Польза от второго иностранного языка
Почему полезно знать несколько языков и как изучать их одновременно
В 2020 году выпускаются девятые классы, проучившиеся по ФГОСам (федеральный государственный образовательный стандарт) с обязательным вторым иностранным языком. Это значит, что у них в аттестате должны быть не только английский и русский. Рассказываем, для чего может пригодиться второй язык, когда начинать его изучение и как совмещать два иностранных языка, чтобы не запутаться и успешно освоить оба.
Статья подготовлена при участии Валерии Петросян, преподавателя немецкого языка в «Фоксфорде».
Чем полезно изучение нескольких языков
- Расширение кругозора.
Язык – отражение культуры страны и менталитета её жителей. Изучая иностранный язык, мы начинаем лучше понимать его носителей, узнаём, как строятся социальные контакты в другой стране, учимся взаимодействовать с людьми, чьё мышление и восприятие мира отличается от наших. Изучение языка обязательно включает знакомство с историей, географией, искусством и традициями другой страны. Это расширяет кругозор, делает человека более гибким, позволяет шире смотреть на мир.
- Развитие мозга
Во время изучения иностранного языка в мозгу создаются новые нейронные связи, растёт объём серого вещества, улучшается память и внимание. Чем больше языков учит человек, тем быстрее и лучше он решает интеллектуальные задачи.
Валерия Петросян: «Эффект от изучения нескольких иностранных языков сохраняется на всю жизнь. Это значит, что если вы будете учить два языка сегодня, то вам будет проще запоминать и анализировать новую информацию во взрослом возрасте».
- Помощь в изучении родного языка
Освоение иностранных языков помогает разобраться в системе, структуре и правилах родного языка.
Валерия Петросян: «Когда ребёнок осваивает родной язык, он ещё не задумывается о правилах грамматики. Начиная изучать иностранный язык, мы сразу знакомимся с его структурой, с правилами словообразования и построения предложений. Сравнивая иностранный и родной язык, мы лучше понимаем последний, быстрее усваиваем сложные грамматические правила».
Когда пригодится второй язык
- Для учёбы за границей
Обучение в странах Европы, как правило, проходит на родных языках, при этом иностранцы могут получить бесплатное высшее образование, успешно сдав языковые тесты. Англоязычные программы в странах Европы тоже есть, но они платные, поэтому выгоднее выучить, например, немецкий язык, который позволит поступить и бесплатно учиться в вузах Германии, Австрии, Швейцарии.
Валерия Петросян: «Германия активно привлекает молодых иностранных специалистов из-за рубежа, существует множество стипендиальных фондов для студентов и аспирантов, в Москве работает Институт Гёте, предлагающий разные курсы и программы для изучения языка. Там же можно поучаствовать в Днях немецкой культуры и поближе познакомиться с этой страной».
- Для карьерного роста
Знание второго языка существенно расширяет возможности построить карьеру в России и за границей. На российском рынке работает много компаний из Германии, Франции, Испании, и знание соответствующего языка в дополнение к английскому даёт соискателю большое преимущество.
Кроме того, знание второго языка существенно повышает зарплату переводчиков, менеджеров внешнеэкономической деятельности, секретарей-референтов.
Валерия Петросян: «Немецкие и французские фармацевтические фирмы берут на работу людей без специального образования, но со знанием языка. Знание второго языка позволяет рассматривать предложения о работе не только в Британии и США, но и в других странах, в том числе в Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке. Для человека со знанием нескольких языков открыт буквально весь мир».
Как выбрать второй язык
Выбирая второй язык, нужно ориентироваться на три главных критерия:
- интересы и склонности;
- планы на будущее;
- перспективность языка.
Валерия Петросян: «Желательно учитывать все три этих критерия. Например, изучение китайского языка сейчас очень перспективно, но не у всех есть к нему способности и склонности. Чтобы хорошо говорить по-китайски, нужен очень тонкий слух, поскольку от интонации зачастую зависит смысл слова. И наоборот, язык может быть не самым перспективным, но если школьнику нравится страна, в которой говорят на этом языке, если он увлечён её культурой и планирует связать с ней свою жизнь, конечно, нужно выбрать и учить именно этот язык».
