Польза поста в день арафа

Польза поста в день арафа thumbnail

Польза поста в день арафа

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Девятый день месяца Зуль-Хиджа – это великий день Арафа.

День Арафа входит в число тех дней, которыми поклялся Всевышний Аллах:

وَالْفَجْرِ  وَلَيَالٍ عَشْرٍ

«Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!» (сура Аль-Фаджр, аяты 1-2)

Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и Муджахид сказали: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа». («Тафсир Ибн Касира»)

В день Арафа Всевышний Аллах освобождает Своих рабов от Ада и прощает им грехи.

Со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار ، من يوم عرفة ، وإنه ليدنو ، ثم يباهي بهم الملائكة ، فيقول : ما أراد هؤلاء ؟

«Нет дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день ‘Арафа. Поистине, Он приближается к ним, а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Чего они желают?» (Муслим).

День Арафа является праздничным днём.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يوم عرفة ويوم النحر وأيام منى عيدنا أهل الإسلام

«День Арафа, день жертвоприношения и дни пребывания в Мине – это наши праздничные дни, о мусульмане» (Абу Дауд).

Самая лучшая мольба – это мольба в день Арафа.

Со слов Абдуллаха ибн Амра сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خير الدعاء دعاء يوم عرفة ، وخير ما قلت أنا والنبيّون من قبلي : لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ، وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Лучшая мольба (дуа) – это мольба в день Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова: “Ля иляха илля-Ллах, вахдаху ля шарика лях, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамд, ва хува ‘аля кулли шай-ин къадир”. “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть, и Ему вся хвала, и Он над всякой вещью властен!”» (ат-Тирмизи)

Шейх уль-Ислам ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Азкар» (стр. 326):

فيستحب الإكثار من هذا الذكر والدعاء، ويجتهد في ذلك، فهذا اليوم أفضل أيام السنة للدعاء، وهو معظم الحج ، ومقصوده والمعول عليه، فينبغي أن يستفرغ الإنسان وسعه في الذكر والدعاء وفي قراءة القرآن، وأن يدعو بأنواع الأدعية، ويأتي بأنواع الأذكار، ويدعو لنفسه ويذكر في كل مكان، ويدعو منفردا ومع جماعة، ويدعو لنفسه ووالديه وأقاربه ومشايخه وأصحابه وأصدقائه وأحبابه، وسائر من أحسن إليه وجميع المسلمين

«Желательно стараться произносить эти слова как можно чаще, поскольку этот день является лучшим днём года для обращений с мольбами, а стояние на Арафате – главным обрядом хаджа, ради которого он совершается. Это значит, что во время стояния на Арафате человек должен, не жалея сил, постоянно и всячески поминать Аллаха, обращаясь к Нему с разными мольбами и читать Коран, обращаясь с мольбами к Нему и поминания Его как в одиночку, так и совместно с другими людьми. Ему следует возносить мольбы за себя, а также за своих родителей, родственников, шейхов, товарищей, друзей, за тех, кого он любит, за каждого, кто оказал ему то или иное благодеяние, и за всех мусульман вообще».

Далее имам ан-Навави пишет:

والسنة أن يخفض صوته بالدعاء، ويكثر من الاستغفار والتلفظ بالتوبة من جميع المخالفات مع الاعتقاد بالقلب ويلح في الدعاء ويكرره، ولا يستبطىء الإجابة، ويفتح دعاءه ويختمه بالحمد لله تعالى والثناء عليه سبحانه وتعالى، والصلاة والتسليم على رسول الله صلى الله عليه وسلم، وليختمه بذلك وليحرص على أن يكون مستقبل الكعبة وعلى طهارة

«Согласно сунне мольбу следует произносить тихо, часто просить о прощении и вслух приносить покаяние за все прегрешения, искренне раскаиваясь в них всем сердцем. Паломнику, который произносит свои мольбы, следует повторять их многократно, проявляя настойчивость и не считая, что ответа на них приходиться ждать слишком долго. Начиная и завершая мольбу, необходимо воздать хвалу Аллаху Всевышнему и прославлять Его, а также призывать благословение и мир на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Паломник, который обращается к Аллаху с мольбами, должен стараться делать это в состоянии ритуальной чистоты и повернувшись в сторону киблы».

