Польза от березы рассказ для дошкольников

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ЗДОРОВЬЕ»
Беседа «Целебные свойства березы»
Задача. Формировать представления о пользе и целебных свойствах березы. Активизировать внимание и память детей.
Ход беседы.
Педагог. Растительный мир Земли очень разнообразен. Что относится к растительному миру?
Дети. Деревья, кустарники, травы, цветы.
Педагог выставляет на мольберт картинку с изображением леса.
Педагог. Что дают человеку растения?
Дети. Пищу, дрова, бумагу, лекарство.
Педагог. Правильно. Растения дают нам строительный материал (доски), топливо (дрова), материал (сырье) для производства бумаги, лекарства, мебели, корм для скота, пушнину; грибы, ягоды, орехи.
Педагог предлагает детям познакомится с картинками, лежащими на столе, и выставить соответствующие на мольберт..
Растительный покров важен для человека еще и потому, что он играет лечебную и оздоровительную роль. На природе мы прекрасно отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом.
Как вы думаете, почему в лесу дышится легче?
Дети. Там нет машин. Там воздух чистый.
Педагог. Правильно. Растения поглощают углекислый газ и другие вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород. Одно дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для суточного дыхания трем людям.
Сегодня мы поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. Отгадайте старинную народную загадку.
Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве – четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Второе – людям колодец,
Третье – от тьмы свет,
А четвертым – старым (дряхлым) пеленанье.
Педагог. Правильно, это береза. Чем полезна береза для человека?
Дети. Береза дает человеку дрова, березовый сок и бересту.
Педагог. Давайте вспомним загадку. «В этом дереве четыре угодья» – это четыре пользы, которые дает людям береза. Первая польза – «больным на здоровье» – это париться в бане березовым веником, готовить лекарство из почек.
Как и в старину, в настоящее время также готовят лекарства из березовых почек и бересты, а березовыми веничками парятся в банях – болезнь выгоняют.
Педагог показывает детям пачку с березовыми почками. Предлагает взять в руки несколько почек и рассмотреть их.
Вторая польза – «больным на здоровье» – это утолять жажду березовым соком. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей. Вот как об этом написал один писатель Л.Сонин: «Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Дятел, пробив острым крепким клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи, бабочки лимонницы и крапивницы».
А поэтесса Т.А. Шорыгина написала красивое стихотворение «Березовый сок».
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Третья польза – «от тьмы свет» – это освещать жилище лучиной, печь топить березовыми дровами. В старину в деревнях темными долгими вечерами при свете березовой лучины (тогда не было электричества) женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили, вышивали.
Четвертая польза – «дряхлым пеленанье» – значит связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать прохудившиеся лукошки, корзинки. Бересту вы уже видели и знаете, какая она на ощупь.
Видите, какое щедрое и доброе дерево береза!
Педагог. Мы говорили о пользе этого замечательного дерева. Назовите, какими же целебными и полезными свойствами обладает береза?
Источник
Рассказ для старших дошкольников и младших школьников: Белая береза под моим окном
Автор: Букарев Даниил, школа №401 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание материала:
Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю познакомиться с рассказом о березе, который подготовил мой бывший воспитанник. Можно использовать, для ознакомления с окружающим миром. Материал может быть интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и любящим родителям.
Цель:
– знакомство с березкой.
Задачи:
– прививать желание поближе познакомиться с удивительным миром растений;
– воспитывать любовь к природе, желание беречь растительный мир.
Начнем знакомство со стихов собственного сочинения. Может где-то немного не в рифму, но в этом стихотворении, я постарался рассказать о своем отношении к этому деревцу.
Белая березка, тонкий стебелек,
Ты стоишь у дома.
Словно маячок.
На тебе сережки, клеевые висят.
Платьице одето,
Вот такой наряд.
Ты наша красавица,
Радуешь ты нас.
Мы тобой любуемся,
Не отвести глаз.
Наша красавица березка стоит на углу нашей и соседней дачи. Березку, можно встретить везде. Во многих городах и городских парках выстроены целые березовые рощи или полянки. Это такая красота, я даже не могу найти слова, чтобы это передать.
