Польза от игры в кубики
21 Июня 2017
7,398
Кубики знакомы десяткам поколений детей, и у этой игры есть одна важная особенность: в ней наилучшим образом реализован принцип обучения ребенка через игру.
Кубики – самая популярная детская развивающая игрушка. Благотворное влияние игры с ними на развитие ребенка было доказано учеными в ходе многочисленных исследований. Какими бы кубиками ни играл ребенок, эта игра направлена на обучение: изучение букв или цифр, форм или цветов, осознание физических законов или первое понимание связи причины и следствия.
Детские кубики. История длиной в четыре столетия
Впервые о роли кубиков для развития детей рассказал в ХVII ст. английский философ Джон Локк, который высказал мысль о важности игры в обучении и заявил
о необходимости смещения акцента в принятой системе воспитания с «кнута» на «пряник». Он описал игру, которая вскоре стала чрезвычайно популярной – кубики с алфавитом, подчеркивая достоинства обучения детей с помощью игр. С тех пор игрушки для детей стали восприниматься как необходимые предметы, а не как бесполезная прихоть.
В XIX ст. на небольших деревообрабатывающих и полиграфических фабриках Западной Европы и США уже производили кубики. На некоторые из них наносили изображения, символы, буквы и слова. Играя с ними, дети легче осваивали чтение и знакомились
с интересными сюжетами. Другим популярным видом были деревянные кубики для конструирования сооружений и игры с формами. Иногда они имели вид трехмерной головоломки, из которой малыши складывали известные строения, и по праву могут называться прообразом современных конструкторов.
С каждым годом появлялись новые виды кубиков из различных материалов: мягкие кубики – для самых маленьких, кубики пластмассовые, из которых дети сооружают устойчивые строения, кубики с магнитами – для облегчения скрепления деталей и др. Сегодня они широко используются в различных развивающих методиках: кубики Зайцева, развивающие кубики Никитина, сенсорные кубики в системе Монтессори.
Почему игры с кубиками полезны?
Когда малыш увлеченно строит башню из кубиков, вам может казаться, что он просто играет, но в это время ребенок:
- развивает математические способности: узнает, что такое количество, форма, вес, объем, учится сортировать и группировать предметы;
- экспериментирует с явлениями гравитации и баланса, что улучшает координацию глаз и мышц;
- тренирует воображение, учится выражать идеи, планировать и творить;
- осознает взаимосвязь действия и результата.
Игры с кубиками в центре научных исследований
Кубики не раз становились объектом внимания ученых, и они доказали положительное влияние игры на развитие ребенка, которая стимулирует:
Пространственное мышление
Два года назад ученые из Родес-колледжа, Мемфис, США, доказали, что у детей, которые часто выбирают для игры кубики, способности к пространственному мышлению лучше.
И это не удивительно, ведь для создания сооружения ребенку приходится мысленно проанализировать положение кубиков, представить их со всех сторон. Без навыков пространственного мышления невозможна повседневная жизнь, оно помогает осваивать современную технику, управлять автомобилем и выполнять ежедневные обязанности. Особенно важно пространственное мышление для дальнейшего успеха ребенка
в математике, архитектуре и инженерии.
Умение принимать решения
Увлечение кубиками по данным, полученным исследователями из Медицинской школы Темпльского университета, Филадельфия, США, развивает навык принятия решений.
У этой игры нет правил, а совместить детали можно множеством способов. Представьте, что всего из шести кубиков конструктора можно составить более 120 миллионов комбинаций, поэтому во время игры ребенок постоянно анализирует положение деталей и свои возможные действия, выбирает лучшее решение и воплощает задуманное.
Эмоциональное и речевое развитие
Невероятно, но дети, которые в 1,5–2,5 года часто играют с кубиками, согласно результатам работы, проведенной в 2007 году физиологами из Университета Северной Аризоны, США, быстрее начинают говорить. Игры в этом возрасте проходят под присмотром родителей, а чем больше они общаются с ребенком, тем лучше его речевое развитие. При этом совместные игры с кубиками развивают отношения детей
и родителей, ускоряют социальное и эмоциональное развитие ребенка.
