Польза от стихов для детей
Заучивание стихов наизусть в детском возрасте – один из важных обучающих и развивающих моментов в жизни каждого человека. Почему именно стихи? Стихи обладают мелодичностью и лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и возбуждают интерес. Проза же, наоборот, быстро утомляет детей своей монотонностью.
Недаром многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах. Малыши с удовольствием их слушают и быстро запоминают, а потом с радостью рассказывают всем своим родным и близким. У детей прекрасная память. Стоит прочитать стихотворение всего лишь несколько раз, а ребенок его уже выучил.
От многих родителей можно услышать фразу: «Он буквы еще не знает, а стихи рассказывает так, как будто по книге читает». Поэтому, способность малыша к быстрому запоминанию необходимо использовать при обучении. Ведь это лучший способ для развития речи и памяти.
Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важных мозговых центров, способствует развитию межполушарных связей. Так, например, логические игры развивают в основном только левое полушарие, тогда как заучивание стихов развивает весь мозг. Вообще, дети, знающие много стихов, обладают очень высоким интеллектом. В дальнейшем такие дети хорошо учатся в школе. Они легче воспринимают школьный материал по сравнению с детьми, которые не учили стихи.
Как стихи развивают память.
Заучивание стихов – это, так называемая, своеобразная гимнастика для мозга, развивающая не только память, но и внимание. Мозг ребенка способен в памяти удержать около 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее тренировать память, тем лучше она будет функционировать и развиваться. Даже очень слабую память можно развить, разучивая стихотворения. Главное, на что стоит обратить внимание – стихи должны нравиться ребенку. Ежедневное заучивание в день хотя бы по одному четверостишию положительно влияет на биохимические процессы в головном мозге, в результате чего функции мозга ребенка активно развиваются. В процессе заучивания стихотворения, клетки мозга получают усиленное кровоснабжение и их деятельность активизируется. Методика развития памяти с помощью стихов очень эффективна в детском возрасте.
Как стихи влияют на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Заучивание стихов – это, в первую очередь, пополнение словарного запаса. Даже самое обычное и простенькое четверостишие содержит множество слов, которые мы не так часто употребляем в повседневной жизни. А сами речевые конструкции в стихах гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. У малыша, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной.
Кроме того, у ребенка развиваются фонематический слух и важнейшие навыки текстового мышления. В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову и улавливать взаимосвязь между звуками. Кроме того, стихи воспитывают особое отношение к литературе, открывая ребенку прекрасный мир поэзии.
Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот период начинает особенно развиваться память малыша. И, чем больше ребенок будет учить стихотворений наизусть, тем больший объем памяти у него формируется для дальнейшего обучения.
Как правильно учить стихи с ребенком.
Прежде всего, необходимо подобрать стихотворение, соответствующее возрасту ребенка. Стихи должны быть интересными, понятными и содержательными, тогда ребенку легче будет его выучить. Для маленьких детишек выбирайте короткие и простые четверостишия. Для дошкольников можно выбрать стихотворения побольше. Их память способна запоминать и усваивать большие объемы текста. Главное – выбрать то стихотворение, которое понравиться самому ребенку. Дети школьного возраста способны запоминать достаточно длинные стихотворения.
Важно, чтобы ребенок понимал смысл стихотворения. Если в стихотворении есть незнакомые слова, нужно объяснить ребенку их значение. Если этого не сделать, ребенок будет запинаться или коверкать непонятные слова.
Перед тем, как начать учить стихотворение, его нужно несколько раз прочитать малышу. Чтобы оно лучше запомнилось, читать стихотворение нужно медленно и с выражением. Сначала прочитайте строчку сами, а малыш пусть ее повторить. Повторяйте строчку до тех пор, пока ребенок не расскажет ее без запинок. Далее таким же образом учится вторая строчка. Потом обе строчки соединяется. После того, как ребенок повторит обе строчки без запинок, учится третья строчка и также соединяется и т.д.
Хороший результат дает «пропевание» строчек. Особенно это эффективно для деток с заиканием. «Простукивание» стихотворение способствует развитию фонематического слуха, а также оно помогает ребенку не сбиться.
Детям школьного возраста рекомендуется учить стихотворения по четверостишиям, сначала заучивается одно четверостишие, потом второе. Затем их следует соединить и т.д. При заучивании стихотворения можно подглядывать в книгу, с каждым разом стараясь подсматривать как можно реже. Можно использовать подсказку: запишите по вертикали начальные буквы каждой строки, закройте книгу, а ребенок пусть воспроизведет текст, опираясь только на эти буквы.
Очень хорошо себя зарекомендовал рассказ стихотворения наизусть перед сном и утром, сразу после того, как ребенок проснется. Если ребенок забыл строчки, не следует его за это ругать. Иначе можно просто отбить желание у ребенка к заучиванию стихотворений. Лучше вместе проговорите текст.