Из березовых веточек делают березовые веники. У нас на даче тоже есть банька. Но нам жалко нашу красавицу, мы веники покупаем, но не рубим березку. Веники очень красивые и я очень люблю парится березовыми вениками. Они очень нежные и мягкие.
На праздник Святой Троицы, у нас в деревне на даче, на многих домах и калитках красуются березовые букетики. Это какие – то традиции, я правда не знаю этих традиций.
Еще я знаю, что из березы получают березовый сок, об этом мне рассказывала мама, правда я его ни разу не пробовал, а дерево надрезать из – за сока мне жалко. В магазинах сейчас почему – то этот сок не продают. Но мама говорит, что он очень вкусный и полезный.
Мы всей семьей наблюдаем за нашей березкой: радуемся и любуемся, когда на нашей березке появляются сережки, вслед за сережками березка распускает свои зелененькие листочки. По осени под березками мы собираем грибочки, которые называются – подберезовиками.
Еще из березы получают березовые дрова, из бересты можно делать замечательные подделки. Из бересты березы плетут очень красивые и нужные корзинки, разные коробочки и многое другое.
Красавицей русских лесов называют люди березу.
Белая береза под моим окном…
Вот такую красоту можно увидеть на нашей даче.
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка, 2 класс. Сценарий
Экологическая игра для 2-3 класса. Конспект
Как относятся к деревьям разные народы
Внеклассное мероприятие по экологии для 2-5 класса. Экологическая экскурсия
Похожие статьи:
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Викторина по экологии с ответами для начальной школы
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Игра «Поле чудес» для начальной школы, 3-4 класс. Подводный мир
Рассказы о природе для школьников. Лесное эхо
Участник №226 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Источник
Ольга Пархачёва
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 5–6 лет по ознакомлению с окружающим миром «О пользе берёзы»
Задачи-
Ведущая образовательная область – здоровье.
Дать представления о пользе берёзы для здоровья человека.
Закрепить представления о пользе берёзового сока, чаги, листьев, почек для здоровья человека.
Способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни.
Интеграция ОО.
ОО «Познание» – Способствовать расширению и углублению представлений детей о деревьях родного края.
. Дать детям сведения о традиционной посудной утвари коми, изготовленной из бересты.
– Учить детей делать выводы, при экспериментировании с берестой.
– Конкретизировать представления о бересте, как о гибком, пластичном и лёгком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.
ОО «Безопасность»– закрепление правил техники безопасности с горячей водой.
ОО «Коммуникация»– Развивать умение аргументировать свои суждения.
– Обучать детей делать выводы, подводить детей к самостоятельному поиску причин.
– Приобщать детей к богатству коми речи, расширять их словарный запас.
– Приобщать детей к богатству коми речи, расширять их словарный запас.
-Упражнять в умении выражать свои впечатления от красоты искусства.
-Познакомитьдетей с новыми словами: чага, кыдз.
ОО «Художественное творчество»– -Формировать у детей самостоятельность в выборе орнамента при рисовании.
. Учить детей царапать палочками узор на бересте.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Зал оформлен в виде леса – берёзы. Звучит щебетание птиц. Дети с педагогом заходят под музыку.
– Ребята, посмотрите вокруг и догадайтесь, о чём мы будем беседовать?
– А каком дереве? Как вы догадались? Ребята, а что вы знаете о берёзе? Расскажите, пожалуйста. (У берёзы белый ствол, парятся в бане веником).
– Да, а ещё говорят, если у тебя болит голова, надо постоять у берёзы, обнять её и болезнь пройдёт. Знаете ли вы, что раньше в магазинах не продавали лимонад, соки, как у нас сейчас, и люди вместо лимонада пили очень полезный для здоровья берёзовый сок – он снижает температуру, в этом соке очень много минеральных веществ, которых так не хватает нашему растущему организму. Хотите попробовать? Угощайтесь. Какой сок на вкус? Ещё очень полезны почки и листья берёзы – завариваешь чай, получается очень полезный отвар. Листьями берёзы издревле полоскали волосы в бане девушки. Посмотрите – это, чага берёзовая. Отвар из чаги лечит болезни желудка и живота. Потрогайте чагу, на что она похожа? Раньше не было ни аптек, ни лекарств, и люди в основном лечились травами и меньше болели.
Давайте присядем на полянку.
