Польза от игры в тетрис
Если вы проведете достаточное количество времени за игрой в Тетрис, то эта игра начнет формировать шаблоны в вашем мышлении, мысленных образах и даже снах. Это явление называется “Эффектом Тетриса” (или синдром тетриса).
Игра “Тетрис”. Источник изображения: today.line.me
Эффект может проявляться в том, что вы со временем начнете задумываться о способах, которыми различные фигуры в физическом мире могут сочетаться друг с другом, например, как сложены товары на полках в магазине. Но помимо формирования такой необычной “привычки”, под воздействием игры происходят изменения физиологических процессов, происходящих в мозге.
Ниже мы расскажем о некоторых интересных результатах исследований, проведенных для изучения этого уникального эффекта.
Повышение эффективности работы мозга
Одно из самых ранних исследований Эффекта Тетриса было проведено известным психологом Ричардом Хайером и его коллегами из отдела психиатрии и поведения человека в Калифорнийском университете в 1991 году с целью демистификации загадки эффекта Тетриса.
Проводя исследование Хайер хотел найти ответ на вопрос “Увеличивается ли потребление мозгом энергии, когда по мере игры в тетрис процесс принятия решений становится сложнее из-за увеличения скорости падения фигурок в стакан.
Источник изображения: esta-de-casamento.com
Результаты сканирования мозга испытуемых игроков оказались парадоксальными – Хайер обнаружил, при игре на высоком уровне сложности мозгу, на самом деле, требуется даже меньше энергии, чем на начальных этапах игры.
В ходе эксперимента было выявлено, что у людей, которые раньше в тетрис не играли, в первое время значительно повышался метаболизм глюкозы в головном мозге, что напрямую связано с уровнем потребления энергии мозгом. Но, уже после 6-8 недель ежедневной игры, метаболизм глюкозы возвращался к обычному уровню, в то время как эффективность работы мозга, судя по результатам игры увеличивалась в разы. Причем, у самых лучших игроков были самые низкие уровни затрат энергии мозгом.
Улучшение пространственных навыков
Источник изображения: imgflip.com
Еще одно исследование, проведенное в 1994 году Линн Окагаки и Питером Френшем, показало, что для участников эксперимента, которые непрерывно играли в тетрис в течение длительного периода времени, игра оказала положительное влияние на некоторые характеристики пространственных навыков, такие как восприятие предметов в пространстве, их мысленное вращение и пространственную визуализацию.
Увеличение объема памяти
В 2009 году команда исследователей из BioMed Central провела исследование об эффекте тетриса. Для исследования они использовали МРТ сканирование головного мозга участников. Тогда были протестированы две группы людей: одна играла в тетрис по 30 минут в день, а другая – вообще не играла.
Источник изображения: topsimages.com
Глядя на изображения МРТ, исследователи обнаружили, что серое вещество участников, которые играли в тетрис, более плотное по сравнению с теми, кто в нее не играл. Исследователи пришли к выводу, что тетрис может привести к когнитивному развитию на физическом уровне, а также увеличить емкость памяти. Исследование BMC пришло к выводу, что игра в тетрис улучшает физическое состояние мозга и позволяет ему работать более эффективно.
Не только тетрис
Эффект тетриса не ограничивается компьютерной игрой. Подобное явление может наблюдаться и в других играх. Другими примерами этого странного эффекта могут быть непроизвольная визуализация алгоритма собирания граней кубика Рубика или представление того, как соединяются детали пазла.
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал Научпоп. Наука для всех. Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!
Популярная игрушка как у взрослых, так и у детей — тетрис — отличается солидным возрастом для мира электронных гаджетов. 6 июня ей исполняется 36 лет. И все эти годы она неизменно радует любителей понажимать кнопки своей незатейливостью, но при этом — притягательностью.
С основными функциями тетриса многие знакомы давно. Казалось бы, игрушка проста до невероятности. Надо всего лишь падающие фигурки переворачивать и составлять в ровную линию внизу. При этом сами фигурки разных форм и постоянно ускоряются, что заставляет мозг шевелиться сильнее, чтобы найти подходящую комбинацию. И именно эта максимальная простота сделала игрушку крайне популярной.
Как появился тетрис?
Тетрис называют одной из самых популярных игрушек в мире, однако не все знают, что он является советской разработкой. Тетрис создал программист Алексей Пажитнов, разработавший его первую версию для компьютера «Электроника». Приложение увидело свет 6 июня 1984 года. И именно эта дата стала днем рождения игрушки.
