Польза огня и вред огня

Польза огня и вред огня thumbnail

Задачи:

  • расширить знания учащихся о пользе и вреде огня,
    о правилах пожарной безопасности,
  • привить навыки осторожного обращения с огнём,
  • научить учащихся правильным действиям в случае
    возникновения пожара.

Оборудование:

  • Плакаты и рисунки учащихся на тему
    противопожарной безопасности, книги, памятки:
    “Огонь – наш друг и враг”, “Оказание первой
    помощи пострадавшему от огня”
  • Заранее порекомендовать школьника прочитать
    книги:
  • С.Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, Рассказ о
    неизвестном герое”.
  • Л.Толстой “Пожар”, “Пожарные собаки”
  • Б.Житков “Пожар в море”

Ребята! Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об огне.
Прочитайте на плакате в центре доски тему нашего
с вами разговора.

Как вы думаете, огонь – друг или враг человека?

Польза огня и вред огня

На этот вопрос трудно ответить однозначно.
Потому что огонь приносит как много пользы людям,
так много и вреда.

Послушайте стихотворение в исполнении…,
которое называется “Каким бывает огонь”

(Ученики читают стихотворение “Каким бывает
огонь”.)

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок!..
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.

Ну, а раз в четыре года
Делом занят он другим
В синем море небосвода
Плещет парусом тугим.
И летит над стадионом,
Как манящая рука,
Чтобы многим миллионам
Знак подать издалека.

Чтоб позвать на праздник смелых,
Сильных, доблестных людей-
Красных, жёлтых, чёрных, белых
Сыновей планеты всей,
Всей планеты дочерей.

  • О каком огне вы узнали в последних строчках
    стихотворения? (огонь – символ олимпийских игр)
  • В чём же заключается польза от огня?
  • А в чём заключается вред огня?

Сейчас я дополню ваши ответы, потому что огонь
приносит ещё очень много пользы.

Огонь издавна был другом человека. Огонь
считали живым существом, “приручали” огонь,
поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям
бороться за существование. На огне человек
научился готовить пищу. Огонь спасал от холода,
помогал в борьбе со страшными хищниками,
отпугивал их от пещер и стоянок древнего
человека. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её.
Его уважали и боялись, любили и почитали.

Свойства огня считали волшебными,
происхождение его – божественным. У всех народов
Земли – были боги огня. Богов огня все старались
задобрить, приносили им жертвы, устраивали в их
честь праздники.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали
огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали
быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу
божества. Но другом, помощником быть не перестал.

Как и в древности, он согревает нас, помогает
людям готовить пищу.

Иногда -на костре в туристическом походе или
на рыбалке у реки. А чаще всего – на
комфортабельной и компактной газовой или
электрической плите, в небольшой и уютной
деревенской печке.

А есть и огромные заводские печи. На
хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном
заводе в печах обжигают кирпич, из которого
строят дом. А в мартеновских печах огонь варит
сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и
самолёты…

Между прочим, автомобили и самолёты движутся
тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных
двигателях сгорает топливо. А горение – это жизнь
огня.

Топливо сгорает и в топках электростанций.
Здесь рождается электрический ток. Выходит, что
огонь и электрический ток- ближайшие
родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по
его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им
“питаются” и гигантские заводы, и работающие в
наших квартирах телевизоры, радиоприёмники,
пылесосы, холодильники, утюги, многие другие
промышленные и бытовые приборы.

Взлетает ракета, поднимая на орбиту
космический корабль. Что движет её? Сила огня !

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый
солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь.
Солнце – огромный раскалённый шар, в котором
сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и
свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей
планете.

Ребята, посмотрите на рисунки, которые вы
выполняли. Покажите, на каких рисунках огонь
добрый, является другом человека? В чём
заключается помощь от огня на данном рисунке?

Сила у друга-огня – большая-пребольшая! Но если
с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то
огонь может стать страшным, коварным врагом.

Послушайте стихотворение о злом огне, которое
расскажет….

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

Самый ужасный, самый опасный огонь – это
конечно, огонь войны. Он уносит миллионы
человеческих жизней, стирает с лица земли и
большие города, и маленькие деревни.

Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения,
может уничтожить целый город или деревню. Когда
это происходит? (когда начинается пожар).

Большие бедствия приносили пожары Москве,
Владимиру, Суздалю, Киеву, Минску, Новгороду,
Пскову, Костроме, Вятке, Воронежу и другим
городам.

Сейчас на нашей планете возникает около пяти с
половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять
секунд – новый пожар. Горят предприятия и
больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли,
самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки,
театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса,
хлебные поля… А в результате – колоссальные
убытки. А самое главное – десятки тысяч
человеческих жертв, среди них и дети.

Чтобы этого не было, дети всегда должны
осторожно обращаться с огнём, газом,
электричеством, внимательно присматривать за
младшими братишками и сестрёнками, за всеми
малышами. Ведь очень большое количество пожаров
связано с детской шалостью.

А что уж говорить о спичке? Чиркнул ею без нужды,
бросил беспечно на пол – и уже пожар.

… расскажет нам стихотворение о шалостях со
спичками.

На даче в Трехгорке
Жил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой –
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку –
Осталась от дома
Одна головёшка.
У многих привычка –
Зажжённые спички,
Шагая, бросать тут и там,
Кто делает это,
Тому два – три шага
До самой страшнейшей из драм.

А сейчас, ребята, мы не много отдохнём и
поиграем. Я буду зачитывать вам отрывки из
произведений, где говорится об огне, а вы будете
называть мне автора и название этого
произведения.

Читайте также:  Польза овощей и фруктов для организма для детей

1.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(Корней Иванович Чуковский “Путаница”.)

Может ли море гореть? (нет.)

Сейчас горе – хозяева в море сливают и нефть, и
бензин . Видели, наверное, по телевидению, как
горело море. Вернее, не само море, а плёнка из этих
веществ, расплывшаяся по поверхности воды.

А почему море загорелось в стихотворении ”
Путаница”?

(Игра со спичками лисичек привела к пожару.)

2.

Тили-бом, тили-бом
Загорелся Кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
(Самуил Яковлевич Маршак ” Кошкин дом”.)

Почему возник пожар? (была оставлена без
присмотра печь.)

3.

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(Сергей Владимирович Михалков”Дядя Стёпа”)

Кому помог дядя Стёпа во время пожара? (он
выпустил голубей )

4.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С подножки трамвая –
Автомобилю наперерез-
И по трубе
Водосточной полез.
Кто был спасителем девочки?
(“Неизвестный герой” С.Я.Маршак)

А теперь следующая игра: “Доскажи словечко”

Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой )

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те … (отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро всё … (убрали)

Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)

А теперь отгадайте загадки:

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)

Летела мошка – осиновая ножка,
На стог села – всё сено съела. (спичка)

То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе
Продырявит море. (утюг)

Без рук, без ног,
К небу ползёт. (дым)

Это тёмно-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (спичка)

Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (труба)

Попало наше тесто
В горячее место,
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (печь)

Нередко ребята играют на чердаках или в
подвалах жилых домов. Не задумываясь о
последствиях, зажигают спички, разводят костры.
Увлекшись игрой, они забывают потушить костёр, и
тогда раздуваемые ветром искры костра
разлетаются на большие расстояния.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Но разжигать костёр нельзя не только возле
дома, но и в других

местах, особенно в лесу. Почему? (непогашенный
костёр может нанести огромные ущербы лесным
насаждениям)

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон,
лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми
ожогами и увечьями.

Бензин – может, кто-то со мной не согласен?

Не только опасен, он взрывоопасен.

Очень часто пожары возникают на новогодних
праздниках. Нельзя украшать ёлку
легкосгораемыми игрушками (бумажными, ватой),
зажигать на ней свечи, устраивать в помещении
различные фейерверки.

Многие из вас, ребята, наверное, помогают своим
родителям дома. Поднимите руки, кто из вас
помогает мамам гладить бельё? А кто из вас
помогает готовить?

И здесь важно помнить о пожарной безопасности.
Грозит пожаром оставленный без присмотра
включённый утюг или плитка.

