Польза общения родителей с детьми
Консультация для родителей
О ВАЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Общение – это основа любых отношений. От того насколько успешным оно будет, и зависит во многом качество отношений. Когда в ходе общения родитель и ребенок делятся своим радостями, горестями, опасениями, они становятся ближе друг к другу, достигают взаимопонимания. Умение общаться – это очень важное качество в отношениях.
Как же научиться успешному общению?
- Внимательно слушайте ребенка
Вполне возможно, что вы слушаете вашего ребенка, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно вы еще и воспитываете его, смотрите телевизор, общаетесь по мобильному телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным.
Рекомендуется уделять 20-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.
- Учитесь правильно вести беседу
У женщин и мужчин разные стили общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию, которую вы ему передали.
При разговоре обращайте внимание на реакцию ребенка, чтобы убедиться, что он все еще вас слушает. Если вы заметили рассеянный взгляд, постарайтесь повторить важную информацию, но уже другими словами и покороче.
При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов, которые наверняка могут явиться неким стрессом для вашего ребенка, постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию.
- Учите вашего ребенка общаться
Мужчинам почему-то труднее общаться, чем женщинам, тем более, если речь идет о весьма эмоциональном общении (которое мужчины и вовсе стараются избегать)… Учите вашего ребенка слушать, давайте понять, как хорошо вы себя ощущаете, когда он вас слушает, реагирует на то, что вы говорите, задает вопросы, предлагает свои варианты решения проблемы. Объясните вашему ребенку, что общение с ним помогает вам находить выход из ситуации, принять правильное решение.
- Стремитесь сами своим примером показать, как нужно разговаривать
Распрощайтесь с вашими плохими привычками, которые мешают успешному общению.
Научитесь не только сами рассказывать о своих чувствах и переживаниях, но и задавать вопросы ребенку. В противном случае, у вашего ребенка может сложиться мнение, что он вообще лишний в вашей жизни.
Не перебивайте ребенка в ходе разговора, давайте возможность закончить мысль. В противном случае, ребенку будет трудно сосредоточиться, а подростка можно просто вывести из себя своим постоянным встреванием в разговор.
Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.
- Выбирайте подходящий момент для разговора
Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга.
Источник
Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и
гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и
внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку
семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В
современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для
общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к
удовлетворению элементарных потребностей.
Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем
мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое
в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё
специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В
прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и
традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически
не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время
действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой
семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.
Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере
потребность детей в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в
сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм
настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом.
В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать
сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний.
Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних
тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они
порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к
общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства
успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие
школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и
жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль
взрослого в этот период – это защитник, поэтому очень важным моментом является
максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только
слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.
Как уже говорилось, многие родители считают, что у маленьких детей не может
быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая
внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И
часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких
как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость.
Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А
общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и
жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание
особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок
научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью
родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются
выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и
потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков,
как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.
Общение – это главное условие для развития в жизни человека
Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на
взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий
взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию
совместной деятельности.
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в
общении.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими
общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в
сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых –
помочь ему в этом.
Как известно, существуют следующие стили общения:
1. Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их
ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень
категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми,
устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения,
позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как
правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на
протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики
могут стать неуправляемыми и агрессивными.
2. Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка,
Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во
всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли
ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство
родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети
склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно,
не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и
решительными, творческими людьми.
3. Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей
первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится
решать самому.
4. Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за
ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо
диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию
детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети
превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся,
обладают высокой самооценкой.
Помните!
- Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
- Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
- Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в
этом мире.
Доверительность общения
Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении,
Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее,
разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты
сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение
минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои
чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Подумайте и ответьте
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с
вами?
Сделаем вывод…
Вывод
- Чаще улыбаться;
- Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
- Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных
неудач; - Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;
- Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая
деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра,
с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в
будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо
закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности,
необходимые личности ребенка.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда
практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В
таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.
Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе
его называют «активным слушанием».
Что же это значит – активно слушать ребенка?
Техника активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны
находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек
воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является
для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и
услышать.
2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете
готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то
рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих
переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их
человек.
4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить
рассказом.
5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и
звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.
Правила активного слушания
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не
только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного
вперед.)
6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).
7. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т.д.).
Итак, что может дать техника активного слушания?
– Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка,
(разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается);
– Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше
рассказывать о себе;
– Ребенок учится сам решать свои проблемы;
– Ребенок начинает активно слушать родителей.
– Родители становятся более чувствительными к проблемам и нуждам ребенка,
легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители!
Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения,
успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.
1. Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы
с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам
и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за
тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут
узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно
повторить 3 раза.
2. “Игра без правил”
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения,
активного слушания и т.д.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая
начало фразы: “Мне нравится, что ты…” и добавляя к ней свое утверждение. Тем
самым возникает позитивный диалог.
3. “Зеркало”
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
формирование умения подчиняться требованиям другого.
Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и
показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются
ролями.
4. “Машины”
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие
тактильных ощущений.
Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли “машины”, родитель – в
роли “мойщика машины”. В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют,
протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше
ласковых слов.
Затем меняются ролями.
5. “Только вместе!”
