Польза общения детей друг с другом

Польза общения детей друг с другом thumbnail

Родители и самые близкие родственники – первые партнёры ребёнка, которые помогают ему освоить навыки общения. От взрослых малыш получает первые представления об окружающем мире, правилах поведения в обществе.  Происходит это при помощи речевого общения, ведь речь является для ребёнка основой всех знаний, и её малыш впитывает в себя очень быстро.

Почему малышу необходимы контакты со сверстниками?

Подрастая, малыш нуждается в коммуникации с другими детьми такого же возраста или чуть постарше. Это общение существенно отличается от того, которое принято в кругу семьи. После четырёх лет ребёнку намного интересней будет поговорить со своими сверстниками, чем с родителями или родственниками. В игре с детьми малыш полностью сможет реализовать свои фантазии, сможет вести себя непринужденно и свободно. А такое поведение значительно влияет на речь.

Контактируя со сверстниками, ребёнок сможет ярко выражать свои эмоции. Общаясь с родителями, малыш ведёт себя спокойно, даже пассивно. А начав контактировать  с другими детьми, может внезапно засмеяться, выразить свои чувства  мимикой, яркой интонацией или даже визгом. Общаясь со сверстниками,  ребёнок использует до 10 мимических и речевых проявлений, тогда как в разговоре с взрослым партнером – только половину. Именно те чувства, которые выражаются в контакте  с детьми, помогают ребёнку приобрести раскованность, свободу и непринуждённость  между ровесниками.

Особенности контакта со сверстниками

Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.

Вторая особенность  — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.

Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на  общие вопросы.  Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь,  выслушать друг друга.  Разговаривая  с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.

Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.

Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами

Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.

Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся.  Применение этих знаний на практике  предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.

Поэтому чтобы речь ребёнка, который пойдет в дальнейшем в школу, развивалась полноценно, необходимо создать именно такие условия, в которых бы малыш смог общаться с активными партнёрами в речевых контактах, то есть, взрослыми.  От них он получит множество новой информации, научится говорить правильно. И параллельно  со сверстниками, которые помогут ребёнку реализовать все свои речевые достижения, полученные от родителей.

Источник

Уже на первом году у ребенка появляется интерес к другим детям. Необходимость общения и обретения связей заложена природой, это наш социальный инстинкт. Однако в юных коллективах образуются индивиды, которые держатся отстраненно от всей группы, их не принимают сверстники, т.е. навыки социализации находятся на низком уровне. О том, почему так происходит и как избежать таких проявлений у Вашего ребенка читайте далее.

Читайте также:  Репейное и касторовое масло польза и вред

Почему ребенку нужно общаться со сверстниками

Многие родители сетуют на школьное образование и жестокость подростков, оставляя детей на домашнее обучение и сводя контакты со сверстниками на минимум. Это не всегда оправдывает себя, ведь школа, детский сад — это упрощенная модель общества, в которой дети обретают навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

В возрасте полтора года ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, нежели партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, то отношение к ним будет идентичным: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий исключительно познавательного характера. Это говорит о том, что сверстник для него выступает объектом, который хочется исследовать и узнавать.

Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться и бросаться игрушками.

Возрастные особенности общения и выбора компании для общения

С возрастом изменяются отношения у детей к дружбе изменяется. Как отмечалось ранее, первый интерес у детей к друг другу проявляется в возрасте 2-3 лет.

Становясь старше, от 4 до 7 лет дошкольники дружат с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами.

Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».

В 7–9-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.

В начале подросткового возраста с 10 до 14 лет другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом. В этот период подросток особо подвержен влиянию группы, т.к. боится утратить популярность среди сверстников.

Что может сделать родитель в помощь ребенку

Развивать навыки общения у Вашего ребенка стоит с самых юных лет во избежание проблем в коллективе и будущей социализации.