Об этом прочитают нам стихотворения ….. и ……

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит – три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Уходя из дома, никогда не забывайте выключать
электроприборы.

В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен в доме утюг.
А вслед – телеграмма, подобная грому:
“Пожар – ничего не осталось от дома”

Конечно, пожар может возникнуть не только по
вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях,
пожар вызывает иногда небольшая искорка от
трактора, автомобиля, невзначай брошенный окурок
или не залитый водой костёр. Летняя гроза бывает
иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед
может наделать тоже: от грозы бывают пожары.

Послушайте стихотворение в исполнении….

Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
Вспыхнул на небе пожар.
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей, вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
– Поднажми ещё немножко, –
Он шофёру говорит.
– Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
– Ясно всё, – шофёр ответил,
Дав машине полный газ.

Ребята, по какой бы причине не возник пожар, вы
должны немедленно позвонить в пожарную службу по
те6лефону 01 или сообщить о пожаре взрослым, А по
мере сил – и принять участие в тушении пожара.

При пожаре, при пожаре, –
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают “ноль – один!”
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!

Как называют людей, которые, рискуя своей
жизнью, борются с огнём? Какими качествами должен
обладать пожарный? (способностью к
самопожертвованию, мужеством, обладать
физической силой, ловкостью, профессионализмом)

О всех сложностях, которые возникают в работе
пожарных прочитает стихотворение…

В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте! Не хочу себя хвалить,
Но струсишь – и огонь не победить.
Знает весь честной народ,
Что пожар – такой же фронт…
Против огненной лавины
Вместе с нами в свой черёд
В бой – пожарные машины,
Катера и вертолёт…

Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.
Шутка есть и будет шуткой,
Спор решится сам собой –
Посмотреть бы вам минутку,
Как ведёт с огнём он бой.
Как горит, но не сгорает,
Задыхается в дыму.
И как пламя умирает,
Покоряется ему.
И тогда вам ясно станет,
Как опасен этот труд!

В нашей стране много героев – пожарных. Рискуя
своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни
других людей. Героев награждают медалями “За
отвагу на пожаре”

Читайте также:  Печень говяжья польза и вред при диете

А сейчас, ребята, разберём самый сложный вопрос
“Как вести себя при возникновении пожара”. Я
перечислю правила, а вы постарайтесь их
запомнить.

– Если пожар в зачатке, надо попытаться затушить
его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

– Позвоните по телефону “01”, сообщите точный
адрес и характер возгорания.

– Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать
на помощь.

Польза огня и вред огня

На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4
основных фактора, которые необходимо знать, если
вы хотите спастись при пожаре.

  1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
  2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
  3. Жар от огня настолько силён, что сам по себе
    может вызвать гибель.
  4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени,
    нужно успеть выбраться из огня.

О чём следует помнить, принимая меры по
спасению? Если густой дым заполнил все выходы
(огонь движется всегда вверх), плотно закройте
входную дверь в комнату, законопатив все щели
мокрыми тряпками, чтобы предохранить от
проникновения дыма. Если дым проник в комнату,
держитесь около пола, там всегда есть воздух.
Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у
окна, чтобы пожарным было известно о вашем
пребывании в квартире. Эти действия необходимы
для вашего спасения, когда вы дома.

А теперь настало время поговорить о правилах
оказания первой помощи пострадавшему, который
побывал в условиях пожара.

Известно, что чем дольше не принимаются меры
при ожоге, тем серьёзнее будет травма
пострадавшего.

… выйди к доске и прочитай правила оказания
первой помощи пострадавшему на пожаре.

Необходимо:

– подставить обожженные места под струю
холодной воды

– снять с поражённых мест кольца, часы, ремни,
обувь…так как эти места начнут отекать;

– обработать место ожога лечебными аэрозолями

– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;

– вызвать ” скорую помощь” по телефону “03”;

В чём будет заключаться первая помощь человеку,
у которого загорелась одежда? Надо остановить
его, повалить на землю или на пол, катать по земле,
чтобы потушить пламя.

И в завершенье нашей беседы

Давайте ребята сделаем вывод, из всего
услышанного и запомним следующие правила:

С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом –
Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая
Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин –
Пожарный номер: “01”

Спички не тронь, в спичках – огонь!
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнём осторожны всегда!

