Польза массажа рук для детей
Статья:
Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).
В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.
Что дает массаж?
С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:
- резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
- подготовить руки к письму;
- избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
- улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
- развивать фантазию, проявлять творческие способности;
- контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
- почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
- развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.
С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?
Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.
Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.
В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.
Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).
Как повысить эффективность массажа и гимнастики
Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:
- комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
- заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
- заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
- по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
- начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
- не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
- начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.
Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).
Особенности речевого развития
В развитии речи тоже есть нюансы:
- при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
- нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
- не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
- если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.
Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).
Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.
Какие упражнения подойдут?
В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.
- «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
- «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
- «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
- «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
- «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
- «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.
В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.
Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Массаж – это не только приятная расслабляющая процедура, но и распространенное средство лечения и профилактики многих заболеваний. И особенно важную роль он играет в вопросе детского здоровья.
О пользе, техниках и отличиях детского массажа от взрослого поговорили с врачом-педиатром, директором медицинского центра «Добрый Доктор» Александром Дечко.
Александр Дечко,
врач-педиатр первой квалификационной категории,
директор медицинского центра «Добрый Доктор»
1. Какую пользу приносит человеческому организму массаж?
– Массаж – это эффективная и полезная процедура для укрепления здоровья. Во время него происходит механическое и рефлекторное воздействие на кожу, мышцы, кости и внутренние органы человека (через систему рефлексогенных зон).
Воздействие массажных движений:
- повышает мозговую активность (за счет рефлекторного воздействия);
- способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата;
- улучшает кровообращение и тем самым обогащает клетки организма кислородом;
- нормализует мышечный тонус;
- активизирует физиологические процессы, происходящие в организме;
- обеспечивает хорошее самочувствие и настроение.
2. Правда ли, что массаж – это пассивная мышечная нагрузка?
– Это действительно так. Специалист по массажу совершает определенные воздействия своими руками, а приток крови, венозный и лимфатический отток и улучшение мышечного тонуса происходят у того, кого он массажирует. В этом и заключается кардинальное отличие активных воздействий от пассивных.
3. Чем детский массаж отличается от взрослого?
– Детский массаж отличается от взрослого:
- интенсивностью механического воздействия – как правило, это средняя и низкая интенсивность;
- избирательностью воздействия: надо учитывать возраст ребенка, в частности – преобладание тонуса мышц сгибателей и разгибателей;
- выбором массажных движений: максимально используются поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Обязательными являются умение массажиста найти подход к ребенку, установить контакт и малая интенсивность воздействия в период привыкания ребенка к процедуре и массажисту.
4. Какие техники используются при детском массаже?
– Поглаживание подготавливает нежную детскую кожу к массажу, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Поглаживать необходимо нежно, всей ладонью, двигаясь по направлению лимфотока, не сдвигая кожу в складки.
Растирание – прием, при котором массирующая рука не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях.
Разминание оказывает основное воздействие на мышцы, ускоряя приток крови и лимфы.
Вибрация – колебательные движения, выполняемые с различной амплитудой. Они отлично тонизируют и обезболивают.
5. Какие виды детского массажа существуют?
– Все виды массажа обусловлены стоящими перед врачом и массажистом задачами.
Профилактический (гигиенический) массаж – активное средство профилактики и предупреждения различных заболеваний. Применяется для общего оздоровления.
Лечебный массаж – эффективный метод лечения различных травм и заболеваний. Назначается врачом с целью решить конкретную проблему начиная с 2-3-месячного возраста малыша, при особых обстоятельствах – даже с 4 недель жизни. Лечебный массаж показан при таких состояниях как:
- кишечные колики;
- нервные расстройства;
- синдром двигательных нарушений;
- кривошея;
- бронхит;
- пневмония;
- бронхиальная астма;
- костная деформация и патология суставов;
- нарушение развития роста;
- логопедические проблемы.
Коррекционный массаж назначают для того, чтобы закрепить результат курса лечебного массажа и предотвратить повторное заболевание.
Каждую конкретную ситуацию и необходимость массажа необходимо обсуждать с врачом.
6. Какую физическую и психологическую пользу может принести
ребенку массаж?
– Массажем корректируются проблемы в развитии и формировании опорно-двигательного аппарата, подвижности суставов, регулируется тонус разных групп мышц.
Профессионально выполненный массаж способствует улучшению дренажной функции лимфатической системы, улучшению кровообращения во всем теле, насыщает ткани кислородом и способствует более активному выведению из организма отработанных веществ.
Врачи часто назначают массаж малышам
на первом году жизни.
Лечебный массаж назначается при врожденных мышечной кривошее, вывихе бедра, косолапости. Достаточно эффективен он в борьбе с кишечными коликами, как профилактика и лечение рахита. При большинстве неврологических заболеваний в составе комплексного лечения также используется лечебный массаж.
7. Как дети реагируют на массаж?
– Массаж является пассивной гимнастикой для младенца. При массаже улучшается общее физическое состояние, ускоряются все обменные процессы организма (улучшается лимфоотток, газообмен). Это заряд энергии и хорошего настроения.
Неудивительно, что среди взрослых мало людей, которые отказываются от этой процедуры.
Но с маленькими детьми все немного сложнее.
Не всегда ребенок спокоен при проведении массажа, но задача массажиста – свести к минимуму все неприятные для малыша моменты. Как правило, на 3-4 процедуре ребенок привыкает. Буквально на 2-3 процедуре, а иногда и сразу родители замечают изменения: малыш становится более активным, у него улучшается настроение, нормализуются сон и аппетит.
- 8. Зачем массаж назначают грудничкам?
- Отличается ли массаж 2-месячного ребенка от малыша,
которому уже год?
– Здоровому ребенку массаж назначают в комплексной профилактике рахита и для укрепления опорно-двигательного аппарата. Представьте, какую нагрузку испытывают кости и мышцы на первом году жизни, когда масса тела увеличивается примерно в 3 раза! А нужно, чтобы все это не просто росло в высоту и ширину, но и ползало, сидело и стояло. Нагрузка получается колоссальная.
Задача массажа – подготовить детский организм
к этой нагрузке.
Массаж двухмесячному ребенку отличается от массажа годовалому ребенку и интенсивностью проведения процедуры, и обучением навыкам путем побуждения ребенка к активным действиям (поворот на живот, подготовка и укрепление мышц для присаживания и т. д.).
9. Какие существуют противопоказания для проведения ребенку
сеансов массажа?
Противопоказания для детского массажа:
- повышенная температура (от 37,2 и выше);
- любые заболевания в острой фазе или обострение хронических заболеваний;
- сильные высыпания на коже ребенка;
- злокачественные опухоли;
- любые хронические заболевания в стадии декомпенсации.
10. Могут ли родители сами делать своим детям массаж или обязательно необходим специалист?
– Родители могут сами заниматься с детьми, но рекомендованы только поглаживания и ЛФК по возрасту (после обучения). А массаж лучше доверить специалисту, так как неправильным воздействием на мышцы маленьким детям можно навредить.
По теме: Как понять малыша по его жестам? Правила расшифровки
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 комбинированного вида, Красносельского района, города Санкт – Петербурга
Массаж рук.
Составитель:
Педагог – психолог
Васильева
Жанна Николаевна
Массаж позволяет активизировать
и синхронизировать работу
обоих полушарий мозга,
В.А. Сухомлинский утверждал,
что «Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Упражнения улучшают циркуляцию крови.
Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:
мизинец – с сердцем,
безымянный – с печенью,
средний – с кишечником и позвоночником,
указательный – с желудком,
большой – с головным мозгом.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:
от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Очень полезен в таких играх массажный мяч – Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.
В технику массажа входят следующие приемы:
– поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика
до основания;
– похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
– поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев
до локтя;
– вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение
кистивправо, влево;
– поворот руки ладонью вверх – ладонью вниз;
– поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому
суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые
движения в центре ладони.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет
1. «Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.
3. «Ладушки»
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу -полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)
4. «Домик»
Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)
5. «Прятки»
В прятки пальчики играются, Открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. «Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять…(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)
7. «Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
Массажот 3 до 7 лет
С помощью карандаша
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
– перекатывать между ладонями;
– катать по тыльной стороне руки;
– раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
– удерживать одним пальцем руки;
– раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Массаж с помощью грецких орехов
С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
– прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
– кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
– прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
– скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
– прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
– раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
– удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж пуговицами
Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
– проведите ладонями по поверхности пуговиц;
– зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
– погрузите руки глубоко в пуговичное “море” и поплавайте в нем;
– перетирайте пуговицы между ладонями;
– пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
– захватите “щепотку” пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Комплексы по самомассажу и массажу
Растирание ладоней
«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.
«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» –
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» – обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» – сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,Быстро мука мелется.
«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.
«Точим ножи» – активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.
«Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,И терпения набраться.
«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»
Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Комплексы по самомассажу и массажу
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты» – одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
«Пружинка» – спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси» – пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
«Человечки» – указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».
Для маршировки:
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
Иглбол со стихами
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
* * *
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
* * *
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение
несколько раз.
Список литературы:
1. “Пальчиковые игры и упражнения для детей – пальчиковая массажная гимнастика
с иглболом”, источник: https://doshvozrast.ru/igra/igrapalchik02.htm
2. “Пальчиковая массажная гимнастика с ИГЛБОЛОМ”,
источник: : https://malyshlandia.ru/
3. “Рекомендация по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста”,
4. Центр детской нейропсихологии и логопедии: “Логопедический массаж рук детям”,
источник: www.npsy4kids.ru
Источник