Польза ношения ребенка на руках
НОШЕНИЕ РЕБЕНКА НА РУКАХ
К счастью, многие современные родители отказываются от применения к грудным детям с рождения таких воспитательных мер, как «дать прокричаться» одному в кроватке, приучать «быть самостоятельным» (это грудного-то младенца!), и самое главное – ни в коем случае не брать на руки, чтобы он не привык и не разбаловался. Сейчас уже научно доказано, что ничего, кроме подорванной психики и нарушений во взаимоотношениях родителей с детьми в будущем, эти жесткие методы не принесут. Детей не следует оставлять одних для того, чтобы они учились быть сами себе успокоителями, как иногда советуют родителям. Такой отстраненный подход в уходе за ребенком противоречит и здравому смыслу, и опыту. В ходе исследований уже неоднократно было доказано, что в отсутствие матери дети ведут себя более нервно и неорганизованно.
Все чаще специалисты говорят о том, что неограниченное ношение ребенка на руках способствует его развитию, как физическому, так и психическому. Существует так называемый «ручной период» (приблизительно до трех месяцев; после трех месяцев ребенок также нуждается в ношении на руках, но уже не постоянно), в течение которого малыша необходимо носить на руках у мамы постоянно. А если он этого не получает в силу того, что мама решает «не приучать ребенка к рукам», то малыш может замкнуться, перестать доверять маме и не проситься на руки вообще, т.к. ему становится лучше одному. Некоторые же дети начинают требовать того, что сама природа заложила в них (это по-другому называется врожденным ожиданием малыша), а именно: неограниченного ношения на руках. А если мама по каким-либо причинам не дает этого ребенку, значит, ее действия не соответствуют врожденному ожиданию малыша, и тогда он становится беспокойным и часто плачет. Дети же, которых часто и много носят на руках, а также целуют и гладят, лучше развиваются, более спокойны. Они направляют энергию не на безостановочный плач, а на рост. Причем положительное влияние телесного контакта матери с ребенком отмечается во всем живом мире.
КАК НОСИТЬ РЕБЕНКА НА РУКАХ?
Но случается, что детка весит немало, а мамочка хрупкая. Как же быть? Как носить свое чадо на руках так, чтобы обоим было комфортно? Как находиться в постоянном телесном контакте, если у мамы домашних дел невпроворот? Ответ прост: используйте слинг! Это нехитрое и, замечу, древнейшее приспособление для ношения детей как нельзя лучше решает все вышеозначенные задачи. Ребенок постоянно находится у маминой груди, что обеспечивает хороший набор веса и достаточное количество молока на протяжении всего периода кормления грудью, слышит мамино сердцебиение, ощущает ее дыхание, живет в ритме маминых шагов, обоняет знакомый и родной запах (т.к. ареола пахнет также, как и амниотическая жидкость). И при этом, мама может заниматься всеми необходимыми делами, ибо руки ее остаются свободными. Мама не просто носит малыша, как хрустальную вазу, а делает с ним на руках домашние дела, а это ведет к тому, что малыш регулярно включает мышечный корсет (мышцы туловища). Ведь мама то положит его, чтобы снять с плиты кастрюлю с горячим супом, то наклонится, чтобы выбросить мусор, то присядет, чтобы поднять с пола вещь и т.д. В результате «ручные» малыши своевременно и хорошо держат голову, хорошо группируются, а впоследствии прекрасно владеют своим телом. Ношение на руках вообще способствует развитию вестибулярного аппарата деток. К счастью, в наше время выбрать и приобрести практически любой вид слингов совсем не сложно, а опытные консультанты на регулярно проводимых мастер-классах помогут освоить его.
Уильям и Марта Сирс в своей книге «Ваш малыш от рождения до двух лет» приводят пример использования слинга в качестве своеобразного инкубатора для недоношенных детей. Группа специалистов из Южной Америки сделала открытие: некоторые роддома в силу финансовых причин не могли позволить себе закупку дорогого оборудования, необходимого для выхаживания недоношенных детей. Вместо инкубатора они клали детей в некое подобие перевязи и прибинтовывали к матерям. Эти детки росли и развивались также хорошо, как и те, о которых заботилась техника. Несомненно, что происходило это благодаря тесному телесному контакту с матерью. Материнское тепло согревало детей, материнские движения успокаивали их, и они направляли энергию не на крик, а на рост и развитие. Постоянная близость матери вызывала у младенцев желание чаще брать грудь.
НОШЕНИЕ РЕБЕНКА НА РУКАХ: ПЛЮСЫ
Итак определенно положительные моменты ношения детей на руках и в слинге:
1. Ношение ребенка на руках способствует правильному формированию скелета и мышечного аппарата.