Я желаю вам, ребята, чтобы огонь всегда был бы
только вашим другом.

Памятка 1

Памятка 2

Источник

Введение

Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на
Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер,
печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на
заводах и фабриках, в двигателях космических
кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в
храмах всегда горят свечи …

Все лето по телевизору показывали лесные
пожары. Сгорело безвозвратно большое количество
деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы
стать интересными книгами и нашими школьными
тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые
деревни, люди остались без жилищ.

Интересный и загадочный этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности
написано достаточно много книг, в том числе
литературных произведений (“Дядя степа” С.
Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин
дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в
которых описываются подробно и свойства огня, и
его польза встречаются редко. Наша работа – это
попытка восполнить такой пробел.

Цель работы: Исследование значения огня для
человека.

Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и
отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также
разбираемся, как эти свойства используют люди.
Каким образом и почему огонь может помочь и
навредить людям? (Приложение 1).

Мы использовали справочную литературу:
словарь, энциклопедию, некоторые книги для
взрослых, и информацию из сети Интернет.

1. Что такое огонь? Основные свойства огня

В детской энциклопедии есть такое определение
огня и горения: “это химическая реакция, в
которой одно из веществ настолько нагревается,
что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В
толковом словаре русского языка читаем: “Огонь
– горящие светящиеся газы высокой температуры”
[3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор
данной работы так и не понял, что же такое огонь и
решил дать такое ему определение, которое было бы
понятно ученикам начальной школы. Для этого
нужно выявить основные его свойства.

Основные свойства огня изучаем при помощи
методов эксперимента (опытов) и наблюдения.
Проделаем несколько опытов.

Примечание. Все опыты проводились в
присутствии и с помощью взрослых, при этом были
соблюдены правила безопасности: использовали
негорящую поверхность (стеклянную доску) и
приготовили кувшин с водой.

Описание опытов:

Опыт № 1. В темное время суток выключили в
комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли
свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)

Даже небольшое пламя свечи может освещать
комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть
свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести
руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см
становится очень тепло, ниже – из-за жжения
опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла!
(См.: Приложение, слайд 5).

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной
банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То
же происходит и с газовой конфоркой. Для
достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат
всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел,
нужен воздух, а точнее кислород, который он
содержит. (См.: Приложение, слайд 6).

Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже
можем ответить на вопрос: что такое огонь?

Читайте также:  Как написать отказ от наследства в пользу другого

Огонь – это такой процесс, при котором
поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

Продолжим изучение свойств огня.

Опыт № 4.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного
пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если
потихоньку подуть на пламя свечи, то форма
меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То
же происходит, если поднести свечу к
приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при
помощи потока воздуха. Это свойство используют
при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды
9,10,11).

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде
одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой
голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой,
после него – самый верхний красновато-оранжевый.
(См.: Приложение, слайд 13).

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит
голубым цветом, а дерево – желто-оранжевым.
Наблюдая за горением тонкую проволочку из меди,
от электрического шнура, мы обнаружили, что пламя
при этом окрашивается в зеленый цвет. (См.:
Приложение, слайды 14, 17, 18, 19).

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с
разным цветом пламени. Так вот как получается
такой красивый фейерверк! 2. Значит можно
определить, неизвестное вещество по цвету
пламени, надо только поджечь (как один из
способов).

Опыт № 5. Температура пламени. Возьмем ту же
тонкую медную проволочку. Кончик такой
проволочки, держа ее поперек пламени, помещаем в
разных местах и на различной высоте в пламя и
наблюдаем действие пламени на проволочку.
Наблюдения обнаруживают следующее:

  • В нижней части пламени проволочка не светится,
    не горит, только покрылась черным налетом.
  • В средней части проволочка накаливается,
    начинает светится красным цветом.
  • В самой верхней части пламени проволочка
    загорается, окрашивая пламя в зеленоватый
    оттенок.