Игры с кубиками для детей разных возрастов
Кубики настолько универсальны, что ими могут играть дети всех возрастов.
- до 1 года. Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к кубикам, покажите ему, как их класть или бросать в контейнер, а потом вытаскивать обратно. Увлекательным занятием для малыша будет и процесс разрушения башни, построенной вами.
- 1–2 года. Подходящей игрой для малышей этого возраста будет сооружение простых строений, таких как башня или стена. Со временем начните складывать друг на друга кубики разных размеров – от большего к меньшему. Для этих игр хорошо подойдут деревянные или пластмассовые кубики.
- 3–4 года. Постепенно игры с кубиками становятся сложнее и интереснее. Малышам постарше предложите сооружать строения из кубиков, используя только детали определенных цветов или форм.
- 5 лет и старше. В этом возрасте ребенок создает сложные сооружения. Это может быть аэропорт, зоопарк, база для машин или замок принцессы. Чтобы игра была еще более увлекательной, попросите его рассказывать о придуманном сюжете игры, задавайте уточняющие вопросы, подавайте свои идеи. Для интересного обучения чтению вы можете выбрать кубики, на гранях которых написаны слоги
и буквы.
Несмотря на огромное разнообразие игрушек, кубики не теряют популярность и уже несколько столетий остаются неизменными спутниками детей во всем мире. Как развивающие игрушки для детей они интересны в любом возрасте. Обязательно познакомьте своего ребенка с ними, покажите, как строить простые строения, стимулируйте продолжение игры, вовлекайте в неё другие любимые игрушки, придумывайте во время игры интересные сюжеты. Помните, что кубики на первый взгляд кажутся простой и понятной игрушкой, но их потенциал огромен.
Юлия Котикович
Ни одна онлайн игра и виртуальные развлечения не заменят «живых» кубиков, привычных нам с детства. Потому что они имеют «реальные» и осязаемые форму и вес. Самые примитивные, и такие незаменимые игрушки для гармоничного развития малыша!
Несмотря на свою простоту кубики являются самыми популярными игрушками, которые любят дети разных возрастов.
Психологи рекомендую всем родителям приобщать малышей к игре в кубики вот почему:
Зачем малышу кубики
- У самых маленьких кубики развивают мелкую моторику, а значит и речевые центры в мозгу.
- Ребенок получает адекватные представления о зависимости формы, размера и веса. Например, если кубик достаточно крупный, он и вес имеет ощутимый (конечно, речь идет не о пластмассовых игрушках). Если кубик бросить – раздастся соответствующий стук. Кроме того, при простейших манипуляциях с кубиками ребенок познает на интуитивном уровне законы природы: брошенный кубик падает, неустойчивая башня разрушается, кубик нельзя поставить на ребро и т. п.
- Кубики и конструирование простейших башенок и домиков из них учит малыша координированности действий, а также развивает пространственное мышление.
- Трудно переоценить роль кубиков с буквами при освоении азбуки и обучении чтению. Из чего еще можно легко составить слово «вечность»?!
- Создание «построек» из кубиков развивает воображение ребенка: построение домика, потом забора вокруг него, потом прочих пристроек, заселение домиков из кубиков плюшевыми жильцами, которые ходят друг другу в гости – полет фантазии не ограничен!
- Издревле дети интуитивно стремились играть с брусочками различной формы: строить домики и башенки, выкладывать вокруг них дорожки, а потом радостно все это рушить. Говорят, что кубики в «игровом арсенале» малышей появились только в 19 веке. Как продолжение идеи – появились блочные конструкторы для детей (чемпион в этой нише – конечно же, Лего).
