Польза от работы с красками

Польза от работы с красками thumbnail

Фото 1

Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное “Я”.

Хотя некоторые родители и не видят смысла в детских каракулях, первые рисунки указывают на работоспособность мозга, учат кроху думать и анализировать. Польза рисования для детей — научно доказанный факт, многократно подтверждённый родительским опытом.

Роль рисования в развитии малыша

Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.

Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

Фото 2

  • дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
  • развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие. Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
  • тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
  • помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
  • развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
  • успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
  • помогают раскрыть индивидуальность. Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.

По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт. У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей. Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.

Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в  чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.   

С какого возраста начинать?

Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.

Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.

Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:

  • хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
  • циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
  • продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.

Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.

Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?

Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.

Фото 3Противники художественных школ убеждены, что творчество — это не следование канонам и установкам, а процесс самовыражения. Ребёнок должен рисовать так, как он видит, а любые шаблоны сведут на нет творческое самовыражение.

Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.

Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.

Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.

Как поддерживать у ребенка интерес к творчеству?

Даже если малыш не станет гениальным художником, навык стоит развивать. Важно понимать, что до трёхлетнего возраста рисование для крохи — сиюминутное выражение себя. Родители должны поддержать малыша эмоционально – «Молодец! Мне нравится!».

Читайте также:  Рыбий жир ребенку какая польза

С 4 до 5 лет рисунки станут схематичными, но пока мало похожими на реальность. На этом этапе детки крайне болезненно относятся к критике, особенно исправлениям. Часто это становится причиной забрасывания ребёнком рисования, например, после неудачного занятия в детском саду.

В 5-6 лет появляется интерес к самому творческому процессу и только к 7 годам для малыша становится важен результат. Заниматься рисованием рекомендуется в группе, поскольку именно там есть возможность поделиться своими навыками и позаимствовать чужой опыт.

Это побудит малыша к изучению творчества известных художников. Желательно посещать выставки не только именитых мастеров, но и начинающих художников, вместе с ребёнком обсуждая увиденное.

Видео по теме

О пользе рисования для детей в видео:

Жизненный успех закладывается с детства. Важно прививать маленькому человеку полезные навыки – рисование один из них. Пусть ребёнок хоть чуть-чуть, но будет заниматься живописью.

Это пригодится в будущем. Неважно, что рисование не станет профессией, но оно обязательно научит справляться со стрессами, разовьёт эстетический вкус. То, чему ребёнка научили родители, он, став взрослым, сделает для своих детей.

Источник

Уроки рисования — обязательная часть образовательной программы в детских садах и школах. А с возрастом многие из нас перестают рисовать, если только не рассматривают творчество как профессию. И совершенно напрасно! Давайте разберемся, почему взрослым людям полезно заниматься живописью и графикой и с чего начать, если такое желание настигло вас в 30, 50 или 90 лет!

Работы с марафона «Осторожно, модерн!»

Рисование — это способ борьбы со стрессом

Головные боли, проблемы со сном, хроническая усталость, раздражительность, плохое настроение, частые ОРВИ, снижение способности концентрироваться и ухудшение памяти — вот к чему приводит жизнь, полная напряжения и стрессов.

Занятия живописью и графикой сродни медитации, они помогают бороться со стрессами в любом возрасте. Рисуя, вы отвлекаетесь от насущных проблем, расслабляетесь и успокаиваетесь. Поэтому регулярно бывать наедине с красками или карандашами — залог душевного здоровья!

Рисование — это работа с эмоциями

Рисование — отличный инструмент для работы с собственными эмоциями. Существует мнение, будто люди занимаются искусством, чтобы сбежать от реальности. В действительности же занятия живописью дают большую эмоциональную устойчивость, нацеленность на результат, умение доводить дела до конца и особенно ценный навык воспринимать неудачу как возможность создать что-то новое и уникальное.

Рисование — это новое хобби

В жизни каждого наступает момент, когда рутина приедается, а новый день похож на предыдущий, как в фильме «День сурка». Лучше всего в это время найти себе занятие, к которому лежит душа: записаться в спортзал или на танцы, пойти учить иностранный язык или начать рисовать.

