Польза от подвижных игр для школы

Статья на тему :

«Польза подвижных игр»

для учеников начальной школы.

Воспитатель группы продленного дня Юданова А.Ю.

Польза подвижных игр для учеников начальной школы

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне. Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

В чем же главная заслуга подвижных игр для детей?

Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.Интересно, что если заставлять ребенка многократно повторять, например, наклоны, то он быстро устанет и станет капризничать. Если же организовать игру, где требуется также много наклоняться, например, чтобы собирать грибочки или ловить мышей, то дети, увлеченные игрой, не замечают усталости и весело проводят время. А у них в это время формируются двигательные навыки, развиваются мышцы и суставы. Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребенок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если взрослый руководитель уделяет равное внимание каждому участнику игры. Педагоги не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично «разрядиться» и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению «за партой». Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый малыш волей или неволей общается со своими компаньонами, приучаясь подчинять законам. Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать чувство «локтя». Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребенка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы. Залог успеха при этом кроется в том, что ребенок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приемы, но и придумывая свои. Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, «светлые головы» и инициаторы.

Детская подвижная игра «Колдунчики». Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10×10 метров. Количество игроков от 3 и более.

Перед началом игры выбирают колдуна. Затем играющие разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и осалить (заколдовать). Осаленный замирает. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но колдун следит за своим пленником, и, как только кто-нибудь снимает чары, он старается снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто хочет выручить товарища. Трижды заколдованный игрок становится колдуном.

«Ходим по кочкам»

Для игры разложите на полу комнаты “кочки” – книги, журналы, большие кольца от пирамиды и т.д. Предложите малышу пройти через болото “по кочкам” к игрушке в другом конце комнаты. Он должен постараться “не замочить” ножки. Сначала “кочек” должно быть много и они должны располагаться близко друг к другу. Постепенно увеличивайте расстояние между ними.

В эту игру ещё проще играть на улице – в этом случае “кочки” можно нарисовать на асфальте мелом или на песке – прутиком. Постепенно уменьшайте размеры “кочек”, а интервалы между ними увеличивайте. Упражнение развивает двигательную активность, способствует совершенствованию координации движений малыша.

«Пройди по линии»

Всем малышам интересно ходить по бордюру или по бревну. В этой игре ребёнку предлагается пройти по “бревну” – в нашем случае это нарисованная на полу линия или верёвка, разложенная в форме большого эллипса, – и пронести, не расплескав, стакан с водой.

Кроме стакана с водой, можно переносить зажженную свечку (стараясь, чтоб не затухла), колокольчик (чтоб не звенел) и т.д. Замечательное упражнение для выработки правильной осанки малыша – положить на голову книгу и постараться пройти так, чтобы книга не упала. Такие занятия способствует развитию координации движений.

Ходьба «восьмёркой»

Для игры понадобятся кегли или кубики больших размеров. Расставьте их в цепочку с интервалом в 40-50 см друг от друга. Предложите малышу пройти между ними “восьмёркой”. Покажите, как правильно это сделать.

Начинайте с двух предметов, затем постепенно усложняйте игру. Когда фигур много, проходить между ними необходимо по волнистой траектории – то направо, то налево. Игра способствует развитию у ребёнка координации движения, учит замечать и обходить препятствия.

Игры с мячиками

Игры с мячиками всегда нравятся маленьким детям. Делаем “домик” для мячика (например, можно из табуретки, завесив её с трех сторон покрывалом). Малыш с удовольствием будет пытаться закатить мяч в такие “ворота”. Предлагайте ему каждый раз отходить немного дальше от “ворот”. В другой раз можно сделать туннель из нескольких стульев. Предложите малышу прокатить мяч по туннелю так, чтобы он выкатился с другой стороны.

Для игры “Лови мячик” приготовьте довольно крупный, но лёгкий мячик. Покажите малышу, как правильно держать руки, чтобы поймать мячик. Для игры “Катаем мячик” садитесь с ребёнком напротив друг друга, расставив ноги. Катите мяч друг другу. Особенно весело проходит игра, если говорить при этом: “Я даю тебе …” (грушу, арбуз, яблоко и т.д.). Игры с мячиком способствуют развитию физической активности ребёнка, учат координации движений, развивают воображение.

Читайте также:  Желтохвост рыба вред и польза

«Попади в цель»

Используйте для этого упражнения надувной круг для плаванья и мячики разных размеров. Удерживая круг в горизонтальной плоскости, предложите ребенку попасть мячиком в дырку. Сначала малыш просто подходит к кругу и кладет мячик в дырку. Понемногу отодвигайте круг, и ребёнок будет учиться бросать мячик. Пробуйте играть с мячиками разного размера и веса.