Пост в день Арафа считается самым важным из тех поступков, которые приближают верующих к Аллаху. Намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь соблюдать пост в день Арафа ради Аллаха». 

Пост в этот день служит искуплением за два года прегрешений.

От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно поста в день Арафа:

يكفر السنة الماضية والسنة القابلة

«Он служит искуплением за прегрешения прошедшего года и будущего года!» (Муслим)

О каких именно грехах идёт речь, имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Мугни аль-Мухтадж» (2/182):

قَالَ الْإِمَامُ: وَالْمُكَفَّرُ الصَّغَائِرُ دُونَ الْكَبَائِرِ. قَالَ صَاحِبُ الذَّخَائِرِ: وَهَذَا مِنْهُ تَحَكُّمٌ يَحْتَاجُ إلَى دَلِيلٍ، وَالْحَدِيثُ عَامٌّ، وَفَضْلُ اللَّهِ وَاسِعٌ لَا يُحْجَرُ، وَقَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ فِي قَوْلِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ» هَذَا قَوْلٌ عَامٌّ يُرْجَى أَنَّهُ يُغْفَرُ لَهُ جَمِيعُ ذُنُوبِهِ صَغِيرِهَا وَكَبِيرِهَا. قَالَ الْمَاوَرْدِيُّ. وَلِلتَّكْفِيرِ تَأْوِيلَانِ: أَحَدُهُمَا: الْغُفْرَانُ، وَالثَّانِي: الْعِصْمَةُ حَتَّى لَا يُعْصَى

«Имам (аль-Джувейни) сказал: “Прощаются малые грехи, не тяжкие”. Автор книги “Аз-Захаир” сказал: “Его утверждение нуждается в доводе. Хадис в основе своей общий, и милость Аллаха обширна, ничем не ограничена”.

Ибн аль-Мунзир сказал: “В словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» – это общие слова, есть надежда что будут прощены все грехи, как малые, так и большие.

Аль-Маварди сказал: “У прощения грехов есть два резона:

1. прощение;
2. сохранность от грехов”».

Далее имам аш-Ширбини пишет:

وَيُسَنُّ أَيْضًا صَوْمُ الثَّمَانِيَةِ أَيَّامٍ قَبْلَ يَوْمِ عَرَفَةَ كَمَا صَرَّحَ بِهِ فِي الرَّوْضَةِ وَلَمْ يَخُصَّهُ بِغَيْرِ الْحَاجِّ، فَيُسَنُّ صَوْمُهَا لِلْحَاجِّ وَغَيْرِهِ. أَمَّا الْحَاجُّ فَلَا يُسَنُّ لَهُ صَوْمُ يَوْمِ عَرَفَةَ، بَلْ يُسَنُّ لَهُ فِطْرُهُ وَإِنْ كَانَ قَوِيًّا لِلِاتِّبَاعِ رَوَاهُ الشَّيْخَانِ وَلِيَقْوَى عَلَى الدُّعَاءِ، فَصَوْمُهُ لَهُ خِلَافُ الْأَوْلَى، بَلْ فِي نُكَتِ التَّنْبِيهِ لِلْمُصَنِّفِ أَنَّهُ مَكْرُوهٌ وَفِيهَا كَالْمَجْمُوعِ أَنَّهُ يُسَنُّ صَوْمُهُ لِحَاجٍّ لَمْ يَصِلْ عَرَفَةَ إلَّا لَيْلًا لِفَقْدِ الْعِلَّةِ. هَذَا كُلُّهُ فِي غَيْرِ الْمُسَافِرِ وَالْمَرِيضِ. أَمَّا هُمَا فَيُسَنُّ لَهُمَا فِطْرُهُ مُطْلَقًا كَمَا نَصَّ عَلَيْهِ الشَّافِعِيُّ فِي الْإِمْلَاءِ

«Желательно также поститься в (первые) восемь дней до дня Арафа, как сказано в труде “Ар-Раудат”, но это не касается только тех, кто не является паломником, напротив, желательно соблюдать пост в эти дни как паломникам, так и всем остальным. Паломнику нежелательно поститься в день Арафа, напротив, желательно разговеться в этот день, даже если он имеет силы – следуя словам, переданным аль-Бухари и Муслимом, чтобы иметь силы для мольбы.