Топ-5 самых востребованных языков, кроме английского, по данным портала Superjob.ru:
- немецкий (59% вакансий);
- французский (14%);
- итальянский (11 %);
- китайский (5 %);
- испанский (4 %).
Можно ориентироваться не только на востребованность языка у работодателей, но и на его распространённость в мире. По числу носителей на планете лидируют китайский, английский, испанский и арабский языки.
Советы Валерии Петросян по изучению второго языка
- Начинайте изучать второй язык только после того, как освоите первый на базовом уровне (А1 или А2). Но и слишком затягивать тоже не стоит: с возрастом учить языки становится сложнее. Лучше всего начинать изучение второго языка в 5-6 классе.
- Изучайте оба языка параллельно. Например, если вы проходите какую-то тему в английском языке – посмотрите эту же тему и в немецком языке. Одинаковые темы есть в учебниках, рассчитанных на разный уровень учеников, отличаются они только сложностью лексики и грамматики. Узнав новое слово на немецком языке, вспомните, как это по-английски. И наоборот, изучая новые слова в английском языке, посмотрите, как они звучат на немецком. Можно составить «тройственный словарь»: слово на одном языке, на другом языке и перевод.
- Не бойтесь путаницы. В самом начале изучения языка она неизбежна. Ученики часто путают слова, союзы, артикли, второй язык может «портить» произношение первого языка. Многие слова в английском и немецком пишутся так же, а произносятся по-разному, например, sport – это «спорт» в английском и «шпорт» в немецком. Есть слова, которые одинаково написаны, одинаково читаются, но имеют разный смысл — так называемые ложные друзья переводчика. К примеру, gift – это «подарок» в английском языке и «яд» в немецком. Но это временные сложности. Нужно уделять достаточно времени первому языку и регулярно заниматься вторым, и «разделение» произойдёт само собой.
- Каждый день уделяйте новому языку хотя бы 5–10 минут. Не обязательно сидеть над учебниками. Можно послушать радио или посмотреть видео носителя языка на Youtube.
- Переведите смартфон на второй язык. Это помогает запомнить распространённые слова и привыкнуть к языку.
- Ведите ежедневник на двух языках. Например, можно записывать туда список покупок на одном языке, а рецепты – на другом.
- Читайте новости или блоги на втором языке и запоминайте новые слова. Хорошо подходит Twitter – там публикуют короткие сообщения на актуальные темы, которые воспринимаются легче длинных текстов. Читая, старайтесь понять смысл слова по контексту.
- Учите не слова, а словосочетания, смысловые блоки, часто встречающиеся обороты. Само по себе заучивание новых слов не всегда помогает строить фразы на иностранном языке.
- Уделяйте внимание грамматике, особенно сложным и непонятным моментам. Не старайтесь выучить наизусть грамматические правила, сначала поймите принципы, на которых они построены.
- С первых дней изучения языка слушайте речь носителей, это закладывает базу правильного произношения и расширяет словарный запас. Запоминайте сленговые выражения, знакомьтесь с разными диалектами.
- Используйте приложения и сайты, где можно общаться с носителями языка письменно или с помощью голосовых сообщений. Например, в приложении Tandem можно задать родной язык, желаемый язык изучения, представиться и написать сообщение, на какую тему вы хотите пообщаться. Ваше сообщение появится в общей ленте, а вы увидите сообщения других пользователей и сможете найти себе собеседника с подходящими интересами.
???? Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Источник
Вы уже думали об изучении второго языка, но до конца пока не уверены? То общество, в котором мы живем, с каждым разом становится более конкурентным и предъявляет к нам все более жесткие требования, среди которых иностранные языки. Но если вы все еще не уверены в том, что изучение второго языка может открыть перед вами больше возможностей, то мы постараемся убедить вас в этом и продемонстрировать те преимущества, которые вы получаете, изучая новый язык, как когнитивные, так и социальные. Об этом – в статье психолога CogniFit (“КогниФит”) Марио де Висенте.
1. Мы становимся умнее?
И да, и нет. Интеллект – это очень широкое понятие, и вполне вероятно, что изучение второго языка может способствовать его развитию. Но на сегодняшний день нет официальных исследований, подтверждающих, что умение говорить на двух языках делает человека более умным. Тем не менее, последние исследования показывают, что если изучение второго языка и не делает нас умнее, то по крайней мере заставляет наш мозг выполнять определенные процессы, которые предполагают его дополнительную тренировку и, следовательно, имеет явное преимущество перед любым умственным упражнением.
