Польза плавания в бассейне для школьников
В этой статье поговорим о том, в чем именно состоит полезность плавания для детей и с какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в бассейн.
Постараюсь избежать банальных и избитых фраз из серии “плавать полезно” и рассмотреть этот вопрос более углубленно с точки зрения особенностей детского возраста.
Чем можно заниматься детям без вреда?
Плавание – это единственный вид спорта, где не идет осевой нагрузки на позвоночник и суставы, поскольку тело пловца находится в горизонтальном положении.
Для детей это особенно актуально, поскольку главное правило детского спорта – не навредить здоровью и развитию организма ребенка.
В силу этого правила, дети (особенно небольшого возраста) не могут заниматься накачиванием мышц подобно взрослым, а одним бегом и легкой физкультурой связки, сухожилия, суставы и мышцы не очень укрепишь.
Потому для детей это по сути является единственным видом физической активности, которым можно заниматься без вреда организму практически с самого рождения.
Что это дает для здоровья?
О том, как именно воздействует плавание на организм, у меня написана отдельная статья по этой ссылке.
Она касается полезности занятий в бассейне для взрослых, здесь я воспроизведу в том же порядке основные плюсы плавания, с комментариями об их актуальности для детей.
1. Аэробная нагрузка
Детям менее актуально тренировать сердечно-сосудистую систему, чем взрослым, для которых это является важной частью профилактики риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей.
2. Развитие легких и грудной клетки
Плавание очень сильно отличается от других видов спорта особенностями дыхания: вдох делать сложнее, так как на грудную клетку давит вода, а выдыхать еще сложнее, так как при правильной технике выдох делается после погружения в воду лица.
Дышать в воде не легко!
Этому же начинают учить и детей с самого начала занятий плаванием: малыши учатся пускать в воду пузырики носом и ртом, у детей постарше одним из первых упражнений является плаванhttps://iplav.com/?p=2748&preview=trueие с доской за счет работы ногами, в котором они, держась руками за доску, поднимают голову для вдоха и затем опускают лицо в воду, плывя на выдохе.
Такие “сложности” способствуют тому, что у детей, занимающихся в бассейне, улучшается развитие легких и грудной клетки, что благоприятно сказывается как на общем развитии организма, так и на профилактике заболеваний дыхательных путей.
Если у ребенка не хватает сил легких для того, чтобы надуть воздушный шарик – отдайте его в бассейн ))
3. Укрепление мышц, суставов. Рост организма
Для детей этот пункт особенно актуален, с этого я и начал данную статью. Плавание – это возможность укрепить мышцы и суставы спины, плеч, рук, груди, ног без каких-либо вредных нагрузок на них.
При этом во время плавания ребенок вытягивается, при регулярных занятиях это может благоприятно сказаться и на его росте. В части роста, конечно, здесь главенствующее значение имеют генетика, питание и другие факторы, однако общее укрепление позвоночника и суставов тоже важно.
Плавание укрепляет и физически, и морально!
4. К вопросу об избавлении от лишнего веса
В уже упомянутой статье о пользе плавания для взрослых также говорится про снижение лишнего веса. Для детей это чаще всего не актуально – потому в отдельный пункт не выношу.
Однако если у ребенка появился лишний вес, то это еще один очень значимый повод для того, чтобы начать ходить в бассейн. За счет постоянной физической активности в воде можно в том числе и похудеть без вреда для организма.
5. Закаливание и иммунитет
Вода в детских бассейнах не должна быть такой холодной, как во взрослых (подробнее про то, какой должна быть температура, я писал здесь).
Тем не менее, для детского организма пребывание в воде с температурой 29-32 градуса по Цельсию все равно является приличным охлаждением.
Такое охлаждение, если регулярно посещать занятия, является хорошим закаливанием организма, способствует укреплению иммунитета.
Почему стоит отдавать в бассейн с детства?
