Польза от вклада в свое обучение
Любое обучение — как лакмусовая бумажка. Любая учеба дает человеку заряд, открывает ему глаза. Существует классический алгоритм развития навыков и умений. Он опирается на выделение четырех основных уровней сотрудников.
По статистике, большинство компаний расходуют от 50% до 70% средств на заработную плату людей и менее 1% своего бюджета на обучение кадров. Обоснован ли такой подход? Является ли такое отношение к обучению целесообразным?
Все далеко не так однозначно и просто. Некоторые руководители рассуждают примерно так: «Вот я сейчас обучу свой персонал, и он у меня так заработает! Деньги потекут рекой!» Не потекут просто так. Если у вас неправильно организована логистика, если вы не платите денег, которых заслуживают ваши сотрудники, если ваш товар не рекламируется, деньги не потекут. Таких «если» можно найти отнюдь не мало. Конечно, навыки персонала — это очень важно. Но все-таки это всего лишь звено, одно звено в большой цепи. Обучение — это звено, хоть и очень важное, большой цепи, которая называется «структура компании». Не может быть одного без другого.
Развитие навыков и умений
Существует классический алгоритм развития навыков и умений. Он опирается на выделение четырех основных уровней сотрудников.
Первый уровень — неосознанная некомпетентность. Ситуация, когда человек, во-первых, не знает, что он должен знать, и не умеет делать то, что должен. На этом этапе очень важно сделать так, чтобы он понял, что ничего не знает и ему нужно учиться. Необходимо найти слова и объяснить, что он ничего не знает и нужно учиться.
Как только в этом вопросе достигается понимание, человек переходит на второй уровень, который можно назвать осознанной некомпетентностью. На этом уровне сотрудник понимает, что для достижения результатов ему необходимы знания, умения и навыки. Тогда он начинает учиться или самостоятельно, или с помощью компании.
Далее, как только он начинает учиться, переходит на третий уровень осознанной компетентности. То есть, говоря по-другому, «я знаю, что я знаю». Это та ситуация, когда у сотрудника есть знание, он знает, как это нужно сделать. Все это он знает, но делать еще не умеет.
Наивысший уровень — это неосознанная компетентность. Это та ситуация, когда сотрудник и знает, как это сделать, и умеет это делать. Вывести из третьего на четвертый уровень можно только непосредственно в процессе работы, отработки навыков.
Обучение руководителей
Этапы разработки программы обучения
Первый этап: определяется, кого следует учить. То есть выясняется, кого и почему необходимо обучать, что выиграет компания благодаря повышению уровня их знаний.
Второй этап: определяются задачи обучения. Они устанавливаются в связи с содержанием работы сотрудников и в соответствии с тем, какую общую задачу решает сама компания на данном этапе своего развития.
Третий этап: определяются потребности в обучении. Выясняется, насколько конкретные сотрудники готовы для обучения, какую программу лучше всего предложить той или иной группе сотрудников, отдельным людям.
Четвертый этап: выясняется, кто именно должен проводить обучение. Это может быть опытный сотрудник компании, приглашенный тренер или обучающая компания, куда будут отправлены на учебу сотрудники группами или в отдельности.
Пятый этап: решается вопрос о длительности процесса обучения.
Шестой этап: окончательно определяется место проведения обучения.
Седьмой этап: определяется содержание учебной программы.
Восьмой этап: фиксируются методы, которые целесообразно применить в процессе обучения.
Девятый этап: происходит закрепление знаний и дальнейшее развитие.
Десятый этап: результаты учебы подвергаются анализу и оценке.
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных здесь этапов.
Задачи и результаты обучения
Задачи обучения напрямую связаны со стратегическими и маркетинговыми планами компании. Увеличение продаж требует одного направления, а улучшение обслуживания клиентов требует другого направления обучения. Тем более разными могут быть краткосрочные задачи, решению которых должно содействовать обучение. Например: «увеличение продуктивности продаж», «уменьшение текучести», «повышение морального духа», «совершенствование обратной связи между подразделениями», «повышение способности к самоорганизации» и так далее.
Задачи — Результаты
Повышение продуктивности продаж — Увеличение оборотов, прибыли.
Уменьшение текучести кадров — Хорошо обученные люди реже терпят крах.
Повышение морального духа — Уверенность в себе. Ощущение заботы компании.
Обратная связь — Оперативная информация о рынках, клиентах, конкурентах.
Отношения с клиентами — Уменьшение конфликтов. Увеличение лояльности.
Повышение способности к самоуправлению — Достижение большей продуктивности. Увеличение потенциала.