Алексей Пажитнов. Фото: www.globallookpress.com
Изначально Алексей Пажитнов занимался исследованиями в сфере популярного сегодня искусственного интеллекта. В то время он работал в Вычислительном центре Академии наук. Человек Пажитнов довольно увлеченный, он постоянно тестировал посещающие его идеи. Преимущественно это были головоломки. Одной из них была популярная в тот период «Пентамино», детали которой состояли из 5 квадратов, а смысл ее заключался в том, чтобы правильно раскладывать геометрические фигуры.
И именно эта головоломка стала прототипом популярного ныне тетриса. Пажитнов упростил фигуры, но оставил основной принцип, который был положен в основу игрушки. Дальше дело осталось за малым: сделать ее копии и дать поиграть другим. Еще через год появился отдельный аппарат «Тетрис». В таком виде игрушка и стала популярной, разойдясь по миру.
Плюсы и минусы
Тетрис по праву занял свое место в числе любимых многими электронных игр. Кроме этого, он еще и является довольно полезным для здоровья. О том, как именно сказывается игрушка на состоянии человека и какие блага для него несет, а также в чем могут скрываться минусы гаджета, АиФ.ru рассказала нейропсихолог Ирина Хвингия.
Тетрис отчасти полезен, отчасти — нет, тут две стороны медали. Если говорить о плюсах, то он развивает скорость реакции, потому что в большинстве тетрисов игра построена так, что происходит постоянное ускорение падающих фигурок. Также тетрис развивает пространственное мышление, потому что человеку в процессе игры надо еще мысленно перевернуть фигурку, чтобы при этом понять, как ее поставить, чтобы все сложилось ровно. Кроме того, тут еще и обучение просчету. Потому что в тетрисе показывается не только эта фигура и надо обдумать, что с ней делать, но и следующая, чтобы можно было просчитать свои действия на шаг вперед.
Также развивается при игре и скорость мышления. Все вместе развивается при регулярной игре в тетрис. Причем бывает, что сказывается все развитое и на других сферах жизни. Так, например, иногда люди, которые собирают паззлы, собирают их быстрее, если ранее они увлекались тетрисом.
Были и наблюдения, что люди начинают сопоставлять фигуры и вне тетриса, например, это может повлиять на то, как у них вещи разложены в шкафах. Тут я бы не спешила относить это к тетрису, но все же подобное может встречаться.
Стоит понимать, что глобально мозг тетрис не поменяет. Но если у человека снижена концентрация внимания, то он поможет ее развить.
Если мы говорим про минусы, то в первую очередь основной из них связан с тем, что гаджет электронный. Длительная и слишком активная игра на нем приводит к тому, что происходит снижение зрения, отмечается зрительно-мышечное напряжение. Отчасти это и зависимость. Психологическая зависимость от гаджета развивается на фоне того, что он успокаивает. Те, кто часто играет, знают, что, если надо успокоить нервы, достаточно немного поиграть. Схожим эффектом обладают и игры типа «три в ряд». Это тоже разновидность тетриса, поэтому и действует игра примерно так же. Однако если человек воспринимает тетрис как основной метод для самоуспокоения, то это становится зависимостью.
Если же мы будем рассматривать тетрис с точки зрения развития мелкой моторики, то тут скорее нет положительного влияния. Больше он развивает динамические функции, потому что надо делать пальцами какие-то динамические движения.
Возрастно-временные ограничения
Что касается совсем взрослых людей, то возрастных рамок нет. Наоборот, пожилым, особенно тем, кто не имеет возможности активно двигаться и тренировать себя, тетрис пойдет на пользу. Если же мы говорим про маленьких детей, то им лучше не увлекаться такой игрой, совсем малышам и вовсе не надо давать в руки такой гаджет. У них из-за использования тетриса может снижаться сенсорная интеграция.
В целом играть в тетрис лучше не больше 15 минут за сеанс. Но данное правило актуально для всех игр.
Так что основные принципы при игре — аккуратность и умеренность. И тогда тетрис принесет больше пользы, чем вреда. Любимая игрушка может стать специальным тренажером, если не стараться поставить на ней олимпийские рекорды.
Чувствуете, что каждый ваш день, как День Сурка? Проснулись, но все равно хочется спать? Вы наверняка и сами догадываетесь, что ваши негативные эмоции сжирают продуктивность, креативность, способность принимать веские решения. Но как с этим бороться?
Плохое заседает в голове намного лучше. Мозг уделяет ему больше внимания, потому что работает функция cамозащиты. Нашим далёким предкам приходилось проявлять особую бдительность, чтобы выжить. Но в настоящее время излишняя бдительность скорее навредит, чем поможет.
К счастью, есть возможность вырваться из этого порочного круга негативной зависимости. Мы способны самостоятельно перепрограммировать свой мозг и настроить его на высокую продуктивность и позитивные мысли.