Паломнику лучше не поститься: в примечаниях (имама ан-Навави) к книге “Ат-Танбих” говорится, что ему нежелательно поститься. В “Аль-Маджму” сказано, что паломнику, который ещё не начал стояние на горе Арафат, желательно поститься за исключением ночи – из-за отсутствия причины.

Это всё действительно в отношении тех, кто не является путешественником или больным, что же касается их, то им желательно разговляться, как писал аш-Шафии в труде “Аль-Имля”».

Источник

Одним из важнейших дней в году у мусульман считается день Арафа. Он приходится на девятое число месяца Зуль-Хиджа, известного как месяц совершения паломничества, и предваряет Курбан-байрам.

В 2020 году день Арафа приходится на 30 июля.

В этот день верующие со всего мира направляются к горе Арафат, расположенной в 20 км от Мекки, для выполнения одного из обрядов хаджа. От наименования данной возвышенности и происходит название праздника.

Значимость этой даты объясняется тем, что именно на девятый день Зуль-Хиджа Всевышний ниспослал третий аят суры «Трапеза», повествующий о том, что религия Аллаха была доведена до совершенства.

Достоинства дня Арафа

1. Упоминание в Священном Коране

На особенность дня Арафа указывает уже тот факт, что Господь миров в Своей Книге не просто упоминает о нём, а клянётся им. Так, в суре «Башни» сказано:

Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим и засвидетельствованным! (85:2-3)

Поясняя смысл этих аятов, Пророк Мухаммад (с.г.в.) уточнил: «Обещанный – это Судный день, свидетельствующий – пятница, а засвидетельствованный – Арафа» (Тирмизи).

2. Прощение грехов за два года

Представьте только – верующий всего лишь за один день может искупить грехи, совершённые им на протяжении двух лет. Это есть величайшая милость нашего Создателя, упускать которую явно не стоит. В одном хадисе говорится: «Пост в день Арафа способствует прощению грехов прошлого и грядущего года» (Муслим).

3. Освобождение от Ада

В канун Курбан-байрама Аллах, оценивая поступки людей, освобождает некоторых от мучений Геенны. Его Заключительный посланник (с.г.в.) отмечал: «Не существует такого дня в году, в который Господь освободил от пламени Ада больше Своих рабов, чем в день Арафа» (Муслим).

4. Большая награда

Кроме того, верующий может обрести значительный саваб. В риваяте, приводимом ат-Табарани и имамом аль-Байхаки со слов Аиши (р.а.), упоминается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) приравнивал пост в этот день к уразе длинною в тысячи дней.

Как провести день Арафа

Даже если у правоверного мусульманина нет возможности совершить стояние на горе Арафат, следует воспользоваться благами этой даты исламского календаря:

  • Пост. Прежде всего, 9-го числа месяца Зуль-Хиджа следует поститься, так как за это Аллах, как уже отмечалось выше, может простить грехи за два года. А обретённая награда будет равна той, что причитается мусульманам за уразу, соблюдаемую на протяжении почти трёх лет.

Однако, существует мнение, что людям, совершающим стояние на Арафате, пост соблюдать нежелательно. Подтверждением тому служит хадис, содержащийся в сборниках Бухари, со слов Аиши (р.а.): «Во время стояния мы начали сомневаться относительно того, постится ли Посланник Всевышнего, или нет. Тогда я принесла ему воды, а он её выпил».

  • Произношение дуа. В этот день следует произносить много дуа и просить у Творца как можно больше благ, поскольку именно в Арафа, по воле Господа, мольбы будут приняты. Известен хадис: «Наилучшее дуа – в день Арафа» (Тирмизи). Комментируя его, многие учёные сошлись во мнении, что речь идёт о вероятности принятия мольбы – она более высокая, чем в любой иной день. Некоторые богословы утверждали, что данное преимущество касается лишь хаджиев, взывающих к Создателю на горе Арафат. Но всё же большинство учёных считали, что эта милость Всевышнего распространяется на всех людей, но с небольшим перевесом в сторону совершающих хадж.
  • Отказ от греховного. Хадис гласит: «У того, кто защитит от греха свои глаза, уши и язык, смоются его грехи» (аль-Байхаки). В данном случае имеется ввиду воздержание от оскорблений и лжи, от просмотра и прослушивания запретного.

