Польза музыкальных игрушек для детей

Вырастить Моцарта

Ассортимент игрушечных музыкальных инструментов огромен – это и синтезаторы, от простейших до почти не уступающих настоящим, пианино, барабаны, маракасы, ксилофоны… Но создание в детской подобия оркестровой ямы в миниатюре само по себе не обеспечит развитие музыкального слуха. А вот замедлить его вполне может.

Поэтому специалисты советуют:

  • выбирайте тот игрушечный музыкальный инструмент, звук которого максимально соответствует настоящему;
  • обратите внимание на демо (записанные композиции) синтезатора: желательно, чтобы они были разными по темпу и настроению;
  • выучите сами несколько простых мелодий для пианино (синтезатора) или ксилофона, чтобы показать малышу, как звуки складываются в песенку; те, кто не владеет нотной грамотой, с легкостью найдут в интернете тексты с пронумерованными клавишами вместо нот;
  • покажите и объясните ребенку, как стучать на барабане или греметь маракасами ритмично, подстраиваясь под звучащую в данный момент музыку или создавая свой ритмический рисунок;
  • но не забывайте, что шум и какофония, поначалу создаваемые вашим малышом всеми, попавшимися под руку игрушками, — неотъемлемый этап исследования окружающего мира.

Следуя этим советам, вы не только извлечете несомненную пользу для развития вашего ребенка, но и сможете определить его возможные склонности к более серьезным занятиям музыкой.

Все хорошо в меру

В спорах о пользе или вреде интерактивных игрушек – поющих, танцующих, разговаривающих кукол, зверят и машин – психологами, педагогами и родителями сломано немало копий.

Основные аргументы противников сводятся к тому, что

  • из-за наличия определенного набора готовых реплик, заложенных в программе игрушки, ребенок не моделирует новые ролевые ситуации;
  • способы исследования окружающего мира сводятся к схеме «нажал на кнопку – получил песенку (звук, фразу)».

При этом существует большое количество действительно хороших развивающих игрушек, построенных на принципе интерактивного взаимодействия («нажал – получил»), помогающих изучить цвета, алфавит, счет в интересной форме:

  • «детские компьютеры»; в некоторые модели заложены программы, рассчитанные на несколько лет последовательных занятий;
  • интерактивные музыкальные платформы для детей от года до трех, совмещающие задания на узнавание, сравнение, поиск.

А приятные мелодии мобилов или забавные звуки, издаваемые рисунками музыкальных ковриков, отвлекут малыша, пока мама занята другими делами.

Истина, вероятно, где-то посередине. И оставлять ребенка с одной-единственной самодельной тряпичной куклой для развития воображения, и забивать детскую от пола до потолка всевозможными поющими и говорящими куклами и «развивайками», передоверяя им все общение с ребенком, — крайности.

Для тех, кто все-таки «за»

При выборе музыкальной игрушки следует руководствоваться теми же критериями безопасности, что и для обычных игрушек, учитывая еще несколько нюансов:

  • если для вашего слуха звук игрушки слишком громок и резок, для слуха ребенка он будет таким же;
  • звук должен раздаваться сразу после нажатия соответствующей кнопки или клавиши;
  • отсек с батарейками должен быть максимально (насколько это вообще возможно) недоступен для ребенка.

Конечно, в пупсе, имитирующем младенца вплоть до неспокойного ночного сна в реальном времени (вправду существующая игрушка!), ничего хорошего нет, но и отказываться от уморительно танцующего под веселую песенку тигренка, пожалуй, тоже не стоит.

.

Источник

11 января 2012

Автор
КакПросто!

Маленькие дети любят музыку, им нравятся мелодичные произведения. Музыка развивает творческие способности ребенка, способствует развитию слуха, памяти, воображения малыша. Первое знакомство с волшебным миром музыки начинается с музыкальных игрушек. Какие поющие игрушки и в каком возрасте стоит предлагать детям, чтобы это пошло им на пользу?

Вам понадобится

  • – погремушки;
  • – колокольчики;
  • – дудка;
  • – барабан;
  • – бубен;
  • – маракас;
  • – интерактивные музыкальные игрушки;
  • – поющие игрушки;
  • – металлофон;
  • – пианино;
  • – диски с записью классической и другой музыки.

