Польза массажа пальцев рук для детей
Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей
Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.
Пальчиковый массаж и самомассаж – один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.
Игровой пальчиковый самомассаж – это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.
Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.
Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.
Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи
1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей (мизинец)
Меняем руку
И клестов, и снегирей (большой палец)
Любят горного козла (указательный палец)
Обезьянку и осла (средний палец)
Дикобраза и ежа (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)
А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)
3. Массаж (самомассаж) прижимающий
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Правая рука
Шел медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся по дороге (безымянный)
«Видно очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил» (указательный)
Так подумал и пошел (большой)
Левая рука
Он на поиск диких пчел (большой)
Все медведи – сладкоежки (указательный)
Любят есть медок без спешки (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге (мизинец)
4. Потягивание за кончики пальцев
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Тянут – тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку. (указательный)
Вот пришла бы (большой)
Наша внучка, (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка? (мизинец)
Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)
Вытянута репка!
5. «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.
Вариант 1
На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)
Вариант 2
Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугались щелчка –
Разбежались кто куда!
6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии
Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу
Я катаю колобок,
У него румяный бок,
Круглый бок, румяный бок,
Вот так чудо – колобок!
7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии
Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
8. Самомассаж бусинками
Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.
Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й
Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й
Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й
Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й
Смена руки
Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й
Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й
Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й
Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й
9. Самомассаж шестигранными карандашами
Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.
Покатаю я в руках карандаш немножко,
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)
Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.
Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.
11. «Горошки»
Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.
С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки – руки держат все горошки.
12. Самомассаж прищепками
Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.
1-ый вариант
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Дай, хозяйка корма мне,
Раньше, чем моей родне.
2-ой вариант
Кусается больно котенок – малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться,- скажу тебе: «Кыш!»
13. Массаж четками
Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.
Четки мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У нее-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь, и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Источник
Когда в семье появляется малыш, родители стараются окружить его заботой и вниманием. Но иногда забывают, что ребенок нуждается не только в уходе с точки зрения физиологии.
Задача родителей — помочь крохе развиваться с первых дней жизни. Узнайте, как упражнения для развития превратить в веселую игру, которая сплотит малыша с мамой.
Для чего нужен пальчиковый массаж?
На пальчиках малыша расположены рецепторы, которые связаны с отделами головного мозга, отвечающими за развитие памяти и речи у ребенка.
Во время массажа у крохи активизируются речевые центры нервной системы. Развивая таким образом интеллект малыша, вы, к тому же, оказываете положительное воздействие на весь его организм. Массаж пальчиков можно делать с первых дней жизни и ежедневно. Тактильная гимнастика, во время которой мама прикасается к ручкам ребенка, укрепляет их особую связь.
Малышам до года должны помочь родители. Начните массаж с нежного поглаживания ручек ребенка. Это поможет ему расслабиться и настроиться на массаж. После, помассируйте пальчики. Первым — мизинец, а за ним, по очереди, остальные. Делать это нужно круговыми движениями от основания к подушечке. Сначала одну ручку, потом вторую. Продолжить можно легкими постукиваниями пальцев по детской ладошке и вернуться к поглаживаниям. После, можно повторить и с ножками.
Массаж рук для развития мелкой моторики
На ручках у малыша расположены рефлекторные точки. Они посылают импульсы нервной системе крохи. Поэтому тактильные упражнения (связанные с прикосновениями к ручкам ребенка), развивают мелкую моторику.
Детям старше года можно предложить самостоятельно помассировать ручки. Делая упражнения, ребенок может поработать кулачком, походить пальчиками по ножкам или столу, похлопать в ладошки, сложить руки в замок.
К массажу можно добавить ряд интересных и полезных упражнений, которые улучшат моторику и придутся по вкусу малышу. Лепка из глины, теста или пластилина помассирует нервные окончания на пальцах и ладонях малыша. Можно предложить ребенку собрать мозаику. Подойдут даже простые бусины на нити, которые кроха будет перебирать пальчиками.
Эффективнее делать массаж, сопровождая его веселыми детскими стихами, игровыми моментами. Это поможет не только улучшить процесс развития, но и поднимет крохе настроение, превратит ежедневную процедуру в увлекательную игру с мамой.
Например:
«Семейка».