Определение потребности в обучении
Необходимые источники информации:
— Результаты оценки по стандартам;
— Результаты аттестации;
— Личная беседа с сотрудниками;
— Мнение руководства;
— Анкетирование;
— Обратная связь с клиентами.
Последовательность действий при определении потребности в обучении:
1. Анализ показателей работы каждого сотрудника.
2. В результате анализа нужно выявить сильные и слабые стороны у каждого.
3. Очень важно добиться от сотрудников признания того, что у них имеются слабые места в работе. Если признания не удастся добиться, все остальное будет бесполезным. Люди будут твердить, что у них все в порядке и ничему учиться не нужно.
4. Обсудить с ним, что он(а) может получить после подготовки.
5. Получить согласие на подготовку. То есть услышать от человека нечто вроде «я готов учиться».
Чему учить «уже обученных»
Сколько должно длиться обучение?
Обучение — это непрерывный и постоянный процесс. Оно должно длиться всю жизнь. Хотя пока сотрудник не прошел испытательный срок, вложения в обучение должны быть минимальны. Тем и поводов для проведения обучения можно найти очень много. К числу самых важных можно отнести следующие:
1. Знание своего продукта.
2. Знание конкурентов.
3. Знание территории.
4. Знание клиентской базы и методов работы с ней.
5. Знание стратегии компании по продажам.
Нужно организовать процесс обучения в соответствии с реальной необходимостью, а не заставлять людей каждую неделю участвовать в тренингах. Если какая-то тренинговая компания или индивидуально работающий тренер скажет вам, что тренинг навыков надо проводить раз в месяц, даже раз в три месяца — не верьте. Оптимально — раз в год. И уж точно не чаще, чем раз в шесть месяцев. Чаще нет смысла, потому что минимум шесть месяцев нужно для реального, практического освоения полученных знаний, их оценки. Так что, когда предлагают заниматься чаще, значит, вам хотят навязать лишние расходы.
Чтобы от тренингов получить ожидаемый результат, необходимо реальное применение сотрудниками полученных новых знаний в процессе работы. Поэтому надо обязательно настраивать их на это путем постоянного поддержания внимания в нужном направлении. Что касается длительности отдельных семинаров и тренингов, в среднем 2-4 дня полностью достаточно. Один день — мало. Это обычно получается «галопом по европам». Безусловно, оптимально 3-4 дня. Но вряд ли рабочая ситуация позволит на такое время оторваться от дел. Тогда нужно выделить хотя бы не менее двух дней.
Каковы основные методы обучения?
1. Лекция.
Этот метод полезен для сообщения информации и обеспечения основы для всего учебного процесса. Лекция должна сопровождаться средствами представления визуальной информации, например слайдами, которые можно показывать на экране. Необходимо также поощрять активность слушателей, чтобы они принимали хоть какое-то участие в процессе и коммуникация не получилась полностью односторонней. Хорошо организованные дискуссии стимулируют интерес и позволяют выявить разные точки зрения, облегчают постижение сути рассматриваемых проблем и задач, быстрее приводят к единой точке зрения.
2. Учебные пособия.
Эта форма является полезным дополнением, сопровождающим лекции. Если говорить с точки зрения этапов освоения навыков и умений, лекция и учебные пособия помогают перевести обучаемых на уровень осознанной неспособности. Они показывают сотрудникам, что от них требуется в процессе работы, каких навыков и умений им не хватает, чтобы успешно перейти от теории к практике.
3. Ролевые игры.
Этот метод обучения переводит обучаемого на этап осознанной способности, позволяющей успешно выполнять отдельные навыки и умения. Он позволяет персоналу учиться на собственных удачах и ошибках. Обратную связь в этом случае осуществляют другие члены учебной группы, преподаватель, а также аудиовизуальные средства.
Наблюдения за собственными действиями являются очень полезным приемом, так как наглядно показывают учащемуся промахи, на которые обратили внимание другие члены группы. Без этого некоторые учащиеся могут отказаться признать свои ошибки. Только обратная связь позволяет учащемуся увидеть ситуацию глазами постороннего человека, в результате чего возникающие проблемы легче удается признать и принять.
Почувствуй вкус обратной связи. KEY HABITS
Основная ценность этого приема заключается в том, что обучение неопытных людей основным навыкам и умениям продаж в этом случае происходит в менее напряженной обстановке, чем реальные условия. Кроме того, здесь процесс может быть разбит на ряд отдельных этапов. При этом каждый из этапов требует своего набора навыков и умений.
4. Изучение кейсов.