2. Начинаем думать более эффективно
Когнитивные стратегии связаны с разработкой планов и программ для достижения намеченной цели. Язык является еще одним инструментом организации в нашей голове. Он позволяет нам организовать ряд идей с помощью грамматики и классифицировать концептуальные понятия, чтобы осмыслить и ассоциировать их через семантику и лексику. Если человек владеет двумя языками для самоорганизации, он обладает двойным преимуществом по сравнению с людьми, которые говорят только на одном языке. Поскольку он имеет в своем распоряжении расширенный диапазон логических рассуждений и систем классификации.
3. Развиваем память
Среди ранее упомянутых преимуществ можно выделить следующие: память, внимание и способность к обучению. Дело в том, что использование второго языка заставляет наш мозг задействовать те области, которые обычно не использует мозг людей, владеющих лишь одним языком. Это делает мозг более гибким и эффективным. Знание двух языков способствует созданию новых путей ассоциирования информации. Они, в свою очередь, становятся новыми путями для доступа к воспоминаниям. Это означает, что люди, которые говорят на втором языке, имеют больше способностей или, как правильнее будет сказать, навыков для запоминания и, следовательно, имеют более развитую память.
4. Улучшаем внимание и концентрацию
Другим фактором, на котором положительно сказывается изучение второго языка, является наша способность к вниманию и концентрации. Как было подтверждено рядом исследований, двуязычные люди с большей легкостью отсеивают ненужную информацию, в отличии от тех, кто говорит только на одном языке. Умение выбрать из информационного потока наиболее важную информацию и игнорировать ту, которая не имеет особого значения, является тем фактором, который в значительной мере способствует развитию внимания и концентрации на конкретной цели. Улучшить внимание и концентрацию можно с помощью когнитивных тренировок с помощью программы CogniFit (“КогниФит”). Для этого нужно только зарегистрироваться.
5. Начинаем лучше понимать собственный язык
Изучение второго языка позволяет нам понять, что наш язык не является единственным способом концептуализации мира, в котором мы живем. Каждое слово в нашем языке связано с неким концептом, с неким ментальным представлением. Тем не менее, слово может исказить определенным образом сам концепт, или могут существовать концепты, для которых в конкретном языке не закреплено никакое словесное обозначение. Например, французское выражение «l’esprit de l’escalier» (в переводе «дух лестницы» или «лестница остроумия») означает акт осознания подходящего остроумного ответа в тот момент, когда уже слишком уже поздно его использовать. Это тот случай концепта, для которого нет прямого словесного обозначения ни в русском, ни в английском языке.
6. Заботимся о нашем мозге
Различные исследования продемонстрировали, что умение говорить более чем на одном языке замедляет процессы старения нашего мозга, и помогает предотвратить или задержать возрастные заболевания, такие как деменция или болезнь Альцгеймера.
Так, исследование доктора Томаса Бака из Эдинбургского университета, опубликованное в журнале «Annals of Neurology», обнаруживает некоторые неизвестные факты о преимуществах билингвизма. Во-первых, он утверждает, что люди, которые говорят более чем на одном языке, меньше страдают от ухудшения когнитивных процессов с течением времени. Во-вторых, исследование продемонстрировало, что двуязычные испытуемые обладают более развитыми когнитивными способностями чем те, кто говорит только на одном языке. В том числе в отношении процесса чтения и общего интеллекта. И, наконец, это исследование показало, что умение говорить на двух языках действительно замедляет процессы старения нашего мозга, в независимости от возраста, в котором изучался второй язык. Так что если вы по той или ной причине не изучали иностранный язык в детстве, это не повод, чтобы не сделать это прямо сейчас.
7. Получаем перспективы карьерного роста
Это уже давно ни для кого не секрет, и все еще справедливо. Иностранные языки являются одним из ключей, которые открывают нам двери в мир престижной работы. Не только потому что они пользуются большим спросом практически в любой сфере, но и потому что они расширяют границы привычного рынка труда и дают вам возможность найти работу за границей.
Иногда знание иностранного языка – это как раз то, чего больше всего нехватает вашему резюме.