Источник

Передают со слов Абу Катады аль-Ансари, что к Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и спросил: «Расскажи о том, как ты постишься». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, начал сердиться, и ‘Умар заметил это. Он сказал: «Мы довольны тем, что Аллах – наш Господь, ислам – наша религия, а Мухаммад – наш Пророк! Упаси нас Аллах от Его гнева и гнева Его Посланника». ‘Умар продолжал повторять эти слова до тех пор, пока не прошел гнев Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Затем ‘Умар спросил: «О Посланник Аллаха! Что можно сказать о том, кто постится в течение целого года и разговляется только один день». Он сказал: «Он не постился и не разговлялся». Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится два дня и разговляется один день?» Он сказал: «Разве кто-нибудь способен на это?» Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится один день и разговляется один день». Он ответил: «Так постился Давуд, да пребудет над ним мир». Он спросил: «А что можно сказать о том, кто постится один день и разговляется два дня?» Он сказал: «Хотелось бы, чтобы я мог поступать так». Затем Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост в течение трех дней каждый месяц и каждый рамадан равносилен посту целую вечность. Я надеюсь, что по милости Аллаха пост в день ‘Арафы искупит грехи, совершенные в течение минувшего и будущего годов. Я также надеюсь, что пост в день ‘Ашуры искупит грехи, совершенные за минувший год». Этот хадис передал Муслим, и в одной из его версий говорится, что Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о посте в понедельник, на что он ответил: «В этот день я родился, в этот день я стал пророком, и в этот день на меня снизошло откровение».

КОММЕНТАРИЙ

День ‘Арафы – это девятое число месяца зу-ль-хиджжа. Пост в этот день является желательным для тех, кто не совершает паломничество, потому что он искупает грехи, которые человек совершил в течение минувшего года, и помогает человеку избегать грехов в течение будущего года. Это касается только малых грехов, потому что тяжкие грехи можно смыть только посредством искреннего покаяния, Если же человек не раскается в этих грехах, то он может понести наказание, или же Аллах простит их ему по Своей милости. Что же касается поста паломников в этот день, то мусульманские богословы высказывали различные мнения по этому поводу. Согласно наиболее достоверному мнению, паломникам поститься в этот день нежелательно.

День ‘Ашура – это десятое число месяца мухаррам. Когда мусульмане переселились в Медину, они увидели, что иудеи постятся в этот день. Таким образом иудеи благодарили Всевышнего Аллаха за то, что в этот день Аллах спас Мусу и сынов Исраила от войска Фараона. Тогда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, велел мусульманам поститься в этот день. А для того, чтобы мусульмане отличались от иудеев, он также велел им поститься один день до этого и один день после этого. Известно, что пост в день ‘Ашура был обязательным до ниспослания предписания поститься в месяц рамадан.

Что же касается поста в понедельник, то Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал его в знак благодарности Аллаху за ниспослание ему откровения. Это означает, что мусульманин должен почитать дни, когда Аллах оказал ему великую милость, и поститься в эти дни в знак благодарности Господу. В хадисе Усамы также говорится, что в понедельник человеческие деяния преподносятся Аллаху, и Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, хотелось, чтобы его деяния преподносились Аллаху, когда он постился. См. “Итхаф аль-Кирам”, стр. 191.

Источник

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет сомнения, что пост в день ‘Арафа является благим делом, о котором посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, сказал:
«Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». (хадис привел имам Муслим, 1162)

В этом хадисе указание на желательность поста, на его достоинство.
Тем же кто совершает хадж в день ‘Арафа предписано не поститься, т.к. сам посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, не постился в этот день.
Умм Фадль рассказывала:“В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк, да благословит Аллах и приветствует, или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. (хадис приводит имам Бухари, 1658)
Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим Хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. (приводят сообщение имам Ахмад, 2/304, абу Дауд, 2440 и другие, достоверность его подтвердили ибну Хиббан, ибну Хузейма, аль-Хаким, аз-Захаби, Ахмад Шакир)
Сообщается так же, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас так же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. (см. «сунан аль-кубра» имама ан-Насаи, 2823, 2824, так же «аль-мусаннаф», абдуРраззака, 7820)
Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк, да благословит Аллах и приветствует, во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. (см. “ас-сияр” 10/684)

Из этого становится ясным, что пост в день ‘Арафа является желательным деянием, однако запрещен тем кто совершает Хадж согласно доводам.