Значит, температура в разных слоях пламени
различная. Это подтверждается и опытом с
поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху
можно поднести руку только на 20 см. Если поднести
палец к нижней части пламени, тепло чувствуется
только на расстоянии 1 см.

Вывод: пламя имеет несколько слоев,
отличающихся не только по цвету, но и
температурой. В нижней части пламя самое
холодное, а верхней – самое горячее. (См.:
Приложение, слайд 20).

2. Значение огня: польза и вред

В результате проведенных опытов, собственных
наблюдений, а также из прочитанного материала мы
убедились, что люди постоянно используют огонь в
своей жизни, и он приносит им очень большую
пользу.

  1. В быту: для отопления помещений, приготовления
    пищи, нагревания воды, освещения – если
    электричество не работает. Еще огонь служит для
    уюта. Например, камин или ароматические свечи.
  2. Как оказалось, полезные свойства огня
    используют на многих заводах и фабриках. Огонь
    плавит металл, после чего ему придают
    какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или
    наоборот, сваривают его. Таким образом, его
    используют, например, для того, чтобы делать
    различные машины и механизмы.

Еще огонь используется при:

  • Изготовлении стеклянной и глиняной посуды.
  • Производстве пластмасс, красок.
  • Изготовлении лекарств.
  • Переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает,
кормит и освещает. Современный человек
использует огонь постоянно. Невозможно
представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно
контролировать. Он способен и очень навредить.
Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь
горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению
приносят пожары. Пожар – явление очень страшное,
жестокое, враждебное всему живому. (См.:
Приложение, слайд 26).

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и
получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от
пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели:
животные, птицы, пожар может уничтожить все, что
человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что
ежегодно в мире происходит около 5 миллионов
пожаров! Каждый час в огне погибает один человек,
два получают травмы и ожоги. Каждый третий
погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного
обращения с огнем, недобросовестного отношения к
мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь
написано много книг. В том числе детских. Почему
же для детей написано много книг о пожарах? Мы
думаем, что потому что пожары очень часто
возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

– Никогда не играйте с огнем!

– Разжигать огонь можно только в присутствии
взрослых и под их присмотром.

– В местах разведения костров, другого
использования огня должны быть под рукой
средства тушения.

– Нельзя оставлять огонь без присмотра.

– Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо
потушен.

Заключение

Таким образом, в результате проведенной работы
мы дали понятное для детей определение огня:
“Огонь – это такой процесс, при котором
поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную
форму, несколько слоев, отличающихся не только по
цвету, но и температурой. При этом форму пламени
можно изменить при помощи потока воздуха. Знание
этих свойств помогает людям использовать огонь
более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным
цветом пламени. Значит можно определить, какое-то
вещество по цвету пламени, надо только поджечь
(как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает,
кормит, освещает. Современный человек использует
огонь постоянно. Невозможно представить себе
жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно
контролировать, нельзя оставлять без присмотра.
Он способен и очень навредить. Пожар – явление
очень страшное, жестокое, враждебное всему
живому.

Конечно, мы исследовали не всё о таком
удивительном явлении как огонь. Поэтому в
дальнейшем возможно исследовать такие вопросы:
как люди научились разжигать огонь, каковы были
первые способы? Какие вещества не горят и почему?
Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема
“Огонь и оружие”.

Результаты данной работы можно использовать
как вспомогательный материал на занятиях о мире
вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и
начальной школе. Для детей интересующихся огнём
такой материал будет полезен, потому что он
наглядный и достаточно простой.

Список источников и литературы

  1. Джон Фарндон, Ян Джеймс, Джинни Джонсон, Анжела
    Ройстон, и др. Энциклопедия “Вопросы и ответы”.
    Перевод с англ.: Е. Куликова, Д. Беленькая и др. ООО
    “Издательская группа Аттикус”, 2008. 255 с.
  2. Кайданова О.В (составитель) Огонь и человек.
    Москва, 1912. 98 с.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз.,
    1984. 797 с.
  4. Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу.
    Новосибирск: наука, 1991. 130 с.
  5. Интернет-ресурсы:

Стихия огня. https://salamand.ru/sootvetstviya-stixii-ognya

Российская статистика. https://www.statp.ru

Источник