8. Строим социальные отношения
Трудовые отношения являются не единственной областью, где иностранный язык может быть полезен. Наши социальные отношения развиваются более интенсивно, по мере того как мы изучаем новые языки. Совершенно очевидно, что владение иностранным языком не сможет решить такие проблемы, как, например, застенчивость. Но оно может дать вам возможность изменить к лучшему вашу социальную жизнь по двум причинам. Первая причина является довольно очевидной. Чем больше языков вы знаете, тем больше людей могут войти в круг ваших контактов. Но, пожалуй, более полезной является вторая причина. Поскольку знание второго языка может помочь вам обрести более высокий уровень безопасности и уверенности в себе.
9. Открываем для себя новые культуры и новые идеи
Еще одно преимущество умения говорить на другом языке, это возможность узнавать новые культуры, что становится частью процесса обучения. Несмотря на то что мы зачастую не отдаем себе в этом отчета, культура и обычаи собственной страны иногда являются серьезным препятствием нашего развития. Ранее мы говорили о способах концептуализации мира, которыми пользуется наш язык. Каждая культура также отличается по способу визуализации окружающего мира.
Таким образом, новая точка зрения может стать топливом, необходимым для завершения разработки хорошей идеи.
10. Раскрываем творческий потенциал
Таким образом, мы можем понять, как влияет знание второго языка на наши процессы творческой деятельности. Мозг тех, кто говорит на двух языках, является более гибким и натренированным. Имеет более широкий доступ к воспоминаниям, уделяет всему больше внимания и лучше концентрируется на поставленной задаче. Обладает большим количеством ассоциативных путей и когнитивными стратегиями более высокого уровня. И это неудивительно, что в таком мозге процессы творческой деятельности развиваются активнее , чем в мозге носителя лишь одного языка.
Люди, владеющие иностранным языком, могут с большей легкостью решить наиболее сложные задачи, и, кроме того, они будут применять более творческий подход в момент их решения. Можно сказать, что тип мышления «Thinking out of the box», или нестандартное мышление, чаще встречается именно у полиглотов.
Источник
Обязательно ли его изучение в школе или это факультатив. Разбираемся вместе с педагогом.
В начале 2015-2016 учебного года Министерством образования и науки было рекомендовано введение второго иностранного языка в учебные планы общеобразовательных учебных заведений страны. Это нововведение вызвало большой ажиотаж среди педагогов, руководителей, детей и, конечно же, родителей.
Обязательно ли введение второго иностранного языка во всех школах?
Да, это обязательно. Совсем недавно не существовало какого-либо законодательного акта, который бы утверждал сроки введения второго языка в школах. Так же не определен объем освоения программы и требования к навыкам выпускника. В начале октября 2018 года по средним школам России был разослан приказ Министерства просвещения, в котором четко отражена необходимость введения второго иностранного языка во всех пятых классах страны с 2019-2020 учебного года.
В учебном плане действительно существует два интересующих нас предмета области «Филология»: иностранный язык и второй иностранный язык. Это требование заложено Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При этом школы свободны в выборе следующих моментов:
- содержание предмета (то есть, того, чему именно учить и в каком объеме развивать языковые навыки);
- учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительные пособия);
- образовательные технологии (подходы, с помощью которых учитель формирует языковые навыки).
А примерная образовательная программа имеет тоже рекомендательный характер, что расширяет возможности школы в ее трактовке. Несмотря на это, педагоги не вправе проводить уроки второго иностранного за счёт часов внеурочной деятельности. Должны быть выделены специальные часы под эти занятия. Обычно школы останавливаются на одном уроке в неделю.
Так что введение второго иностранного языка не за горами во всех школах России – это вопрос одного года.
Какие есть варианты на выбор?
Известно, что в большинстве школ главную нишу занимает английский как первый иностранный язык. Он вытеснил когда-то немецкий и до сих пор не сдает позиций.
Тем не менее, в российских общеобразовательных учебных заведениях дети изучают ещё ряд языков:
- французский;
- китайский;
- испанский;
- немецкий.