Изучение кейсов особенно подходит для развития аналитических навыков и умений. Обучающихся просят проанализировать ситуации, выявить проблемы и возможности и предложить рекомендации, как следует действовать в рассматриваемом случае.
5. Подготовка на рабочем месте.
Очень важно, чтобы первоначальная подготовка, которую прошел обучаемый, была закреплена аналогичной подготовкой на рабочем месте.
Опыт, полученный в реальных деловых ситуациях, плюс оценка и обратная связь, обеспечиваемая руководителями, приводят к тому, что сотрудник уверенно выходит на последний этап процесса овладения навыками и умениями, который мы назвали неосознанной способностью. Сотрудник теперь осуществляет правильные действия в автоматическом режиме, то есть он становится похожим на водителя, который пользуется уже имеющимся набором навыков и умений, необходимых для управления машиной, практически не задумываясь. Хотя неосознанная способность — это последний этап учебного процесса, он не представляет собой завершение процесса, предел, за которым невозможны никакие совершенствования.
Закрепление знаний и дальнейшее развитие
1. Контроль со стороны руководства. Чтобы полученные в процессе обучения знания и навыки не испарились бесследно, нужно не только настроить сотрудников на их применение в каждодневной практике, но и обеспечить контроль над этим процессом, а также указать направление для дальнейшего развития.
2. Разбор трудных ситуаций внутри отдела. Чем лучше будут разобраны, изучены трудные ситуации, тем успешнее удастся их избежать. Кроме того, они являются очень хорошим дидактическим материалом, позволяющим усилить мотивацию сотрудников на совершенствование своих навыков. Потому что сложные ситуации лучше всего выявляют недостающие умения и знания.
3. Дополнительная литература. Конечно, нельзя отказаться от такого удобного и полезного дополнения к учебному процессу, как соответствующая изучаемым темам литература. Как бы внимательно ни слушали учащиеся во время лекций, тренингов, все равно многое ускользает и быстро забывается. Кроме того, учебный процесс всегда ограничен определенными временными рамками и в любом случае остается много вопросов и деталей, которые могут быть неплохо отражены в литературе. Поэтому необходимо настроить сотрудников на самостоятельную работу с литературой. К сожалению, это далеко не всегда реализуемо, но если удается убедить, позволяет перспективным сотрудникам быстро укрепить свои знания и добиться лучшего усвоения всего учебного материала.
Работа по любви
Резюмируя, можно сказать, что в конечном счете управление сводится главным образом к работе с людьми. Это трудная, непростая работа. Но нужно помнить: самые ценные, выгодные вложения — это вложения в свой персонал. Они всегда обернутся золотой монетой. Если кому-то кажется, что персонал будет меняться и развиваться самостоятельно — не будет такого. Развитие персонала зависит в первую очередь от руководителя.
Источник: Elitarium.ru
Автор статьи: Дмитрий Норка
Источник
Когда возникает упоминание об инвестициях, большинство людей ассоциирует их только с деньгами или финансовыми вложениями с целью получения прибыли. Но можно ли утверждать то, что есть не только вложения в бизнес, но также инвестиции в образование?
По каким причинам нужно инвестировать
В современном мире система социальной защиты людей становится все слабее. Миллионы людей уже не могут уверенно сказать о том, что государство о них позаботиться. Многие с этим смиряются и живут, надеясь на волю случая.
Однако есть люди, которые решают начать заботиться о себе сами, и задумываются о том, какие инвестиции в будущее будут наиболее эффективными.
У каждого человека своя цель и движущая сила на пути к успеху. Но к основным причинам, вдохновляющим людей становиться на путь инвестирования, относятся следующие стремления:
- Жить и осуществлять свои мечты
- Иметь возможность помогать близким людям
- Быть финансово защищенным на все случаи жизни
- Обеспечить себе безбедную старость, когда не будет силы физически трудиться
После принятия решения о необходимости вкладывать инвестиции в будущее, стоит проанализировать, каких целей и как необходимо достигать.
Наилучшим вариантом является тот, в котором цели, естественные способности и симпатии человека совпадают. То есть, лучше всего заниматься тем занятием, к которому есть предрасположенность.
Инвестировать в бизнес или в знания
Знания являются основополагающим фундаментом в любом деле, и инвестирование в бизнес не исключение. При выборе любой рабочей специальности, необходимо вначале обучится ей.
А обучение и есть — инвестиции в образование. Поначалу вкладываются время и финансы для освоения профессии, чтобы та впоследствии приносила доход.
Существуют различные способы идти по пути обучения. Можно осваивать специальность в учебных заведениях или заниматься самообразованием. В обоих случаях от человека требуется затратить на это несколько видов ресурсов.
