Польза от игры в городки
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга
Городки на пользу и в радость
Инструктор по физической культуре Дорофеева Анна Алексеевна
2017
Содержание
1.Введение_________________________________________ 2 стр.
2.Гипотеза_________________________________________ 4 стр.
3.Основная часть ___________________________________ 4 стр.
3.1. Значение игры городки для физического, психического
и нравственного развития детей____________________ 4 стр.
3.2. Этапы обучения детей игре городки_________________ 5 стр.
3.2.1. История городошного спорта_____________________ 6 стр.
3.2.2. Инвентарь, городошные фигуры,
городошная площадка__________________________ 7 стр.
3.2.3. Правила техники безопасности___________________ 8 стр.
3.3. Организационно-методические рекомендации_______ 8 стр.
4. Список литературы_________________________________ 10 стр.
1. Введение
Одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к широкому вхождению в жизнь и, прежде всего, в школьную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы, результаты комплексных медицинских обследований, проведённых в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о том, что большинство детей, поступающих в школу, имеют слабое здоровье. В основном прослеживаются нарушения в функционировании опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, проявляются различного рода аллергические реакции.
Это свидетельствует о том, что при поступлении в школу у детей недостаточно сформирована физическая готовность, что позволяет говорить о значимости физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях и в семье. Поэтому очень важно сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.
В настоящее время ведётся активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных на государственные дошкольные учреждения.
Одной из таких форм организации физического развития является игра в городки.
Городки — один из наиболее увлекательных видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое двигательное содержание, он доступен и детям и взрослым, в него можно играть в любое время года и в спортивном зале и на открытой площадке. Инвентарь, используемый в игре, доступен, прост, не требует больших материальных затрат, его легко изготовить самостоятельно из подручных материалов.
Цель данной работы: показать как использовать педагогическую технологию «спортивная игра городки» в образовательном процессе для физического и нравственного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения городков.
2.Разработать этапы ознакомления и обучения детей спортивной игре городки.
3
3. Подобрать методические рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста игре «городки».
В данной работе использованы материалы из Программы дополнительного образования «Городки для дошкольников» г. Москва 2015, Интернет-ресурсы: статьи о городошном спорте, проекты и методички, разработанные педагогами дошкольных образовательных учреждений, занимающихся городками с детьми, а также литература, в которой представлен опыт по созданию предметно-двигательной среды, использованию современных здоровьесберегающих технологий и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками; предлагаются рекомендации по обучению детей основным движениям и описание игр, которые способствуют формированию у детей практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
2.Гипотеза. Возрождение городошного спорта — дело необходимое для общества, а потому — благородное. Возрождая традиции — защищаем Отечество!
3.Основная часть
3.1.Значение игры городки для физического, психического и нравственного развития детей дошкольного возраста.
Городки — это интересная, исконно русская игра, в которую с большим удовольствием играют взрослые и дети. Основной целью игры является повышение общей физической подготовленности детей, развитие координации, точности движений и глазомера.
Игра в городки для дошкольников — это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения.
Играя в городки, ребёнку разрешается делать то , что в реальной прогулке, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психофизической разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта.
Закладывая в дошкольном возрасте навыки игры в городки, мы укрепляем не только здоровье в целом, но и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4
Помимо этого, городки могут являться одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений.
Игра городки является важным средством социально-нравственного воспитания, приобщения детей к традициям народа. Это один из немногих видов спорта, который Россия может считать своим общенациональным, народным. Игра вошла в историю, как часть национальной культуры
Городошный спорт несомненно относится к концепции национальной идеи — прежде всего в бережном отношении народа к своей истории, культуре, традициям, ко всему тому, что его объединяет.
Таким образом, привитие навыков, связанных с игрой в городки, для дошкольников означает физическое, психическое и социальное благополучие.
3.2.Этапы обучения детей дошкольного возраста спортивной игре городки.
1этап. Ознакомительный.
Задачи:
- познакомить детей с русской народной игрой «городки»: история , инвентарь, городошная площадка;
- учить различать, называть и строить городошные фигуры;
- познакомить детей с правилами техники безопасности во время игры в городки.
2 этап. Основной.
Задачи:
- укрепление здоровья и улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- привитие интереса к занятиям спортом;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спортивных упражнений;
- воспитание черт спортивного характера;
- знакомство с техникой игры в городки;
- знакомство с правилами игры.
