Польза от центра дополнительного образования
Бизнес испытывает дефицит квалифицированных кадров в ИТ, в то время как фундаментальное образование не может адаптироваться к темпам роста и не успевает выдавать готовые кадры.
Подобная ситуация сложилась не только в России и не только в сфере ИТ. Согласно исследованию Manpower Talent Shortage Survey, в 2016 году средний уровень нехватки квалифицированных кадров в крупных компаниях достиг 40%. Центры дополнительного образования призваны и могут решить эту проблему.
Не только онлайн-платформы
Когда речь заходит о дополнительном образовании, на ум приходят лишь онлайн-курсы, но это не совсем так. Российское законодательство делит ДО на два вида:
1. Взрослые и дети.
2. Дополнительное профессиональное образование.
К первому причисляются различные кружки, не требующие дополнительной подготовки. Для второго нужно среднее или высшее образование.
ДПО также делится на два вида: профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Минимально допустимый срок освоения профессиональной переподготовки — 250 часов. По завершении обучения выдается сертификат установленного образца. Минимально допустимый срок освоения программы повышения квалификации — 16 часов. По завершении также выдается сертификат
По таким принципам функционируют лицензированные центры дополнительного образования.
Обучение длиною в жизнь
Независимо от сферы люди все больше обеспокоены сохранением своей работы и будущим своей карьеры. Как утверждает Центр социальных и демографических исследований Америки, 87% рабочих уверены, что им понадобится постоянно обновлять свои знания для сохранения рабочего
места. Появляется потребность в так называемом обучении длиною в жизнь (life-long learning). При этом работники не могут позволить себе тратить от трех до шести лет на университет.
Растет потребность в частных организациях, обеспечивающих широкий спектр образовательных программ. Об этом говорится в приоритетном госпроекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ»(2016−2021 годы).
О полезности дополнительного образования для работников красноречивее всего говорят цифры исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий: 84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое ДО, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным. И вот почему
Центры ДО мобильны, применяют инновационный подход к обучению, быстро подстраиваются под тренды на рынке труда и потребности студента, комбинируют онлайн- и офлайн-обучение. Они специализируются на обучении профессиям будущего, которые не преподают в вузах. Так можно получить дополнительную квалификацию или навык, а также повысить уровень профессиональных знаний.
Как видно, необходимость дополнительного образования подчеркивается государством, образовательными сообществами и работниками
EdTech, или Образование будущего
EdTech — это инновационные образовательные технологии. К ним относятся как онлайн-платформы, так и образовательные стартапы. По данным Education International, объем мирового рынка образования составляет 4,5–5 трлн долларов, и в ближайшие годы он обещает увеличиться до 6−7 трлн. Доля онлайн в нем — всего 3%, или 165 млрд долларов, но благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году она должна вырасти до 240 млрд.
Россия, по мнению аналитиков TAP Advisors, J’son & Partners Consulting, Ambient Insight и Edutainme, демонстрирует самый высокий ежегодный прирост на рынке EdTech в Восточной Европе: по разным оценкам, 17−25%.
Все это свидетельствует об очень быстром росте потребности в образовании и образовательных технологиях.
Издания East-West Digital News, «Нетологии Групп», ВШЭ, ФРИИ и других компаний представили комплексное исследование рынка EdTech. Если коротко, то в мировом образовании уже наметились следующие тренды:
- непрерывное обучение (life-long learning)
- индивидуальный подход (personalized learning) или возможность освоения курса в собственном темпе (self-paced learning)
- геймификация — вовлечение учащегося в образовательный процесс (популярно в бизнес-сегменте)
- глобализация — создание общих образовательных пространств, в том числе формирование единой среды общения для учителей и учеников
- VR/AR-симуляция процессов
- рост значимости личного бренда и репутации преподавателя
Видно, что главная цель EdTech — повышение качества и скорости обучения при помощи новых технологий, которые предоставляет цифровая среда.