К ним относятся:
- Время, потраченное на освоение специальности
- Деньги, оплаченные за обучение
- Усилия, положенные на освоение учебного материала
Для достижения наибольшего эффекта необходимо наличие всех трех факторов. Эти инвестиции в образование помогут приобретать новые знания, расширять кругозор.
В результате таких процессов будут приходить новые идеи, обновленное понимание изучаемого предмета, а это поможет человеку занять позицию на порядок выше конкурентов в изучаемой тематике. Как естественный результат — будет повышаться благосостояние.
Как правильно заниматься самообразованием
После того, как известна творческая ниша, в которой хочется оказаться в первых местах, необходимо проанализировать деятельность уже успешных людей в ней.
Необходимо обнаружить и понять, какие способности и действия вывели их на пьедестал почета. После того, как цель обнаружена, необходимо направить время, деньги и усилия на обучение и приобретение данных навыков.
Каждое мероприятие, направленное на приобретение знаний и расширение опыта, можно отнести к категории «инвестиции в образование».
Есть наиболее распространенные и проверенные варианты, помогающие достигать максимальной эффективности в обучении.
К ним относятся:
- Изучение тематической литературы
- Семинары и тренинги
- Конференции и вебинары
- Общение с людьми, преуспевшими в изучаемом предмете
- Практическое применение знаний и новаторские эксперименты с ними
Все пункты, кроме последнего, представляют собой ситуацию, когда люди, которые уже имеют бесценный опыт, делятся им с другими. Это трудно переоценить, потому что кто-то за небольшой промежуток времени, расскажет о том понимании, к которому шел, возможно, годами.
Если не услышать эту информацию от опытных людей, вполне вероятно, о ней не представится возможности вообще когда-либо узнать.
Что касается последнего пункта в списке — практического применения — ради него осуществлялись и все предыдущие. Если инвестиции в образование не находят применения на практике, они не представляют никакой ценности.
Все, что изучается на теории, необходимо применять в деле. Лишь только тогда можно будет увидеть результат.
Советую еще почитать:
Стоит ли вкладывать деньги в недвижимость на Пхукете
Инвестиции в облигации: стоит рисковать или нет
Инвестиции в земельные участки: выгодно ли
Источник
Несколько лет назад я понял, что сыт учебой по горло. На получение 2 дипломов я потратил 6 лет. Сразу после этого я занялся бизнесом. И первые два года предпринимательства я тоже активно учился. Но спустя какое-то время я подумал: «Да кому нужно это образование? Просто начни свой бизнес или устройся на работу и получай деньги. Образование — это потеря времени и средств». Так ли это на самом деле?
Я перестал читать, посещать конференции и искать знания, помогающие мне развиваться. Это было не самым разумным решением. В течение почти двух следующих лет я не видел никаких признаков вожделенного личного, духовного, интеллектуального или финансового роста. Когда я учился, мои заработки росли, я больше успевал, и мои успехи были заметнее. Отказавшись от образования, я получил обратный результат.
Дело в том, что образование и знания преходящи. Они стираются не только из-за неиспользования. Если вы не повышаете свой уровень, то просто начинаете забывать. Однажды полученные знания невозможно сохранить в своей голове навсегда.
Я воспринимаю образование, как еду, воду, воздух, физкультуру — то, что подразумевает постоянное пополнение запасов.
Вы же не один вдох в год делаете, верно? Так почему же вы думаете, что можно ограничиться одной книгой? Я этого не понимаю. Без образования невозможно выжить.
И дело не только в личностном росте. Как сказал Бенджамин Франклин:
«Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть. Инвестиции в знания приносят наибольший доход».
Образование — это вложение денег в себя. Оно принесет вам больше дивидендов, чем любая другая инвестиция.
Вот 4 причины, почему я так думаю.
1. Более удачные решения
Наш мир становится все сложнее. И любые ошибки могут привести к крупным последствиям.
Неважно, насколько вы умны или талантливы. Значение имеет лишь то, хорошо ли вы умеете концентрироваться на серьезных вещах.
За минутную слабость можно легко поплатиться увольнением или потерей бизнеса. Единственная ошибка способна привести к краху.
Как принимать правильные решения?
• Занимайтесь самообразованием.
• Изучайте факты.
• Интересуйтесь всем.
Качество принимаемых решений влияет на вашу жизнь и карьеру. Не стоит их недооценивать.
Все может измениться из-за 1 поступка. Как узнать, верен ли он?