Все вышеперечисленные плюсы касались только укрепления детского здоровья.
В то же время, каждому человеку необходимо уметь плавать не только для здоровья, но и для безопасности собственной жизни.
Речь идет не только о пляжном отдыхе, который всегда должен быть под присмотром взрослых, но и о разных непредвиденных ситуациях из серии “Титаник”, которые, к сожалению порой случаются в жизни.
Таким образом, это не только спорт, но и жизненно необходимый навык. Чем раньше этот навык начнет прививаться – тем лучше он сформируется к моменту вступления в подростковую и затем во взрослую жизнь.
Чувство воды
Особенность детей состоит в том, что именно в детском возрасте закладываются двигательные рефлексы, подсознательная память тела на выполнение тех или иных движений.
Если ребенок в детстве научится плавать неправильно – переучить его во взрослом возрасте будет крайне непросто, а на все сто процентов скорее всего и невозможно.
У пловцов есть такое понятие как “чувство воды” – когда человек не мучается во время плавания для того, чтобы преодолеть сопротивление воды, а легко скользит по ней, чувствует правильную опору во время гребков, интуитивно принимает правильное положение тела.
Это самое “чувство воды” лучше всего прививается и закладывается на подсознание в детском возрасте, посредством регулярных занятий с квалифицированным, грамотным тренером.
Со скольки лет начинать и чему учить?
Врачи говорят, что помещать малыша в воду можно сразу же после того, как после рождения зажила пуповина.
Это называется “грудничковым плаванием”, хотя в действительности правильно было бы назвать это “занятия с грудничком в воде”: об обучении именно плаванию там речи еще не идет.
Приучение грудничка к воде
В младенческом возрасте (1-2 года) можно только аккуратно приучать ребенка к воде.
Чаще всего и в 3 года ребенок еще не в состоянии осмысленно выполнять задания в воде, то есть не в состоянии обучаться правильной технике плавания, а неправильно учить ни в коем случае не стоит – лучше уж тогда подождать, пока ребенок дойдет в развитии до возможности обучения.
Как правило, отдавать ребенка в бассейн имеет смысл начиная с 4-5 лет.
У меня есть отдельные статьи о том, чему можно и нужно учить ребенка в зависимости от его возраста, очень рекомендую с ними ознакомиться перед принятием решения о начале обучения плаванию:
- чему стоит, и чему не стоит учить детей в возрасте 1-2 лет? Там же подробнее говорится и про грудничковое плавание;
- как обучать плаванию дошкольников (3-6 лет);
- как учить детей школьного возраста (6-7 лет и старше).
Каких ошибок следует избегать?
В силу особенностей детской психики, привыкание к воде и первые шаги в плавании должны происходить исключительно в веселой, игровой манере.
Не должно быть никакого принуждения, угроз, критики – это является основной ошибкой, которую следует избежать.
Об этом и о других ошибках, которые порой допускают родители, очень хорошо рассказывает тренер Денис Тараканов в этом видео:
Надеюсь, эта информация была полезной и Вы сделаете для себя правильные выводы!
Здравствуйте, дорогие друзья! Лето сдало свои права, отобрав у нас возможность в жаркую погоду окунуться в прохладу воду, накупаться вдоволь и с чувством наслаждения растянуться на теплом песочке. Но не станем отчаиваться! Будем искать красоту в осенних красках и колючий шик в зимнем морозце.
Но как же быть тем, кто «без воды и не туды, и не сюды», кто привык поддерживать форму и, главное, здоровье посредством плавания? Что же делать нашим деткам, готовым до синюшных губ торчать в воде, пока их родители насильно не выгонят на берег? Конечно, выход один – бассейн! Причём, выход совсем даже неплохой! Только вот есть ли польза плавания в бассейне для детей? Давайте обратимся к медицине, пусть она нам раскроет все карты.
Почему мы, родители, сомневаемся?