Как игра «Тетрис» может помочь в решении поставленных задач
Давайте вспомним, каково это играть в классическую игру «Тетрис». Главная задача в игре — разместить падающие фигурки как можно компактнее, стараясь избегать образования пустот. Замечали, что таким же принципом мы руководствуемся и в жизни: упорядочивая полки, паркуясь или собирая чемодан? Наш мозг продолжает играть в игру.
Роберт Стикголд, профессор психиатрии медицинской школы Гарвардского университета, проводил многочисленные исследования, посвященные данному вопросу. Группе студентов различного уровня он поручал играть в «Тетрис», а потом ложиться спать.
Более 60% участников исследования (даже те, кто страдал амнезией) признались, что видели сны будто они продолжают играть в игру: опускать и переворачивать фигуры, выстраивать их в ряд. То есть мозг продолжал играть в «Тетрис».
Позднее в 2009 году Стикголд проводил другие исследования и выявил, что «Тетрис» способен развивать мозг и делать его работу более эффективной. Девочки-подростки играли в игру в среднем 1,5 часа в неделю в течение трех месяцев. В результате количество серого вещества головного мозга увеличилось, в то время как активность мозга со временем снижается.
Профессор Ричард Хайер (Richard Haier) из университета Калифорнии в Ирвине (UC Irvine) выявил «эффект «Тетриса» еще в 1992 году. Следуя нему, когда мастерство игрока повышается (спустя какое-то время), мозг начинает затрачивать на выполнение той же задачи меньшее количество энергии. То есть мозг выявляет, какие области можно не использовать. Чем больше опыта, тем больше действий в игре выполняется «на автомате».
Нейроны (нервные клетки) связаны между собой посредством контакных соединений — синапсов. Когда мы учимся чему-то, соединение между нейронами происходит с каждым разом все быстрее и быстрее, образуя «дорожки». Чем больше и чаще мы используем свой мозг, тем эффективнее и прочнее становится связь между нейронами, а мозг остается ясным и в постоянной боевой готовности.
↓ В итоге ↓
Когда вы выполняете конкретные задачи снова и снова, на их реализацию мозг затрачивает все меньше энергии. Здорово, правда? Это даёт потрясающую возможность изменить свое поведение в лучшую сторону.
Как «вдарить» по негативу положительным эффектом «Тетриса»
Так как мозг настолько пластичен, почему бы не натренировать его на создание шаблонов позитивного мышления? Когда мы стремимся к положительному, больше о нем думаем и узнаем, мы естественным путем боремся с привычкой мозга во всем искать негатив.
Так, американский психолог и спикер Шон Ачор доказывает позитивный эффект, на первый взгляд, простой игры «Тетрис» в своем исследовании «Преимущества счастья»:
«Тренируя мозг так же, как и тело, можно сделать счастье не просто случайным, кратковременным состоянием, а закрепить привычку быть счастливым: получить возможность видеть больше, чувствовать больше энергии и добиваться успеха на более высоком уровне.»
Раз проложив положительную синапсическую дорожку в нашем мозгу, мы «проходим» по ней сотни и сотни раз, все быстрее и легче. Вот пример одного такого счастливого шаблона:
Самое прекрасное во всем это то, что эффект от таких тренировок долгосрочный. Чем чаще и дольше вы натаскиваете мозг на позитив, тем более счастливы вы (как бы сопливо это ни звучало). Это как изучение иностранных языков. Сначала кажется все ужасным и невозможным, но чем больше вы изучаете, тем легче и сподручнее вам становится.
4 способа всегда быть в отличном расположении духа
Теперь перейдем к практике:) Каким же способом или, вернее, способами натренировать мозг на позитив? Поедемте:
3 хороших момента каждый день
В конце каждого дня вспомните три позитивных момента, которые произошли с вами за день, а также подумайте, почему они случились. Хорошим может быть что угодно: встреча хорошего знакомого, «спасибо» от коллеги, красивый закат… Маленькие победы — это ключ к большой мотивации и радости. Записывая (или хотя бы вспоминая) положительные моменты ежедневно, вы будете чувствовать себя все лучше и лучше, получать позитива все больше и больше.
1 благодарность каждый день
Не бойтесь поблагодарить оказавшего вам абсолютно любую помощь человека! Пусть они знают, что вы замечаете это и цените. Сказать «спасибо» можно как близкому человеку, так и знакомому по работе. И это займет секунду! Можно отправлять 1 виртуальную благодарность в день. Это может быть ваша первая учительница по математике или бывший коллега, неважно. Проявляйте мужество, говорите «спасибо» и настраивайтесь на позитивный лад. Каждый день!
1 доброе дело каждый день
Делайте что-то хорошее ежедневно. Каждый акт доброты увеличивает уровень вашего счастья. Ненадолго отвлечься от рутины и сделать что-то маленькое, но очень значимое доброе дело — подарить кому-то улыбку, угостить чашечкой кофе — простой и действенный метод чувствовать себя гораздо счастливее. Такие маленькие радости каждый день будут вытаскивать вас из петли негатива.