2. Расширение возможностей
Образование раскрывает ваш разум и, что еще важнее, увеличивает количество возможностей. Консерваторы, вцепившиеся в свои убеждения, остаются на месте. Но ведь именно изменения — это двигатель жизни.
Занимаясь самообразованием, вы можете задуматься о тех вещах, которые никогда даже не приходили вам в голову. И попасть под влияние тех идей, о которых не слышали прежде.
Объединив все это, вы получите концепции и возможности, которых вам хватит на всю жизнь.
В приложении для заметок у меня есть 143 темы для статей. И для большинства из них уже есть планы. А еще я располагаю десятками бизнес-идей. И бьюсь об заклад, 1, 2 или даже 3 из них достойны внимания.
«А где вы берете идеи?»
Они приходят ко мне, когда я изучаю что-то новое. Их не нужно вытаскивать из себя насильно, они появляются сами.
О, да! Вам нужно знакомиться с новым материалом каждый день. «Черт, это сложно». Да, знаю.
«Все, что мне известно, я узнал из книг».
— Авраам Линкольн.
3. Больше знаний — выше заработок
Есть 2 типа соискателей. На первом собеседовании они ведут себя по-разному.
1. Один говорит: «У вас классная компания. Я изучил ее. И я хочу у вас работать, чтобы внести свой вклад».
2. А другой замечает: «У вашей компании дела идут хорошо. Но я нашел несколько слабых мест. Я способен исправить их».
№ 1 — это просто еще один работник. № 2 — это тот, кто вам нужен. И кого из них вы наймете?
Есть 2 типа предпринимателей.
1. Первый кричит: «Выбери меня! Купи у меня! Пожалуйста! Я готов работать с кем угодно».
2. А другой заявляет: «Я создаю эксклюзивные товары/услуги для определенной группы людей. Если они вам не подходят, это нормально».
Первый предприниматель предлагает ширпотреб, второй — услуги и продукты, мимо которых просто невозможно пройти.
Как стать представителем второго типа? Догадайтесь. Сделайте так, чтобы ваши товары/услуги стали людям необходимы.
Как? Учитесь, тренируйтесь, будьте великолепны.
4. Образование — единственная бессмертная инвестиция
Можно потерять все, что у вас есть. Деньги, работу, клиентов, репутацию, дом, машину и даже любимых людей.
Но что останется с вами навсегда? Знания (если вы продолжаете инвестировать в них).
• Если вам известно, как построить бизнес, у вас всегда будут деньги.
• Если у вас есть знания и умения, необходимые другим, вы никогда не останетесь без работы.
Именно поэтому я приобретаю все книги и курсы, которые мне подходят. И по той же причине я трачу большую часть своего свободного времени на изучение новых вещей, посещение незнакомых мест и встречи с интересными людьми.
И наконец, я трачу так много времени и денег на образование, потому что это моя стратегия выживания.
Люди ненавидят неопределенность. И я тоже. А образование — это страховка (не путайте «образование» с «дипломом»). Значение имеют знания, а не ученая степень.
На самом деле обучение, получение «корочек», отработка навыков — это одно из самых сложных занятий в жизни.
• Ходить в ВУЗ трудно.
• Читать по 2 книги в неделю сложно.
• Учиться на онлайн-курсах по вечерам после рабочего дня утомительно.
И именно поэтому большинство людей этим не занимается.
Информационная революция последних 10-летий открыла перед вами все возможности для обучения.
По-моему, не инвестировать ежедневно в самообразование — это сумасшествие. Я считаю обучение главным делом в жизни. И это не голословное утверждение.
«Если у меня есть немного денег, я покупаю книги; и если что-то остается, я приобретаю еду и одежду».
— Эразм Роттердамский.
Я действительно ставлю образование выше еды, отношений, здоровья, одежды и всего остального. Знаете почему? Потому что без него другие вещи не так хороши.
И все просто. Я трачу на чтение/обучение/тренировки всего по 30 минут в день.
Это ведь немного, верно? Ибо если у вас нет 30 минут на самообразование, как же вы живете?
Обучение важно, это аксиома. Нужно лишь заниматься им каждый день. И любить этот процесс.
Но мы редко делаем то, что нужно. Особенно, если речь идет о долгосрочных проектах. Начать может каждый. А вот проявить упорство — единицы.
По-моему, есть лишь 2 варианта: вы либо учитесь, либо умираете.
Абрам Маслоу выразился лучше:
«Вы сделаете шаг либо вперед к росту, либо назад к безопасности».
Я свой выбор сделал. А вы?
P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — Как стать высокопродуктивной совой?.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
Источник