При слове «бассейн» некоторые родители сразу напрягаются и зачастую делают недоброжелательную гримасу. Почему? Всё просто: это общественное место у них ассоциируется со многими нехорошими аспектами и вызывает как минимум нежелание и как максимум просто отвращение. Вот они, причины такого брезгливого отношения:
- бассейн считают рассадником кожных болячек и инфекций, которые толпой водоплавающих передаются со скоростью кометы через места общего пользования (например, душевые и раздевалки);
- вода прохладной температуры приведёт к переохлаждению детского организма, и ребёнок надолго сядет на домашний больничный режим;
- от ароматной хлорки детский организм хорошо, если не мутирует в непонятную зверушку, но уж точно и запросто испортит себе кожные покровы и заработает аллергию;
- ну и, наконец, занятие плаванием быстро развивает мышцы плечевого пояса и прибавляет «веса» в руки, что, безусловно, хорошо для атлетической фигуры мальчишек и совсем неприемлемо для девчонок.
Были такие мысли в голове? Если нет, то переходим к следующей главе, где будем разбирать, «в чём сила». Если такие сомнения живут в вашей душе, то тем более читаем дальше, чтобы чаша весов о пользе водного пространства попробовала перевесить.
Что сулят нам медики?
Все врачи, а особенно ортопеды, хором советуют приучать детей к бассейну, причём делать это как можно раньше, уже с двух – трёх лет. Для чего это нужно?
Закаливание организма
В противовес существующему мнению, что прохладная для плавания температура воды приведёт к простудным заболеваниям, врачи уверены, что постепенное вовлечение ребёнка в водные процедуры обеспечит повышение детского иммунитета и повысит сопротивляемость к вирусам, снизив количество записей в медицинской карточке об ОРВИ и ОРЗ.
Только вот делать это необходимо правильно и без фанатизма: не стоит ставить целью закалить с первого раза, закинув ребёнка на часовой сеанс без перерыва.
Также следует проследить, чтобы малыш после бассейновой дорожки сразу направлялся в горячий душ и затем активно растирался полотенцем и одевался, а не просиживал в сырых плавках или купальнике на скамеечке. Переохлаждение происходит быстрее не в воде, а на воздухе после неё.
И научите детей просушивать волосы после душа, ведь мокрая голова и холодное время года – совсем не друзья!
Польза для позвоночника
Плавание хорошо для позвоночника и положительно влияет на опорно-двигательный аппарат, предотвращая сколиоз и формируя правильную детскую осанку. Кроме того, занятия в бассейне координируют движения. Они дают отличный эффект, как после хорошей тренировки в зале, укрепляют мышцы за счёт более сильной, но легко переносимой из-за высокой плотности воды нагрузки.
Водная среда действует равномерно на мышечный каркас, скелет и позвоночный столб. Особенно хорошо это сказывается на спине, животе и руках, где мышцы прорабатываются быстрее.
Тем родителям, которые переживают за не подходящую для девочек фигуру культуриста, можно посоветовать просто умерить напряжённость занятий, если вы, конечно, не хотите посвятить их жизнь большому спорту.
Польза для сердца
Полезно плавание для работы сердца, укрепляет сердечно-сосудистую систему, заставляет сердечную мышцу сокращаться в нормальном ритме, нормализует пульс. Оно необходимо для дыхания, делает его более глубоким, тем самым наполняя воздухом все лёгкие и насыщая кровь кислородом.
Польза для нервной системы
Плавание незаменимо для нервов, восстанавливает душевное равновесие и успокаивает. Не говорю уже просто о хорошем настроении после часа, проведённого в бассейне.
Занятия в бассейне рекомендуют гиперактивным детям с синдромами дефицита внимания и повышенной возбудимости.