Почему онлайн-платформы не работают
К числу институтов ДО формально относится и дистанционное обучение, или онлайн-платформы, которые предоставляют платное дистанционное обучение. Сюда входят агрегаторы Degree и SkilledUp, предлагающие кураторские и сервисы наподобие LRNGO — рынок личного тьюторинга. Udemy — лидер среди таких платформ.
Платформы-МООК (массовые открытые онлайн-курсы) кардинально отличаются от других онлайн-курсов тем, что не предоставляют никакой поддержки учителей. Лучшие из них: Coursera, edX, Udacity, KhanAcademy. По данным агрегатора МООК Class Central, их платформы предоставляют 9,4 тыс. курсов для 81 млн зарегистрированных слушателей, что на 23 млн больше, чем в 2016 году.
В 2016 году слушателей интернет-курсов среди россиян увеличилось вдвое — до 1 млн человек.
Широкий выбор программ, гибкий график, доступная цена или бесплатно — все это обеспечивает широкую популярность онлайн-обучения
Но исследования эксперта в области образования Кэйти Джордан показывают, что в среднем онлайн-курсы заканчивают 15% учащихся. А в интервью Fast Company Magazine основатель Udacity признался, что его курсы оканчивает меньше 8%. Это порождает обширные споры об эффективности онлайн-платформ.
Ясно одно: чтобы попасть в число этих 15%, нужно обладать такими качествами, как повышенный самоконтроль, работоспособность, дисциплина, концентрация, мотивация. Немногие могут ими похвастаться.
Главное — баланс между офлайн и онлайн
Как признают сами специалисты платформы Coursera, не все аспекты образовательного процесса удачно реализуются дистанционно. Главное достоинство офлайн-образования — это общение между студентами, или нетворкинг.
Профессор Марк Эдмундсон в своей колонке в The New York Times пишет, что онлайн-курсы обезличены, у них нет конкретного адресата. Отсутствие индивидуального подхода и преподавателя может быть компенсировано только общением офлайн. Ведь, как уже отмечалось, роль личного бренда преподавателя растет. Согласно исследованиям РАНХиГС «Мониторинг ДПО в России», наиболее популярны в России дополнительные образовательные услуги вузов: дистанционное обучение (49%) и курсы повышения квалификации в коммерческих организациях (39%). Именно поэтому сейчас намечается тенденция смешанного обучения.
«Смешанные» типы образования комбинируют техники онлайн- и офлайн-обучения, при этом берут лучшее от традиционного образования, оставаясь мобильными и отвечая запросу рынка труда.
Хорошее офлайн-обучение должно обладать следующими преимуществами:
- квалифицированные преподаватели-практики
- нетворкинг
- персональный подход, позволяющий получить своевременную консультацию и не терять мотивацию для обучения
- дисциплина — дедлайны по заданиям
- предоставление сертификата
- гарантия трудоустройства
Все это и есть преимущества центров дополнительного образования, которые в полном масштабе не могут обеспечить ни тяжеловесные государственные учреждения, ни доступные всем курсы на онлайн-платформах.
Олеся Горьковая,
CEO HackerU в России
Источник
Образование
4.5/5
Для чего необходимо дополнительное образование для детей
https://www.razumka.com/content/newsimg/78i.png
от Юлии Кошик
12 сентября 2018
В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.
На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.
Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?
Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.
Дополнительное образование дает такую возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.
Преимущества дополнительного образования для детей
Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:
- вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
- комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
- специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.
Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается. Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума. Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.
5 причин сказать «да» дополнительном образовании
Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:
- помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
- помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
- повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
- найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.
Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.
Направления дополнительного образования
Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:
- технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
- научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
- эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
- оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
- биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
- экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
- туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.
Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.
5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей
Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:
- перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
- отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
- несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
- отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.
Как выбрать дополнительные занятия для ребенка
Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?
Можно выделить два способа определения детских предпочтений:
- Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
- Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.
После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:
- практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
- близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
- организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
- открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.
Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.
Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.
Источник