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Методика Марии Монтессори: суть, преимущества, недостатки
Однако, детские психологи выделяют ряд преимуществ у простых кубиков перед конструкторами:
- кубики, не имея механизма крепления друг с другом, требуют от маленького «зодчего» большей ловкости м аккуратности, чтобы конструкция устояла;
- кубики при построении из них различных конструкций интуитивно прививают ребенку понятие равновесия;
- они развивают воображение и творчество ребенка, не навязывая ему готовых форм, а давая возможность создавать свои.
В этой связи специалисты особенно рекомендуют для самых маленьких простые кубики из неокрашенного дерева. Во-первых, это органика – нет места никаким опасениям по поводу токсичности, как при использовании пластмассы. Но главное преимущество перед пластмассовыми: деревянные кубики имеют вес соответственно своему размеру, а значит, не «обманывают» ребенка, формируя правильное представление о мире. Они приятны на ощупь и понятно, из чего сделаны. А прелесть неокрашенных игрушек состоит вот в чем: у дерева уникальная фактура, рисунок каждого среза неповторим. Все мы многократно в жизни фантазировали над странным формами: очертаниями облака, скалы или просто дырочкой на пододеяльнике, попавшейся на глаза перед сном. То там чудится человеческое лицо, то летящая птица, а то и овечий профиль… Точно так же ребенок, рассматривая природный узор на каждой грани деревянного кубика, будет «видеть» там невероятные сюжеты. Когда он станет чуть постарше, вы сможете часами фантазировать вместе с ним, рассказывая, что кто увидел на каждом кубике.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как развивается внимание ребенка и можно ли его улучшить?
Какие бывают кубики
«Рынок кубиков» нынче разнообразен: кроме деревянных, сегодня в продаже есть пластмассовые, мягкие текстильные (плюшевые или поролоновые), обклеенные безопасными зеркальцами, с тарахтящими бусинами внутри. Что касается рисунков – тут тоже изобилие: кубики для самых маленьких могут содержать на гранях просто геометрические фигурки разных цветов. Для малышей постарше подойдут кубики с буквами и животными или предметами, названия которых начинаются на данную букву. Также есть «тематические» наборы кубиков: например, на них изображены только звери, или только предметы домашнего обихода, или только предметы-атрибуты профессий.
Кубики Никитиных
Эти кубики изобрели педагоги Елена и Борис Никитины для самых маленьких детей. Грани кубиков раскрашены в разные цвета, из которых малышу предлагается складывать узоры по образцу карточек, прилагающихся к набору кубиков. Занятия по методике Никитиных развивает логику и системное мышление у маленьких детей, учат комбинировать и определять сходство.
Вальдорфские кубики
Вальдорфская педагогика предлагает свою «версию» кубиков. Это деревянные брусочки разной формы, не обязательно кубической. Название для этих игрушек просто осталось традиционное. Чтобы что-то построить из таких кубиков, малышу нужно сначала хорошенько подумать, взвесить их на ладони, подогнать по форме один к другому. Это тот же тетрис, но только вживую и для маленьких. Такая игра развивает и пространственное и образное мышление, воображение, логику, координацию движений. Вообще вальдорфская методика воспитания подразумевает раскрытие личностного потенциала ребенка посредством вовлечения его во все дела взрослых. Ибо ведущей линией развития ребенка считает подражание. Поэтому для наиболее эффективного применения вальдорфских кубиков, маме следует, хотя бы поначалу, присоединиться к такой игре. И показать малышу, что можно построить из этих брусочков.
Кубики Зайцева
Это специальные кубики, разработанные выдающимся русским педагогом Николаем Зайцевым. Они помогают обучить чтению малышей с задержкой развития речи и психики, аутизмом, а также для салабовидящих и слабослышащих деток. На грани таких кубиков нанесены склады – слоги или комбинации гласных. Принцип образования складов обусловлен анатомической структурой человеческих связок и усилием, которое применяется для произнесения того или иного фрагмента слова.