Вода снимет у ребёнка переутомление после тяжёлого учебного дня, наладит спокойный сон, что, несомненно, скажется на результатах учёбы. Плавающие дети и внимательнее на уроках, и более усидчивые, быстрее усваивают пройденный материал. А уж как порадует родителей аппетит детей, которых силком нужно заставлять съесть хоть что-нибудь!
Главное, чтобы было безопасно
Убедила вас в необходимости присутствия бассейна в жизни ребёнка? А вот что касается ваших опасений по поводу инфекций и хлорированной воды, то эти существующие риски можно свети до минимума. Согласна, что без этого никуда, но правильный выбор места плавания может обеспечить вашему ребёнку безопасные для здоровья занятия.
Приучите детей не пить бассейновую воду, обходить стороной бортики, лавочки и стенки, где слишком неосторожных и беспечных поджидают бактерии, везде (даже в душе) надевать тапочки, пользоваться шапочкой, мыться индивидуальной мочалкой и вытираться своим полотенцем. А тщательное мытьё под душем после сеанса не оставит и следа от хлорки на коже ребёнка.
А еще по мокрым полам бассейна лучше не бегать, скользко ведь, можно и упасть.
Когда в бассейн нельзя
Польза плавания в бассейне неоспорима. А вот может ли такое занятие нанести вред детскому организму и есть ли такие случаи, когда ходить в бассейн запрещено?
Оказывается, как и у любой физической нагрузки, а мы с вами уже усвоили, что плавание в бассейне – это своего рода спортивная тренировка, есть противопоказания. Так, бассейн находится под запретом для заболевших ОРЗ или пневмонией до момента их выздоровления, при наличии аллергических реакций на хлор, детям с врождённым пороком сердца, больным эпилепсией и туберкулёзом и имеющим кожные заболевания.
Среди вредных факторов, по которым мы уже прошлись, – инфекции. Наиболее часто дети приносят из бассейна грибковые заболевания и бородавки, реже – чесотку. Поэтому, чтобы не прикоснуться «к прекрасному», научите ребёнка вышеописанным правилам личной гигиены.
На заметку! Обходите стороной те бассейны, где не просят справки о здоровье! Понятное дело, сегодня, к сожалению, всё покупается, но хоть какая-то малейшая надежда есть на то, что пусть не все, но некоторые посетители действительно были у врача. Сильный запах хлорки – тоже повод отказаться от посещения общественного спортивного заведения.
Хотя, в современных бассейнах хлорку для очистки воды уже не применяют. Именно такой бассейн вы увидите, если посмотрите это видео.
А вы сторонники плавания в бассейне? Или не можете переубедить себя и снять сомнения по поводу безопасности для здоровья? Поделитесь мнением, может, мы вас сможем переубедить или, наоборот, переубедиться сами?
В ожидании ваших комментариев)
Всегда ваша, Евгения Климкович.
“Он не умеет ни читать, ни плавать”, – так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.
1. Оздоровительное значение плавания
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.
Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.
Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.
Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.
Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.
Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.
Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.
Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови – увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.
Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.
Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей – девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, – а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.
1.1 Прикладное значение плавания
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.
2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.
Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.
За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.
Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.
Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).
В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.
В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).
В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.
На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.
3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности
Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.
В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.
Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.
Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.
В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.
В пятую – умеющие плавать спортивными способами.
Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 -7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.
Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.
4. Основные правила проведения занятий
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать следующие правила:
- Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.
- Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
- Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю
- Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
- Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.
- При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.
- Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.
- Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.
- Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.
- Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
- Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.
- После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
- Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.
- При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.
- Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
- В каждом уроке надо изучать не более одного – двух упражнений
5. Заключение
Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.
Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отпуск на бесчиленных водоемах. Большое число детей вовлекается в занятия водными видами спорта. Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания. Однако успешное изучение спортивных способов плавания зависит от умения преподавателя подобрать необходимые упражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Но если ребята не станут классными кролистами или брассистами, не нужно расстраиваться. Даже не став большим спортсменом, ребенок научится основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать – это ему не раз пригодится в жизни.