Что же делать когда пост выпадает на субботу, как это произошло в этом году, в году 1432 по хиджре (2011 по христианскому летоисчислению), ведь есть хадис в котором пришел на запрет поста в субботу ?
Разберем этот вопрос опираясь на дискуссию по этому вопросу, которая была между шейхом Альбаний, рахимаху Ллах, и шейхом ‘абдуль-Мухсин аль-Аббадом, хафизаху Ллах.

Разговор шейха Аль-Албани и шейха Абдуль-Мухсина Аль-Аббада о запрещении соблюдать необязательный пост по субботам, в том числе – в месяце Шавваль можете прочитать тут.

Дополнение к статье “По субботам не нужно поститься даже в Шавале”

Так же хотел добавить к переведенному диалогу шейха Альбаний, рахимахуЛлах, и шейха аль-‘Аббада, хафизахуЛлах, то что было в конце него:

Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Кто так же из учёных понимал, что нельзя поститься в субботу добровольным постом, даже если он будет присоединен к джум’а ?”
Шейх Альбаний:
“Если вы принимаете передатчика хадиса, кот. передал хадис, как учёного, то ответ “да””.
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Нет, есть кто-то еще, помимо передатчика хадиса ?”
Шейх Альбаний:
“Я вам говорю передатчик хадиса, сахабий !”
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Сахабий не сказал, что понимает хадис таким пониманием как ваше”.
Шейх Альбаний:
“Что же он сказал ?!”
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Может он просто передал хадис, включая понимание, что этот хадис можно совместить с хадисом Джуэйрия (где суббота присоединяется к джум’а)”.
Шейх Альбаний:
“Нет, это не так ! Я имею в виду совсем другое.А это то, что он сказал: “Тот, кот. будет поститься в субботу, нет ему поста и нет ифтара (т.е. награды ни за то ни за другое) !…”
По-моему это был сахабий, абдуЛлах ибну Буср. Так же шейх упомянул, что это мнение было среди ранних и поздних ученых.
Далее шейх сказал:
“И сахабий этими словами сравнил пост в субботу с постом “дахр” (непрерывным), а пост “дахр” отвергнут…”
Из этого диалога мы видим так же что мнение о запрете добровольного поста в субботу подкрепляется мнением сподвижника.

Некоторые пользы из обсуждения этого диалога

Вопрос: А какой ответ шейха Аль-Албани был по поводу выпадения на субботу дня Арафы? Тут же возникает вопрос, а как быть с днем Ашуры, если он тоже выпадает на субботу?
Из слов Шейха аль-Албани: “Нельзя вообще поститься по субботам, за исключением поста, который является обязательным”, выходит, что в случае выпадения дней Арафы и Ашуры на субботу, поститься нельзя, следовательно можно лишиться той награды, которая обещана за пост в эти дни?

Ответ: Шейх аль-Альбани не делал исключение для какого-либо ДОБРОВОЛЬНОГО поста, будь это Арафа или Ашура, если он выпадал на субботу. Т.е. он не постился в эти дни, и приводил хадис: «Что бы ты не оставил ради Всевышнего Аллаха, Он обязательно заменит это для тебя тем, что лучше!» (приводят Уаки’ в “аз-Зухд” 231, Ахмад 5/363, аль-Асбахани 1/73. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса).

Вопрос: Можно поподробнее раскрыть мнение большинства учённых в этом вопросе? Что говорят, какие доводы, а то в теме маловато об этом написано ?

Ответ: Мнение второй стороны опирается на хадис Джуайрии, да будет доволен ей Аллах. Он приводился уже, и это хадис о посте в джум’а, и там посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты постилась за день до нёё?… Ты будешь поститься на следующий день после неё?», и она ответила ему: «Нет». И он ей сказал: «Тогда разговляйся».
И учёные, кот. разрешают, говорят что тут указание на дозволенность поста в субботу, если он связан с постом в пятницу или в воскресенье, а не отдельно только в субботу.
Об этом много раз упоминал шейх ‘абдуль-Мухсин, хафизахуЛлах.