3 этап. Совершенствование.
Задачи:
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники и тактики игры в городки;
- воспитание основных физических качеств;
5
- приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях по различным видам спорта (в том числе и по городошному спорту);
- знакомство с основными правилами соревнований
3.2.1.История городошного спорта.
Игра городки существует уже много веков. Самая первая достоверная информация о ее распространении на Руси датируется началом 19 столетия. Это – гравюры, выполненные в цвете, которые содержались в некоторых изданиях Западной Европы и были дополнены коротким описанием этой народной забавы русских:«Городки. Эта игра известна, строго говоря, только в России, поскольку требует значительной силы. Поэтому в нее играют только сильные и крепкие люди, волею судьбы обитающие в этой суровой стране. Правила игры следующие: игроки разделяются на две равные партии, каждая партия владеет кругом, начерченным на земле; эти два круга удалены друг от друга на десять или пятнадцать шагов. В середине круга ставят бруски длинною пять-шесть дюймов и шириною два-три дюйма. Этих брусков обычно пять; но иногда бывает семь или девять, — причем одни поставлены на другие, как показано на картинке. Игроки снабжены тяжелыми длинными палками. Каждая партия занимает свой круг, и один игрок за другим бросает палку в область противника; или, проще говоря, в соседний круг, так, чтобы выбить стоящие в нем бруски за пределы круга. Та партия, которой это удается лучше и быстрее, одерживает победу, и тогда побежденные обязаны носить на себе победителей вокруг обоих кругов. Эта игра у русских одна из самых излюбленных. Когда собирается большая кампания, обычно играют именно в неё» . Однако из отмеченных источников явно следует, что к тому периоду (началу 19 в.) игра городки уже была очень широко распространена и имела четко обозначенные правила. Именно поэтому время ее возникновения относят к 18 столетию – к его первой половине или к середине века.
В роли полноправного вида спорта городки были признаны в 1923-ем году, а до революции они считались по большей части забавой простонародья, хотя ими увлекались и многие видные деятели искусств, политики и науки. В том же году в столице России впервые состоялось Всесоюзное первенство по городошному спорту, у которого уже появились постоянные и единые правила, в 1928-ом они вошли даже во Всесоюзную Олимпиаду.
Невозможно поверить, что ещё 40-50 лет назад городки были практически столь же массовым видом спорта, как футбол. Во многих городских двориках по вечерам был слышен стук разбивающих фигуры бит. Но в 80-90 – х годах XX века этот национальный вид спорта пришёл в упадок.
6
Городки – неотъемлемая часть нашей истории и традиций. В начале XXI века мы вновь наблюдаем интерес россиян к городошному спорту. Городки вернулись, и игра снова стала доступной. За последние десять лет городошным спортом заинтересовались не только зрелые игроки, на памяти которых былой расцвет этой игры, но и молодежь. Возвращение былой массовости и всенародной любви – главная задача Федерации городошного спорта России.
3.2.2.Инвентарь, городошные фигуры, городошная площадка.
Игра в городки — это командно-личностное состязание, в котором нужно со строго заданной дистанции выбить прицельным броском палки (биты), так называемые «городки» – специальные фигуры, сложенные особым образом. Они представляют собой пять коротких палочек цилиндрической формы. Для игры в городки используют 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке (приложение 1).
Главная задача — затратить на выбивание 15-ти фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.
Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.
Размеры площадки ( «город») – 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее ( «кон») – 13 м, ближнее ( «полукон») – 6,5 м (приложение 2).
Длина городков — 20 см, диаметр — 4,5-5 см; длина биты — не более 1 м.
Выбиваются фигуры с «кона», но, если выбит хоть один городок, остальные выбиваются с «полукона».Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата.
В каждой партии может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.
Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети — тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты кона и полукона. Система и правила для детей значительно упрощены по сравнению с игрой для взрослых. Подбираются облегчённые биты длиной 40-45 см, весом 400-450 гр., городки высотой 10-12 см.
7
3.2.3.Правила техники безопасности во время игры в городки.
- Когда на площадке играют в городки, никто из детей, не задействованных в игре, не должен близко играть, бегать, выходить на площадку. На площадке могут находиться только игроки, воспитатель или инструктор.
- Дети бросают биты только по сигналу педагога.
- Участники, ожидающие своей очереди, должны находиться сбоку от своих « городов» на расстоянии 3м.
