Польза от вступления в ес
Объединенная Европа – один из немногих примеров тесной интеграции нескольких десятков развитых государств. По сути, это союз почти без границ, в большей части которого ходит единая валюта и есть общее законодательство. Но действительно ли ЕС больше дает странам, чем отбирает у них? Об этом нашим читателям рассказал профессор Финуниверситета Александр Цыганов.
27 стран как одна
Евросоюз появился в центре внимания бывших советских граждан в 1990-е годы как оформившееся объединение успешных и развитых стран Европы, преследующих цели развития на основе единых ценностей. На последнем внимание не акцентировалось.
Формально появился Европейский союз (Евросоюз, ЕС) в 1993 году, но этому предшествовала длительная история региональных объединений, начинающаяся после II мировой войны. На сегодня в Евросоюзе состоит 27 государств, еще несколько имеют особые экономические, таможенные или визовые объединения с Евросоюзом, несколько государств ожидают вступления или декларируют желание вступить в этот наднациональный союз. Есть и пример выхода из Евросоюза Великобритании, этот процесс ещё не закончен, но показывает, что членство в ЕС не всегда признается позитивным для дальнейшего развития.
Отметим, что Великобритания была одним из учредителей ЕС и разочаровалась в деятельности союза уже в конце 2010-х гг.
Евросоюз обычно воспринимается нашими согражданами как Европа без границ и с одной валютой, уже всем привычным евро. Но это не так. Есть государства – члены ЕС, которые оставили свою валюту (например, Польша, Венгрия и Чехия), и не входящие в шенгенскую визовую зону (например, Кипр).
Что получают страны от членства в ЕС?
Что же даёт членство в Евросоюзе для государств и их граждан, что привлекает или отталкивает? Во многом – свободное передвижение людей, товаров, капитала и услуг, что даёт возможность европейцам не замыкаться в своей небольшой стране и таком же небольшом рынке, но воспользоваться единым рынком Европы и более чем 450 млн. жителей – потенциальных потребителей. Евросоюз создал и поддерживает законы, гарантирующие соблюдение ценностей, поддерживаемых обществом и государствами – членами ЕС.
В системе ценностей и их поддержке кроется победа и первая существенная проблема ЕС. Чтобы стать членом Евросоюза нужно имплементировать нормы европейского законодательства в национальное, что не всегда возможно, так как не все европейские ценности признаются как единственно верные во всех странах – потенциальных участниках ЕС, даже в случае подачи официальной заявки на вступление. Это могут быть принципиальные возражения по отношению к правовым нормам, декларирующим и обеспечивающим права человека.
Нормы общественного восприятия меняются со временем, на многие явления сегодня смотрят как на естественные формы человеческой жизни, но еще в недавнем прошлом большинства европейских стран эти же явления человеческих взаимоотношений не приветствовались или являлись предметом уголовного преследования. Есть и обратные примеры: обычное в прошлом поведение стало предметом осуждения в настоящем.
Евросоюз вырабатывает единый подход и требует его соблюдения как для своих членов, так и для потенциальных участников. А для разработки и поддержания единых стандартов созданы европейские политические институты, породившие свою бюрократию, взывающую раздражение налогоплательщиков. В определенном смысле вступление в Евросоюз означает передачу интеграционным структурам части национального суверенитета.
Жёсткие требования европейского законодательства могут привести к деградации национальной промышленности и сельского хозяйства, не соответствующих экологическим стандартам или не способных существовать без поддержки государства. Но эти же требования могут привести к появлению новых возможностей, которыми вынужденно или с радостью воспользуются жители. Требования Евросоюза могут расходиться с условиями иных программ региональной интеграции, что в свою очередь потребует пересмотра ранее достигнутых и объявленных договорённостей, и это может вызвать раскол в обществе, где нет консенсуса в отношении пути и направлений развития.
Кризис требует перемен?
Современный миграционный кризис во многом был вызван изменившимся с середины XX века отношением к человеку и его правам, появлению понимания невозможности отстранённо смотреть на проблемы в других странах и бывших колониях, где дела обстояли так плохо, что можно было говорить о гуманитарной катастрофе. С этим согласны не все члены ЕС, явно или, не акцентируя внимания, игнорирующие его решения, например, по проблемам беженцев. Можно вспомнить выступления и деятельность руководителей Венгрии и Польши, а также опять вспомнить про Brexit.