Но есть хадис, в кот. пришел конкретный запрет на пост в субботу, да еще с усилением, а именно, что нужно сделать ифтар даже если это будет “кышр” (кора дерева). И так же там пришло исключение, а это только фарды, как Рамадан или каффара например.
Поэтому мы имеем запрет (нахьюн или хазр) и имеем дозволенность (мубах), как считает вторая сторона.
Однако есть такое правило в фикхе: “нахьюн мукаддимун ‘аляль-мубих” – запрет стоит выше (впереди) мубаха !!!
И оставить пост в субботу ради Аллаха, как пришло в хадисе, ближе к избежанию запрещенного:
«Тому, кто откажется от чего-либо исключительно ради Аллаха, Всевышний возместит более лучшим».
Вопрос: Я всего лишь хочу найти ответ, может это у меня шубха (сомнение) такая, но..
Почему мы не можем сделать так что, запрет на субботу это общий (‘ам), а хадис Джууейри исключающий (хъас), который исключает ?
Или же то что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в субботу и воскресенье, тем самым любил отличаться от мушриков?
Это немного похоже на запрет намаза после молитвы ‘аср, который является ‘ам, на что есть конкретизация. Хотя другая сторона считает иначе, что это наоборот.

Ответ: Брат, что исключение сделал нам сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе, кот. уже приводился. А именно сказав: “за исключением поста, который вменен вам в обязанность (Аллахом)”.
И если бы были исключения кроме этого, что несомненно посланник Аллаху указал бы на это.
«Если бы существовали иные исключения, они заслуживали бы упоминания и разъяснения в хадисе больше, чем исключение, касающееся обязательного поста, потому что мысль о том, что обязательный пост является исключением, приходит в голову скорее, чем мысль о том, что пост в субботу вместе с предыдущим или последующим днём является исключением. Таким образом, упомянутое исключение является указанием на то, что других исключений из этого правила не существует, и это очевидно»…..И далее….
Это из книги шейха ‘Ауайша.
Далее шейх Альбаний, рахимахуЛлах, разделили там на три категории мнений в этом вопросе, и сказал в конце третьего мнения:
“Тот, кто не постится в субботу, за исключением обязательного поста, не противоречит ни одному из этих категорий. Это согласуется с известным в основах фикха правилом:
«Запрещающее предпочитается разрешающему».
Что касается хадиса, кот. ты имеешь в виду:
«Или же то что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в субботу и воскресенье, тем самым любил отличаться от мушриков ?»
То в отношение него достоверности были большие разногласия. И если мы посмотрим, то внешне он противоречит запрету о добровольных постах в субботу.

Вопрос: Мне немного непонятно от сторонников запрета некоторые моменты.
1. Если мы говорим о исключении, то те другие исключения делает разве кто-то другой ? Они же тоже от посланника Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям). Разве саллаллаху алейхи уа саллям не указал это в других хадисах?
Разве существует такое условие, что все исключения должны быть оговорены лишь в самом одном хадисе ? Ведь он может разъяснить это в разных отдельных хадисах.
И подобных моментов, где разъясняется положения чего-то в разных хадисах, очень много, к чему можно привести пример запрета намаза после ‘Аср. Таких примеров много в фикхе. Нельзя же ограничиться только одним хадисом. Надо собрать все хадисы, относящиеся к данной теме и стараться не отвергать не один из них лишь на основании того, что они якобы выглядят противоречиво внешне.
2. Тот, кто не будет поститься в субботу он будет противоречит к другим нескольким хадисам, где указывается дозволенность поста в этот день вместе с соблюдением его наряду с соседним днем. А эти хадисы достоверные. И последовательно, он может упустить такие великие посты как пост Арафа и другие.
3. Правило: «Запрещающее предпочитается разрешающему» оно ведь используется тогда, когда невозможно совместить два текста, а до этого правила стоит правило: «Совмещение предпочитается противопоставлению».
И если собрать ВСЕ хадисы и внимательно присмотреться к каждому из них, то инша Аллах они совместимы друг с другом. Если будем принимать хадисы, где указывается дозволенность поста (а они являются сахих), то инша Аллах поймем, именно на что идет запрет. И здесь будет уместнее правило «Совмещение предпочитается противопоставлению».
Так ли это ?