Способ ношения ребенка и продолжительность его пребывания на руках определяют рост скелета и развитие мышечного аппарата. Правильное распределение нагрузки, устранение чрезмерного напряжения в нижней части спины — залог будущего здорового позвоночника. Отсутствие частого и продолжительного ношения ребенка на руках или неправильная поддержка может сопровождаться недостаточным мышечным тонусом, вызывать отставание в моторном развитии и неправильное формирование изгибов позвоночника. При неправильном ношении малыша возникает риск искаженного развития его тазобедренных суставов. Действительно, все эти отклонения здоровья совершенно не известны там, где люди живут в рамках традиционной культуры, и женщины носят на себе детей так, как положено в природе. Хорошо известно, что у этих народностей отсутствует такое ортопедическое нарушение, как врожденный вывих бедра.
2. Ношение на руках организует ребенка и регулирует его системы.
Исследования показали, что если мать и ребенок длительное время находятся неразлучно, как при ношении в слинге, это способствует тому, что ребенок быстрее начинает различать день и ночь. Материнская ритмичная ходьба напоминает младенцу о матке, восхитительно регулярное сердцебиение матери также знакомо ему с момента зачатия и т.д. Все родительские ритмы оказывают стабилизирующее влияние на пока еще сбивчивые ритмы ребенка.
3. Ношение на руках способствует обучению ребенка.
«Какое может быть обучение, когда речь идет о грудничке?» – удивитесь вы. Но это так: ношение способствует тому, что детки оказываются в центре событий. Ребенок всегда там, где мама. А так как он не тратит время и энергию на плач, а пребывает в состоянии уравновешенной бдительности, то малыш наилучшим образом взаимодействует с окружающим миром, познавая его. Также ношение вводит ребенка в мир людей, т.к. дети, которых носят, лучше и раньше распознают лица своих родителей, лучше узнают ритм их походки и запах. Ребенок видит то, что и мама. К сожалению, этого не всегда можно добиться, если возить ребенка на колесиках, а потом припарковывать куда-нибудь.
4. Ношение ребенка на руках способствует установлению тесного контакта между ребенком и родителями.
То, как мать и ребенок начинают свою совместную жизнь, во многом определяет ее дальнейшее протекание, их будущие взаимоотношения. Постоянный контакт формирует у ребенка чувство полного доверия маме, понимания того, что мир надежен и стабилен. А восприятие окружающей действительности именно в таком ключе ведет к формированию сильной, самодостаточной, незакомплексованной личности. Также постоянный контакт матери и ребенка для обоих означает, что все хорошо, когда они вместе. Ношение вообще делает ребенка более контактным. Дети, которых носят в слинге в положении «живот к животу», не имеют проблем со взглядом «глаза в глаза». А, согласитесь, открыто смотреть в глаза другому человеку не каждый взрослый может в силу различных психологических причин.
В неограниченном ношении на руках есть много плюсов и для самой мамы.
Ее организм, если ребенок в буквальном смысле «живет у нее на руках», постепенно привыкает к растущему весу ребенка и нарабатывает ловкость в ношении, поэтому она носит ребенка без ущерба для своего здоровья. Маме же, которая старается не приучать ребенка к рукам, все равно приходится несколько раз в день брать ребенка на руки, чтобы покормить и перепеленать. При этом ее физическая подготовка не будет поспевать за увеличивающимся весом, и велика вероятность повредить спину при очередном поднятии ребенка. Кроме того, мама, которая долго кормит грудью и носит малыша, очень быстро восстанавливает фигуру и физическую форму. Мама, носящая малыша, чувствует себя гораздо спокойнее, чем та, которая постоянно бегает к кроватке. Это оправданно. Поскольку малыш все время при маме, она имеет возможность быстрее заметить его нужды, и помочь малышу до того, как он расплачется. А раз он спокоен, то и мама спокойна. Мама, умеющая легко носить свое чадо, мобильна. При этом, благодаря умению жить с ребенком на руках, в гостях, магазине или ресторане мама с малышом получит удовольствие от отдыха не меньше, чем до беременности. Еще одно важное преимущество использования слинга – это возможность незаметно покормить ребенка. Если малыш находится в слинге в положении «колыбель», то окружающие и не заметят, что ваше чадо наслаждается маминым молочком. Выдать ваш секрет могут только сочные причмокивания!
НОШЕНИЕ РЕБЕНКА НА РУКАХ: МИНУСЫ
Однако часто приходится сталкиваться с настороженным и даже отрицательным отношением к ношению ребенка как на руках так и в слинге. И к наиболее распространенным «против» относятся следующие:
1. Ношением ребенка на руках вы разбалуете его.