Из этих языков руководители школ могут выбирать второй иностранный для своих воспитанников. Не всегда легко это сделать, ведь не в каждом учреждении есть для этого кадровый состав. Положа руку на сердце, не в каждой российской школе есть квалифицированный учитель первого иностранного, а не только второго. Если руководитель найдет возможность и пригласит учителя, скажем, японского – никто ему это не запретит. Ведь, как мы уже отметили выше, школа имеет большие возможности в плане реализации образовательных программ.
Два языка – сразу с первого класса?
Конечно, никто не заставит первоклассников изучать сразу два языка и еще родной впридачу. Первый класс – это время адаптации и щадящей нагрузки, поэтому даже английский как первый иностранный вводится, как правило, со второго класса.
Те школы, которые уже выполнили требования ФГОС и ввели второй иностранный, сделали это только для пятиклассников. То есть, дети, пришедшие в пятый класс, уже учатся по новому стандарту, с немецким, французским или еще каким-то языком, кроме первого. При этом шестые классы и старше под этот стандарт не подпадают. Почему? Потому что программа рассчитана на определенное количество лет. И если начать осваивать ее с шестого, седьмого и далее класса, то закончить к выпуску из школы не представляется возможным.
При этом нагрузка на ученика по второму иностранному языку составляет обычно 1 час в неделю. В данном случае мы рассматриваем общеобразовательные школы без уклона в филологическую область.
Мнения экспертов, педагогов и родителей
Инициатива с первого взгляда кажется прекрасной, ведь знать два языка, помимо родного, это так здорово! Это дает больше возможностей в профессиональном плане, развивает мышление и память, расширяет кругозор. Это навевает ностальгию по классическому российскому образованию, когда гении изучали множество языков в гимназиях, лицеях или с гувернерами.
Но не всегда все так просто с реализацией чудесных идей, как это может казаться «сверху».
Во-первых, школьники уже имеют достаточно серьезную учебную нагрузку. Особенно это касается старшеклассников, учеников профильных классов, а также тех, занят в дополнительном образовании и развивает свои творческие и технические способности. Обязательное нововведение означает, что этим категориям ребят придется отнять время от уже избранных направлений или свободных часов в пользу нового предмета. Конечно, не каждый этому обрадуется. Кроме того, в некоторых школах этот предмет вводится за счет часа русского языка, например.
Во-вторых, большая проблема – это кадры. В школах постоянная нехватка учителей иностранного языка, особенно в регионах. Зарплаты небольшие, нагрузка зашкаливает, требования высокие. Многие выпускники филологических факультетов идут работать в частные школы и на курсы, ведь там платят больше, нагрузка приемлемая, и есть возможность выбора качественных зарубежных учебников.
Поэтому руководителям школ приходится направлять на переподготовку по иностранному языку других педагогов, чтобы «закрыть дыры» в штатном расписании и не оставить детей без предмета. Где же взять учителя со вторым языком, чтобы реализовать рекомендации ФГОС? Большой вопрос.
В-третьих, насколько хорошо можно выучить иностранный язык при нагрузке 1 час в неделю? Даже если изучать его с пятого класса, это больше похоже на изучение некоторого набора фактов о языке, чем освоение конкретных языковых навыков.
Если же довести нагрузку до стандартной трехчасовой в неделю, то придется пожертвовать другими предметами или свободным временем ребят. Ни то, ни другое не кажется хорошим выходом.
Что же думают по этому поводу признанные эксперты от образования?
Например, Ольга Васильева, министр образования и науки, обозначила свою позицию вполне однозначно:
«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» (2017 год). Министр имела в виду непрофильные школы, где языки не являются предметом углубленного изучения.
Конечно, такое высказывание вызвало массу вопросов общественности. Может быть, стоит тогда отменить обязательный второй иностранный язык в общеобразовательных школах?
Ольга Денисенко, руководитель центра иностранных языков корпорации “Российский учебник”, напротив, полагает, что необходимо срочно возвращать вторые языки в школы (2018 год). Сетует на то, даже в гимназиях и лицеях преподается, в основном, только один иностранный язык. Проблему кадров она предлагает решать двумя способами.
Первый – это переподготовка учителей. Второй – создание условий для учителей первого иностранного языка для восстановления знаний другого языка – ведь многие из них в ВУЗах изучали именно два.
Мнения педагогов тоже отличаются полярностью.
В сообществе «Подслушано у учителей» в соцсети был поднят вопрос о том, насколько нужен второй иностранный язык в школах.