  • Будьте примером для своих детей. Демонстрируйте навыки позитивного социального общения, заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
  • Учите детей уважению к другим людям и разрешению конфликтных ситуаций, а также знакомству со сверстниками. Наиболее просто это можно сделать при помощи игрушек. Так, например проигрывайте варианты поведения, диалоги: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Ролями можно меняться, видоизменяя условия, чтобы ребенок знал, как стоит реагировать, если собеседник обиделся, рассердился или полез драться. Так в игровой форме Вы подкорректируете сложности в поведении.
  • Расширяйте круг общения своего ребенка. На начальных этапах понадобится именно Ваша помощь как друга. Сначала это семья, родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии.
  • Создавайте условия для развития способностей детей. Помогите понять ребенку сильные и слабые стороны. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Это труд, который обязательно даст свои результат в будущем. А помочь развить навыки коммуникации поможет детский сад «Поколение», которые предоставляет услуги занятости для детей разных возрастов по интересам.

Источник

Сильная сеть социальной поддержки является лучшим фактором устойчивости вашего ребенка, с преимуществами в школе, дома и в своей личной жизни, как сейчас, так и в будущем. Дружеские отношения приносят много преимуществ. Эти и другие выводы указывают на то, что дружба важна по этим причинам, и многое другое:

  • Самопознание . Именно через дружбу ваш ребенок обнаруживает свои интересы, личностные характеристики и способности.
  • Уверенность . Независимо от того, сколько вы говорите о сильных сторонах вашего ребенка, когда друг показывает им, что они хорошо бегают, рисуют или поют, они знают, что это правда.
  • Совладание, устойчивость и управление стрессом . Дружба может помочь вашему ребенку пережить трудный период, будь то мгновенный, как неудачное испытание, или важный, как потеря члена семьи.
  • Овладение социальными навыками. Дружеские отношения стимулируют обучение разделению, уважению, доброте , альтруизму и эмпатии .
  • Рост и компетентность . Наличие друга со схожими интересами стимулирует рост и развитие вашего ребенка в областях, представляющих общий интерес.
  • Мотивация . Наличие друзей мотивирует вашего ребенка достигать и преуспевать в ряде различных областей.
  • Этика и ценности. Дети узнают об этическом поведении и о своих ценностях во взаимодействии с другими людьми.
  • Разрешение конфликтов . Именно через дружбу ваш ребенок учится решать и разрешать разногласия.
  • Школьные настройки и достижения. Дети, которые испытывают большее признание со стороны сверстников, получают больше удовольствия от школы и лучше успевают в учебе.
  • Здоровье и благополучие. Когда у вашего ребенка есть друзья, они хотят играть с ними и быть активными вместе. Они чувствуют себя лучше, и менее вероятно, что будут иметь проблемы с их физическим и психическим здоровьем, как они становятся старше.
Читайте также:  Велика бо бывает польза от учения книжного текст

Поддержка дружеских отношений вашего ребенка

Детские дружеские отношения бурны и глубоко прочувствованы. Ваш ребенок должен научиться управлять своими дружескими отношениями самостоятельно, но есть некоторые способы, которые вы можете изменить.

