Польза педагогики во всем мире
Зачем нужна человечеству педагогика
Педагогика как наука о воспитании имеет глубокие исторические корни, поскольку еще с древних времен у любого народа в любой части земного шара существуют определенные правила, в соответствии с которыми и воспитывается подрастающее поколение. При этом, правила имеют не только практическую направленность, но и формируют у подрастающего поколения моральные ценности и нормы, присущие конкретному народу.
В основе педагогической специальности лежит особая наука – педагогика. Попробуем разобраться, насколько педагогика нужна человечеству, особенно на современном этапе его развития.
С одной стороны, еще одна наука, которая занимается изучением человека, излишняя. Ведь есть и медицина, и антропология, и физиология, а также комплекс общественных наук (философия, социология и культурология).
Все перечисленные науки изучают человека всестороннее, с разных точек зрения, используя разные методики и парадигмы исследования.
Поскольку человек – уникальный феномен, то и изучение его должно быть разноплановым и в любой науке так или иначе поднимается вопрос о сущности и особенностях человека, будь то философия или физика.
С другой стороны, ни одна из перечисленных наук не даст ответ на вопрос: «В чем состоит цель развития человека? Зачем нужно обучать и воспитывать ребенка? В чем состоит биологическое отличие человека о других живых организмов?». Только педагогика может ответить на эти вопросы и более того, педагогика выражает общечеловеческие идеалы в форме конкретных методик воспитания и обучения ребенка.
Поскольку педагогика – это и социальная наука, то она занимается раскрытием закономерностей учебного и воспитательного процесса, который подчиняется общественным целям формирования не только человека как уникальной творческой личности, но общества в целом через воспитание отдельных его членов.
Педагогика и должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающемся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.
Важность педагогики для человечества состоит в том, что данная наука тесно связана с общественным развитием и процессами социализации ребенка, с глубоким пониманием процессов развития и потребностей растущего человека.
В этом состоит коренное отличие педагогики от медицинских наук, поскольку с точки зрения медицины развитие организма человека протекает по единым законам вне зависимости от того, в какой стране этот ребенок живет. Однако педагогика акцентирует свое внимание именно на условиях развития ребенка и выстраивает педагогические методики в зависимости от потребностей общества.
Например, при социализме методика и направленность воспитания разительно отличалась от воспитания в царской России.
В отличие от физиологии и медицины педагогика имеет дело с человеком прежде всего как с деятельным и творческим существом, которое может активно изменять мир, планировать и предвидеть свои действия, а также планировать свою деятельность и поведение в зависимости от других людей, конкретных условий жизни, своих личностных интересов. В то же время педагогика учитывает и природные задатки человека, его способности и склонности, заложенные на генетическом уровне.
Педагогика исходит из тех предпосылок, что человек становится человеком только в обществе других людей, в процессе социализации воспитания. образовательный педагогический ценность воспитательный
Подтверждением важности педагогики как совокупности знаний, методов и методик воспитания служат примеры так называемых «детей-Маугли», которые в раннем детве потерялись и были воспитаны дикими животными. Такие дети не только не могли разговаривать или ходить на двух ногах, но и были неспособны воспринимать ценности человеческого общества, несмотря на то что их физическое развитие и развитие мозга было абсолютно нормальным.
В человеческом же обществе ребенок развивается и как обычное живое природное существо, но и как существо общественное, в обществе себе подобных людей, обучающихся, трудящихся, общающихся друг с другом, создающих великие художественные произведения, шедевры техники.
Растущий ребенок должен войти в этот мир, созданный человеком, должен к нему приобщиться и стать его активным членом, продолжающим дела своих предшественников. Кроме того, крайне важной работой педагога является воспитание в ребенке уважительного отношения к ценностям общества и его моральным законам. Помочь ребенку понять «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» – это тоже задача педагогики и иногда она еще более значима, чем обучение чтению и счету.
Именно в этом и состоит важность педагогики для человечества, поскольку она занимается важнейшим делом, воспитывая и обучая ребенка не только элементарным навыкам, но и прививая ему культурные ценности и моральные нормы общества.
Список литературы
- 1. Ефресов О.Ю. Педагогика: краткий курс / О.Ю. Ефремов. СПб., 2009.
- 2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- 3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
- 4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
Марина Барсукова
Педагог и педагогика в жизни человека
К. Д.Ушинский: |
“Педагогика, развивая в ребенке будущего человека, не должна забывать, что детство есть период жизни, и часто лучший ее период”. |
Очень много слов сказано и написано о значимости педагога и педагогики в жизни каждого человека. Мы учимся всю жизнь – учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми, учимся сострадать. Я согласна с тем, что педагог в жизни человека, в его формировании играет огромную роль. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. На каждом жизненном этапе человеку нужен авторитет. В детстве – это воспитатель, педагог. И нередко бывает, что авторитет родителей уходит на второй план. Цель каждого педагога – стать примером для маленького человечка. Важно донести до детей знания, научить их всему самому важному, что пригодится им в жизни. Помимо знаний педагог дает детям понимание мира, самих себя, помогает осмыслить жизненные ценности, вселить в них уверенность, надежду. С точки зрения педагогики, детство – самый проблемный период в жизни человека. Поэтому важно, каким будет первый педагог в жизни ребенка. И воспитатели – первые педагоги, это люди, принимающие на себя ответственность за развитие другого человека. Педагог учит детей дружить. И ведь многие дружбу с детского сада проносят через всю жизнь. Воспитатель и учитель для ребенка – одни из главных людей в жизни. На них ровняются, их слушают, им подражают. Быть воспитателем – это значит хотеть и уметь снова и снова переживать детство с каждым ребенком. Я тоже считаю, что от воспитателя зависит, кем вырастет ребенок, как он будет себя вести, когда вырастет. Воспитатель помогает ребенку раскрыться, быть активным, свободно высказывать свое мнение, учит, как сохранить и сберечь природу, как относиться к окружающим людям в обществе и т. д. И так было во все времена. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе. Постоянно идет передача жизненного опыта от старшего поколения к младшему. В своей работе я стараюсь передать знания и опыт, полученные мной когда-то от своих «учителей», не только детям, наполняя их жизнь в детском саду общением, игрой, творчеством, но и молодым коллегам. По этому поводу хочу рассказать небольшую историю. 20 лет назад к нам помощником воспитателя пришла работать молоденькая девочка Настя, которой только что исполнилось 18 лет. Пришла из-за маленького брата, чтобы помочь маме. Видя, как увлеченно мы занимаемся с детьми, она старалась скорее сделать свою работу и бежала к нам, чтобы помочь подготовить и провести занятие или игру. Наблюдая, с каким интересом и любовью она «возится» с детьми, мы убедили ее пойти учиться. Без отрыва от работы Настя закончила ускоренный экспериментальный курс в педагогическом училище и принесла диплом воспитателя. В это время мне по семейным обстоятельствам пришлось уйти из детского сада. Заведующая, не раздумывая, поставила Настю к нашим «подготовишкам»
со словами
: «у тебя были хорошие учителя». Очень приятно было слышать такие слова в свой адрес. Настя отлично справилась со своей работой, выпустив «наших птенцов» в большую жизнь. А в этом году, спустя почти 10 лет, я вернулась в свой детский сад, и теперь уже Настя – Анастасия Владимировна – воспитатель 1 категории – взяла меня под свое крыло! Теперь моя ученица учит меня работать по-новому, по-современному. Мы понимаем друг друга с полуслова. Своим личным примером, участливым отношением друг к другу, к детям, ко всему, что нас окружает, мы воспитываем у детей прекрасные человеческие качества – чуткость и отзывчивость. Стараемся создать такие условия, чтобы дети радовались каждому дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются.
Работа воспитателя – педагога – почетная, светлая, добрая. Надеюсь, что кто-нибудь из наших воспитанников выберет в будущем профессию Воспитатель.
Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей. Так, например, П. И. Пидкасистый трактует профессию как род трудовой деятельности человека, являющийся обычно источником существования и требующий наличия комплекса определенных теоретических знаний, практических навыков и умений, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях [22, с.8].
Ещё Ян Амос Коменский(1592 – 1670) находил должность учителя настолько превосходной, как никакая другая под солнцем. Он требовал, чтобы с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его. Ведь несмотря на всю её сложность, это уникальная, неповторимая, особенная профессия. Тогда возникает вопрос: почему же мы, несмотря на высокие требования к профессии и её сравнительную непрестижность, выбираем её.
Что нас привлекает в профессии учителя? Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями: это, вероятно,
-стремление к постоянному общению, любовь к детям, стремление жить активно, в вечном движении;
-тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
-умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
-желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа “человек-человек” выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Деятельность педагога по общественным функциям, личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, учёного. Профессия эта отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – важнейшая социальная функция и назначение учителя в обществе. Содействуют формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основой духовной ценности общества, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Современное общество предъявляет повышенные требования к учителю любого образовательного учреждения. Школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка ребёнка к процессу обучения и воспитания. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы учитель изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания.
Педагог прежде всего должен быть профессионалом. Профессионализм – это не просто высокий уровень знаний и умений человека в конкретной деятельности, но и системная организация сознания человека. Неотъемлемым компонентом профессионализма является творчество, которое проявляется в поиске и нахождении нового. [13, с.3]
П. П. Блонский прямо связывал творчество учителя с пониманием психологии ребенка. В развитие понятия о творческой деятельности учителя большой вклад внес С. Т. Шацкий, считавший, что процесс обучения должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, ищущим. В своих трудах педагог выполнил тщательный анализ внешней (“предметной”) и внутренней (“человеческой”) сторон учителя и ученика. Первая формируется в процессе педагогической деятельности, под влиянием среды и образа жизни. Вторая, собственно творческая, образуется в результате соединения деятельности педагога, влияния среды и образа жизни с собственной деятельностью воспитанника, его личных интересов, потребностей, положительных эмоций. [13, с.4] Творчество проявляется не только в постановке педагогических задач, но и в характере принимаемых решений. Это и разработка учебных заданий разной степени трудности, определенные меры помощи ученикам с разной подготовкой, поэтапная отработка у учащихся умения самостоятельно выполнять все более сложные задания, и владение многообразными техническими приемами реализации конструктивно-методических схем в конкретных педагогических ситуациях. Практическая деятельность учителя – это искусство. И от того, насколько творчески подойдёт педагог к выполнению свой работы.ю зависит во многом конечный результат.
Не менее остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, который способен в условиях массовой школы обеспечить высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.
Учитель, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия, выполнять педагогические функции. Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических, усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В основе профессиональной педагогической деятельности лежит: равная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, – целеполагание. Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.
Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель – результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знаниях учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и так далее нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проектировочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь целя, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.
Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сотрудничество, о котором уже шла речь, – нормальное решение организационной задачи в современных условиях.
Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.
Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем эталеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли и так далее. Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера…
За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая).
Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.
Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «…мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [10, с.22] Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные, любого педагогического проекта, которые включают в себя требования к учителю. Требования к учителю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности. Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее – искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей. Педагогические способности – качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и тому подобное.
Н. В.Клюевой выделены главные группы способностей:
1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и тому подобное.
3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.
6) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли [11].
В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А. С.Макаренко справедливо подчеркивал: Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса [7].
Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов [5].
Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть своё миропонимание, свои права, своя убеждённость. В силу и этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причём не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.
Педагогическая профессия является и очень сложной профессией, так как требует большого напряжения физических, эмоциональных и нравственных сил; предъявляются высокие требования со стороны общества, родителей и детей. Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жильё, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и так далее.
Итак, далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Учитель может достичь этого, если будет специально подготовлен. Об этапах его становления мы поговорим в следующей главе.
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. Должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребёнка и всего человечества.
Таким образом, каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой. Профессия педагога в современном обществе обязывает оного обладать определённым набором личных и морально-деловых качеств, которые способствуют формированию безупречной деловой репутации учителя. Важнейшими для педагога являются: способность делать учебный материал доступным для учащихся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность по отношению к детям; педагогическая требовательность.