Мнение учителя английского языка Любови М.:
«У нас с этого года изучение второго ин.яз. обязательно! Это ФГОС! Буду восстанавливать свой немецкий))»
Анастасия Л., тоже учитель иностранного, считает совсем иначе:
«Коллеги, вы чего? Удивляют комы [комментарии – прим.ред.] особенно учителей ин. языков. Давайте-ка приоткроем методику? Можем ещё психологию приоткрыть. Изучение любого следующего языка происходит успешно только тогда, когда предыдущий язык уже освоен хорошо. Пример. Выучили ваши дети за 3 года английский на уверенном среднем уровне?- хорошо. Вводим дальше еще один язык.
И схема эта работает только в таком виде. Исключение – гениальные дети и супер мотивированные “языковые”. Все.
А по факту. Хотя бы к концу 9 класса хороший средний уровень и выше у вас в каждом классе? Дай боже, если 3 человека, кто с репетиторами с пеленок.
И в конце концов в 5 классе “математические” дети сидят над текстом и не поймут, что это за буква. Хэ, икс, экс или вообще плюсик. Какой второй язык?!»
А вот позиция одной из мам, Светланы С.:
«Я не хочу, чтобы мой ребенок изучал 2ой ин. яз, толку все равно не будет. Будет только доп. нагрузка, а она и так немаленькая. Лишняя нервотрепка для детей и родителей. Лучше бы учили один, но более основательно, чем галопом по европам»
Как видим, мнения экспертов, педагогов и родителей разнятся. И разнятся существенно.
Логичный итог подводит высказывание учителя Ольги Х.:
«Коллеги, ну документы должны знать все. Не только администрация. Хотя бы, чтобы не было таких пустых дискуссий. Откройте примерную программу ООО по ФГОСу и найдите учебные планы. Их несколько вариантов (4 или 5). Админы выбирают тот УП [учебный план – прим. ред.], который подходит для вашей школы. Наверняка у вас нет изучения национального языка, вот для вас и подходит УП с изучением второго иностранного. И у вас нет никакого выбора. Отказаться не можете. Школа исходит из наличия спецов. Можете попытаться поучаствовать в выборе языка.»
Как к изучению языков подходят за рубежом?
Всегда интересно сравнить свою ситуацию с тем, как это у других.
В Европейском союзе школьники обязаны изучать иностранные языки, и это не обсуждается. Обычно на каждый язык выделяется от двух до четырех часов в неделю. В некоторых странах у старшеклассников появляется еще и третий язык. И это не вызывает возмущений у родителей – ведь хорошее образование ценно всегда. Трудно стать признанным специалистом, владея только своим родным языком и немного – английским.
С другой стороны, выбор языков в школах Европы разнится от страны к стране. Например, во Франции планируется отменить изучение второго иностранного, а именно немецкого. По этому поводу даже назревают дипломатические разногласия между Германией и Францией. Учителя немецкого во Франции весьма недовольны перспективой лишиться работы.
Общая тенденция такова, что кроме английского, в европейских странах больше изучают языки соседей, а не восточные или экзотические языки. В Румынии это французский (как и румынский, восходящий к латыни). Во многих восточноевропейских школах до сих пор преподают немецкий – как эхо холодной войны, как знак братства с ГДР. Изредка по этой же причине остается и русский в качестве второго иностранного (Прибалтика).
Испанский язык традиционно в числе лидеров среди преподаваемых в школах Европы, но в североевропейских странах он особенно распространен. Может, сказывается тяга северян к теплу?
Наши соседи – жители Украины – тоже планируют введение обязательного второго иностранного для своих детей. Причем английский вводится уже с первого класса, а второй – с пятого. Выбор предлагаемых для изучения языков, достаточно широк:
- немецкий;
- французский;
- испанский;
- польский;
- русский;
- языки национальных меньшинств.
Как видим, европейцы в основной массе единодушны в необходимости лингвистического разнообразия в средней школе.
Главное, как всегда, заключается в деталях. Нужно, чтобы реализация была столь же хорошей, сколько и сама идея. Чтобы были созданы адекватные условия со стороны кадров, построения учебного плана, материального обеспечения.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите обновлений! 🙂
Источник