Понятно, что Турция, прождавшая согласия на вступление в ЕС уже долгие годы, не получит права на вступление еще долго: слишком расходятся европейские ценности и идеалы существенной части модернизирующегося турецкого общества.
Вступление в Евросоюз даёт новым согражданам возможность жить и работать в любой стране ЕС и это может вызвать отток населения, желающего лучшей жизни и больших пенсий. И это можно видеть в Прибалтике. Но после заработков многие могут вернуться в родные края и вложить свои накопления в развитие родного края. Достоинством Евросоюза являются меры по поддержке слабых экономик, различные субсидии на развитие инфраструктуры. Например, широко известна поддержка Греции, меньше говорят о достаточно большой программе поддержке развития Польши, начавшейся после ее вступления в союз и т.д.
Однако, в условиях пандемии многие заговорили о недостаточности поддержки Италии, попавшей в сложную ситуацию. Быстро принять меры не удалось, все были озабочены спасением своих граждан.
Евросоюз, как и любое явление, имеет свои позитивные и негативные стороны. Очевидно, что условием успешного его развития будет только в случае реального воплощения единых ценностей всеми его членами. Понимание единства европейских ценностей позволяет членам ЕС соблюдать баланс интересов, обеспечить признание эффективности членства со стороны населения. И наоборот, понимание и осознание расхождения интересов, явное или подспудное непризнание тех или иных институтов в обществе или элите порождает обострение обсуждения цены членства и начало реализации плана выходу из ЕС.
Поэтому Евросоюз – это не только шенген и евро, это и многочисленные обязательства, соблюдать которые можно только на основе действующего консенсуса в обществе.
Плюсы и минусы Евросоюза: какова жизнь в ЕС?
Жизнь в Евросоюзе отличается в зависимости от страны-члена, района и окружения, но есть и кое-что общее, что можно определить как плюсы и минусы Евросоюза.
Большим преимуществом является доступность образования и тесная взаимосвязь учебных программ с потребностями бизнеса. Это не только статистический показатель, но и определенная гарантия, что после получения диплома вы хоть и молодой, но уже стоящий специалист. Для желающих получить высшее образование есть бюджетные места, стипендии, гранты, которые полностью или частично покрывают стоимость обучения и материалов. Студенты и молодые специалисты имеют неплохой выбор возможностей стажироваться. Но вот с поиском постоянной работы приходится поднатужиться, так как в ЕС высокая безработица — и это огромнейший минус. Хорошее высокооплачиваемое место по меркам Европы найти довольно трудно, а если и нашел, то задержаться еще труднее, так как господствует сильная конкуренция.
В то же время, для тех, кто решил переехать в ЕС уже с дипломом на руках процесс подтверждения квалификации достаточно хлопотный и затратный. Из-за различий в учебных программах по некоторым специальностям приходится дополнительно проходить недостающие курсы, сдавать квалификационные экзамены. Многие наши специалисты подготовлены не хуже выпускников европейских университетов, имеют практический опыт работы, но требование о подтверждении дипломов ставит их в менее выгодные условия при поиске работы =( Наверно, даже лучше поискать работу по полученной профессии в России — во всяком случае хлопот с подтверждением знаний и доучиванием не будет…Но это решать отдельно каждому.
Если вы хотите взять кредит на обучение или, например, приобретение жилья, процент в ЕС будет значительно ниже. Конечно, это значит и более низкий процент по депозитам, но эти ставки всегда коррелирут. Если у вас есть хорошая постоянная работа, и вы дружите с финансовым планированием, погашение кредита не будет очень обременительным. Но, если у вас низкая зарплата в ЕС, вы получаете социальную помощь, быстро тратите деньги и не следите за бюджетом, то кредитов не видать, как собственных ушей.
Страховая медицина и даже обслуживание в государственных клиниках в ЕС находятся на достаточно высоком уровне. Пациентам обеспечен комфорт, своевременный уход и квалифицированное обслуживание. Больницы не выглядят удручающе, что также способствует скорейшему выздоровлению, кроме того, нужные препараты есть в наличии и родственникам не приходится пускаться на поиски нужных лекарств по аптекам города. Для многих соотечественников приятным сюрпризом является то, что в европейских клиниках не распространены благодарности врачам и медперсоналу. Но вот, частенько можно заметить, что врачи в ЕС (часто в Германии) ради того, чтобы заработать на выписке лекарств, не стремятся вылечить человека полностью — так сказать, подходят к лечению своего больного с предпринимательской стороны (наверное, в России также будет).
Не смотря на то, что заморские продукты давно не редкость в странах бывшего Союза, в ЕС ассортимент товаров все же шире. Радует подход к скидкам в магазинах. Например, цена хлеба и овощей уменьшается к вечеру, чем меньше дней до конца срока годности товара, тем ниже цена. В европейских супермаркетах не балуются с перебиванием конечной даты потребления или повышением цен, чтобы с учетом «скидки» оставить их на прежнем уровне.
А вот цены на воду, отопление, электроэнергию, бензин просто сумасшедшие, не даром люди (особо немцы) так сильно экономят в ЕС. Также, достаточно дорога любая сфера услуг — на них и выживают.
Для переселенцев в странах ЕС есть возможность получить неплохой социальный пакет. Некоторым это кажется абсолютно достаточным для нормальной жизни, и они предпочитают даже не приступать к поиску работы=(. В этой бочке меда все же есть и своя ложка дегтя. Толерантность к мигрантам привела к тому, что их становится все больше. Некоторые из них достаточно агрессивно привносят свою культуру. Можно сказать, что в ЕС вместо ассимиляции иностранцев, происходит бесповоротное изменение общества принимающих стран.
Но каждый мигрант и даже коренной житель страны ЕС, должен помнить, что, прежде всего, стоит уважать менталитет и культуру государства, в котором живешь. А это значит следовать её традициям, обычаям и законам, пусть даже негласным.
Если Вам понравилась статья «Плюсы и минусы Евросоюза», поделитесь ею в соц.сети ниже (кнопочки)=) Возможно кому-нибудь еще она будет интересна и полезна. Заранее спасибо вам мои дорогие читатели! Подписывайтесь справа на блог и Ютуб.
Интересно:
Скучаю по России…скучаю по Германии…итак, по ЧЕМУ я соскучилась в России и в Германии?
Семьи в Германии: проблема рождаемости, семьи и цен
Половое воспитание в Германии: школа, дом, общество
Здоровый образ жизни в Германии
Система образования Германии: школьное образование часть 1.
Школьное образование в Германии — часть 2.
Подарки из Германии — Идеи
Многие страны, граничащие с объединенной Европой, такие как Украина, Молдавия и Балканские государства, разочарованы позицией еврочиновников, не желающих принимать новичков в клуб избранных западных стран. Обиду тех, кто остался за пределами ЕС, можно понять. Им не суждено будет в ближайшие годы в полной мере воспользоваться открытыми европейскими рынками, насладиться безвизовым режимом, получить огромные дотации на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и промышленности.
Однако все эти выгоды от членства в ЕС настолько ослепили желающих войти в объединенную Европу, что они не видят тех недостатков и ограничений, с которыми новым членам Евросоюза приходится сталкиваться. Например, странам – новичкам ЕС пришлось существенно поменять свое законодательство, чтобы оно соответствовало европейским стандартам. Банковскую систему за счет бюджетных средств им пришлось сильно перестраивать, чтобы она могла работать на единой валюте – евро. Не всем государствам это удалось сделать в полной мере, и они так и не перешли на евро. Это касается прежде всего прибалтийских государств. Членство в ЕС нанесло сильный удар по сельскому хозяйству северных стран (Финляндии, Швеции и Дании), а также стран Балтии. В одной только Эстонии за три года членства в ЕС занятость в сельском хозяйстве сократилась почти в пять раз, доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась более чем в пять раз. Европособия и евроблага не компенсировали нанесенного ущерба. Парадокс в том, что, вступив в ЕС, Эстония никогда больше не сможет прокормить себя сама. Европлан позволяет Таллину производить лишь половину от необходимого, а другую половину он обязан импортировать.
В Финляндии европейские чиновники потребовали значительно сократить объемы производства молока. Финским фермерам пришлось пустить под нож тысячи коров. Мелкие хозяйства разорились. Другие находятся на грани разорения, поскольку их продукция не соответствует в полной мере европейским стандартам.
Что касается стран старой Европы – Германии, Италии, Франции, Англии и стран Бенилюкса, – то они за счет своих государственных денег помогли поднять экономику Испании, Португалии и Ирландии. Благодаря деньгам ЕС эти страны побороли безработицу. В настоящее время страны третьего расширения ЕС – Польша, Чехия и Прибалтика – получают большие дотации из Евросоюза. При этом жители старой Европы недовольны тем, что их государства перекачивают огромные деньги на развитие Восточной Европы. Однако обычные жители Восточной Европы не ощутили на себе последствий экономического роста. Переход на евро вызвал резкий рост цен. При этом зарплаты остались на прежнем уровне.
“Сейчас грандиозный проект ЕС – Балканы. Восточные балканские страны – Болгария и Румыния – вступили в Евросоюз. На пороге вступления находятся страны западных Балкан – Хорватия, Сербия и Македония. Болгария и Румыния уже начали получать от ЕС экономическую помощь. При этом страны старой Европы несут на себе тяжелое экономическое бремя. Они не получают таких больших дотаций, которыми наслаждаются карликовые европейские государства”, – отмечает эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.
Как здесь не вспомнить о позиции благополучных Швейцарии и Норвегии, которые часто заявляют, что им не выгодно быть членами ЕС и кормить при этом других?!
Например, таких как Польша. Эта страна живет в евросоюзных условиях, достигая больших экономических успехов – даже лучших, чем ожидалось. До вступления в ЕС Польша передала в Брюссель в форме взносов 1,257 миллиарда евро, а взамен уже в первый год членства в Евросоюзе получила двукратно большее, то есть 2,562 миллиарда евро. Таким образом, она стала – наряду с Испанией, Грецией и Португалией – одним из наибольших получателей средств из евросоюзного бюджета.
Перед Брюсселем сейчас встала серьезная проблема. Отсутствие жесткого контроля над использованием выделяемых ЕС денег часто провоцирует коррупцию и нецелевое использование ресурсов. Конечными получателями помощи во многих случаях оказывались богатые предприниматели и политики в бедных регионах. Такой феномен распространен на юге Италии и в Восточной Европе. Кроме того, экономическая помощь Брюсселя в большинстве случаев в течение последних 20 лет стимулировала государственные субсидии деградирующим и неэффективным предприятиям Восточной Европы и задерживала их реконструкцию. Деньги ЕС приводили к иждивенческому поведению стран-новичков, препятствуя таким образом принятию политических решений, направленных на повышение эффективности экономики государств.
Однако это не самое страшное, с чем сейчас сталкивается Евросоюз. “Европейские энергоресурсы подходят к концу. Через пятнадцать лет в ЕС прекратится добыча нефти и газа. Поэтому ЕС сейчас судорожно ищет возможности выхода из будущего энергетического кризиса”, – заявил А. Рар. Он, в частности, отметил, что Евросоюз всеми силами пытается либерализовать энергетический рынок: “Европа боится крупных энергетических компаний и не пускает их на свой рынок, тем самым отказываясь от своей идеи свободного рынка. Она стремится сотрудничать с многочисленными маленькими компаниями, которые обеспечили бы ей стабильные поставки нефти и газа на рыночных условиях”.
“Энергетическая хартия – пример того, как Европа пытается обеспечить свою энергетическую безопасность. ЕС хочет заставить производителей энергии, таких как Россия, предоставить в общее пользование свои энергетические сети. Чтобы иметь возможность свободно перегонять, например, азербайджанскую нефть по российским трубам на свои рынки. При этом Москва теряла бы контроль над своими энергосетями. Но Россия на это не идет. Это злит Европу. Она чувствует свою беспомощность и незащищенность в таком важном вопросе, как энергетическая безопасность”, – подчеркнул немецкий эксперт.
Энергетический вопрос становится одним из самых главных для ЕС. Если будут перебои поставок нефти и газа, то страны – члены ЕС должны будут спасать друг друга. Как это будет выглядеть на деле, пока трудно представить. Выход из назревающего кризиса трудно найти, так как в ЕС не существует отлаженного механизма принятия решений. Конституция Евросоюза так и не принята. В ЕС состоит 27 стран. Они с трудом договариваются даже по самым простым вопросам.
