудников а удаленную работу, а это указывает на то, что подрос спрос на инструменты для дистанционной работы командой.
- любой интернет-предприниматель, может предложить более выгодные цены на услуги и товары для своих клиентов, т.к. у него отсутствуют традиционные расходы на просторный офис. Дистанционная работа упрощает поиск сотрудников: можно получить более способного специалиста по оптимальной цене. Это способствует распределению доходов.
Если раньше все могли заработать только в Москве, а у у компаний в Москве не было выбора и они должны были нанимать за большие деньги местных сотрудников, то сегодня многие компании из Мск нанимают сотрудников из регионов. Это обходится дешевле, а сотрудники из регионов, как правило, остаются довольны свой зарплатой.
Учитывая все перечисленное, я верю в рост интернет-предпринимательства и развитие методов дистанционного взаимодействия между сотрудниками, развитие дистанционного обслуживания.
Прочитать ещё 2 ответа
С какими проблемами сталкивается малый бизнес в России?
Эксперт в области популяризации науки.
Самая большая и главная проблема малого бизнеса в России, это отсутсвие заинтересованности власти в существовании и развитии малого бизнеса. Отсутсвие представителей малого бизнеса в числе представителей законодательной власти, говорит о том, что малый бизнес это «слабое звено», во власти и соответсвенно в экономике РФ. Нет, и не придумано ни одной действующей программы развития малого бизнеса, все что существует, представляет из себя «мертвую мышь», любые попытки государства вмешаться, создают ещё большие сложности для предпринимателей, заставляют существующий малый бизнес работать в тени. Отсутсвие дешевых денег, снижение потребления товаров и услуг, усиление контроля со стороны государства, нестабильная налоговая политика, монополизация рынков крупными операторами имеющими гос поддержку, и тд, не позволяют развиваться малому бизнесу в РФ. При существующей в РФ модели сырьевой экономики, малый бизнес не нужен, он только может мешать устоявшейся и понятной практике управления экономикой РФ, и если ранее были попытки со стороны государства поддерживать малый бизнес, то в последнее время мы наблюдаем негативное отношение власти к малому бизнесу, особенно разворот курса, стал виден после протестов на Болотной площади, власть имушие поняли, что представители малого бизнеса опасны и в политической конкуренции. Можно конечно, более детально рассмотреть каждую проблему, которая существует для малого бизнеса, но основные вопросы, я постарался перечислить. Конечно в условиях рыночной экономики, невозможно полностью ликвидировать малый бизнес, а сам он приспосабливается, к все более сложным условиям своего существования и старается выжить, однако такое выживание, достаточно далеко от развития роста.
Прочитать ещё 7 ответов
Что в России считают малым, средним и крупным бизнесом, как их различают?
Юридические услуги для организаций – ведение дел в суде, юридическое обслуживание. · schischkov.ru
Критерии отнесения организации (или иднивидуального предпринимателя) к организациям малого или среднего бизнеса определены в статье 4 федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
Если очень обобщенно:
микропредприятия
- до 15 сотрудников
-доход до 120 млн. рублей в год
малые предприятия
- до 100 сотрудников
-доход до 800 млн. рублей в год
средние предприятия
- до 250 сотрудников (могут быть исключения)
-доход до 2 млрд. рублей в год
Также есть ограничения на участие в таких обществах
-доля участиия государства, религиозных организаций должна быть не более 25%, доля участия крупного бизнеса не более 49%.
и могут быть исключения, например, если организация зарегистрирована в сколково или занимается “нанотехнологиями” – она в любом случае малый бизнес.
Все остальное – крупный бизнес.
Как правило, достаточно критериев по численности сотрудников и годовому доходу.
Прочитать ещё 1 ответ
Какие советы будут полезны начинающим предпринимателям?
Знаток в области красоты, стиля, здоровья, фитнеса. Увлекаюсь кино и…
- Рассказывать всем о своем бизнесе, стараться рекламироваться при любой возможности.
- Не сдаваться! Начинать всегда тяжело, а свой бизнес – особенно.
- Осмотрительно выбирать партнеров. Быть осторожнее, начиная бизнес с друзьями (обычно это ничем хорошим не заканчивается, за редкими исключениями).
- “Держать руку на пульсе” – следить за рынком и конкурентами. Ситуация быстро меняется, важно всегда быть в курсе последних трендов.
Прочитать ещё 5 ответов
Источник
В составе валового продукта США малому бизнесу отводится 70 процентов, в Японии и того больше — 78, а в Италии — 73. У нас этот показатель едва дотягивает до 20 процентов. Что мешает развитию малого бизнеса в Казахстане?
На сегодня малый бизнес — основа экономик всех развитых стран. По данным ООН, малые и средние предприятия составляют 95 процентов от общего количества всех функционирующих в мире. Согласитесь, цифра немаленькая. И явному росту популярности малого и среднего бизнеса (МСБ) имеются свои объективные причины, во многом обусловленные тем историческим этапом, который переживает сейчас планета Земля. А переживаем мы эру глобализации, которая, хотим мы того или нет, касается каждого. Информационное, постиндустриальное общество зиждется на услугах. И это сфера традиционного господства малых экономических форм. В мировых валовых показателях доля услуг неуклонно растет, достигая 70—80 процентов от национального ВВП в ряде стран.
Оценив по достоинству способность МСБ бороться с безработицей, в начале 90-х Президент тогда еще молодого независимого Казахстана подписал указ об усилении государственной поддержки малого предпринимательства. Но «кооперативная» стихийность, отсутствие четкой нормативно-правовой базы, государственных гарантий, неопытность новых предпринимателей, общая неразвитость рыночных механизмов приводили малые предприятия к банкротству. Естественный отбор, впрочем, имел свои преимущества. Оставшиеся игроки дождались вторично подоспевшей помощи государства. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РК» можно оценивать по-разному, но активировать развитие сектора МСБ все же удалось. Сказалась и общая стабилизация ситуации в стране. Снижение общего уровня инфляции, становление банковской системы, принятие целого пакета законопроектов (законы «Об индивидуальном предпринимательстве», «О финансовом лизинге», постановления «О концепции развития ремесленничества», «О развитии женского предпринимательства») внесли позитивную лепту в развитие МСБ. Но, к сожалению, не сняли проблемы его направленности. Доля малых предприятий в торговле составляет 75 процентов. В сельском хозяйстве сосредоточено 25 процентов, 18 — в сфере услуг. И только два (!) процента — в промышленности.
В последнее время Правительство предприняло целый ряд шагов по восстановлению отечественного автомобилестроения, машиностроения, приборостроения, развитию предприятий легкой промышленности. В силу структурных предпочтений МСБ это может привести к скорому уходу с рынка огромного количества малых предприятий. Но такой оборот совсем не соответствует наказу Президента: «Когда 60 процентов работающего населения будет трудиться в малом и среднем бизнесе, тогда Казахстан достигнет устойчивости». Поэтому остро встает вопрос о диверсификации малого бизнеса, его равномерной переориентации во все сектора экономики и сбалансированном симбиозе с предприятиями крупной промышленности.
Надо сказать, отраслевая структура МСП (предприятий малого и среднего бизнеса) в Европе представляет собой совсем другую картину. Семнадцать процентов МСП приходится как раз на промышленность, 16 — на услуги населению, по 14 процентов берут на себя услуги предприятиям и строительство, 13 процентов занимает оптовая торговля, 12 — транспорт и связь. Малые предприятия там делятся на так называемых патиентов, коммунантов и эксплерентов.
Патиенты выпускают готовую продукцию, используя при этом местное сырье и ориентируясь на локальные рынки сбыта. К этому бизнесу относится производство одежды, обуви, продуктов питания. Такие предприятия часто составляют конкуренцию крупным производствам.
Коммунанты, напротив, идут обычно в сцепке с крупными корпорациями, изготавливая детали, узлы, осуществляя промежуточную сборку.
Эксплеренты — это инновационные фирмы, занимающиеся научными, конструкторскими разработками, внедрением технических открытий, созданием опытных партий товаров. При таком соотношении малый бизнес вполне устойчив. И устойчивость эта определяет важные моменты экономического развития. Если за крупными предприятиями стоит общенациональный уровень эффективности экономики, то малые предприятия — это возможность быстро снизить уровень безработицы и противостоять монопольным устремлениям корпораций.
Два последних года Правительство помимо мер по стимулированию развития малого бизнеса рассматривает способы его отраслевой переориентации. Главный фактор, вытесняющий отечественный МСБ из сферы производства, — сырьевая направленность экономики. Поставленная в президентском Послании цель: переориентировать экономику в сферу развития несырьевых производств должна изменить ситуацию. Крупным перерабатывающим компаниям понадобятся малые предприятия-сателлиты, которые возьмут на себя все вспомогательное производство. Это даст толчок развитию коммунантов. Развитие легкой и пищевой промышленности увеличит число предприятий-патиентов.
Но наибольший интерес у Правительства вызывают инновационные сферы малого предпринимательства. И этот сектор МСБ без поддержки государства явно не обойдется. На данный момент разрабатываются меры по бюджетному финансированию субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволит со временем переориентировать их на сферы наибольшей экономической перспективности, что обеспечит в итоге более быстрый экономический рост, чем ставка на сырьевой потенциал.
Итак, малый и средний бизнес не требует больших затрат, он более мобилен и менее подвержен глобальным рискам, а также способен обеспечить рабочими местами до половины населения страны. Малый бизнес способствует выравниванию цен и доходов, он способствует диверсификации экономики и повышает общий конкурентный уровень страны. Единственное, что ему требуется, — поддержка государства. И Правительство, судя по всему, намерено помочь малому, но такому большому бизнесу.
Зауре АХМЕТОВА
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Источник