– Знаете ли вы, что раньше в Древней Руси, когда не было ни бумаги, ни ручек, ни альбомов – люди писали на бересте. Вы уже знаете, что береста – это берёзовая кора. Писали палочкой. Давайте попробуем нарисовать узор? Пробуем. Легко ли царапать палочкой?
Хотите сравнить бумагу и бересту? Скомкайте бумагу, легко ли её мять? Какая бумага по вашему мнению?. Теперь попробуйте скомкать бересту. Получается? Почему? Сделайте вывод – бумага мягкая, по сравнению с берестой. Береста – грубая, плотная.
Послушайте щебетание птиц. Так и хочется прилечь и отдохнуть. (Релаксация под спокойную музыку).
Отдохнули? А сейчас мы с вами превратимся в мастеров и проведём опыт с берестой. Потрогайте полоски из бересты, какие они, расскажите. (твёрдые, не сгибаются). Можно ли сделать из такой бересты поделку? Теперь мы свами будем работать с горячей водой, будьте осторожны. Посмотрите, я кидаю наши полоски в горячую воду, что происходит? Береста моментально скручивается. Теперь я вытащу полоски, потрогайте и расскажите, что произошло с берестой? Береста стала гибкой, пластичной, мягкой. Теперь из неё можно делать всё, что хочешь. Ведь не зря бересту называют «прабабушкой бумаги».
Ребята, посмотрите, мы с вами попали на выставку берестяных изделий. Берёза нам даёт много красивых вещей, поделок, картин. У народа коми очень широко применялись поделки из бересты. Береста по коми «Кыдз», повторите. Посмотрите, какая разнообразная утварь (посуда). Раньше, ведь не было заводов, которые выпускали игрушки. Это сейчас, мы можем пойти и купить любую игрушку. И наши прабабушки и прадедушки, для своих внучат мастерили игрушки своими руками. Вот они посмотрите, поиграйте. (шур-шур, рожок, кукла). Но из бересты можно делать не только игрушки и посуду, но и картины. Посмотрите. Хотите ли, вы сами попробовать изготовить картину из бересты? Тогда давайте сделаем так, вы заберёте домой очищенную бересту, и дома с родителями смастерите картину, можете нарисовать или царапать палочками любой сюжет, узор. А после мы оформим выставку вашего творчества. Согласны? А интересно, что вы расскажете родителям о берёзе, бересте? Что посоветуете маме, если у неё заболит голова? На этом наше знакомство с берёзой закончилось, но впереди нас ждёт ещё много нового и интересного. Я вас научу делать из бересты разные поделки, мы познакомимся с декоративно- прикладным творчеством коми народа. Согласны?
Источник
Брюхачева Лиана Николаевна
МБДОУ №89 «Крепыш»
г. Сургут Тюменская область ХМАО
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Береза – символ русской души»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.
Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.
Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; бумага белого цвета формата А5, фломастеры.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)
Отгадав загадку, вы узнаете ,что это за картинки. Послушайте внимательно
1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
2. Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
3. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)
Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.
-Что это? (Лес.)
– Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
– Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)
-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)
-Красиво в лесу? Вам там понравилось?
Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)
– Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы – длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)
Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
– Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев
2. Стихотворение. «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится.
-В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?( Воспитатель обобщает ответы детей:«Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.
3. Физкультминутка «Деревья»
Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (Приседания)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души (Шагают на месте.)
И на место вновь пошли.
4. Про березу много пословиц, примет, загадок.
Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки про березу.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
4. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
5. Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.
5. Игра «Узнай и назови»
Воспитатель задает вопросы детям:
– Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)
– Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)
– Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
– Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
– А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
– Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
– Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?
(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)
-Какое дерево называют кудрявым (береза)
-Какое дерево называют русским (береза)
6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
7. Игра «Плоды и листья».
Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить плоды и листья березы, соединить в пары.
8. Физкультминутка.
Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
Вправо – влево, взад – вперед
Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина. (опустили голову вниз)
9. Рисование березы.
Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и нарисовать. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее. Самостоятельная деятельность.
III. Заключительная часть. Подведение итогов
10. Рефлексия.
Вопросы:
-С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы нового сегодня узнали о березе?
-Какое дерево рисовали?
-Что вам понравилось на занятии?
Источник