Польза от занятий на флейте
Сегодня речь пойдет о полезных свойствах флейт. Как игра на флейте влияет на наш организм?
Нас интересует практическое участие человека, а не пассивное прослушивание. Человек влияет напрямую сам на свой организм, делая упражнения под присмотром опытного учителя, который учит его играть. Происходит корректировка, благодаря анализу телесного поведения человека: как он выглядит здесь и сейчас, где зажимается, где быстрее накапливается усталость, какие части тела не поддаются контролю. Происходит координация работы головного мозга и пальцев рук за счет постоянного массажа последних, начинают работать активно органы осязания и слуха. Плавно развивается нижнее дыхание животом и верхнее грудью, увеличивается объем легких.
Ухо, горло и нос активно участвуют при игре на флейте и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное прочищение этих органов. Отрицательного эффекта не может быть, если не давать резких нагрузок и следовать рекомендациям учителя. Положительный эффект достигается постепенно и при постоянных занятиях – это устойчивость к заболеваниям этих органов: кашель, насморк, астма, аллергия и т.п. Это правильное дыхание, при котором происходит двойная польза: массаж внутренних органов глубоким дыханием и расслабление нервной системы, приток кислорода к головному мозгу.
Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течение жизни. Это происходит естественным путем, так как игра на флейте требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. При этом требуется ровно держать спину, свой внутренний и внешний стержень, что позволяет максимально собраться человеку в здесь и сейчас.
Пальчиковый массаж и координация пальцев, которая происходит постоянно при игре, дает человеку согласованность между его мыслями и выполнением их, что вырабатывает навыки координирования систем. Плюс на пальцах и ладонях располагаются нервные окончания, и их массаж отвечает за работу разных внутренних органов.
Японцы рассказывают нам о влияние четок на наш организм в знаменитом труде ученого Току-хиро Намикоши «Шиацу — японская терапия надавливанием пальцами». В нем говорится, что даже простое надавливание и потирание пальцев рук помогает успокоиться и отдохнуть. К примеру, привлекая большой и указательный пальцы, вы можете облегчить головную боль, справится с затрудненным дыханием. Привлекая средний палец, вы сможете снять гнев, воздействовать на депрессию. Безымянный палец поможет повысить устойчивость организма к перепадам давления и магнитным бурям.
При игре на флейте, надавливание на кончики пальцев происходит постоянно и при этом без зажатия и напряжения.
Посмотрите на малышей: развивая мелкую моторику рук, давая им горошинки, фасолинки, развиваются не только руки, развивается и мозговая деятельность.
Полезная информация на заметку:
Круговые движения пальцем по ладони стимулируют работу желудочно-кишечного тракта. На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник. Закончить надо, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки. Дальше — внимание! Все не так просто. Каждый пальчик надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Мнение эксперта. Игра на флейте и здоровье человека.
Видео отзыв нашего ученика Игоря, который делится своими наблюдениями от игры на флейте и влиянием на физическое состояние, здоровье человека, опираясь на свой профессиональный опыт.
Пушечников Игорь — Сертифицированный специалист по Висцеральной хиропрактике.
Автор собственной оздоровительной системы, позволяющей быстро и эффективно восстановить и поддерживать здоровье.
Изучает Телесную Психотерапию в Международном Институте Биоэнергетического Анализа;
Опыт по восстановлению опорно-двигательного аппарата более чем 20-лет;
Постоянно развивается в своей профессиональной сфере;
Ведет активный образ жизни;
Постоянно совершенствуется в славянских боевых искусствах и оздоровительных системах.
Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.
Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.
Саксофон
Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.
Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.
Флейта
Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.
Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.
Гитара
Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне – попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).
Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).
Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.
А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!
«Влияние и польза игры на флейте»
Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, ПОЭТОМУ МНОГИЕ родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные. Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье вашего ребенка.
К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах. Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их! Духовые музыкальные инструменты – семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи. Духовые инструменты – инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах, в коллективах авангардных направлений современной музыки. В музыкальных школах – целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых инструментах, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны. Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине. Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи. То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое, саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки». Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и, что самое главное, развивается дыхание!
Знаю многие случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Астма – это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения. Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски. Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик- аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы -игрой на духовых музыкальных инструментах. Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда — Австралия, показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом. В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому
способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента. Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.
Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития апноэ сна. (апноэ сна – это патологический процесс, обусловленный тем или иным этиологическим фактором, который приводит к кратковременной остановке дыхания во время сна)
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные – нет. Специалисты проверили функцию легких участников. Также добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки риска развития апноэ сна, пишет The Times of India. Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако, согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у участников, которые играли на духовых инструментах, оказался ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен мышечный тонус в верхних дыхательных путях. Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах – хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают области мозга, связанные с восприятием речи.
Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща разная специализация. Мозг человека функционально разделен на два полушария, соединенных т.н. “мозолистым телом”, то есть,
своеобразным “информационным мостом”, соединяющим части мозга. Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой, данный “мост” гипертрофируется, другими словами- увеличивается При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов, помогающих информации циркулировать в пределах мозга). Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок становится умнее, развивается образное мышление. И он может затем работать в разных областях человеческих знаний. Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние человека.
Автор:
Тарасова Светлана Михайловна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДД (Ю)Т
Московского района СПб
Внимание — величайшее и, по сути,
единственное достижение человека
Кастанеда
О внимании написано бессчетное количество научных трудов. Исследователи сходятся во мнении, что избирательная направленность восприятия на тот или иной объект (как определяют внимание) и ее тренировка является залогом успешности любой деятельности. Профессиональные музыканты согласны с учеными: без сосредоточения трудно достичь заметных результатов. Работы физиологов, психологов, а также коррекционных педагогов свидетельствуют: занятия музыкой (в частности обучение игре на флейте) способствуют тренировке всех типов внимания, закладывают основу для развития когнитивных навыков и даже благотворно влияют на состояние людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Музыка — тренажер для мозга
Огромное число современных исследований о влиянии искусства на мозговую деятельность так или иначе связаны с музыкой и музыкантами. Авторы публикаций отмечают, что владение инструментами и даже просто внимательное прослушивание композиций откладывает отпечаток на интеллектуальных функциях, процессе обработки информации и в итоге на том, как человек воспринимает мир и как с ним взаимодействует. Причем эффект воздействия на работу мозга более выражен в случае музыкантов (любителей или профессионалов), нежели в случае пассивных слушателей.
Человек играет на флейте
Знакомство с инструментом начинается с постановки корпуса и изучения техники исполнительского дыхания. Для успешной игры на флейте мало знать ноты и понимать, куда «дуть». Во время работы с инструментом, особенно на начальных этапах, важно контролировать положение корпуса, дыхание, постановку губ. Со временем часть этих навыков автоматизируется. Однако игра на флейте продолжает требовать сосредоточенности одновременно на нескольких вещах. Чтение нот, контроль за положением в пространстве, команды дирижера, последовательность выступления других исполнителей в оркестре, выдерживание необходимых пауз — без натренированного внимания невозможно стать профессиональным музыкантом.
При этом занятия требуют дисциплины, умения планировать и рассчитывать время. Ежедневная работа над техникой оттачивает мастерство и одновременно приучает сосредоточенно работать для достижения цели.
Мозг играет на флейте
Во время любого обучения усложняется нейронная сеть: появляются новые связи, развиваются те или иные отделы. Можно с уверенностью сказать, что на флейте играют не просто руки или губы, но в первую очередь мозг. Исследования показывают более выраженное развитие мозолистого тела (отдела головного мозга, осуществляющего связь между полушариями) у музыкантов по сравнению с людьми без музыкального образования. Улучшается качество и количество нейронных связей, мозг становится способным к обработке (анализу, обобщению, систематизации и так далее) более сложной информации, да и сама эта обработка, можно сказать, переходит на новую глубину.
Ученые утверждают (см. работы Глозман Ж.М. и Павлова А.Е., Weinberger Norman M.): в головном мозге нет специфического центра музыки. В обучении игре на флейте участвуют разные отделы одновременно. Связи, закрепившиеся в процессе, затем используются для решения других задач. Исследования подтверждают эту мысль (см. работы М. Е. Пермякова и Е. С. Ткаченко, Nadine Gaab): дети, получающие музыкальное образование в течении продолжительного времени, показывают лучшие результаты при оценке их познавательной деятельности.
Внимание — наше все
Игра на флейте тренирует одновременно несколько типов внимания:
- устойчивое;
- быстро переключающееся;
- способствующее ориентации в пространстве
- внешнее (направленное на внешние объекты и явления, на других людей) и внутреннее (направленное на процессы, происходящие в теле, на мысли и чувства).
Оттачивание техники или разучивание нового произведения требует максимального сосредоточения. Профессиональные музыканты способны не реагировать на внешние, даже весьма сильные, «раздражители», когда это необходимо. В то же время, они умеют быстро переключаться (например, с нот на дирижера) и держать в фокусе сразу несколько объектов или процессов.
Подобная натренированность облегчает процесс обучения, повышает усвоение знаний. В современном мире, когда нас постоянно что-то отвлекает, способность сосредотачиваться становится спасительной нитью, позволяющей не потеряться в огромном массиве информации, вычленить из него нужное и главное и затем использовать.
Музыкальное образование как метод коррекции
Появляется все больше статей о пользе музыкальных занятий для детей с синдромом дефицита внимания. Ведущий исследователь Лаборатории когнитивной неврологии Бостонской детской больницы Надин Гааб (Nadine Gaab) отмечает большой потенциал музыкального образования в деле коррекции СДВГ. Обучение игре на инструментах повышает способность к концентрации внимания и самоконтролю, улучшает коммуникативные навыки.
В сети также можно найти массу положительных отзывов от родителей: они подтверждают предположения ученых о положительном влиянии музыкального образования на развитие исполнительных функций (постановка цели, самоорганизация, выполнение намеченного, избирательное внимание и так далее) у детей с СДВГ.
Как говорит Татьяна Черниговская, психолингвист, доктор биологических наук, искусство — это не десерт, творчество — предназначение мозга. Играя на флейте, мы совершаем многоступенчатую работу, которая сопровождается заметной перестройкой головного мозга. Навыки (или, как принято сейчас говорить, апгрейд), «зафиксированные» в нейросети во время обучения, затем используются для решения других когнитивных задач. Они откладывают отпечаток на наших возможностях, углубляя и расширяя их.