  • – Слушай . Дружба очень важна для счастья , здоровья и успеха вашего ребенка, поэтому очень важно серьезно относиться к этому, когда ваш ребенок говорит о проблемах с другом. Выключите телефон и прекратите все остальное, что вы делаете. Уделите ребенку все свое внимание, чтобы вы могли услышать, как он себя чувствует и о чем думает. Избегайте осуждения; просто скажите, что вы слушаете, и что вы знаете, как это больно. Если ваш ребенок просит совета, вы можете помочь ему больше всего, задавая вопросы, которые заставляют их сформулировать разумное решение.
  • Модель, как проявлять уважение и ценить чувства . Проявляйте теплоту, уважение и сочувствие к своему ребенку и другим людям. Говорите о других с добротой и уважением, даже когда вы думаете, что ваш ребенок не слушает.
  • Укажите на чувства других людей . – Я думаю, что Итану грустно, потому что он потерял свой термос.- Серджио выглядел счастливым, когда увидел тебя.”Помогите своему ребенку увидеть общую человечность, которую мы все разделяем, независимо от различий. Сделайте это с вымышленными персонажами, а также с людьми в вашей жизни.
  • Создайте доброжелательную атмосферу в вашем доме. Модель дружески приветствует и заботится друг о друге члена семьи. Это означает отсутствие насмешек, издевательств или пренебрежения.
  • В конце каждого дня спрашивайте своего ребенка о проявлениях доброты . В дополнение к вопросу о других достижениях и опыте, включите вопрос о добрых поступках, которые они могли бы наблюдать или участвовать.
  • Помогите своему ребенку найти других людей с похожими интересами. Как и у взрослых, детям легче всего заводить друзей, когда у них есть общие интересы и увлечения. Ищите социальную деятельность, которой ваш ребенок будет наслаждаться и хорошо справляться. Это может быть хор, спортивная команда, танцевальный класс или робототехника-все, что угодно, где ваш ребенок может развить уверенность, которая исходит из компетентности, и взаимодействовать с другими, которые разделяют их интерес к этой деятельности.
  • Расширьте свой круг забот . Устанавливайте контакт с различными другими участниками, включая представителей различных культур, рас, полов, религий и политических убеждений. По возможности включайте своего ребенка в эти занятия. Поговорите с сочувствием о событиях в новостях и способах, которыми вы могли бы помочь. Расширение круга взаимоотношений вашего ребенка связано с его текущим и конечным счастьем, а также академическим и карьерным успехом.
  • – Зови на помощь . Если у вашего ребенка есть постоянные проблемы с дружбой, им может потребоваться помощь в социальных навыках. Хорошо ли они умеют принимать во внимание чувства других людей? При прослушивании? Может быть, вы или ваш ребенок выиграете от консультирования, которое фокусируется на построении отношений? С этим, как и с другими проблемами, которые вы можете столкнуться со своим ребенком, отступите назад и посмотрите на свое собственное поведение, свою собственную жизнь. Большинство проблем, с которыми я сталкивался в общении с детьми, можно увидеть в жизни их родителей. Когда родители решают свои собственные проблемы, дети выигрывают.

Источник

Оксана Билько
Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей на тему : «Значение общения детей в дошкольном возрасте».

“Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он все. ”

М. Горький.

Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей. Это вхождение в мир людей, освоение предметного и социального содержания происходит постепенно, формируя особую сферу – сферу социального опыта, достаточно разнообразную по содержанию и по структуре. Под непосредственным воздействием близкого взрослого у ребенка возникает избирательное отношение к человеку – отношение предпочтения – по сравнению с отношением к другим воздействиям окружающей среды

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

Структура общения:

1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

Читайте также:  В чем польза и вред витамина в1

3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Функции общения:

1. Информационно-коммуникативная функция.

2. Регуляционно -коммуникативная функция.

3. Аффективно -коммуникативная функция.

4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

В процессе общенияудовлетворяются все основные социальные потребности человека:

в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

потребность в привязанностях;

в значимости или самоутверждении;

в социальных ориентирах и объекте подражания;

в самосознании, в самооценке.

Общения дошкольников со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками -эмоционально-практическая. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны.

К 4 годам все большее место в общении занимает речь. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно -деловая форма общения с ровесниками. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно -ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д.

К 5 годам дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признания собственных достижений, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник требуют внимания к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

В жизни детей 6-7 лет – игра все еще занимает значительное место. Однако положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы.Игра становится серьезнее: старшие дошкольники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей 6-7 лет выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы. Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столько в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно. Познавательный мотив общения – это уже поиск коллективного решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к «Ты», а к «Мы».

Число личностных контактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств.

Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности; его своеобразному вкладу во взаимодействия, проявлению им оригинального типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к ответственному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает.

Ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.

Таким образом, развитие у детей мотивов общения со сверстниками имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т. е. устойчивым, внутренним образованиям – потребностям, склонностям, суждениям и мнениям.

В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей.

Источник