- Выходить на площадку для постановки фигур или сбора бит и городков можно, только если на кону нет игроков, выполняющих или собирающихся выполнить бросок.
3.3.Организационно-методические рекомендации.
Обучение игре в городки начинается в старшей группе. Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста(с пяти лет). Наполняемость групп до 20 человек.
Учебные занятия проводятся по общепринятой схеме. Каждое условно делится на три части: подготовительная, основная и заключительная.
- Подготовительная часть включает в себя построение, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, подготовку к основной части занятия.
- В основной части занятия совершенствуют технику бросков биты, выполняют броски по фигурам, отрабатывают специальные броски.
- В заключительной части проводится подвижная игра, убирается инвентарь, подводятся итоги занятия.
Вначале следует ознакомить детей с инвентарём: битами и городками, предложить самим построить фигуры.
Для того, чтобы заинтересовать начинающего ребёнка, надо идти от простого к сложному. На первых занятиях проводится небольшое ознакомление с историей игры «городки», показывается городошная площадка, биты, рюхи (городки), проводится обязательный инструктаж по технике безопасности.
После правильного показа броска инструктором, даём подержать биты (хорошо, если имеются биты разные по длине, весу, сделанные из разных материалов(составные, полимерные, деревянные).
Для начинающих важно, чтобы на первых занятиях они выбили хотя бы один городок. Для этого ставится фигура «забор». При построении фигуры «забор» расстояние между рюхами = 1 рюхе.
8
Для лучшего запоминания фигур и их построения можно использовать эстафеты. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок построит заданную фигуру. В первый год обучения ребята очень любят выбивать стоячие фигуры.
Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке
На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков.
Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочередно. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена.
Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.
Порядок построения фигур в игре постепенно усложняется.
«Забор» — все городки ставят вдоль передней линии на расстоянии5 см друг от друга.
«Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него)
«Ворота» — две пары городков ставят на расстоянии, равном длине городка, последний, пятый, кладется на них сверху, как перекладина.
«Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых.
«Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам и др.»
Детей важно научить правильно бросать биты. Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.
9
Способ бросать биту прямой рукой, отведенной в сторону — назад.
Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.
Дети старшей группы учатся выбивать городки с полукона и с кона. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.
Ожидаемые результаты.
- Педагогическое воздействие игры «городки» существенно обогащает двигательное развитие детей.
- Укрепление здоровья детей.
- Совершенствование качества взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
4.Список литературы.
1. В. М. Духанин «Городошный спорт» учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. Москва, 2000 г.
2. С.С. Семёнов «Городки: от новичка до мастера». Москва, «Физкультура и спорт», 1998г.
3. В.В. Гаврилова «Занимательная физкультура для детей 4-7 лет»
Волгоград «Учитель» 2009.
4.О.О. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г.П. Попова
«Физкультурно-оздоровительная работа для старших дошкольников»
Волгоград «Учитель” 2008г.
5. Т. Г. Анисимова, Е.Б. Савинова «Физическое развитие детей 5-7 лет»
Волгоград «Учитель» 2009г.
6. Интернет-ресурсы
10
Источник
Игра ГОРОДКИ – как дополнительное средство физического развития младших школьников
Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое воспитание в детстве. С раннего возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки.Современный образ жизни, к сожалению, оставляет желать лучшего. Основную часть свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана, компьютера или просто дома. Общая тенденция современного мира не позволяет оставить детей, без пристального взора, как это было в недалеком прошлом в придомовых дворах, чтобы они без участия взрослых могли играть и двигаться часами. Психологи, педагоги, медики отмечают общую для школы тенденцию – снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, СБ. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка младшего школьного возраста в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста несмотря на введения дополнительного 3 часа урока физической культуры свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время.
По данным ученых от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, которые могут реализовываться в отделениях дополнительного образования детей, поэтому весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития детей младшего школьного возраста на основе применения русской народной игры «городки». По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для школьников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.