Попробуйте повторить упражнение, держа круг в вертикальной плоскости. Для игры можно использовать любую корзину, но малышу обычно больше нравится вариант, когда мячик выкатывается.

Источник

Интересы современных детей резко отличается от интересов предыдущих поколений. Дети настоящего более развиты интеллектуально и предпочитают проводить время, осваивая новые экстремальные виды спорта, либо за компьютером общаясь с друзьями или играя в игры. В воспитании детей все должно быть в меру, поэтому, полностью запрещать компьютерные игры не стоит, ведь многие из них положительно влияют на развитие памяти, логики, мышления.

Также, стоит уделять достаточное внимание играм на свежем воздухе, поскольку преимущества таковых более чем очевидны. Игры на улице способны добавить заряд энергии. Физическая активность благотворным образом влияет на здоровье и физическую форму, особенно такие игры полезны детям склонным к полноте.

В процессе игры на свежем воздухе организм закаляется, что благоприятно сказывается на работе иммунной системы в целом. Развиваясь физически, ребенок чувствует себя более уверенным, поэтому вероятность того, что он достигнет успеха в других начинаниях более чем высокая.

Групповые игры и мероприятия на свежем воздухе способны склонить ребенка к самоконтролю, минимизировать склонность к эгоизму, оказать положительное воздействие на синдром дефицита внимания и гиперактивное состояние. Для человека очень важен контакт с окружающим миром, поскольку он повышает концентрацию внимания, открывает в человеке созидательные качества. Все эти признаки могут качественным образом повысить уровень производительности ребенка, что моментально даст о себе знать в процессе обучения в школе.

Игры на природе способствуют появлению интереса ребенка к спорту, поскольку там можно еще больше развить ловкость и научиться управлять собственным телом. Все качества и развитие, которые получили дети во время игры, станут незаменимы в спорте.

В процессе игры ребенок учиться побеждать и проигрывать, учиться бороться с собственными страхами и неуверенностью. Ребенок развивает в себе чувство долга и не страшиться сложных задач – все это очень пригодиться в будущей жизни.

В хорошую погоду, особенно в летний период, дети любого возраста огромное количество времени проводят на улице. Собираясь большими компаниями, они устраивают весёлые игры и развлечения, позволяющие провести время с пользой и интересом.

Вот несколько занимательных игр на свежем воздухе для детей, с помощью которых ребята смогут выплеснуть свою энергию и хорошо повеселиться.

Наиболее часто для детей школьного и дошкольного возраста на свежем воздухе организуют активные игры, которые позволяют ребятам немного отдохнуть и отвлечься от учебы. В частности, мальчишкам и девчонкам можно предложить следующие забавные развлечения:

«Замыкая круг». Среди всех ребят выбирается один водящий, тогда как все остальные участники встают, держась за руки, и образуют собой круг. Водящий отворачивается, после чего дети начинают всеми силами запутывать круг, перелезая через других игроков любыми возможными способами, но не размыкая рук. Задача водящего – вернуть круг в исходное состояние, но не разрывать его, то есть не расцеплять руки других участников.

«Забавные прыжки». Перед началом этой игры мелом или палочкой необходимо начертить окружность радиусом 1,5-2 метра. Один из ребят размещается в центре круга, а все остальные рассредоточиваются по его периметру. По сигналу все игроки начинают поочередно впрыгивать и выпрыгивать из круга. Ребенок, стоящий в центре, должен дотронуться до них рукой, после чего ребята считаются пойманными. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник.

«Котенок». Среди игроков выбирают водящего, который прячется за деревом или любым другим предметом и начинает мяукать. Остальные ребята должны максимально быстро его найти. При этом «котенку» разрешается менять свое местоположение, пока никто не видит. Игра продолжается до обнаружения водящего, а затем при желании повторяется с новым игроком в его качестве.

Также для компании детей на свежем воздухе подойдут веселые игры-соревнования:

«Бег наоборот». В этой забаве все ребята делятся на пары, участники каждой из которых поворачиваются спиной друг к другу и держатся за руки. В таком положении, не отцепляясь друг от друга, им необходимо добежать до заданной точки и обратно. Выигрывают участники, которым удалось добиться цели быстрее других.