В зависимости от этих складов (включающих только гласные или также согласные: звонкие или глухие, мягкие или твердые), кубики различаются по цвету, размеру и звуку тарахтящего наполнителя. Из этих кубиков малыши с помощью педагогов складывают слова – как из обычных кубиков с одной буквой на каждой грани.
Кубик Рубика
Всем известная и полюбившаяся всему миру головоломка под силу уже младшему школьнику. Кстати, сегодня существуют мировые первенства по скоростной сборке кубика Рубика – спидкубингу. В настоящее время мировой рекорд принадлежит голландцу Эрику Аккерсдийку, который собрал его за 7,08 секунд!
Но вернемся же к нашим обычным детским кубикам. Какие и когда предлагать ребенку, и как ими правильно играть, чтобы малыш рос умненьким и изобретательным.
Как играть в кубики в зависимости от возраста ребенка
Ниже мы приведем несколько советов для взрослых о том, как с помощью традиционных кубиков играть с малышом в развивающие игры, чтобы помимо удовольствия игра приносила пользу.
1 – 1,5 года
Первый набор кубиков подари карапузу в возрасте около 1 года или и того меньше. Во-всяком случае, он должен уже хорошо сидеть или подолгу стоять на коленках или четвереньках. Для такого возраста будет достаточно набора из 6 кубиков.
Первые игры вне зависимости от желания взрослых будут такими, как и с любыми другими игрушками: бросание и изучение стука падающей вещи; просто ощупывание с применением различных способов захвата сначала двумя, а потом и одной ладошкой; перекатывания кубика по полу – ведь только взрослые считают, что катиться могут предметы исключительно круглой формы.
По инициативе взрослого можно играть в «прятки кубика». Покажи малышу кубик, а потом спрячь его под платок, в мешочек или коробку у него на глазах. Потруси упаковкой и попроси малыша обнаружить пропажу, не торопи его и не помогай – пусть он сам развернет и найдет свой желанный приз.
1,5 – 2 года
Когда малыш подрастет, с возраста 1,5 лет, начинай привлекать его к строительству простейшей башенки: просто ставить кубики один на другой. Сначала ваши роли четко распределятся: ты будешь строить башенку, а малыш ее разрушать, что будет доставлять ему колоссальное удовольствие. Впоследствии ребенок начнет помогать тебе в постройке: начинайте с одного кубика, а по мере накапливания сноровки – наращивайте этажность вашей башни. Когда просто строить и рушить башенку ребенку надоест, покажи ему, как построить домик с окошком. По началу это простейшая конструкция из 3-х кубиков: два на нижнем ярусе, поставленные на какое-то расстояние, а сверху – третий между ними. Развивай воображение малыша – посели за окошком зайчика, пусть медвежонок придет к нему в гости.
2 – 2,5 года
По мере взросления карапуза – уже к 2 – 2,5 годам для постройки домика понадобится горазд больше кубиков – малыш с твоей помощью начнет строить его с 4-мя стенами, как положено. Вокруг домика можно будет мостить дрожки, прокладывать туннели, по которым катать мячик, перекидывать мостик между двумя далеко расставленными кубиками и пр. Да и домиков может быть не один, а несколько, в каждом из которых кто-то будет жить, и эти «жильцы» начнут ходить друг другу в гости и дарить подарки. Так игра с обычными кубиками хорошо послужит социализации ребенка. Ни в коем случае, не брани чадо за раскиданные по всей комнате кубики – творческий процесс не знает порядка. И не заставляй обязательно убирать кубики на ночь – возможно, завтра малыш захочет достроить «кубиковый» город – к утру у него явно появится много новых идей.