Городки широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром Первым. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил так: «Битою мечу – это глазомер, битою бью – это быстрота, битой выбиваю – это натиск». Именно эти качества А.В. Суворов считал главными для воинов (Ю.А. Ермолаев и др., 1990). Говоря о народной игре, о ее влиянии на гармоничное развитие личности человека, особенно ребенка, мы сошлемся на высказывание основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского (1950). Он сформулировал важнейшую задачу отечественной педагогики – обратить особое внимание на народные игры.Игра городки является не только старинной русской игрой, но и спортивной игрой, по которой проводятся первенства Российской Федерации. Существующие научные исследования (Э.И. Адашкявичене, 1992; Э.С. Вильчковский, 1983; Л.Н.Волошина, 2001; З.И.Нестерова, 1997; Т.И. Осокина, 1986; Л.И. Пензулаева, 1998 и др.) позволяют прийти к выводу, что игры с элементами спорта вполне доступны детям в младшем школьном возрасте и являются одним из эффективных средств и методов физического воспитания детей. Анализ учебных пособий дает основание положительно оценить влияние игры в «городки» на формирование двигательной функции ребенка, определить степень ее воздействия на развитие отдельных компонентов движения.
Техника игры в городки сравнительно несложная. Основной элемент техники – это бросок биты. Однако здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому игроку необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние (для младших школьников это 3-5 метров). Алгоритм обучения позволяет создать целостное представление о броске, далее детализированно освоить элементы техники. Согласно физиологическим представлениям, на этой стадии формирования навыка происходит закрепление, тончайшая специализация и упорядочение центральнонервных регуляторных процессов (концентрация возбуждения, развития внутреннего торможения и др.), что позволяет точно, дифференцированно производить сложнокоординированные действия, связанные с метанием биты. На заключительном этапе расширяется диапазон вариативности двигательного действия, дети выбивают не только вертикально стоящие фигуры (забор, бочка), но лежащие горизонтально (самолет, рак). Дифференцировка мышечных усилий происходит при выбивании такой фигуры, как письмо. Когда ребенку необходимо выбить городок, стоящий в центре фигуры, здесь требуется особая сноровка. Таким образом у детей развиваются чувства пространства и времени, аналитические способности, что позволяет им с достаточно большой точностью обеспечивать распределение мышечных усилий при овладении элементами техники метания, точно определить момент главного приложения усилий, обеспечить единство частей двигательного акта. Результативность броска зависит от многих причин: степени владения избранным способом броска, захвата ручки, правильного выбора места и т.д. Освоение техники броска положительно сказывается на точности попадания в горизонтальную цель, уменьшается количество ошибок в выполнении элементов техники метания, т.е. улучшаются как количественные, так и качественные показатели метания.
Опыт, накапливаемый ребенком в процессе овладения игрой городки, содержит разнообразные двигательные программы, повышает тем самым возможности ребенка для овладения новыми движениями. В процессе освоения игры городки происходит формирование различных видов координации: статической — корпуса, динамической координации в целом и рук, отчетливости изолированного движения (броска). Разнообразные изолированные движения рукой, кистью и пальцами, сжимание биты способствуют совершенствованию произвольного избирательного управления отдельными мышечными группами, формируют дифференцированность торможения. Поскольку основным специфическим действием для игры городки является бросок, то на разных этапах его выполнения в этом движении участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходится в городках на долю зрительного анализатора. В игре при бросках биты возникают восприятия, свойственные прицельным видам – попадание в цель. В дальнейшем, как отмечает З.И. Нестерова (1997), функция зрения и слуха в системе афферентации постепенно суживаются и ведущую роль начинают играть двигательные анализаторы. Многие авторы отмечают развивающее воздействие городков на такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота. С развитием силы мышц плечевого пояса растет дальность броска. Силовая подготовка не является самоцелью физического воспитания детей младшего школьного возраста, и в большей степени обусловливается необходимостью развития способности проявлять незначительные напряжения в течение достаточно деятельного времени, только дозировать мышечные усилия (СБ. Шарманова, 1999). Двигательные действия, выполняемые при метании биты, относятся к упражнениям с внешним сопровождением. Используя их можно воздействовать как на крупные мышечные группы—спины, живота, так и наиболее мелкие — кисти.Многократное, серийное выполнение бросков биты в игре городки, чередование их с ходьбой, бегом, построением фигур обеспечивает значительный суммарный объем нагрузки, стимулирует усилия мышцы и в особенности усилия наиболее слабых мышц. К таким относятся мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, кисти.
Это доступная и интересная игра с легко дозируемыми нагрузками, в постоянном разнообразном движении как на свежем воздухе, так и в закрытом помещении для людей самого разного возраста, от детей до стариков. Таким образом, актуальность, польза и малозатратность использования элементов городошного спорта в отделении дополнительного образования очевидны.
Матвеева Наталья Назимовна
Источник