Европейские аналитики убеждены: Евросоюз станет действительно мощным блоком только тогда, когда создаст свое собственное правительство и даст больше власти Брюсселю. Однако против этого выступают новые члены ЕС, которые хотят сначала получить все выгоды от членства в ЕС для своих национальных экономик. Глобальные проблемы, от которых зависит будущее Евросоюза, их не волнуют. В итоге Брюссель приходит к пониманию: каждое новое расширение вредит укреплению ЕС и не дает ему превратиться в супердержаву.
После распада СССР некоторые постсоветские страны в погоне за лучшей жизнью устремились в Европейский союз (ЕС). В 2004 году членами ЕС стали Литва, Латвия и Эстония. С 2014 года туда же устремилась Украина, а недавно и в Беларуси появились свои евроинтеграторы, агитирующие белорусов отвернутся от России и повернуться в сторону цивилизованной Европы, где их якобы ждёт счастливое европейское будущее. Однако, как показывает практика, далеко не во всех странах, входящих в состав ЕС, одинаково высокий уровень жизни и доходов населения, на что есть свои причины, о которых я вам коротко расскажу далее.
Не смотря на то, что все страны ЕС формально находятся в равных условиях, среди них есть страны, как с сильной, так и со слабой экономикой. Страны с сильной экономикой это так называемая элита, которая собственно и диктует свои правила всем новым членам ЕС. Именно эта самая элита и решает, чего и сколько будет, а чего не будет экспортировать страна, претендующая на членство в ЕС. При этом элита будет экспортировать в эту страну всё что захочет и сколько захочет. Элите не нужны лишние конкуренты на своём внутреннем рынке, поэтому абсолютно глупо надеяться на то, что после вступления в ЕС можно будет экспортировать свой ширпотреб в страны Европы и продавать его там втридорога.
Кроме этого, элите нужна дешёвая рабочая сила, в связи с чем к моменту вступления страны в ЕС, все её основные отрасли должны быть отданы под контроль либо западноевропейских, либо транснациональных корпораций. В результате этого все выделенные якобы на развитие экономики новых членов ЕС кредиты, осваивают те самые западноевропейские и транснациональные корпорации, возвращая тем самым эти деньги обратно в экономику своих стран. Таким не хитрым способом экономически развитые страны ЕС обогащаются за счёт стран со слабой экономикой, на территории которых они дёшево производят и дорого продают свои товары и услуги. Всё это рано или поздно приводит к банкротству местных производителей, которые просто не выдерживают конкуренции с западноевропейскими и транснациональными корпорациями.
Именно это произошло со странами Прибалтики, в которых практически ничего своего уже не производится, а вся их экономика работает по сути на благо западноевропейских и транснациональных корпораций. И именно это ждёт Украину и Беларусь, если они станут членами ЕС. Как бы ни хотелось украинцам и белорусам, но никогда после вступления в ЕС они не будут иметь такой же уровень жизни и доходов, как в более экономически развитых европейских странах, потому что им этого просто не позволят. Ни одна западноевропейская или транснациональная корпорация никогда не будет платить украинскому или белорусскому рабочему столько же, как например немецкому или французскому. Поэтому в Латвии, Литве и Эстонии, являющимися членами ЕС уже как 15 лет, средняя заработная плата до сих пор почти в три раза меньше, чем в экономически развитых европейских странах. Так что все эти мечты о счастливом европейском будущем, не более чем мечты, которыми лидеры прозападной либеральной оппозиции наполняют головы неокрепшей умом молодёжи.
Все те, кто находясь у власти или имея огромное влияние на общественное мнение агитируют за вступление в ЕС, прекрасно знают всё выше написанное, но их это совершенно не волнует, потому что заработанных на этом денег им и их детям хватит на счастливое будущее в любой стране мира. А если вы в этом сомневаетесь, то посмотрите, как живут лидеры либеральной оппозиции, большинство из которых официально нигде не работают.
В заключение отмечу, что для того, чтобы достигнуть уровня средней заработной платы по стране в 1000-1300€, как в Литве, Латвии, Эстонии, а так же в Польше, Чехии и Словакии, совсем не обязательно устраивать государственные перевороты и вступать в ЕС.
Если вам понравилась статья – поделитесь ей в социальных сетях, поставьте «лайк» и подпишитесь на канал.
P.S. Уважаемые комментаторы, я прекрасно понимаю, что у всех вас разные политические взгляды и это хорошо, но пожалуйста, будьте взаимовежливы и отстаивайте свою точку зрения культурно!
ВКонтакте | Одноклассники