Прислушивайтесь к себе
Быть внимательным к себе — не возбраняется. Наоборот. Мышление в негативном ключе лишь сужает наше сознание. В то время, как его открытие и расширение дарит больше уверенности и счастья. Доказано, что медитация способствует увеличению объёма серого вещества в гиппокампа — области мозга, ответственной за обучение, память и эмоции, а также сокращению миндалины — нашего основного источника стресса и беспокойства.
Фигуры падают с неба и всё, что нужно делать, это контролировать, куда и как им приземляться. Простая идея, но попробуйте добавить вызывающий зависимость электронный звук (базирующийся на русско-народной песне «Коробушка»), и получите революцию в сфере развлечений. С тех пор как в 1986 году «Тетрис» вышел в свет, куча времени было потрачено на эту простую игру. С тех пор человек видит, как игровые консоли входят в силу, появляются такие сложные игры как «Call of Duty» и «World of Warcraft». Тем не менее, головоломки и пазлы наподобие тетриса, по-прежнему занимают особое место в сердцах детей. Почему же игра в тетрис настолько неотразима?
Привыкание
Писатель Джефри Голдсмит был настолько одержим тетрисом, что написал известную статью с просьбой о том, чтобы создатель игры Алексей Пажитников придумал «фарматроник» – видеоигру, являющуюся потенциальным наркотиком. Некоторые люди говорят, что после игры в течение многих часов они видят падающие блоки во сне или здания, двигающиеся по улице вместе, – явление, известное как «тетрис-эффект». Такова сила его психологического притяжения, даже выдвигалось предположение о том, что игра в тетрис может предотвратить воспоминания у людей с посттравматическим стрессовым расстройством.
Синдром «уборщика»
Секретом популярности игры в тетрис является то, что он использует свойство человеческого мозга получать удовольствие от уборки и использует его против играющего. Тетрис добавляет к человеческому инстинкту компьютерную мощь – ребенок старательно складывает и убирает полоски, но компьютер продолжает бросать сверху дополнительные блоки, увеличивая беспорядок. Это выглядит как идеальный пример бессмысленного занятия – игра, которая не учит ничему полезному, не имеет цели (ни физической, ни социальной), но как ни странно держит играющего заинтересованным.
Эффект Зейгарник
Существует психологический феномен, названный в честь русской учёной Блюмы Зейгарник. В 1930-х годах она сидела в кафе и смотрела, как официанты принимают заказы. Они проявляли фантастическую память – могли принять заказы сразу у 12 человек – однако забывали об этом немедленно, как только еда и питьё попадали к посетителю. Так целый класс задач, в которых незавершённые задания застревают в памяти, получил имя Зейгарник. «Эффект Зейгарник» также является одной из причин, почему люди любят викторины. Зрителю может быть абсолютно всё равно, например, каков процент стран, имеющих по крайней мере один ресторан Макдональдс. Но как только кто-то задаст его, незнание ответа начинает странно раздражать (61%, кстати). Неразрешённые вопросы застревают в голове, пока не будет найден ответ. Тот же принцип работает при игре в тетрис.
Теория игр
Тетрис удерживает внимание, постоянно создавая незавершённые задачи. Каждое действие в игре решает часть головоломки, заполнив одну или несколько строк и заставив их исчезнуть. Но это также создает новую часть работы. Цепь этих частичных решений можно легко растянуть на час, каждая минута которого приносит такое же удовольствие как чесать зудящее место.
Визуализация
Другой причиной, почему тетрис так эффективен, является то, что каждый падающий блок, это не только потенциальная проблема, но и решение. Это простой визуальный мир, где принять решение и решить проблему можно с помощью пяти кнопок управления. Исследования показали, что большинство игроков в тетрис предпочитают крутить падающие блоки, чтобы посмотреть, куда они подойдут, вместо того, чтобы вначале подумать об этом. Тетрис создаёт мир, в котором действие происходит быстрее, чем мысль.
Есть ли польза
«Эффект Зейгарник» описывает явление, но не даёт никаких причин, почему так происходит. Правдоподобным объяснением этого эффекта может быть то, что человеческий ум предназначен для реорганизации окружающих вещей ради достижения цели. Когда задача выполнена, ум переключается на что-то другое. Тетрис создаёт непрерывную череду удовольствий и разочарований, используя инстинкт против человека. Можно просто смириться с этим, наслаждаясь краткосрочными ощущениями удовольствия, даже если часть мозга понимает, что игра абсолютно бессмысленна. Но тогда и все хорошие игры такие, не правда ли?