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга,
сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и
попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также
встать.
6. Упражнение «Хвасталки»
«Я …, мой ребенок…» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен
охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за
тебя!»
В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя
бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили
радость и Вам и ребенку! Хотелось бы закончить словами известного педагога о
том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое
будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.
Источник
«Общение-это ключ» – цитата, которая часто повторяется в литературе по психологии. Каждый коммуникативный процесс является очень значимым, а особенно важным он является среди родителей и детей.
Общение между родителем и ребенком всегда было важно: коммуникация со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства.Однако, на сегодняшний день есть необходимость уделять ему еще большее внимание, особенно в свете тех событий, с которыми дети ежедневно сталкиваются в школе и в повседневной жизни. И если родители не ведают, что происходит в жизни и сознании своего ребенка, трудно, а порой и невозможно, понять, что они переживают. Коммуникация между родителем и ребенком является отправной точкой взаимопонимания.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми в раннем возрасте. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно, до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения.
А у кого еще учиться общению, как не у собственных родителей? Конечно, общение это не точная наука, и его невозможно «изучать» в прямом смысле слова, но это то, чему люди должны учиться на практике.
Зачастую, при общении родителя и ребенка происходит так, что взрослый слушает «вполуха», отвлекается, и ребенок, чувствуя это, отдаляется, замыкается и перестает в конечном итоге делиться своими проблемами и переживаниями. В конечном итоге возникают проблемы в отношениях родитель-ребенок, дети чувствуют себя непонятыми и в дальнейшем держат свои чувства внутри.
Чтобы добиться хорошего, качественного общения, нужно работать над собой – это должен быть не просто разговор; вы должны слушать ребенка так, чтобы он чувствовал, что нет ничего более важного в данный момент, что вы отдаетесь ему полностью.
Ведь, как правило, родители, общаясь с собственными детьми, делают одновременно еще три или четыре задачи, в то время как их ребенок пытается что-то донести до них. Взрослый, зачастую, даже не отрывается от просмотра телевизора или новостной ленты в интернете, чтобы послушать своего ребенка, в то время как ребенок отчаянно пытается привлечь их внимание.
Конечно, дети чувствуют отсутствие интереса к себе и к тому, что они пытаются донести до родителей. А отсутствие интереса – это то, что всегда приводит к возникновению пропасти между членами семьи. Ведь когда мы не чувствуем к себе достаточно внимания, мы перестаем делиться своими проблемами с этим человеком. Также происходит и у детей, только они более тонко чувствуют ваши эмоции и не хотят больше открыться вам.
А когда дети перестают делиться своей информацией с родителями, когда они недополучают той отдачи, на которую рассчитывают, они отправляются туда, где их понимают, слушают и уделяют им внимание. Именно это может привести к беде: ребенок может искать другие пути общения, находя их у тех людей или в компаниях, которые зачастую и оказывают в дальнейшем негативное влияние на формирование личности маленького человека.
И избежать этого можно только проявив заинтересованность в жизни ребенка. Ведь родитель, который общается со своими детьми, осведомлен об их проблемах и переживаниях, который участвует в жизни ребенка, имеет больше шансов повлиять на свое чадо в определенный момент жизни. Когда дети знают, чувствуют, что родители их понимают и принимают, всегда придут на помощь, помогут советом, они гораздо лучше подчиняются и более того, они всегда хотят порадовать своих родителей.
Уважение к ребенку – это тоже важный момент в общении. При разговоре с ребенком уважительно относитесь ко всему, что слышите, и действительно слушайте! Потому что слушать всегда тяжело, особенно, когда кто-то говорит что-то, с чем вы можете может не соглашаться. Но ваша миссия, как родителя, просто сидеть и слушать. И, в свою очередь, если родитель понимает и уважает чувства своего ребенка, это всегда будет способствовать установлению более тесных связей с собственными детьми.
Быть мамой или папой – это работа. Когда ребенок подходит к любому из родителей, он всегда хочет поговорить, узнать или спросить что-то важное для него. И даже если затронутая ребенком тема кажется в данный момент вам не важной или несвоевременной, не отталкивайте ребенка своим безразличием, выслушайте, ведь ребенок хочет быть услышанным.
Если ребенок нуждается в оценке ситуации, по окончании разговора вы можете выразить свои чувства и отношение к ситуации, но не нужно сразу после разговора осуждать, или каким-то образом поучать ребенка. Нет ничего более отталкивающего, чем родитель, который после откровенного разговора сразу начинает монотонно доносить ребенку, как он должен вести себя в той или иной ситуации, даже не прислушиваясь к тому, что именно хочет ребенок.
Поэтому родители должны обязательно прислушиваться к словам ребенка, не поучать, наставлять и устраивать «разбор полетов», а именно выслушав, высказать сое мнение, если ребенок в нем нуждается. Двустороннее взаимодействие способствует укреплению доверия, а главное безопасности ребенка, именно потому, что только вам он будет доверять все самое ценное и сокровенное, и можно всегда вовремя направить, поддержать и скорректировать сложную ситуацию.
Для себя нужно запомнить одно простое правило: без общения нет отношений. Поэтому разговаривайте, друзья, разговаривайте! Ваше общение с собственными детьми будет ощутимо способствовать развитию и становлению положительных качеств их личности.
Источник