Новый год – один из любимых праздников у ребят.
Близится Новый Год, а вместе с ним и время новогодних утренников в детских садах и школах. А поэтому пора начинать к нему готовиться. Особенно малышам. Этот праздник всегда ассоциируется со сказкой и волшебством. Все ребята ждут, не дождутся увидеть Дедушку Мороза, рассказать ему свой стишок и получить за это заветный подарок. Мы подготовили для вас подборку самых интересных стихов про Новый Год для детей разного возраста. Их можно будет рассказать на праздничной елке, на утреннике в детском саду или школе, в теплом семейном кругу, встречая год Собаки. Красивые и добрые стихи добавят празднику еще больше волшебства и чудес.
Для малышей.
Для дошкольников.
Для школьников.
Будьте здоровы!
Подписаться на блог по эл. почте
Источник
Хорошая память поможет в любой деятельности. Возможность запоминать и воспроизводить информацию закладывается генетически, но без тренировки результата не будет.
Классический способ развития памяти – заучивание стихов.
Когда нужно начинать учить стихи
Читать ребенку стихи и напевать песенки нужно с рождения. Младенец не понимает смысла, но улавливает на подсознательном уровне мелодичные ритмы и по-разному реагирует на них. Так подготавливается будущий процесс запоминания.
Ориентиром для начала разучивания стихов с детьми психологи и педагоги считают не возраст, а появление первых навыков осознанной речи. У большинства это происходит в 2-3 года. Мозг маленького ребенка усиленно развивается. Запоминание активизирует биохимические процессы и помогает развитию мышления.
Польза стихов для детей
Содержательные, соответствующие возрасту стихи, принесут пользу не только для развития памяти. Их заучивание полезно для разных способностей ребенка:
- формирование фонематического слуха – различение звуков в словах;
- решение логопедических проблем – произношение трудных звуков;
- совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса;
- развитие интеллекта и расширение кругозора;
- воспитание общего уровня культуры и чувства красоты родного языка;
- обогащение новым опытом;
- преодоление стеснительности и замкнутости;
- легкость в учении иностранных языков и запоминании больших объемов информации.
Советы родителям дошколят
- Создайте ясную мотивацию – порадовать бабушку, сделать сюрприз для папы, рассказать другим детям в садике или выступить на празднике.
- Не заставляйте учить, превращая процесс в серьезную деятельность. Учите стих, гуляя в парке или выполняя несложную домашнюю работу.
- Предложите ребенку повторять за вами, когда он рисует, лепит или играет.
- Придумайте игру, в которой нужно повторять считалку, четверостишие или загадку в стихах.
- Используйте игрушки и предметы во время чтения и повторения, которые вызовут ассоциации у ребенка и помогут запоминанию.
- Обсудите содержание стиха, задайте вопросы о героях, сюжете, чтобы выяснить, понятен ли смысл, проговорите новые слова и объясните их значение.
- Читая стих несколько раз, меняйте интонацию, тембр голоса или сопровождайте мимикой и жестами.
- Устройте концерт или спектакль с ребенком в главной роли, записывайте выступление на камеру – это его развлечет и порадует.
Советы родителям младших школьников
- Предложите ребенку прочесть стихотворение дважды, следите за правильностью произношения слов. Если он плохо читает, первый раз прочтите сами.
- Попросите пересказать содержание, чтобы убедиться в понимании смысла.
- Помогите разделить стихотворение на смысловые отрывки, правильно выбрать интонацию и делать паузы.
- Пусть ребенок учит стих по частям, повторяя несколько раз по две строчки, затем четверостишие.
- Проверьте стих на следующий день.
Физиологи советуют учитывать ведущий тип памяти ребенка: зрительная, моторная или слуховая.
Зрительная память – используйте иллюстрации или рисуйте с ребенком картинки, раскрывающие содержание стихотворения.
Слуховая память – проговорите стихотворение с разной интонацией, поиграйте тембром, почитайте громко и тихо, медленно и скороговоркой или шепчите.
Моторная память – сопровождайте процесс заучивания жестами, мимикой или телодвижениями, соответствующими или ассоциирующимися с содержанием стиха.
Какие стихи лучше всего развивают память
Чтобы не отбить интерес детей к поэзии, подбирайте стихотворения, соответствующие возрасту ребёнка, с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным сюжетом.
В 2-3 года подойдут стихи, где много действия, предметов, игрушек и животных, известных ребенку. Объем – 1-2 четверостишия. Хорошо воспринимаются считалки. Проверены временем стихи А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, С. Михалкова.
С каждым годом в лексиконе ребенка появляются новые слова, текст можно выбирать сложнее, с абстрактными явлениями, описанием природы. Интерес вызывают сказки в стихах – «Конек горбунок» П. Ершова, «О царе Салтане» А. Пушкина.
Уровень развития логического мышления совершенствуется и позволяет понимать сложные средства выразительности языка, эпитеты, синонимы. Для тренировки памяти можно учить басни И. Крылова, поэмы и стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.Т. Твардовского.
В подростковом возрасте детям интересны стихи Э. Асадова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой.
Если с раннего детства родителю привьют ребенку вкус к поэзии и к чтению, они могут не сомневаться, что учеба в школе будет в удовольствие.
Источник
В самом раннем возрасте, когда мальчишки и девчонки только-только начинают узнавать мир, родители встают перед сложной задачей. Как сделать этот процесс увлекательным и безопасным? Как донести всё многообразие информации до маленьких голов и воспитать в них правильное представление о хорошем и плохом? Наиважнейшим пособием в этом трудоёмком процессе становится книга. Но вот беда – ребёнок не может долго концентрироваться и многие вопросы ещё не способен понять, так как ему банально не хватает знаний. А значит, любимые взрослыми романы в десяти томах детям не подходят. Идеальным выбором для знакомства дошколят с литературой становятся стихи. Этого мнения придерживаются психологи, педагоги и писатели, посвятившие жизнь общению с юной аудиторией и изучившие на личном опыте, что нравится, а что не нравится малышам, что приносит пользу, а что проходит незамеченным или даже становится вредным.
«Стихи в жизни детей имеют, неоспоримо, большое значение, – считает современный автор Лора Лорина, из-под пера которой совсем недавно вышел новый сборник «Веселые сказочные стихи для детей». – Дети, особенно маленькие, детсадовского возраста, очень любят слушать стихи. Они делают это с огромным удовольствием и легко, можно сказать, заучивают наизусть. Стихи развивают память, мышление, логику, из них дети познают мир. Что касается моих стихов, то они весёлые, смешные, забавные, принесут много радости, вызовут смех и поднимут настроение детишкам. Это я знаю по личному опыту. Когда им читала свои стихи, они так задорно смеялись и веселились. Улыбки не сходили с их лиц, и мне было очень приятно, что мои стихи доставляют им такое удовольствие. Особенно можно выделить такие, как «Забавный гном», «Смешная небылица», «Весёлые чертята». В них много юмора и забавных эпизодов, а сказочный колорит делает их особенно привлекательными для юных читателей. Ведь все дети любят сказки. Мои весёлые сказочные стихи вносят в их жизнь радость и добро, что очень важно для их развития».
Развитие памяти, которое упомянула Лора Лорина, является одной из первостепенных задач, стоящих перед старшими. Её необходимо решать ещё на этапе раннего развития. Только ребёнок, способный быстро и легко запоминать большие объёмы информации, будет впоследствии хорошо учиться в школе. Роль стихов здесь трудно переоценить. Однако в то время, как одни родители пытаются заставить своих малышей запоминать наизусть целые поэмы, как только те произнесут первое слово, другие откладывают это дело на потом и чуть ли не до первого класса стараются «не нагружать» своего кроху, объясняя это просто – «всегда успеется». Кто же из них прав?
«Что касается заучивания стихов, то можно начинать учить ребёнка с двух-трёх лет, то есть когда он учится говорить. Стихи в этом случае очень помогают, – высказывает своё мнение Лора Лорина. – Из них дети узнают много слов и их значение. В результате они быстрее начинают говорить, учатся складывать слова в предложения. Хотя многое зависит, конечно, и от индивидуального развития. Для первого опыта могу порекомендовать мои стихи «День рождения слона», «Музыкальная кошка», «Цирк», «Зоопарк», «Петух-вокалист».
Есть ещё один вопрос, который в недавнем прошлом даже не возникал и, тем более, не обсуждался, но сегодня остро стоит на повестке дня. Поколения малышей росли на бессмертных творениях классиков, которые читали с большим интересом. Сегодня многое изменилось. Мальчики и девочки часто не любят читать, а родители связывают это с тем, что им просто не хочется узнавать мир таким, каким он уже перестал быть в инновационную эру технического прогресса. В итоге взрослые, начитавшись псевдонаучных статей в Интернете и руководствуясь собственными фантазиями, предпочитают полностью убрать старые добрые стихи и сказки из семейной библиотеки, заменив их произведениями авторов-современников. С одной стороны, это открывает дорогу новым талантам и предоставляет им площадку для развития и самосовершенствования. Но что, если таким образом мамы и папы лишают своих крох чего-то несоизмеримо важного? Разрывают связующие ниточки между поколениями? Не позволяют понять, что значит само понятие «вечных ценностей»?
«Я считаю, что стихотворения классиков – это наше ВСЁ, – уверенно говорит Лора Лорина. – Собственно, именно с классиков начиналось наше чтение и заучивание стихов. Во всяком случае, так было в моём детстве. Это известные нам всем с малых лет сборники стихов С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других детских поэтов. Все эти книги можно смело рекомендовать для раннего чтения и теперешним современным детям. Лично я начинала бы с классиков развивать ребятишек».
Выбрать классику или новую литературу – важная, но не единственная дилемма современного воспитания и обучения. Всегда остаётся вероятность, что все старания родителей, педагогов и писателей пропадут втуне, и дошколёнок так и не пристрастится к книгам. По крайней мере, именно об этом пессимисты всех мастей кричат из каждого утюга, пугая народ бездуховных будущим на просторах виртуального мира. Но так ли плохо обстоят дела на самом деле? Возможно, наши дети по-прежнему любят читать? Хотят читать? Ищут на страницах открытия и наслаждаются знакомством с новым и интересным, что приготовили для них авторы-волшебники? Что, если мы, взрослые, просто не замечаем этого, будучи слишком занятыми и нетерпеливыми?
«Лично я получала отзывы от детей на мои стихотворения, и это были дети моих родственников, знакомых и приятелей, – рассказывает Лора Лорина. – Но первые слушатели моих стихов всегда были родные и близкие. И должна честно сказать, что стихи им нравились. Они же и посоветовали мне обратится в издательство и попробовать опубликоваться, что у меня и получилось в итоге. Мне очень хотелось бы, чтобы моя книга понравилась и другим детям, что-то в них открыла и всколыхнула, чему-то научила. Прежде всего, любовь и доброту, подарила радость от знакомства с книгой. Желаю всем приятного чтения!»
А когда Вы начали читать стихи своему ребёнку? Какие произведения выбрали для первого знакомства крохи с миром литературы?
Источник
Для чего дошкольникам нужно учить стихи?
С раннего детства, с колыбели дети часто слышат потешки, песенки, приговорки, попевки. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, напевность, ребенок делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Это первые литературные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразные по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые – радуют. Дети с большим удовольствием слушают маленькие стишки и любят их больше, чем прозу. В отличие от прозы, стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. ( С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», К. Чуковский «Мойдодыр»)
Зачем учить стихи?
Многие родители прекрасно знают, что учить детские стихи с детьми нужно, это один из важных способов и действенных методов развития наших детей. Заучивание рифмованных строчек расширяет детский кругозор, развивает речь ребенка, ставит голос, способствует формированию восприятия культуры и поэзии. И самое главное – стихи позволяют развивать память у детей. Если родители хотят, чтобы у ребенка была хорошая память, то необходимо разучивать стишки, не смотря на свою занятость и усталость. Это необходимо ребенку. Хорошая память пригодится ему в школе, чтобы лучше усваивать материал.
С какого возраста начинать учить стихи?
Когда лучше начинать учить с ребенком стихотворения? Ответ один – чем раньше, тем лучше. Младенцу вы поете колыбельные, да и те же стихи мелодично читаете. Рассказываете ритмично строчки из стихотворений для самых маленьких А. Барто: «Мишка косолапый по лесу идет…», «Наша Таня громко плачет…» и так далее. Если вы каждый день малышу будете рассказывать, например, во время умывания один и тот же стишок, то через некоторое время он начнет говорить за вас окончания строчек, а потом и сам будет его читать. И говорить начнет раньше тот ребенок, которому регулярно читают стишки.
Какие стихи учить детям?
Для заучивания малышам лучше всего подойдут стихи Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Елены Благининой. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Когда ребенок подрастет, можно переходить и к классическим произведениям, лучше выбрать отрывки из известных произведений Н.А. Некрасова, Ф. Тютчева. Произведения этих авторов хорошо воспринимаются детьми.
Как учить стихи?
Длинные сказки в стихах нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.
Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же, не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для папы, бабушки, дедушки. Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите, что все детки будут рассказывать новогодние четверостишия Деду Морозу. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет и рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным заклинанием или паролем для входа в замок. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру – предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо. Еще одна игра для легкого запоминания стишков – читать их по две строчки с разной интонацией: с радостью, с удивлением, с осуждением и т. д.
Если у детей к школе сформирован приличный запас выученного наизусть, то им будет гораздо легче заучивать объемные стихотворения, различные правила русского языка и математики. А значит, и адаптация к школе у первоклассника пройдет гораздо легче. Это будет влиять на всю его жизнь, на его отношения с окружающими, на его подход к делу. Немного нашего внимания, наших сил, нашего времени, и ребенок скажет нам «спасибо» за то, что научили его не плыть по течению, пасуя перед трудностями, и вселили веру в свои силы, показали, что он способен на многое.
Материал подготовила
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Снегирёк»
Зазимко Т.Б.
Источник