А если вы разделите новое хобби со своей второй половинкой — это освежит ваши отношения и, буквально, добавит в совместную жизнь новых красок.

Рисование — это тренировка памяти и внимания

Причина, по которой врачи и ученые советуют не прекращать учиться чему-то новому взрослым людям, — снижение когнитивных способностей после 30 лет. Но, если регулярно целенаправленно нагружать мозг, количество новых нейронных связей в нем будет увеличиваться, давая большую психологическую гибкость и приспособленность к изменениям внешних обстоятельств.

Этот процесс никак не зависит от возраста, но без постоянной тренировки новые связи распадаются также легко, как создаются. Тренировать мозг можно разными способами: играть в игры, разгадывать кроссворды и головоломки, учить иностранный язык, рисовать.

Главное условие – это не должно стать рутиной, если вы чувствуете, что вам стало легко — пришло время переключиться на новое занятие.

Рисование — это развитие творческих способностей

Рисование помогает взглянуть на вещи под другим углом и увидеть разные варианты развития событий: каждый штрих, каждый взмах кисти — это выбор, от которого будет зависеть конечный результат.

Вы узнаете, что ошибка – это не катастрофа, а возможность: так, неверно проведенная линия или случайное пятно могут подсказать новый сюжет или создать интересного персонажа. Если в начале творческого пути вы часто будете задаваться вопросом «Что нарисовать?», то вскоре идеи будут приходить сами собой.

Вы решили, что хотите рисовать. С чего начать?

Проведите ревизию художественных материалов, возможно, у вас что-то осталось со времен учебы в школе или институте, возможно — карандаши и краски вы найдете у детей или внуков.

Если ничего не нашли — не беда, отправляйтесь в ближайший художественный магазин. Сейчас вам не нужны дорогие материалы: для начала подойдут простые карандаши разной мягкости, обычный набор акварельных красок или пара черных гелевых ручек.

Осталось найти уроки, по которым вы будете заниматься, но это не составит труда. На YouTube есть тысячи видеоуроков, посвященных рисованию, а в русскоязычном интернете вы найдете онлайн-школы, в которых можно начать учиться с нуля на курсе или по бесплатным видео.

Например, школа Художник Online каждую неделю проводит бесплатные мастер-классы для рисующих людей разного уровня подготовки, а 18 ноября в ней пройдет большой художественный марафон «Осторожно, модерн!», который продлится 2 недели.

Бесплатно вы сможете посмотреть четыре урока (акварельная и масляная живопись, скетчинг маркерами, графика), одну лекцию по истории искусств и претендовать на одно из 16 призовых мест!

Читайте также:  Рыба для кошек вред и польза

Как насчет того, чтобы попробовать свои силы или хотя бы просто порисовать для собственного удовольствия?

Источник

Ñîâñåì ïëîõî ñòàëî, êîãäà ìàìà íà÷àëà ïðîäàâàòü åãî èãðóøêè.

– Âîò, ñìîòðèòå, – ãîâîðèëà îíà, âûíîñÿ èç êîìíàòû êîðîáêó. – Ñîâåðøåííî íîâûå ñîëäàòèêè! Âàøåìó ìàëü÷èêó î÷åíü ïîíðàâèòñÿ!

Äîðîäíàÿ äàìà ñ ÿðêî-àëûìè ãóáàìè êðèâèëà ðîò, áðåçãëèâî âîðîøèëà ðóêîé åãî áîãàòñòâî.

– Êàêèå æ îíè íîâûå, – öåäèëà îíà íåäîâîëüíî, – âîí, êðàñêà îáëóïèëàñü ñîâñåì. Ïîäè, âàø ìàëåö çàèãðàë èõ äî íåâîçìîæíîñòè, à òåïåðü äåâàòü íåêóäà…

– Îíè áûëè â áîþ! – âñòðåâàë îí âîçìóùåííî, è òîãäà ìàìà äåðãàëà åãî çà ðóêó.

Îí ñìèðèëñÿ ñ òåì, ÷òî ñ íåêîòîðûìè èãðóøêàìè ïðèäåòñÿ ðàññòàòüñÿ, íî íå ìîã ñòåðïåòü ïðåíåáðåæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê åãî áðàâîìó âîéñêó, âìåñòå ñ íèì ïîáûâàâøåìó â òàêîì êîëè÷åñòâå ïåðåäåëîê.

– Âîçüìó, ïîæàëóé, – íàêîíåö ðåøèëà äàìà, çàêðûâàÿ êîðîáêó è äåëîâèòî ïåðåìåùàÿ åå ïîä ìûøêó. – Òîëüêî, êîíå÷íî, íå êàê íîâûõ.

Îíà ñóíóëà ìàìå ñìÿòûå áóìàæêè è âûøëà, íå ïîïðîùàâøèñü. Îí ñòîÿë íà ïîðîãå êîìíàòû è ñìîòðåë, êàê ìàòü ìåäëåííî, áåðåæíî ðàçãëàæèâàåò äåíüãè, áåççâó÷íî øåâåëÿ ãóáàìè.  òàêèå ìèíóòû åìó õîòåëîñü ïëàêàòü è çëèòüñÿ îäíîâðåìåííî. Ïî÷åìó, íó ïî÷åìó îòåö íå âåðíóëñÿ?

Ìàëü÷èê çíàë, ÷òî òàêîå âîéíà. Îòåö ñàì ðàññêàçûâàë î íåé, ïîêàçûâàë ñòàðûé, ïîòåìíåâøèé îò âðåìåíè ïèñòîëåò. È ýòî îí êóïèë åìó ïåðâûõ ñîëäàòèêîâ. Îòåö âîîáùå ëþáèë ïîêóïàòü ìàëü÷èêó èãðóøêè.

Ïëþøåâûé ùåíîê ñïàë ñ íèì öåëûõ òðè ãîäà, ïîêà íå óøåë íà òîé íåäåëå âìåñòå ñ êàêîé-òî ñîâñåì ìàëåíüêîé äåâî÷êîé. Ìàëü÷èê óòåøàë ñåáÿ ìûñëüþ, ÷òî îí ñîâñåì âûðîñ, à ìàëåíüêèì äåòÿì òîæå íóæíû ñîáàêè.

Çàáàâíàÿ ìàðèîíåòêà, ïðèâåçåííàÿ îòöîì èç êàêîé-òî äàëüíåé ïîåçäêè, òîæå ïîêèíóëà åãî. Îíà òàê ñìåøíî ïîçâÿêèâàëà ñâîèìè êîëîêîëü÷èêàìè, íåóâåðåííî (óïðàâëÿòü òàêîé êóêëîé – öåëàÿ íàóêà) øàãàÿ ïî ïîëó è ñèëüíî êðåíÿñü íàëåâî. Ðàçìàëåâàííîå ëèöî, êàçàëîñü, ñìåÿëîñü â òàêò êàæäîìó øàãó. Îíà òàê è óøëà, ïîçâÿêèâàÿ è ñìåÿñü, âíèç ïî ëåñòíèöå, óïðàâëÿåìàÿ êóäà áîëåå îïûòíûìè, ñòàð÷åñêèìè ðóêàìè.

Îãðîìíûé íåïîâîðîòëèâûé êðåéñåð óïëûë â íåèçâåäàííûå äàëè ñ ìîëîäûì ìóæ÷èíîé è áåðåìåííîé äåâóøêîé. Îíè áûëè ïðèÿòíûìè, óëûáàëèñü è î÷åíü áëàãîäàðèëè ìàìó çà ÷òî-òî. Ìàëü÷èê íå î÷åíü æàëåë ñâîé êîðàáëü – åìó ïîíðàâèëàñü òà äåâóøêà, è áûëî ïðèÿòíî, ÷òî åé òàê ïðèãëÿíóëàñü åãî èãðóøêà. Îíà ïðèæàëà åå ê ñâîåìó áîëüøîìó êðóãëîìó æèâîòó è ñêàçàëà, ÷òî åå ñûí íàâåðíÿêà áóäåò çíàòíûì ìîðÿêîì.

Ìàìà ïëàêàëà êàæäûé ðàç, êîãäà çà íåçíàêîìûìè ëþäüìè çàêðûâàëàñü äâåðü. Îíà áåññèëüíî îñåäàëà íà ìàëåíüêóþ òàáóðåòêó ó âõîäà è òèõî âñõëèïûâàëà, òî è äåëî ïîäíîñÿ ðóêó ê ãëàçàì.