«Великаны и лилипуты». Для этой игры необходим ведущий, который будет отдавать команды игрокам. Он должен говорить ребятам слова «лилипуты», «великаны», а также любые другие, например, «встаньте», «сядьте», «закройте глаза» и другие. При этом в ответ на слово «лилипуты» игроки должны присесть, а на слово «великаны» – встать и вытянуть руки вверх. На все остальные команды участники игры вообще не должны реагировать. Те игроки, которые что-то перепутали, выбывают. Выигрывает тот, кто смог продержаться дольше остальных.

«4 стихии». Эта игра является отличным времяпрепровождением для младших школьников и, к тому же, способствует развитию внимательности у ребят. Перед ее началом все игроки встают в круг, а один из них, держащий в руках мяч, – в его центр. Ведущий поочередно кидает мячик каждому ребенку, произнося одно из 4 слов: «земля», «огонь», «воздух» или «вода». Тот, кому бросили снаряд, должен правильно отреагировать на заданную команду – в ответ на слово «земля» назвать любое животное, которое ранее не называли другие игроки, на слово «вода» – рыбу, «воздух» – птицу, а при слове «огонь» просто помахать руками. Невнимательный игрок сразу же выбывает. Победителем становится тот участник, которому удалось продержаться дольше остальных.

Читайте также:  Эссе реклама польза или вред

Наконец, классические эстафетные игры для детей на свежем воздухе станут превосходным развлечением для большой компании, например:

«Кенгуру». Все игроки делятся на 2 шеренги, капитану каждой из которых вручается маленький теннисный мяч. Задача каждого участника – зажать снаряд между коленями и пробежать так до заданной точки, а затем вернуться и передать мячик следующему игроку. Если в процессе предмет падает на землю, ребенок должен остановиться, снова зажать его между ногами и продолжить выполнение задания. Выигрывает та команда, которой удалось справиться за минимальное время.

«Баба-Яга в ступе». Ребята должны разделиться на 2 команды, капитан каждой из которых получает небольшое ведро и швабру. Игрок встает одной ногой в ведро, а другую при этом оставляет на земле. Его задача – одновременно поддерживать ведро за ручку и держать швабру так, чтобы она не упала. В таком положении участник эстафеты должен достигнуть заданной точки, вернуться к своей шеренге и передать предметы следующему игроку. Победителями становятся те ребята, которые достигли цели быстрее.

Подвижные эстафеты для детей на улице летом

Активные эстафеты с элементами спортивных игр, которые проводят летом на улице, воспитывают в детях командный дух и позволяют им выплеснуть море энергии, которая накапливалась на протяжении всего учебного года. Для мальчиков и девочек приблизительно одного возраста лучше всего подойдут следующие варианты:

  1. «Три мяча». Капитан каждой команды получает 3 мяча – футбольный, баскетбольный и волейбольный. Одновременно захватив их все, участник эстафеты начинает двигаться в заданном направлении. Достигнув определенной точки, он дотрагивается до специальной отметки, после чего отправляется к своей команде для передачи мячей следующему игроку. Держать инвентарь во время движения можно, как угодно, главное, чтобы ни один мяч не упал на землю. Если это случилось, ребенок должен вернуться в начало дистанции и повторить выполнение задания с самого начала.
  2. «Три прыжка». Команды выстраиваются в шеренги на расстоянии 10 метров от заданной точки, в которой заранее размещается обруч и скакалка. По свистку ведущего капитаны команд начинают движение – они бегут к месту с инвентарем, берут в руки скакалку, прыгают через нее 3 раза, а затем отправляются назад. Следующий игрок должен также добежать до нужного пункта и прыгнуть 3 раза, но не через скакалку, а через обруч. Так происходит чередование спортивных принадлежностей до тех пор, пока задание не выполнит последний игрок.
  3. «Передал – садись!». Все игроки каждой команды выстраиваются в колонну. Впереди стоит капитан, который держит в руках волейбольный мяч. С началом игры капитаны выходят из колонны и встают, поворачиваясь к ней лицом, на расстоянии 5 метров. После очередного сигнала они кидают мяч первому игроку своей команды, который, получив снаряд, должен вернуть его капитану и присесть. Участник, который безошибочно справился с заданием, остается сидеть на корточках, а игра продолжается с другими ребятами. Если же кто-то из детей не смог поймать мяч или не докинул до капитана, он должен стоять до того момента, пока не выполнит свою часть задания. Когда все игроки одной из команд оказываются на корточках, капитан поднимает мяч над головой, что означает завершение эстафеты. Выигрывают те ребята, которые смогли справиться с заданием быстрее других.

Источник

Габуева Карина Евгеньевна

Польза подвижных игр для детей

О пользе подвижных игр для детей!

На самом деле очень сложно переоценить пользу от совместного времяпрепровождения с ребенком в летний период на улице. Перед нами открывается отличная возможность помочь своему малышу всесторонне развиваться. Подвижные игры помогают деткам развиваться не только физически, но и стимулируют умственную активность, развивают эмоциональную и социальную сторону ребенка. А самое приятное то, что во время игр дети не замечают специального воздействия и быстро усваивают новые навыки. Полезно играть с детьми на свежем воздухе и родителям! Это позволяет нам расслабиться, вернуться в детство, получить массу положительных эмоций, дозу физической нагрузки, а самое, главное – провести весело время со своими детьми, показать, в какие игры мы играли в детстве, научить малыша играть!

В чем же польза подвижных игр для детей?

Активные игры благотворно влияют на весь организм в целом. Они улучшают работу всех внутренних органов и систем. За лето дети чаще всего хорошо развиваются физически, а в дальнейшем гораздо меньше болеют простудными заболеваниями.Во время активных движений: лазаний, прыганий, беганий, бросаний и ловли усиливается обмен веществ, и кровь доставляет больше строительных веществ в нужное место. Кроме того у карапуза укрепляются ноги, развивается сила, гибкость, быстрота реакций и выносливость.

Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя.

Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых.

Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением.

В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.

1. «Кто как ходит».

Изображайте вместе с малышами, «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.

2. «По ровненькой дорожке».

Взрослый предлагает построиться в колонну по одному и пойти гулять.

«По ровненькой Дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам.

В яму – бух!»

Все идут, на слова по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,- говорит взрослый, все поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения, взрослый может повторять каждую строчку стихотворения большее число раз. Вначале взрослый сам ведет колонну. Потом отходит в сторону и следит за тем, как ребёнок согласует свои движения стиха.

3. «Зайцы в огороде».

В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на которой чертятся два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4 м, а внутреннего – 1-2 м. Водящий – «сторож» находится во внутреннем круге (огороде, остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгают на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловит зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывают из игры. Когда все зайцы будут пойманы, выбирается новый сторож и игра начинается снова.

4. «Попади в камень».

В игре принимают участие 2-10 и более человек.

Небольшие камни ставят на линию в один ряд с промежутками между ними не менее величины камня. На расстоянии 8-10 м от линии параллельно проводят вторую линию. За ней располагаются участники. Каждый (по уговору) заготавливает определенное количество камней и по очереди кидает свой камень по стоящим на кону камням, стараясь выбить их с черты. Побеждает игрок, имеющий больше попаданий.

Если камень задет, но не выбит с черты, попадание не засчитывается.

Выбивать камни можно и катанием своего камня по земле.

5. «Чур у дерева».

Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий в середине между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву, а водящий должен занять дерево без игрока.

6. «Пустое место».

Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный -в обратную сторону. Задача бегущих – обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

7. «Палочка-выручалочка (прятки).

Выбирают водящего. Он, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко считает до двадцати. В это время остальные разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой о какой-нибудь предмет (пень, камень, дерево)или просто о землю и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Затем он идет искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь,он громко произносит: «Палочка-выручалочка нашла.» – называет имя найденного и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит первым,схватит палочку и успеет сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» – то считается вырученным, если же опоздает, то выбывает из игры. Водящий старается найти и вывести из игры всех игроков. Но это сделать трудно. После того как один игрок найден,любой из остальных участников игр может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи всех»,- четыре раза стукнуть ею. Если игроку это удастся, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а водящий снова водит. Если водящий опередит, то игрок считается найденным. Новым водящим считается первый найденный игрок.

8. «Точный прыжок».

Играющие рассчитываются по порядку. Первый номер делает небольшой прыжок в длину с места. Каждый следующий участник должен прыгнуть дальше предыдущего, но и не больше, чем на ступню. Победитель – последний оставшийся игрок.

9. «Бой петухов».

Чертят круг диаметром 3-4 м. Два участника встают в этот круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнутую в колене, захватывает кистью одноименной руки за голень.

Подпрыгивая на одной ноге, «петухи» толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому удастся это сделать, выигрывает.

Запрещаются толчки в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения.

10. «Третий лишний».

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой – сзади него. Расстояние между парами – 1-2 м.Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидности игры

1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.

2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.

3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.

Источник