(Берем ручку малыша и на каждую строчку, растираем и загибаем в кулачок каждый пальчик)
Первый пальчик-дедушка,
Второй пальчик-бабушка,
Третий пальчик-папочка,
А четвертый-мамочка,
Пятый пальчик-Я,
Вместе мы семья.
(В конце стишка делаем из ручек «замок»)
«Сорока-Белобока»
(Мама проводит своим пальцем по детской ладошке, приговаривая стихи)
Сорока-Белобока каши наварила,
Каши наварила, деток накормила.
(Далее, на каждую строку прижимаем пальчик к ладошке, первым мизинец)
Первому дала кашку,
И второму ложку,
Третьему немножко,
Четвертому дала,
А пятому не дала:
(Теперь по очереди обратно разгибаем каждый пальчик)
Ты нам дров не нарубил,
И воды не наносил,
Печку ты не затопил,
Кашу нам не наварил,
Не получишь ничего.
(На последней строчке можно хлопнуть ладошками и развести ручки в разные стороны)
«Кулачок»
Первый пальчик, как малыш,
(Прижимаем к ладошке мизинец)
А второй —он слаб, как мышь,
(Прижимаем безымянный)
Третий пальчик —очень длинный,
(Прижимаем средний)
А четвертый —самый сильный,
(Прижимаем пальчик указательный)
Пятый — словно толстячок,
(Большой прижимаем к ладони)
Их всех вместе —в кулачок!
(Ребенок сжимает кулачок)
«Замок»
На двери повесили замок,
(пальчики сжимаются в замок)
И никто его открыть не смог!
(Тянем ручки в стороны, но не расцепляем)
Потянули дружно мы его,
(Тянуть в стороны)
Покрутили, повертели мы его,
(Вращаем ручки)
И когда стучать устали
(Стучим основанием ладошек)
Отворили мы его!
(Ручки раскрываем)
Массаж кистей рук
Успех развития интеллекта и речи ребенка заключается в массаже кисти рук. Воздействие на них способствует активной и слаженной работе обоих полушарий мозга. Также для развития речи важен логопедический массаж.
Массаж поможет укрепить мускулатуру кисти. Он ускорит развитие у малыша речи, памяти, мыслительных процессов, а так же подготовит ручки к письму в дальнейшем.
Чтобы разминать и массировать кисти, возьмите вспомогательные предметы. Отличными помощниками станут карандаши (их можно перекатывать между ладошками и по тыльной стороне руки), мячик с пупырышками, миска с крупой или фасолью, грецкие орехи.
Предложите крохе подержать их в ладошках, покатать по ручкам, ножкам или поверхности стола.
Делая массаж превратите его в веселую игру:
«Домик»
Вот это-наш домик.
(Руки соедините пальцами друг с другом.)
А вот его крыша.
(переплетите пальчики обоих рук.)
А где же труба в нём?
Она ещё выше.
(Поднимите все пальцы вверх)
«Ежик»
Живёт в лесу колючий ёжик, (мячик прокатить по столу)
Но только нет у него ножек,
Он мне по пальчикам бежит (по ножкам прокатить и ручкам)
И очень громко он пыхтит.
По лесу быстро бегает,
И мне щекотно делает!
Скажу ему: колючий ёж,
Беги туда, где ты живёшь!
Полезное видео
С самых первых дней жизни малыш старается зажать в кулачке ваш палец, погремушку, свою ножку, уже стремясь к саморазвитию. Помогите ему. Делайте ежедневный массаж пальчиков и ладошек, развивайте кисти рук или просто поглаживайте ручки и ножки. Это обязательно поможет вашей крохе правильно развиваться и чувствовать, что вы всегда рядом и готовы помочь.
Источник
Статья:
Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).
В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.
Что дает массаж?
С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:
- резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
- подготовить руки к письму;
- избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
- улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
- развивать фантазию, проявлять творческие способности;
- контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
- почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
- развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.
С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?
Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.
Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.
В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.
Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).
Как повысить эффективность массажа и гимнастики
Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:
- комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
- заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
- заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
- по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
- начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
- не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
- начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.
Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).
Особенности речевого развития
В развитии речи тоже есть нюансы:
- при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
- нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
- не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
- если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.
Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).
Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.
Какие упражнения подойдут?
В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.
- «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
- «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
- «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
- «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
- «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
- «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.
В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.
Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник