Польза пальчиковых игр для детей
Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.
Польза пальчиковых упражнений
Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:
• Активизируют речевые зоны в мозге.
• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты
• Улучшают память.
• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.
• Помогают овладеть письмом и рисованием.
•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.
• Развивают воображение и фантазию.
Виды упражнений
Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:
• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.
• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание
• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.
• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.
• Игры с различными предметами.
• Потешки и считалочки.
• Составление из пальчиков различных фигурок.
•Игры, улучшающие моторику.
• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.
Из последних можно обратить внимание на следующие:
• «Бабочка». Нужно сжать пальчики в кулак и поочередно их выпрямлять, начав с мизинчика. Большой и указательный пальчики остаются согнутыми и формируют кольцо, прямыми же пальчиками нужно выполнять движения в быстром темпе.
• «Осьминожки». Обе руки двигаются по морскому дну путем плавного перемещения пальчиков-щупалец. Когда две осьминожки встретятся, они останавливаются, а затем продолжают путь вместе.
Основные правила
Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:
• Наиболее подходящий возраст для них -– 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.
• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.
• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.
• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.
• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.
• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.
• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.
• Не нужно заставлять реенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.
• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.
Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .
Источник
Ольга Табаева
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МБДОУ №224 Табаева Ольга Георгиевна.
г Красноярск.
Консультация для родителей «Польза Пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). “Пальчиковая гимнастика” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.
Практические занятия:
Упражнение 1
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Упражнения 2
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Упражнения 3
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Упражнения 4
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
Источник
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.
Наверняка вы замечали, как грудничка интересуют его ручки. Он их рассматривает, тянет в рот, а если мама еще и погладит ладошку, и стишок расскажет, малыш будет просто счастлив. Обычно все малыши любят игры с ладошками и пальчиками, поэтому у родителей не возникнет трудностей с проведением пальчиковой гимнастики. Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.
Что дает пальчиковая гимнастика:
- Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.
- Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.
- Подготовку к письму.
- Развитие творческих и умственных способностей.
Занятия пальчиковой гимнастикой следует подбирать согласно возрасту. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.
Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Это замечательная возможность для общения с ребенком, налаживания контакта и снятие стресса у малыша.
Хотелось бы заметить, что кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия:
- рисование, лепка;
- игры с крупами;
- игры с мелкими предметами: мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами;
- катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
- пазлы и шнуровки;
- теневой театр.
Примеры пальчиковой гимнастики
Этот пальчик – дедушка, (выставляем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (выставляем указательный пальчик)
тот пальчик – папочка, (показываем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (показываем мизинец)
Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключение распрямляем все пальчики)
***
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика)
В домик спрятались опять.
***
Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
…а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил…
***
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко-крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
***
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп. (потираем ладошки)
Получилась каша. (потираем ладошки)
То-то горе наше. (хватаемся за голову)
***
Замесили тесто, (стучали кулачками по столу, если сидели за столом, и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места. (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожжах, (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)
По материалам: Detskiy Mir
Смотрите также: Зарядка для детских глаз: 7 веселых упражнений 27 пальчиковых игр для малышей Безопасные пальчиковые краски своими руками
Источник
Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.
О пользе пальчиковой гимнастики
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:
- Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
- Развитию координации движений;
- Подготовке руки к письму;
- Расширению словарного запаса;
- Развитию внимания, памяти, воображения;
- Снятию эмоционального и умственного напряжения;
- Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.
Как играть с ребенком?
Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.
Общие рекомендации для родителей:
- Перед игрой создайте позитивный настрой;
- Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
- Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
- Не играйте больше 5 минут подряд;
- Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
- Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.
Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.
Виды пальчиковых игр
На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.
Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:
«Фонарики»
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)
«Кошка на ладошке»
Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)
На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)
И пошла, пошла, пошла – (ходим пальчиками по ладони)
Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)
Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)
Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.
Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.
«Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)
Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.
Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.
Выводы
Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой внутренний потенциал. Мы открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник