Польза пеших прогулок для детей
Екатерина Симонова
Консультация «Польза прогулки для детского организма»
Польза прогулок на свежем воздухе.
Часто родители стараются ограничить время, которое их ребенок проводит на прогулке, хотя педиатры и детские психологи уже давно доказали, что детям очень полезны длительные прогулки на свежем воздухе.
Чтобы польза от прогулки была максимальной, специалисты советуют гулять и дышать свежим воздухом вместе с детьми. Для детей такие прогулки очень полезны. Благодаря детям взрослые люди становятся более организованными.
Прогулка является самым простым и верным средством закаливания ребенка.
Гулять с ребенком необходимо в любое время года и в любую погоду, а длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями.
Прогулка на воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета, а значит и профилактикой простудных заболеваний у детей и взрослых. Кроме того, прогулка способствует повышению у ребенка аппетита. Улучшается обмен веществ, питательные вещества лучше усваиваются. Благодаря прогулкам на свежем воздухе происходит естественное очищение организма, лучше функционируют верхние дыхательные пути.
В летнее время года ребенок может находиться на воздухе целый день. Хорошо, если это будет отдых на даче, там где есть возможность укрыться от дождя и палящего солнца.
Прогулка является отличным средством профилактики нарушения зрения у детей. Ведь на улице, где так много пространства, ребенку постоянно приходится перемещать взгляд с близко расположенных предметов на удаленные от него предметы.
Прогулка – это лучшее средство профилактики рахита у детей. Организм насыщается ультрафиолетом, который отвечает за выработку витамина D в организме.
Во время прогулок у малыша появляется много позитивных эмоций и новых впечатлений, от которых зависит как его интеллектуальное, так и социальное развитие.
Правильно организованная прогулка – залог хорошего настроения.
Чтобы ребенок был активным на улице надо правильно подбирать одежду. Она не должна стеснять движения ребенка, мешать ему прыгать и бегать. Не одевайте на малыша много вещей, это может только навредить, привести к перегреву, а потом и к простуде.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Также прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4-4.5 ч. Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период. Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Источник
Консультация для родителей
«Польза прогулки для детей дошкольного возраста»
Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Прогулка на свежем воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета, а значит и профилактикой простудных заболеваний у детей и взрослых. Кроме того, прогулка способствует повышению у ребенка аппетита. Улучшается обмен веществ, питательные вещества лучше усваиваются. Благодаря прогулкам на свежем воздухе происходит естественное очищение организма, лучше функционируют верхние дыхательные пути. Прогулка является самым простым и верным средством закаливания ребенка.
Гулять с ребенком необходимо в любое время года и в любую погоду, а длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями.
Не менее полезны и зимние прогулки. Зимний морозный воздух лучше всего насыщен кислородом, поступая в организм, он стимулирует мозговую деятельность. Благодаря зимним прогулкам повышается физическая активность организма, улучшается сон. Особенно полезны прогулки при температуре ниже десяти градусов. Такой воздух особенно чист и вероятность подхватить инфекцию гораздо ниже. Наверное, вы замечали, что всплеск вирусных заболеваний чаще всего бывает, когда морозная погода сменяется оттепелью.
Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие ребенка. Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью малыша. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе.
Помните, правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит вашему малышу здоровье и гармоничное развитие.
Итак, вы с малышом собираетесь на прогулку. Вроде бы простое дело – погулять на улице, пройтись по свежему воздуху. Но зачастую, мама берет малыша и отправляется с ним по своим делам – в магазин, на почту, по другим важным и, несомненно, неотложным делам. Прогулка превращается в «хозяйственный марафон». Не будем спорить – это тоже нужно. Но сегодня мы хотим поговорить о другой прогулке, о той, когда мама никуда не спешит, когда есть время спокойно прогуляться с малышом в парке и во дворе. Поговорим о том, как организовать прогулку так, чтобы она стала интересной, веселой, запоминающейся, чтобы принесла пользу не только здоровью, но и развитию ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра, она и поможет решить выше перечисленные задачи.
Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения.
Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Варианты игр с детьми на прогулке:
Игра «Беги к тому, что назову»
Эта игра очень простая и доступная для малышей. Она учит ребенка ориентироваться в пространстве, ну и конечно дарит ему прекрасную возможность подвигаться.
Мама объявляет ребенку: «Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинки, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».
Затем мама объявляет: «А теперь машины поехали к горке!» все машинки едет к горке. «А теперь к домику!» и т.д. если ребёнок стоит и никуда не бежит, можно ему помочь – взять его за руку и побежать вместе с ним. Постепенно он втянется в игру самостоятельно.
Игра «Кто как ходит?
Взрослый называет малышу животных, птиц, предметы. Задача ребёнка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: «Зайка». Малыш должен прыгать вперёд, «Мишка» – идти, косолапя и вперевалочку, «Самолёт» – бежать с расставленными руками, «Солдат на параде» – идти, поднимая ноги. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.
Игра «Птичка»
Дети изображают птичек сидя на корточках. Взрослый поёт:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко!
Подожди не улетай.
Улетела птичка… Ай!
Как только прозвучат последние слова, ребёнок птичка улетает, помахивая крылышками-руками.
Вот несколько примеров зимних игр:
Игра «Зимние забавы»
Взрослый произносит слова:
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими мы бросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Ребенок повторяет стихотворение и выполняет движения согласно тексту.
Игра «Помощники Деда Мороза»
Для этой игры понадобится лопатка и пушистый снег. Расскажите ребёнку, что зимой Дед Мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мёрзли на морозе. Предложите ребёнку с друзьями посыпать снегом все деревья оставшиеся зимой без «снежной шубки».
Игра «Снежные шары»
Перед началом игры мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара. Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии 1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай». Все начинают бросать снежки в снежные шары.
Игра «Кто быстрее?»
Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5 – 6 м обозначается линия старта. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: «Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Все бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.
Игра «Санные горки»
Необходимо напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначить две линии. За первую линию становятся родители и ребёнок на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.
Игра «Движущаяся мишень»
На площадке на противоположных сторонах на расстоянии 3 м друг от друга обозначаются две линии. За одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков. За другую линию становится мама. Мама начинает двигаться вдоль линии. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.
Игра «Кружева на снегу»
Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.
Игра «Волшебные очки»
Предложите ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг и найдет «все круглое» – это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде и т. п. Потом очки превращаются в «квадратные», «треугольные» и т. д. Эта игра развивает и внимание, и мышление.
Игра «Выше – ниже»
Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все что «выше дерева», «ниже куста», «выше мамы», «ниже сапога» и т. д. Эта игра не только развивает внимание, но и учит выделять часть из общего.
Игра «Берег и река»
На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями «река», а по краям – «берег». Все стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ», все выпрыгивают на «берег».
Игра «Берегись, заморожу»
Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», – говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
А так же на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика…
А также на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика и т.д. Это лишь список традиционных развлечений, которые могут превратить обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг.
Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.
Можно организовать настоящие игры по зимнему многоборью. Включите в него стрельбу по мишеням, «метание» снежка на дальность и прыжки в высоту через возведённые снежные барьеры. По-настоящему азартной игрой может стать поиск «сокровищ», зарытых в снегу на очерченной территории.
Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей. Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года полезны для здоровья детей и вас самих!
Совместные игры позволят вам стать настоящими друзьями, поверьте, это важно. Особенно дорога будет такая дружба в сложном подростковом возрасте, а ведь начинается она в раннем детстве.
Используемая литература:
1. М. Н. Жуков «Подвижные игры».
2. Э. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».
Источник
Пешеходные прогулки для детей дошкольного возраста, как средство оздоровления
Городские дети имеют явные проблемы здоровья. Специалисты НИИ гигиены детей и подростков, существующего под эгидой Министерства здравоохранения, давно говорят о состоянии здоровья ребенка, пришедшего в школу, как о неудовлетворительном. Дети, переступившие школьный порог, имеют низкие показатели физического развития и недостаточный уровень иммунитета. У 35% из них существуют различные соматические заболевания, 15% учеников начальной школы больны хронически. А ведь впереди еще непростая и долгая школьная жизнь – гиподинамичное сидение за партой по несколько часов каждый день.
Ухудшение состояния здоровья, которое получает ребенок за период дошкольного детства, связано не столько с экономическими проблемами и плохой экологией, сколько с недостаточной двигательной активностью. Учеными давно доказана прямая зависимость между ежедневным объемом движения, ростом, развитием и уровнем здоровья детей. Оказывается, нормой для 6-10-летних детей должны быть 15-20 тыс. шагов в сутки. А это около 4-5 часов двигательной активности при энергозатратах в 2500-3000 ккал/сут. Именно такие показатели ведут к высокому иммунитету, низкому уровню заболеваемости и хорошей работоспособности ребенка в школе.
Пешеходные прогулки необходимы для дошкольника. Они не требуют никаких финансовых затрат, долгой подготовки и времени, а положительный эффект от них трудно переоценить.
«Ходить не вредно, вредно не ходить!» Эта мудрость пришла к нам из древности. Пешая ходьба – самый простой вид физической активности, который практически не имеет противопоказаний. Прогулка – отличное оздоровительное средство. И преодоление небольшого маршрута по ближайшему к дому лесу или парку – прекрасный способ укрепления здоровья малыша.
Во время пешего движения ткани организма равномерно насыщаются кислородом, улучшается координация движений и укрепляется мышечная система организма. А если сделать такие прогулки регулярными, у ребенка будет развиваться также общая выносливость, гибкость и силовые способности. А небольшие путешествия по лесным опушкам очень много могут дать ребенку в плане познания окружающего мира. Лес – это всегда раскрытая книга и живой призыв к познанию. И путешествия по нему хороши в любое время года.
Основным способом узнать новое во время прогулки является не рассказ взрослого и не предварительное чтение книги о природе, а непосредственное наблюдение. Природа хороша именно тем, что не требует от взрослого длинных монологов и объяснений. Здесь важно учить ребенка другому – наблюдать за происходящим вокруг него, видеть сезонные изменения, замечать необычные цветы и ветки, обращать внимание на пение птиц, звуки насекомых и шелест листьев.
Пешеходные прогулки можно с успехом использовать для развития речи ребенка. Само пребывание в лесу рождает у малыша сильный эмоциональный подъем. А на этом фоне простой разговор о красоте увиденного может подтолкнуть ребенка к описательному рассказу, и даже творческим порывам – созданию небольшого прозаического текста или стихотворения. Эмоциональное описание увиденного в лесу побуждает ребенка говорить образно, использовать новые слова и эпитеты. А развитие речи влечет за собой и большую свободу мышления.
К тому же, во время прогулки разговор между взрослым и ребенком получается естественным, простым и приятным. Он строится не от проблем – «кто, что должен делать», а от череды видимых вокруг образов. Получается живой диалог о впечатлениях от увиденного. Именно такое, основанное на пережитых чувствах общение, всегда становится базой для взаимного доверия, принятия и интереса. И как ни парадоксально звучит, иногда, чтобы лучше узнать друг друга, нужно вместе сходить на прогулку. Ничто так не сближает родных людей, как совместные переживания и радость открытий. Такие маленькие путешествия помогут ребенку узнать истину, что он также является частью природы и воспитают любовь к ней. А любовь к природе — великое чувство, которое помогает нам становиться великодушнее, ответственнее и справедливее. И дело, как всегда, остается за малым – найти время и отправиться в дорогу!
Пешеходная ходьба — самая безопасная форма физической активности, которая все же таит в себе очень низкий риск получения травм.
Вот несколько советов при ходьбе:
-Держите голову и смотрите вперед, подбородок параллельно земле.
-Напрягайте мягко мышцы живота одновременно с каждым шагом.
-Свободно махайте руками, держа локти слегка согнутыми.
-Поддерживайте вертикальное положение: спина прямая, но не сгорбившись вперед или наклоненная назад.
-Делайте прокатку ноги с пятки на носок.
-Старайтесь расслабить плечи и шею.
-Прогулки по одному и тому же маршруту очень скучны. Добавьте немного приключений и поменяйте место спортивной ходьбы.
Будьте здоровы!
Источник