Инструкция

С самого раннего возраста развивайте слуховое восприятие ребенка. Уже в месячном возрасте наденьте на ручку ребенка браслет с колокольчиками. При каждом движении малыша они будут звенеть, а ребенок – слушать звук и пытаться найти его источник. Постепенно маленький исследователь догадается, что звук раздается всякий раз, когда он шевелит рукой, что он может греметь колокольчиками громче или тише, быстрее или медленнее. И таким образом у ребенка появится первое представление о причинно-следственных связях.

Читайте также:  В чем польза имбиря с лимоном

В возрасте 3-4 месяцев покажите малышу звучащую игрушку, например, дудку. Дайте ребенку послушать звук, который может издавать инструмент. Подуйте в дудку справа от ребенка, затем слева, спереди и сзади. Вы увидите, как малыш будет переводить взгляд вслед за источником звука, искать его. Можно играть с ребенком, используя колокольчик, маракас, бубен. Дайте ему возможность слушать и воспринимать разные звуки. Вскоре вы поймете, какие именно музыкальные игрушки больше пришлись по душе малышу.

В 5-6 месяцев предложите ребенку поющую игрушку. Объясните, что она начинает петь, когда вы нажимаете на кнопку. Подпевайте игрушке, покажите малышу, что игрушка танцует в такт песне. Так вы с раннего детства разбудите у ребенка интерес к музыке и пению, разовьете его воображение. Существуют интерактивные музыкальные игрушки, которые могут петь и говорить вашим голосом. Пойте вместе с игрушками и, став старше, малыш будет пытаться подпевать вам, подражать интонации.

Приобретите игрушки, которые издают разные звуки при нажатии на кнопки, подражают звукам животных, исполняют короткие мелодии. Покажите ребенку, как обращаться с подобными игрушками. Очень скоро ваши дети сами с удовольствием будут нажимать кнопки и извлекать звуки. Малыши любят мелодичные повторяющиеся песенки, так что готовьтесь по много раз прослушивать одно и то же.

Ближе к году ребенка познакомьте его с металлофоном. Объясните, что стуча палочками по клавишам, можно извлекать различные звуки и даже сочинять мелодии. Такое развлечение развивает не только музыкальные способности ребенка, но и координацию его движений. Кроме того, металлофоны бывают с разноцветными клавишами, что позволяет параллельно изучать цвета. Играйте вместе с ребенком, придумывайте все новые мелодии, извлекайте разные по частоте и громкости звуки. Тем самым вы разовьете слух маленького музыканта и чувство ритма.

Очень важны для развития малыша ударные музыкальные инструменты. Покажите, как стучать палками по барабану, как бить в бубен и в маракас. Комментируйте звук, который получается у ребенка. Декламируйте короткие ритмичные стихи и пойте песенки, отбивая ритм. Ритмические упражнения очень хорошо влияют на мозговую активность ребенка. Подберите небольшой музыкальный отрывок с четким ритмом (например, отрывок вальса) и, считая на раз-два-три, отбивайте ритм маракасом или погремушкой вместе с малышом. В более старшем возрасте приобретите танцевальный музыкальный коврик для малыша. Это также поможет ребенку научиться чувствовать ритм.

Познакомьте юного музыканта с духовыми инструментами – дудкой, губной гармошкой, свистком. Малыш удивится поняв, что выдыхая воздух, можно издавать различные звуки. Кроме того, занятия с духовыми инструментами подготовят артикуляционный аппарат ребенка к дальнейшему речевому развитию, а также развивают дыхательные способности для пения в будущем.

Включайте малышам записи звуков природы и голосов животных в сопровождении классической музыки. Это расширит представление ребенка об окружающем мире и воображение. Ставьте диски с произведениями Моцарта. Ученые доказали,что произведения именно этого композитора стимулируют память детей и способствуют восприятию новой информации. Существуют записи классической музыки в адаптации для самых маленьких. Предложите ребенку послушать детские песенки из мультфильмов.

Помните, что никакие игрушки и записи не заменят ребенку материнского тепла и голоса. Старайтесь как можно больше петь малышу колыбельных и обычных песен, это успокаивает ребенка, дает ощущение защищенности. Играйте в музыкально-речевые игры-потешки, игры-сценки. Это развивает коммуникативные навыки детей. Танцуйте с малышом, сначала держите его на руках, а позже показывайте движения, и маленький танцор будет с радостью вам подражать.

Обратите внимание

Избегайте включать детям произведения Баха, поскольку его музыка излишне мрачна и тревожна для детского восприятия.