Но младенца невозможно разбаловать тем, что вы будете удовлетворять одну из его базовых потребностей – потребность контакта с матерью. И наиболее важны в формировании базовых эмоциональных установок первые месяцы жизни. Мама рядом – значит, все хорошо, мир стабилен. Только примерно к двум годам ребенок в состоянии осознать, что если мама ушла, то она не перестала существовать, что она вернется. Для младенца же, если объект пропадает из поля зрения, он перестает существовать. А если пропадает мама, значит, рушится весь мир. Также важно и то, что чем сильнее вы с малышом поначалу будете привязаны друг к другу, тем проще ему впоследствии будет занять себя самому. «Отход» от мамы у детей, которых не ограничивали в телесном контакте, происходит практически незаметно для обоих. Ходунок, которого долго носили, будет проситься на ручки в основном только тогда, когда у него действительно устанут ножки.
2. Ношение ребенка на руках в слинге в слинге может неблагоприятно сказаться на строении позвоночника.
В слинге младенец принимает положение, которое наилучшим образом соответствует его анатомическому строению. Если новорожденного положить на живот или поднять, он практически сразу подтянет ножки и примет позу «лягушки», т.к. она наиболее физиологична. И в слинге малыш также находится с разведенными и приподнятыми ножками. Округленная спина младенца (кифоз) выпрямляется не сразу. Известную S-образную форму позвоночный столб принимает только с первыми шагами ребенка. В слинге же ребенок находится именно в положении с округленной спиной. Это касается как положения «колыбелька», так и вертикальных положений «живот к животу», положения «на бедре», положения «за спиной».
3. Ношение ребенка на руках в слинге затрудняет дыхание ребенка.
Такой миф «вырос» из того, что младенцы в слинге меньше кричат, т.к. они более спокойны и уравновешенны. И умиротворенное спокойствие ребенка говорит лишь об обратном: все в порядке. Тем более, по данным исследований Кёльнской университетской клиники, тесный телесный контакт с матерью стимулирует и регулирует дыхательный центр ребенка.
4. При ношении в слинге ребенок не видит ничего, кроме лица матери.
Это утверждение просто смехотворно, т.к. дети с интересом крутят головой в разные стороны, находясь на маме. Ну, а если маленькому исследователю уже недостаточно просто повернуть голову, чтобы рассмотреть все то, что его интересует, существуют положения «на бедре» и «за спиной». Так мир предстает перед ребенком «лицом».
Итак, ношение ребенка имеет несомненные плюсы и для него, и для родителей. Но это абсолютно не означает, что если семья выбрала в качестве средства перемещения ребенка коляску, он вырастет ущербным либо будет развиваться с явным отставанием. Ни в коем случае не стоит мамам и папам, возящим детей в колясках, испытывать чувство вины. Главное, чтобы выбор того либо другого способа обращения с малышом был осознанным и доставлял радость как родителям, так и их малышам.
Счастливого вам родительства!
Источник
Дело в том, что малышу нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с мамой. Если кроха лишен этого опыта, то ему будет сложно гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что желание новорожденного находиться на руках у мамы – это его естественная потребность, необходимая для нормального роста малыша.
Зачем носить ребенка на руках?
Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело малыша находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другой мир, где ему становится неуютно и страшно.
Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу. Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его мамы. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д. Прочная связь мамы и младенца в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из пяти органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям и поэтому его нужно как можно чаще носить на на руках.
Носить ребенка на руках – это эмоциональный и физический контакт с мамой
Природа наделила новорожденного способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.
В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие. Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушений речи, к энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.
Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его мамой, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействие с окружающим миром. Малыши, которых мало носили на руках, часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой. Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без мамы. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.
Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с мамой. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.
Ручной ребенок – это хорошо или плохо?
Носить ребенка на руках нужно как минимум от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием его здоровья.
Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?
- Они опережают других малышей по показателям нервно-психического развития. Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.
- У «ручных» детей, как правило, быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, они демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств (улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д.) и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.
- Они спокойнее. Прикосновения снимают стресс. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.
- Они лучше себя чувствуют. Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.
- Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни
- У них формируется тесный контакт с мамой. Постоянная близость с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего малыша на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.
Когда и как носить ребенка на руках?
Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно «считывает» язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком, чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы с малышом не должно происходить исключительно во время ухода за ним (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.
Маленьких деток надо брать на руки при любом плаче, когда у них появляется в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.?При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к родителю, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.
Для того чтобы мама могла вести активную жизнь (ходить в магазины, музеи и т.д.) или заниматься домашними делами и при этом не разлучаться с ребенком, существуют различные приспособления для ношения младенцев. Например, слинг. Это держатель из ткани, с помощью которого женщина может носить ребенка на себе сразу после его рождения и до 2 лет.
Чем удобен слинг
- В нем ребенок может находиться в разных положениях, наиболее комфортных для его возраста.
- В слинге легко кормить малыша грудью незаметно для окружающих.
- Малыши, как правило, хорошо засыпают
- в слинге. Он комфортен для мамы и равномерно распределяет нагрузку на спину.
Источник