Ответ: Еще раз хочу напомнить, что в этом вопросе существует разногласие, и здесь было рассмотрено несколько мнений, разногласие это было среди учёных и не порицается мнение другой стороны.
1. Что касается исключений, то исключения пришли именно в самом хадисе. Если бы был просто запрет, то мы бы искали исключения и сопоставляли хадисы, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот, кто седлал исключение, сделал его именно в самом хадисе, усилив при этом обязательностью разговения.
Он, тот, кто делает исключения, да благословит его Аллах и приветствует.
Что касается хадиса о посте в джум’а, то там так же был запрет, и исключением ему есть хадис Джуэйрия, в кот. говориться о связи с днем ранее или днем позже. Это исключение для джу’ма.
Однако для субботы не было такого исключения.
Да, нельзя ограничиваться только одним хадисом и не рассматривать другие. Так вот мы и стараемся объединить, собрать хадисы.
2. Противоречие другим хадисам.
Что касается, например, мнение о том, что запрет на пост в субботу связан именно с уединением его (инфирад).
Однако, как сказал шейх Альбаний, такая связь не устойчивая. Почему ?
Вот если праздник выпадает на субботу, а день ‘Арафа на джум’а, разве дозволит кто-то из ‘уляма поститься в день ‘Арафа, связывая этот пост с постом в субботу ?! Ответ: «нет».
Потому, что пост в ‘ийд харам, запретил его сам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Так же и суббота. Такой же запрет, да еще с усилением
“Та’лиль биль-инфрад лейса салиман”
Что касается примера с молитвой ‘Аср в первом вопросе, то запрет на добровольную молитву после ‘асра был в хадисе без исключений, однако после передавалось, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и не оставлял эту молитву.
В этом вопросе так же был хиляф даже среди сахабов. Однако мнение о дозволенности более веское.
А что касается о запрете поста в субботу, то тут исключение уже есть в самом хадисе, а это обязательные посты.
Что касается упущения награды в день ‘Арафа и другие, то все это посты добровольные. Зная их достоинство мы должны и учитывать запреты.
3. Что касается правил, то не обязательно так брат.
Запрет есть запрет, и в пример этого был приведен ответ ибн Умара:
«Сообщается, что один человек спросил ибн ‘Умара за обет поститься в пятницу, и ибн ‘Умар сказал: “Нам было велено выполнять обет, однако нам было запрещено соблюдать пост в этот день”». (приводят ат-Таялиси 1922. Иснад хороший. См. “Тухфатуль-иршаф” 9/346)
Ведь пост по обету не из добровольных постов, а обязательных, но вместе с тем ибн Умар не пытается совместить два эти положения – выполнение обета и соблюдение поста в запретный день, и не говорит: “ну если ты будешь поститься в пятницу вместе с днем до или после, то нет проблем” и т.п., а просто не дозволяет поститься именно в пятницу по обету.
Хафиз ибн Хаджар говорил: “Если веление и запрет встретятся в одном деле, то чему следует отдавать предпочтение ? Вывод: отдается предпочтение запрету”. (см. “Фатхуль-Бари” 4/241)

Вопрос: Есть хадисы, в которых говорится о дозволенности поста в субботу, как совместить их, или есть объяснение иное ?
1. Пророк(мир ему и благословение Аллаха) постился в субботу и воскресенье, тем самым любил отличаться от мушриков?
Я прочитал года полтора назад работу шейха абу Умара аль-Утайби, посвященную теме добровольного поста в субботу, в которой он обосновывает достоверность хадиса Умм Салямы: “Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по субботам и воскресеньям”.
И говорит, что все имамы, которые опирались на хадис: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным!», объединяли этот хадис с другими и говорили что запрет связан именно на соблюдение поста ТОЛЬКО в субботу, не соблюдая его наряду с днем до или после.
2. Хадис Джувейрия: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к ней в пятницу, а она в этот день постилась. Он спросил: «Постилась ли ты вчера?» Она ответила: «Нет». Он спросил: «А собираешься ли ты поститься завтра?» Она ответила: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда прерви свой пост».
3. Хадис Убайда аль-Араджа: «Моя бабушка рассказывала мне, что однажды она зашла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в субботу, когда он обедал. Он сказал ей: “Иди сюда, поешь!” Она ответила: “Я пощусь”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Ты постилась вчера?” Она ответила: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тогда ешь, ибо пост в субботу — ни за тебя, ни против себя”» (приводят имам Ахмад и другие. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 225)
Не отвергать же нам все эти хадисы только из-за того что они выглядят противоречиво лишь внешне. Если так поступать с хадисами во всех других положениях фикха, то сколько хадисов нам придется отвергнуть ?