Îí óòåøàë åå. Ìàëü÷èê ñ÷èòàë, ÷òî ìóæ÷èíà äîëæåí óòåøàòü ïëà÷óùóþ æåíùèíó, äàæå åñëè ýòîò ìóæ÷èíà òîëüêî ÷òî ëèøèëñÿ ñâîèõ ñàìûõ áîëüøèõ äðàãîöåííîñòåé.

– Åñëè áû òâîé îòåö òîëüêî âåðíóëñÿ, – ïëàêàëà ìàìà, – åñëè áû îí òîëüêî âåðíóëñÿ…

Íî îí íå âîçâðàùàëñÿ. Óæå âåðíóëèñü âñå îòöû, ïðî êîòîðûõ çíàë ìàëü÷èê. Âåðíóëñÿ ñîñåä ñíèçó – ïîñåäåâøèé, áóäòî ñïóñòèâøèéñÿ ñ ãîð; âåðíóëñÿ îäèí èç äâóõ áðàòüåâ, æèâóùèõ â êîíöå óëèöû; âåðíóëñÿ îòåö åãî ëó÷øåãî äðóãà, ñ ÷åðíîé íàøëåïêîé íà ãëàçó, äåëàâøóþ åãî òàê ïîõîæèì íà ïèðàòà…Âñå îíè â ðàçíîå âðåìÿ îòêðûëè êëþ÷àìè ñîáñòâåííûå äâåðè, è èõ ìàòåðè, äåòè è æåíû áðîñèëèñü èì íà øåþ. Òîëüêî èì äâîèì íå ê êîìó áûëî êèíóòüñÿ.

Ìàòü âñõëèïíóëà, óáèðàÿ äåíüãè â êàðìàí. Ïîâåðíóëàñü ê ìàëü÷èêó, è, ñèëÿñü óëûáíóòüñÿ, ïðîãîâîðèëà:

– Íó âîò. Òåïåðü ìû ñìîæåì ïîåñòü ãîðÿ÷åãî. Öåëûõ äâà äíÿ, ïðåäñòàâëÿåøü?

Îí êèâíóë, ñ òðóäîì ðàñòÿãèâàÿ óëûáêó íà ãóáàõ. Â åãî êîìíàòêå åùå îñòàâàëèñü èãðóøêè. À âîò êîìíàòà ìàòåðè áûëà ñîâñåì ïóñòîé.

Òîëüêî ÷åðåç äåíü èì âûïàäàëî ÷òî-òî, ïîìèìî õëåáà è âîäû. Îâîùíàÿ ïîõëåáêà, êîòîðóþ ìàìà íàçûâàëà “ãîðÿ÷èì”, áûëà íàñòîÿùèì ïèðîì.

Ìàëü÷èê áûë íåìíîãî ðàä: ïîñëåäíèå äíè ó íåãî îò ãîëîäà òî è äåëî áîëåë æèâîò. Îí íèêîãäà íå æàëîâàëñÿ, ÷óâñòâóÿ, ÷òî ýòî åùå áîëüøå ðàññòðîèò ìàìó, è òà íà÷íåò óñòóïàòü åìó ñâîþ ïîðöèþ åäû. À âåäü ìàìà åäâà ñòîÿëà íà íîãàõ ñ òåõ ïîð, êàê çàêðûëè ìàãàçèí, â êîòîðîì îíà ðàáîòàëà.

Îí óøåë â ñâîþ êîìíàòó è ëåã íà êðîâàòü, áåçó÷àñòíî ñêîëüçíóâ âçãëÿäîì ïî ïîëêàì. Áîëüøîé ìÿãêèé ìåäâåäü ñî øêàôà ïîäìèãíóë ìàëü÷èêó, íî òîò íå îòâåòèë. ×òî òîëêó ïðèâÿçûâàòüñÿ ê ñâîèì äðóçüÿì, åñëè ñêîðî îíè åãî ïîêèíóò.

Íà íèæíåé ïîëêå âûñòðîèëñÿ ñ äåñÿòîê êíèæåê. Ìàìà ñêàçàëà, ÷òî èõ îíà õî÷åò ñîõðàíèòü âî ÷òî áû òî íè ñòàëî. Ê íèì ìîæíî ïðèâÿçûâàòüñÿ. Ê íèì ìàëü÷èê áûë ïðèâÿçàí.

Îí ëþáèë ÷èòàòü, è, áûâàëî, îòåö ïðèíîñèë îòêóäà-òî òîëñòåííûå êíèãè, ïîëíûå êðàñî÷íûõ èñòîðèé ïðî ïèðàòîâ, äðàêîíîâ, ïðèêëþ÷åíèÿ è âîëøåáñòâî. Ìàëü÷èê æàäíî ÷èòàë ñòðàíèöó çà ñòðàíèöåé, ïîñëå ÷åãî îòåö óíîñèë êíèãó îáðàòíî – êàê îí ãîâîðèë, “íóæíî äàòü ïî÷èòàòü äðóãèì”. Ïîçæå ìàëü÷èê óçíàë ïðî áèáëèîòåêè. Îí áû è ñåé÷àñ ñ óäîâîëüñòâèåì õîäèë áû â íèõ, íî ÷èòàòåëüñêèé áèëåò ñòîèë äåíåã. Äåíåã íå áûëî.

Читайте также:  Летящая ласточка вред и польза

Âçãëÿä åãî íàòêíóëñÿ íà ïóñòîå ìåñòî íà ïîëêå. Ðàíüøå òàì ñòîÿëà êîðîáêà ñ ñîëäàòèêàìè. Ìàëü÷èê óáåäèëñÿ, ÷òî äâåðü â êîìíàòó çàêðûòà, ïîñëå ÷åãî íåñëûøíî çàëèëñÿ ñëåçàìè. Ñðåäè ñîëäàòèêîâ áûë è åãî îòåö – ñàìûé áðàâûé, ñàìûé áîåâîé âîèí. Ïðàâäà, ó íåãî îò êîëè÷åñòâà ñðàæåíèé îòâàëèëàñü íîãà, íî ýòî åãî íè÷óòü íå ïîðòèëî. Îòåö î÷åíü ñìåÿëñÿ, êîãäà óçíàë, ÷òî ýòî – îí.

– Ãîâîðèøü, âîò ýòîò, îäíîíîãèé? – îí ïðèïîäíèìàë ñîëäàòèêà íà óðîâåíü ãëàç, è òîò ãðîçíî íàñòàâëÿë íà íåãî ïèñòîëåò. – Ïîõîæ, ïîõîæ! Íàäåþñü, îí íèêîãäà íå áåæàë ñ ïîëÿ áîÿ?

– Íèêîãäà! – êëÿëñÿ ìàëü÷èê. – Îí ñàìûé õðàáðûé!

Îòåö óäîâëåòâîðåííî êèâàë è âîçâðàùàë ôèãóðêó ñûíó.

Ñåé÷àñ ó ìàëü÷èêà íå áûëî íè íàñòîÿùåãî îòöà, íè îòöà-ñîëäàòèêà. Òîëüêî òîíêèé çàïàõ ñëàäêîâàòûõ äóõîâ òîé íàêðàøåííîé æåíùèíû. Ýòîò íàñòîé÷èâûé, íàñòûðíûé, íåïðèÿòíûé àðîìàò ïðîñî÷èëñÿ äàæå â åãî êîìíàòó èç êîðèäîðà – íàñòîëüêî âúåäëèâûì îí îêàçàëñÿ. À ÷òî, åñëè…

Ìàëü÷èê ñåë íà êðîâàòè, âðàç çàáûâ ïðî ñëåçû. À ÷òî, åñëè âûñëåäèòü ýòó æåíùèíó è îòíÿòü ó íåå êîðîáêó? Íó, õîòÿ áû îäíîãî, òîãî ñîëäàòèêà?

Îí òîðîïëèâî ñîñêî÷èë íà ïîë, ãëóáîêî âòÿíóë âîçäóõ. Çàïàõ, îò êîòîðîãî ìàëü÷èê ìå÷òàë èçáàâèòüñÿ âñåãî ñåêóíäó íàçàä, ñòàë ñàìûì âàæíûì íà ñâåòå. Îáóâàÿñü íà õîäó, îí âûñêî÷èë â êîðèäîð è õëîïíóë âõîäíîé äâåðüþ.

Çàïàõ ñîõðàíèëñÿ è íà ëåñòíèöå. Ïðèíþõèâàÿñü èçî âñåõ ñèë, ìàëü÷èê êóáàðåì ñêàòèëñÿ âíèç è âûñêî÷èë íà óëèöó. Ïîñìîòðåë íàïðàâî, íàëåâî…

Âîí îíà! Äàëåêî-äàëåêî, åäâà ðàçëè÷èìî, ìàÿ÷èëà ïîëíàÿ ôèãóðà ñ çàæàòîé ïîä ìûøêîé êîðîáêîé. Ìàëü÷èê çàìåòèë åå âîâðåìÿ – åùå ñåêóíäà, è òà áû ñêðûëàñü â ïåðåóëêå.

Çàäûõàÿñü îò âîëíåíèÿ, îí ïðèïóñòèë ñëåäîì. Æåíùèíà ñâåðíóëà íà ñîñåäíþþ óëèöó, íî ìàëü÷èê óñïåë çàìåòèòü, êóäà èìåííî. Ìûñëü î òîì, ÷òî îíà ìîæåò ïîâåðíóòü åùå ðàç è íàâñåãäà çàòåðÿòüñÿ, ïðèáàâèëà åìó ñèë. Îí äîì÷àë äî ïîâîðîòà è íûðíóë íàëåâî, åäâà íå óïàâ îò âîçáóæäåíèÿ è ñêîðîñòè.

Îíà áûëà ñîâñåì ðÿäîì, è ìàëü÷èê íå âûäåðæàë.

– Ñòîéòå! Ýé, ñòîéòå!

Îíà íåäîóìåííî îáåðíóëàñü, âíîâü ñêðèâèâ ñâîè àëûå ãóáû. Ïëîòíî çàæàòàÿ êîðîáêà äåðíóëàñü, áóäòî ñîëäàòèêè, óñëûøàâ åãî ãîëîñ, çàêîïîøèëèñü, òðåáóÿ âûïóñòèòü èõ íàðóæó.

Îí ïîäáåæàë, çàïûõàâøèñü íàñòîëüêî, ÷òî åäâà ìîã ïðîèçíîñèòü ñëîâà:

– Òàì…òàì…òàì ìîé ïàïà…

Îí ñîãíóëñÿ, óïèðàÿñü ðóêàìè â êîëåíè. Æèâîò ñíîâà íà÷èíàë áîëåòü. Æåíùèíà íåäîóìåííî èçîãíóëà óõîæåííóþ áðîâü:

– ×åãî? Êàêîé åùå ïàïà? Ãäå, â êîðîáêå?

Îí ìîë÷à êèâíóë, ñèëÿñü âîññòàíîâèòü äûõàíèå. Òîëüêî ñåé÷àñ ìàëü÷èê ïîíÿë, êàêîé ãëóïîé áûëà èäåÿ. Æåíùèíà çíàëà åãî â ëèöî è, êîíå÷íî æå, îïîçíàëà áû, íàïàäè îí íà íåå è îòíèìè êîðîáêó. Îí áû òîëüêî äîáàâèë ïðîáëåì ñåáå è ìàìå.

– Èøü êàêîé, – ôûðêíóëà îíà, ðàçâîðà÷èâàÿñü ê ìàëü÷èêó. – À ìàìû òàì òâîåé íåò? Ó÷èñü áûòü âçðîñëûì, ìàëåö. Ýòî áîëüøå íå òâîè èãðóøêè, ïðèäóìàé ñåáå äðóãîãî ïàïó.

Ôðàçà áóäòî õëåñòíóëà åãî ïî ëèöó. Îí îòøàòíóëñÿ, âûïðÿìèëñÿ, â ãíåâå ñæèìàÿ êóëàêè:

– Äðóãîãî ïàïó?

Îíà ïîïÿòèëàñü îò ñóìàñøåäøåãî ìàëü÷èêà, è òîò áðîñèëñÿ íà íåå. Äâà ìåòðà, îäèí…îí íàöåëèëñÿ íà êîðîáêó – îí âûáüåò åå, âûõâàòèò è óáåæèò, è áóäü, ÷òî áóäåò!

Êàê âäðóã ñèëüíûå ðóêè ïåðåõâàòèëè åãî â ñàíòèìåòðå îò æåíùèíû.

– Íó, íó, – ðàçäàëñÿ ãóñòîé, ïðîïàõøèé òàáàêîì ãîëîñ. – Òû ÷òî ýòî òâîðèøü?

Îí èçâåðíóëñÿ â ðóêàõ, ñîáèðàÿñü óäàðèòü íîãîé ñõâàòèâøåãî åãî íåçíàêîìöà, óêóñèòü è âûðâàòüñÿ…

È çàìåð, ãëÿäÿ â ëèöî ìóæ÷èíû.  ãëàçà, êîòîðûå òàê ïîõîæè íà åãî ñîáñòâåííûå.

– Îòöà ðîäíîãî íå óçíàë! – ñìåÿñü, âîñêëèêíóë òîò. – Íåò, âû ïîãëÿäèòå!

Îí êðåïêî ïðèæàë ê ñåáå ìàëü÷èêà, è òîò çàðûëñÿ ëèöîì â êîëþ÷óþ, íåçíàêîìóþ òêàíü, òàê îñòðî ïàõíóùóþ êàêèì-òî äûìîì è æåëåçîì.

– ß…ÿ… – ãëóõî ïðîñòîíàë îí â øèíåëü îòöà. – ß õîòåë çàáðàòü ñâîåãî ñîëäàòèêà…êîòîðûé êàê òû…ïîìíèøü?

– À êàê æå, – ëåãêî ñîãëàñèëñÿ îòåö. – Ïðîðî÷åñêèé òâîé ñîëäàòèê îêàçàëñÿ, ãëÿäè.

Îí îòïóñòèë ìàëü÷èêà è îòñòóïèë íà øàã. Ñ ñóõèì ñòóêîì äåðåâÿøêè, êîòîðàÿ çàìåíÿëà ëåâóþ íîãó.

– Ïîòåðçàëè ìåíÿ, áðàò, – ïîäìèãíóë îí ìàëü÷èêó. – Òåïåðü óæ ÿ íå òàêîé áûñòðûé. Âèäèøü, ñêîëüêî äî äîìà äîáèðàëñÿ.

Îí ïîâåðíóëñÿ ê îøàðàøåííîé æåíùèíå, âñå åùå ñæèìàþùåé â ðóêàõ êîðîáêó.

– Ìàäàì, – ó÷òèâî îáðàòèëñÿ ê íåé îòåö. – Ïîçâîëüòå, ìû çàáåðåì ñâîèõ ñîëäàòèêîâ.

Îíà íàêîíåö îòìåðëà, ïîêðåï÷å âöåïèëàñü â ñâîå ïðèîáðåòåíèå.

– Âîò åùå! – çàïàëü÷èâî âûêðèêíóëà îíà. – Åãî ìàòü ìíå èõ ïðîäàëà!

Ëåãêàÿ òåíü ïðîáåæàëà ïî ëèöó îòöà. Îí áðîñèë âçãëÿä íà ìàëü÷èêà, íà åãî õóäîå, èçìîæäåííîå ëèöî è îäåæäó íå ïî ðàçìåðó, íà èñòðåïàííûå áîòèíêè è çàïëàòû íà øòàíàõ.

– Îíà ïîãîðÿ÷èëàñü, – ÷óòü õðèïëîâàòî ñîîáùèë îòåö, äîñòàâàÿ áóìàæíèê. – Áóäüòå ëþáåçíû, ïðèìèòå îáðàòíî âàøè äåíüãè. Ñêîëüêî òàì áûëî?

Îáðàòíî, ê äîìó, îíè øëè ìåäëåííî, íî òðèóìôàòîðàìè. Îòåö êðåïêî äåðæàë çà ðóêó ìàëü÷èêà, à òîò âòîðîé ðóêîé ïðèæèìàë ê ñåáå êîðîáêó ñ ñîëäàòèêàìè èõ ñëàâíûì îäíîíîãèì êîìàíäèðîì.

Источник