Полезный совет

Если вы играете на каком-либо музыкальном инструменте, обязательно давайте небольшие концерты для своего ребенка, возможно, в будущем малыш также захочет пойти учиться в музыкальной школе.

Источник

Читайте также:  Польза рыбного жира для женщин

Консультация музыкального руководителя

«Музыкальные игрушки — вред или польза?»

Уважаемые родители! Попробуйте вспомнить звук игрушечного пианино и сравнить его со звуком настоящего инструмента. Зачастую можно услышать такое мнение – «не игрушка, а сплошное вредительство – ни одного чистого звука, ребёнок только слух себе портит». Неужели это действительно так? Врачи установили: эмбрион в мамином животе начинает слышать внешний мир уже примерно с 17 недели беременности. Много научных статей посвящено тому, что должна слушать будущая мама: как влияет на малыша классическая музыка или, например, тяжёлый рок. Да и самой первой игрушкой младенца становится погремушка. Что и говорить, звуки и музыка прочно входят в жизнь маленького человека.

Абсолютным музыкальным слухом с рождения могут похвастаться единицы. А значит, задача родителей – развивать слух ребёнка с первых дней его жизни. Это всё равно, что развивать тактильные ощущения. Малыш не будет знать понятия твёрдое, мягкое, шершавое, пока ему не продемонстрировать всю эту палитру и не дадут ощутить её, сравнить, уловить разницу. Но не все из нас музыканты и далеко не все обладают настолько хорошим слухом, чтобы различить фальшивые ноты в детском игрушечном клавесине. И тут возникает вопрос что делать, какие игрушки покупать, а какие обходить стороной? Не так давно СМИ освещали заявление учёных. Те провели эксперименты с современными музыкальными мобилями и предупредили родителей, что большинство этих устройств, включенных на самую минимальную громкость и размещённых на максимальном удалении от кроватки, всё равно оказывают негативный эффект на слух новорождённого. Хорошо, звуковое сопровождение крохе можно не включать, ограничиваясь мамиными колыбельными. Но вот маленький человечек подрос, и ему пора активно узнавать мир… Редкий родитель ведёт своего трёхлетнего малыша к педагогу по музыке. В городские музыкальные школы набирают ребят, начиная с 5-6 лет. До этого возраста ребёнок, даже если он сам тянется к музыке, вынужден довольствоваться игрушечными музыкальными инструментами. «Что в этом такого», – спросите вы, – «Ведь есть и детские синтезаторы, и гитары, и трещотки». Конечно есть! Да вот только не инструменты это, а игрушки. Малыш, с удовольствием нажимавший кнопки на «гитаре», будет с удивлением смотреть на струны настоящего инструмента. «Саксофон» никогда не выдаст того же звука, что его «взрослый» собрат. Ребёнок, поиграв с такими игрушками, может впоследствии столкнуться с трудностями овладения настоящими инструментами. Внешний вид примерно тот же, а вот способ извлечения звуков, может быть, совсем другой, да и сами звуки тоже. Нельзя сбрасывать со счетов и качество исполнения музыкальных игрушек. Игрушка, выглядящая как пианино, совершенно не обязательно умеет воспроизводить гамму «до-ре-ми». Вполне возможно, что одна кнопка издаёт звук колокольчика, вторая – писк, третья – вообще запрограммирована на звуки животного. Вы встречались с такими экземплярами? Допустим, нам повезло, и мы купили детский ксилофон, который, на первый взгляд, выполняет свою функцию. Есть ли у родителей гарантия, что нота «соль» звучит на этом музыкальном инструменте правильно? Хорошо, если взрослые обладают музыкальным образованием и смогут распознать неточность. А если нет? Выходит, ребёнок, пару лет игравший на своём игрушечном ксилофоне «В лесу родилась ёлочка», придя в музыкальный класс с настоящим инструментом, услышит совершенно иное звучание? Нужно ли ребёнку верное звучание инструментов? Малыш же просто играет в «музыку», точно так же, как и в «больницу», «школу», «самолёт», и просто составляет своё мнение об этой сфере жизни. И никому в голову не придёт сетовать на то, что эти игрушки не выполняют те же функции, что и настоящие вещи. Если же маленькому пианисту нравится создавать музыку, значит, родители по достижении ребёнком нужного возраста, ведут его в специальную школу, кружок. И уже там под руководством педагогов малыш будет не играть в инструмент, а играть на инструменте. Однако не всегда ребёнок явно демонстрирует интерес к музыке. Что, если вот это детское знакомство с музыкой станет для малыша единственным опытом на всю жизнь? Далеко не все родители могут дать своему ребёнку даже возможность попробовать заниматься музыкой. Занятия музыкой в ДОУ далеко не всегда включает в себя знакомство с какими-нибудь инструментами.

Читайте также:  Косточки от слив и абрикосов польза и вред

Охватывая взглядом ассортимент музыкальных игрушек, можно иногда наткнуться на народные инструменты. Народные музыкальные инструментами чаще всего производятся либо музыкальным фабриками, либо частниками-энтузиастами. Дело это не слишком прибыльное, подделки нет, и за качество большинства таких игрушек можно поручиться. Неужели это панацея? Увы, современного ребёнка, привыкшего к пластмассовым многофункциональным игрушкам, очень сложно заинтересовать народными инструментами. Выполненные из натурального дерева, не всегда расписные, они теряются на фоне остальных игрушек. И если двухлетний малыш ещё возьмёт в руки трещотку, покрутит её, изучит, послушает, то четырёхлетний малыш вряд ли даже посмотрит в сторону такой «неинтересной» игрушки…

Таким образом, знакомить ребёнка с музыкой нужно обязательно. Важно делать это с помощью правильных игрушек, но качество музыкальных игрушек никем не регулируется и приходится включать свой собственный музыкальный слух, чтобы не купить ребёнку то, чем можно случайно «на ухо наступить»!

Громкость музыкальных игрушек

Какими свойствами должна обладать игрушка, чтобы понравиться малышу? Наверняка многие родители скажут, что она должна быть яркой, удобной, громко звучать. Вот как раз о последнем – о звуке музыкальных игрушек для маленьких детей – я бы и хотела сегодня поговорить. Помните, какими звонкими были погремушки в нашем советском детстве? А как громко звучали дешевые китайские детские музыкальные игрушки, которыми заполнился наш рынок в начале 90-х? Нам всегда казалось, что, чем громче звучит игрушка, тем больший интерес она представляет для ребенка, тем дольше она будет его занимать и отвлекать. Вред громких музыкальных игрушек для детей. Оказывается, музыкальные игрушки с громким звуком имеют непосредственное отношение к проблемам, связанным с детским слухом. Это могут быть и задержка в развитии речи, и отсутствие реакции на окружающие звуки, и определенная степень глухоты. Последние исследования ученых доказали эти факты, и в ряде цивилизованных стран было запрещено выпускать слишком громкие музыкальные игрушки. К сожалению, на прилавках нашей страны зачастую можно увидеть (вернее, услышать) слишком громкие развивающие музыкальные игрушки (громкость которых порой достигает 100-110 децибел (для сравнения, 110 децибел – шум вертолета) при установленной Всемирной организацией здравоохранения норме в 75 децибел). Как же выяснить, что игрушка является слишком громкой для вашего ребенка? Для этого вовсе не обязательно использовать специальный прибор для определения громкости шума. Ориентируйтесь на следующие критерии: если для того, чтобы ребенок, играющий с игрушкой, вас услышал, вам нужно поднимать голос – такая игрушка является слишком громкой; если звук детской музыкальной игрушки является даже для вас резким, неприятным, слишком звонким, раздражающим – такая игрушка является слишком громкой и для вашего ребенка; для малышей до года нужно выбирать игрушки со звуком, который вам кажется немного тихим или нормальным, но не громким. Как правильно выбрать детскую музыкальную игрушку? Что предпринять родителям, желающим избежать повреждения органов слуха ребенка вследствие использования игрушек с громким звуком?

• Проверьте звук игрушки перед покупкой. Также это касается ходунков, специальной детской обуви, детских велосипедов – любых товаров для детей, содержащих те или иные звуковые элементы.

• При покупке отдайте предпочтение тем игрушкам, в которых можно регулировать уровень громкости. Или приобретите более тихие игрушки – они не только безвредны для здоровья ребенка, но и позволят ему более сосредоточиться на развивающих и обучающих функциях игрушки.

• Учите ребенка тому, что во время игры с громкой игрушкой нельзя прикладывать ее близко к лицу, а тем более ушам. Если ребенок еще мал, сами не трясите громкой погремушкой у него возле уха.

• Сократите время игры ребенка со слишком громкими музыкальными игрушками.

Надеюсь, эти советы помогут вам в правильном выборе игрушек для своего ребенка.

Спасибо за внимание!

Источник