Ответ: 1. Так же, что касается хадиса Умм Салямы: “Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по субботам и воскресеньям”, то о слабости этого хадиса можно прочитать тут: “сильсиляту аль-ахадис ад-да’ийфа” (1099).
Этот хадис явно противоречит хадису и запрете, и поэтому его считали шазз – отклоненным.
2. Хадис Джуэйрия.
Этот хадис о дозволенности поста в джу’а, поэтому объединив хадисы с хадисом о запрете, будем поститься в пятницу, например в Шауале, присоединяя его к четвергу.
Т.е. пост в джум’а запрещен, если не присоединить к нему четверг или субботу, как указано в этих хадисах. Однако учитывая запрет поста в субботу, зная о нем, тому, кто желает поститься в субботу, нужно избежать запрета и присоединить к нему четверг.
Но если уже он постился в пятницу не зная, на что как раз и указывают эти хадисы, то ему нужно избежать запрета (пост в джум’а) и присоединить к нему субботу, т.к. это будет для него выходом из харама, и только в этом случае можно опираться на данные сообщения.
И пост в субботу для того кто постился в джум’а уже становится обязательным, и выходит из разряда добровольных, т.к. уединение джум’а не дозволено, нужно присоединить. Это из выводов шейха Альбани.
И это как раз и будет совмещением достоверных хадисов. Мы именно стараемся объединить их, и не отрицаем достоверные хадисы.
3. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул еще раз о связи джум’а с постом до и после. Чтобы не был пост в пятницу уединенным. Эти исключения для поста в джум’а. И поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ешь”, после того, как стало известно, что она (сахаба) не постилась в джум’а, но ведь он не спросил о том будет ли она поститься в воскресенье !
Этот хадис привел ан-Насаи в “аль-Кубра”, в главе “о запрете поста в субботу”.
И так же известно, что пост дозволен, т.е. любой пост, основа его – дозволенность, кроме тех запретов кот. пришли.
И не могло быть скрыто от такого сахаба, как абдуЛлах ибн Буср, что нет ничего кроме запрета, как он передал в обсуждаемом хадисе.
А так же сказал после: “Тот, кто будет поститься в субботу – нет ему поста и нет ифтара”, т.е. награды ни за то ни за это.
И неизвестно, чтобы кто-то опроверг его мнение.
И еще раз хотелось бы напомнить , что так же я оставляю пост в субботу, делая это ради Аллаха, следуя хадису посланника Аллаха:
Тот кто оставит что-то ради Аллаха, Аллах заменит ему это лучшим !”
Т.е. оставляя пост, в субботу, ради Аллаха, зная так же о хадисе, о запрете, выходя из разногласий, т.к. дозволяющие, дозволяют добровольный вид постов, я буду лучше, чем постящийся, инша-Аллах даст мне лучшую награду !

Мудрость в порицании соблюдения поста по субботам

Вопрос: Я прочел на вашем сайте, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отстранял от соблюдения поста по субботам. Какова причина этого”?

Ответ: Хвала принадлежит Аллаху.
Нежелательно выделять из дней недели субботу для соблюдения поста. Некоторые ученые указали, что причиной этому является выделение иудеями этого дня праздником для себя. Как мне видится, причиной этому является то что, иудеи в этот день оставляют любую работу и отдыхают. Таким же образом мусульманин, если будет поститься, будет вынужден оставить из-за поста свои дела, т.к. пост вызывает жажду и голод, чем будет уподобляться иудеям в оставлении работы в этот день”. Конец цитаты.
(фатва Муфтия, Шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да смилуется над ним Аллах 4206) .

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(2714)

Источник