3 – 4 года
Когда ребенок уже «дорос» до постижения азбуки (3 – 4 года), вам понадобятся кубики с буквами. Какие они бывают, мы вкратце описали выше, а вот как с ними играть – поговорим сейчас. Сначала покажи малышу одну букву на грани кубика. Расскажи ему о ней какую-то историю, обязательно назови предмет, иллюстрирующий эту букву на кубике. Дальше можно играть с кубиком как с заменителем этого предмета (самолетик будет летать, а уточка крякать). Заодно, будет хорошая тренировка образного мышления ребенка – ведь он манипулирует не с настоящими предметами, а их изображениями на картинке. Затем перемешай много кубиков и попроси малыша отыскать «вашу» буковку. По мере того, как ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, усложняй задачу: пусть К подружится с А, пусть О отыщет П и т. д.
А когда арсенал знакомых букв будет уже более-менее большой – начинайте складывать из них слоги и слова.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Раннее развитие ребенка: кому и зачем это нужно?
Старше 4 лет
Ошибочно считать, что после того, как малыш научился читать, кубики ему уже больше не нужны. Напортив, он будет использовать их как строительный материал для все более сложных конструкций – теперь это могут быть детали кладки замка или горного массива. В этом возрасте активно развивается творчество, и кубики становятся универсальным строительным материалом, а также заменителем любого предмета – от подарка на кукольном дне рожденья, до тумбы на олимпийском пьедестале почета. Здесь уж ты будешь рада, если ребенок примет тебя в игру, ибо в этом возрасте юные фантазеры полностью самостоятельны.
В школьном возрасте ребенок, скорее всего, утратит интерес к кубикам (исключение – кубик Рубика), их сменят другие игрушки, но это уже совсем другая история.
Бальзамова Наталья Григорьевна
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»
Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой.
Бывают кубики разной формы. От самых мелких настольных размеров до крупных напольных модулей. Тем самым, вполне удовлетворяя, запросам и пожеланиям спроса современников. Также кубикимогут быть из разных материалов: деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые, обтянутые тканью, либо дермантином. Из всего этого многообразия каждый выбирает сам, с чем будет играть его ребенок.
Дети, играя с кубиками, развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление, воображение и фантазию.
Сейчас кубики часто уступают место в детской комнате различным конструкторам, типа «Лего». Однако, у кубиковесть целый ряд преимуществ:
– они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.
– по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.
Обыкновенные кубики
– не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не пользоваться уже предложенными шаблонами.
Из кубиков дети могут изображать что-то, что на самом деле этим не являясь – например, стены замка, машину, самолёт, бассейн и т. д.
С хорошими кубиками ребенок может играть c раннего возраста до школы. Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания и ощупывания, позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители и строительный материал для сюжетных игр.
Как только ребёнок научился хорошо удерживать кубики руками, можно попробовать увлечь его постройкой разных сооружений. Не обязательно начинать с домика, а просто с «дорожки», которая ведёт от одной машины к другой. Обязательно нужно обыгрывать построенное сооружение – пусть по дорожке «проедет» машина.
В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим материалом в обучении понятиям цвета, размера, количества. Можно начать с простого «больше – меньше». Взять, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, показать ребенку,как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары – тех, значит, и больше. Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий – можно повторять их несколько раз,включая в разные игровые ситуации: можно поставить кубики в пары для танца, или сделать пирожные из двух видов теста и т. д.
Если взять кубики, одинаковые по форме и размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так как ребенок не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим.Можно придумать массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого цвета, найти кубик такого же цвета, как тот, что у вас в руках, построить для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной – красный.
Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Для начала можно просто импровизировать,потом ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?». Можно придумать и выложить свою дорожку кубиков, а ребенка попросить сделать такую же. Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.
Для детей постарше, 4-5 лет, конечно, уже интереснее конструкторы. Но и в этом возрасте кубики могут пригодиться,только использовать их по-другому: поставить их на большой лист бумаги и попросить ребенка их обвести. Это хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Потом можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь, чтобы получился какой-то определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести сначала один кубик, а потом другой поверх этого контура – получится интересный узор. Постройки у детей более старшего возраста получаются, более устойчивые, гораздо объемнее и интереснее.
Спасибо за внимание!