Польза от занятий для детей в кружках

Польза от занятий для детей в кружках thumbnail

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

Читайте также:  Агар польза или вред для человека

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источник

Лето пролетело, стартовал новый учебный год. Уже сейчас многие родители задумываются о дополнительных внешкольных занятиях (кружках) для своих детей. О том, как разумно подобрать занятия, чтобы ребенок развивался гармонично, поговорим сегодня.

Спорт или творчество?

Ученые, проводившие исследования в медицинской школе Гарварда, выяснили, что хобби делает людей счастливыми. Любимые занятия помогают снизить уровень стресса, развивают творческое мышление и повышают чувство уверенности в своих силах.
Для того, чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы в занятиях были задействованы психические и физические механизмы. Например, очень часто бывает, что родители выбирают для ребенка либо только спорт, либо только занятия музыкой или рисованием. Это неправильно. Ребенок должен не только сидя перед инструментом научиться играть гаммы, но и уметь бегать, прыгать, кататься на лыжах и велосипеде. Переключение с одного вида деятельности на другой дает возможность ребенку отдохнуть, развиваться и искать себя.

Спорт необходим ребенку не только для здоровья, но и для формирования характера и высокой самооценки. Тренировки в любом виде спорта помогают развивать терпение и выносливость, закаляют характер. Занятия в спортивных секциях по командным видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей и др.) физически укрепляют ребенка, развивают навыки общения, воспитывают силу воли, лидерские качества, дисциплину, командный дух. Занятия индивидуальными видами спорта позволяют добиться личной цели, что воспитывает амбициозность и силу воли.

Творчество развивает воображение, художественные навыки и эстетический вкус, игра на музыкальных инструментах — терпение и аккуратность, занятие в театральной студии раскрывает способности и стимулирует двигательные, речевые, социальные и коммуникативные навыки школьников. Нейробиологи утверждают, что общение с искусством, особенно с тем, которое связано с выступлениями на сцене, развивает мозг и готовят его к занятиям точными науками. Дело в том, что “зона прекрасного” находится в префронтальной коре, отвечающей за развитие аналитического мышления. В истории достаточно примеров, говорящих нам, что развитие научной карьеры идёт параллельно с занятиями искусством. Например, Леонардо да Винчи был художником, архитектором, музыкантом, математиком, философом и геологом. Альберт Эйнштейн с четырех лет играл на скрипке.

Читайте также:  Инжир польза и вред свежий

Несколько простых советов, которые помогут определиться с выбором кружка:

  • 1. Выбирая кружок, выслушайте мнение ребенка. Занятия должны нравиться не только родителям, но и ребенку. Если ребенок занимается с удовольствием, то и нагрузка будет переноситься легче.
  • 2. Не бойтесь выбирать кружок методом подбора. Сейчас многие центры предлагают пробные бесплатные занятия. Это поможет определиться с выбором.
  • 3. Будьте готовы к тому, что через некоторое время ребенок откажется посещать занятия. Обязательно поинтересуйтесь причиной: быть может возникли сложности, которые малыш сможет преодолеть с вашей помощью. Здесь важен баланс: в одной стороны нужно увлечь ребенка, с другой – в некоторых ситуациях можно использовать уговоры и убеждения, с третьей – возможно, придется отказаться от кружка и поискать новый.
  • 4. У ребенка изменились интересы – еще одна причина нежелания посещать занятия. Такое тоже может случиться, ведь ребенок растет и взрослеет, меняются и интересы.
  • 5. Если же ребенку скучно на любых занятиях, то здесь кроются более глубокие причины. Причиной может быть неуверенность в себе, боязнь проявить себя, тревога. В этом случае может потребовать консультация психолога.
  • 6. Занятия в кружках будут приносить пользу, если не будут мешать физическому развитию детей.
  • 7. Для гармоничного развития соблюдайте режим дня, у ребенка должен быть полноценный ночной сон. Во сне происходит “переработка” полученной за день информации, стресса.
  • 8. Чтобы мозг развивался, ему необходимо получать достаточное количество кислорода. Ежедневные прогулки необходимы.
  • 10. Не перегружайте ребенка. Чрезмерная занятость может привести к эмоциональному перенапряжению ребенка, и, как следствие, ухудшить его психическое и физическое состояние. Признаки перегрузки: ребенок стал невнимательным, раздражительным, снизилась успеваемость в школе, появились головные боли, нарушился аппетит/сон.

Будьте здоровы! Успешного всем учебного года и интересных внешкольных занятий по душе!

Если у вас возникнут какие-либо вопросы по развитию ребенка, обращайтесь к нам, в Центр логопедии и нейропсихологии по тел. 8-917-732-23-13.

Другие статьи блога “Ясный взгляд” на Уфамаме:

Дети и чтение.
Кухонная психотерапия.
Оценка или профанация?
Как пережить учебный год?
Как избавиться от токсичных мыслей?

Источник

Нужны ли детям внеурочные занятия, кружки и тематические школы?

Споры часто возникают при обсуждении темы дополнительных занятий. Многие родители боятся «дурного влияния» свободного времени, когда ребенок может оказаться в «плохой компании» или просто вырастет лентяем. По этой причине они стараются загрузить ребенка разнообразными дополнительными занятиями – иностранным языком, спортом или танцами, считая, что принесет пользу его развитию. Однако, свободное время – это еще и личное пространство, которое тоже должно быть у каждого человека.

Конечно, избыток свободного времени может сыграть злую шутку. Ребёнок, предоставленный самому себе, способен найти «развлечение», которое принесёт проблемы. Поэтому дополнительные занятия могут стать хорошей защитой от пагубного влияния улицы. Но как найти золотую середину? Попытаемся разобраться.

Какими должны быть дополнительные занятия?

Живое общение и правильный отбор информации пойдёт на пользу любому ребёнку при условии, что носителем такой информации становится человек. Таким человеком может стать тот, кто будет вести кружок или станет учить танцам или иностранному языку.

Дополнительные занятия должны отличаться от школьных уроков. Если школа даёт базу для поступления в учебные заведения, то дополнительные занятия, скорее, направлены на расширение кругозора. От преподавателя на дополнительных занятиях зависит, расширятся ли интересы ребёнка. Сочетание школьных предметов и дополнительной информации может принести отличный результат. Ребёнок способен увлечься тем, что прежде для него казалось сухими науками. В качестве примера можно назвать книгу «Занимательная физика» Якова Перельмана. Её рекомендовали не для изучения на уроках физики, а именно для дополнительного изучения законов физики. Рисунки и наглядные эксперименты не могли оставить равнодушными детей. Тайны раскрывались буквально на глазах.

Читайте также:  Польза или вред от рукколы

Такую же функцию выполняли журналы: «Техника – молодёжи», «Моделист-конструктор» и другие. Журнальные статьи увлекали и «отправляли» в ближайшую библиотеку для получения расширенной информации по заинтересовавшим вопросам. Многих школьников такие журналы привели в авиамодельный кружок. Появились навыки в сборке моделей. И пусть это не профессиональные навыки, но они сослужили добрую службу, нужные любому подростку мужского пола.

Польза дополнительных занятий

На дополнительных занятиях дети могут научиться извлекать пользу для себя. Ведь на таких кружках отсутствует «опасность» вызова к доске, есть возможность уточнять у преподователя непонятные моменты по ходу объяснений. Можно творить в буквальном смысле слова и наслаждаться новыми познаниями. Дети уравнены в своих стремлениях. Здесь нет «отличников» или «двоечников». Дети легко вовлекаются в игру или разбор предложенного материала, основываясь на своих знаниях.

К положительному моменту может быть отнесена благоприятная эмоциональная сторона. Крики с места и смех создают непринужденную обстановку для умственной работы. Она становится стимулом для продолжения самообразования. Ведь конечная цель дополнительных занятий – это научить ребёнка учиться.

Кружки кружкам — рознь

Если речь идёт о дополнительных занятиях по школьным предметам, то картина может представляться иной. Дело в том, что помощь в выполнении домашнего задания отличается от занятий танцами. В примере с выполнением домашнего задания дополнительные занятия будут иметь вполне определённую направленность – доведение до полного понимания темы. На эту работу могут быть потрачены часы. И если результат не был достигнут, то занятие можно повторить. Ребёнок будет постепенно понимать школьную программу. Разный уровень умственных способностей подразумевает разное отношение с ребёнком. Кому-то достаточно нескольких часов, чтобы усвоить материал. А кто-то будет теряться и дальше, пройдя материал несколько раз.

В случае же с танцами ребёнок будет повторять движения или танцевальные па до тех пор, пока не устанет. Нагрузка на мышцы никак не будет воздействовать на умственные способности. Но польза от занятий танцами все равно будет. Развивающемуся организму требуется нагрузка и движения. Именно в движении происходит становление детского организма.

Дополнительные занятия могут стать новым миром для ребёнка. Скучные монотонные уроки с определённой последовательностью выполнения заданий будут компенсированы другим направлением деятельности. Смена классного помещения на другую аудиторию могут располагать к изменению отношения к школьным предметам.

Вред от дополнительных занятий

В дополнительных занятиях есть и негативная составляющая. В современном мире, когда ритм жизни увеличивается практически каждый день, нагрузка на ребёнка так же увеличивается. С каждым годом прибавляется количество уроков и объём изучаемого материала. По шесть – восемь уроков для учеников средней школы стало нормальным явлением. Дети уходят в школу утром и возвращаются вечером. И даже учатся по субботам. При таком плотном графике уроков выкроить время для дополнительных занятий становится проблематично.

Но многие дети идут на дополнительные занятия прямо после школы. Получается, что отдыхают они по дороге к месту проведения дополнительных занятий. Ребёнок дышит свежим воздухом и может свободно поболтать со своими сверстниками только в этот промежуток времени. При такой нагрузке времени для свободного отдыха не остаётся. Ребёнок вовлечён в нужные дела всю световую часть дня, а ведь ему хочется поиграть со сверстниками, посидеть перед телевизором или просто погулять.

Такие дети должны следовать строгому распорядку дня, не отклоняясь ни на минуту. А родители контролируют их с помощью телефона. Рано или поздно может произойти срыв. У детей, как и взрослых может наступить хроническая усталость. А это уже диагноз.

И как бы ни старались родители объяснять ребёнку, что такова жизнь и следует привыкать к такому ритму с детства, ребёнок остаётся ребёнком. Ему хочется игры и свободы. Поэтому родителям следует задуматься над его загруженностью. Они способны скорректировать деятельность своего ребенка так, чтобы в его расписании было время и для занятий и для отдыха.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.

Источник