Польза проектной деятельности в школе
Традиционная школа может более или менее
слаженно работать, если дети послушны,
дисциплинированы, не задают лишних вопросов,
пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к
словам учителя и демонстрируют полное усвоение
всего, что он объяснил на уроке. Так в идеале. Но
таковы ли современные дети?
Теперь в школах постоянно ведётся работа по
поиску новых форм и методов преподавания.
Появляются уроки-дебаты, – дискуссии, – игры, –
путешествия, – викторины, – исследования,
уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся
“урок” как устойчивая форма организации
преподавания общей для всех программы для одних
и тех же детей в течение учебного года. Такая
форма обучения настойчиво контролируется
“сверху”. В итоге, несмотря на видимость внешних
изменений, школьная уравниловка всё равно
продолжает порождать академическое неравенство,
именно потому, что все дети не могут проявить
свои индивидуальные способности и не имеют
возможности самореализации.
Так сохраняется основное противоречие между
внутренней потребностью активной части
педагогического сообщества в инновационных
формах работы и организационными стандартами. К
сожалению, приоритетами остаются традиционно
формальные показатели, облегчающие контроль
(“успеваемость”, “наличие планов УВР”, “чётко
оформленные классные журналы” и т.п.)
Так как современное общество ставит перед
школой задачу подготовить школьника знающего,
мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и
применять знания, во многих школах наряду с
разнообразными направлениями новых
педагогических технологий всё чаще применяется
проектная деятельность.
Метод проектов – не новость в мировой педагогике:
он начал использоваться в практике обучения
значительно раньше выхода в свет известной
статьи американского
педагога
В.
Килпатрика “Метод проектов” (1918), в которой он
определил это понятие как “от души выполняемый
замысел”. В России метод проектов был известен
еще в 1905 году.
Под руководством С.Т.
Шацкого работала группа российских педагогов
по внедрению этого метода в образовательную
практику. После революции метод проектов
применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской.
В 1931 г.
постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осужден как чуждый советской
школе и не использовался вплоть до конца 80-х
годов.
Основное предназначение метода проектов
состоит в предоставлении учащимся возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем,
требующих интеграции знаний из различных
предметных областей. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта
технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути. Преподавателю
в рамках проекта
отводится роль разработчика, координатора,
эксперта, консультанта.
По определению М.А. Ступницкой, учебный проект
– совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся – партнеров,
имеющая общую цель, согласованные способы
деятельности, направленная на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы,
значимой для участников проекта.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где и как я могу эти знания применить, – вот
основной тезис современного понимания метода
проектов, который и привлекает многие
образовательные системы, стремящиеся найти
разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания,
умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств
обучения, а с другой – интегрирование знаний,
умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей. Результаты
выполненных учащимися проектов должны быть
ощутимыми, если это теоретическая проблема-
конкретное ее решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов –
показатель высокой квалификации преподавателя,
его прогрессивной методики обучения и развития.
Недаром эти технологии относят к технологиям XXI
века, предусматривающим, прежде всего умение
адаптироваться к стремительно изменяющимся
условиям жизни человека.
Американский профессор Коллингс предложил
первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр – различные игры, народные танцы,
драматические постановки и т.п. Цель – участие
детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты – целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых –
получить удовольствие от рассказа в самой
разнообразной форме – устной, письменной,
вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты – создание
конкретного, полезного продукта.
Самое решающее звено в реализации проекта –
учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний
и информации, учитель превращается
в организатора деятельности, консультанта
и коллегу по решению проблемы, добыванию
необходимых знаний и информации
из различных (может быть и нетрадиционных)
источников. Работа над учебным проектом или
исследованием позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми
вновь и вновь пережить вдохновение
творчества, превратить образовательный процесс
из скучной принудиловки в результативную
созидательную творческую работу.
Применение исследовательского метода обучения
возможно на любом материале и в любом школьном
возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и
активизация познавательной деятельности
учащихся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации знаний, построения
гипотез.
Практика показывает, что применение метода
проектов на уроках русского языка и литературы
позволяет осваивать новые формы организации
деятельности учащихся и в значительной мере
способствует повышению качества знаний. На
уроках мы учим детей самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой
цели знания из разных областей, развиваем умения
устанавливать причинно-следственные связи.
Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, помогает учащимся не
только хорошо усвоить необходимый материал, но и
развивает мышление, самостоятельность,
познавательную и творческую активность.
По своей структуре проектная деятельность
представляет собой многоступенчатую систему
взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом
проекта включает в себя четыре основных этапа:
1. Планирование работы над проектом:
– высказывание пожеланий и возможных путей
разрешения спорных вопросов;
– обсуждение возникших идей;
– перечисление интересующих учащихся тем
проектов;
– формулирование темы проекта для класса или
группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской
работы учащихся и самостоятельного получения
новых знаний):
– уточнение намеченной цели задач;
– поиск и сбор информации с помощью специальной
литературы, средств массовой информации, сети
Интернет, использование собственных знаний и
опыта учащихся;
– обмен информацией с другими лицами (учащимися,
учителями, родителями, консультантами);
– интерпретация данных;
– сравнение полученных данных и отбор наиболее
значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования
полученной информации и интеграции полученных
знаний, умений, навыков):
– систематизация полученных данных;
– построение общей логической схемы выводов для
подтверждения итогов (в виде рефератов,
конференций, видеофильмов, мультимедийной
презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап
анализа исследовательской деятельности
школьников):
– осмысление полученных данных и способов
достижения результата;
– обсуждение и организация презентации
результатов работы над проектом (на уровне школы,
округа, города и т.д.)
Я использую следующие виды презентации
проектов: пресс-конференция, деловая игра,
телепередача, научная конференция, защита на
Учёном совете, путешествие, диалог с
историческим или литературным персонажем и
другие.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю
учащимся следующий алгоритм действий:
Выбор темы проекта.
Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого
результата я хочу достичь? Записать ответы. Если
это исследование, то затем нужно выдвинуть
предположение – гипотезу. Сделай свое
предположение о том, какой будет результат и
почему? Записать ответы.
Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы
получить результат? Записать план своих
действий.
Собираем данные (изучаем литературу, ставим
эксперименты, собираем необходимую информацию).
Получаем результаты. (Если что – то не удалось –
это тоже результат).
Анализируем результаты. Сравниваем полученное
с данной гипотезой.
Делаем выводы. Планируем дальнейшую
деятельность. Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем
общую оценку результатов.
Этот алгоритм помогает учащимся успешно
двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Основная трудность в
организации проектной деятельности –
перегрузка учащихся. Исследовательская работа
объёмная, кропотливая, особенно, если это
– поиск информации, чтение
научной литературы, написание рефератов.
Конечно, польза от такой деятельности
несомненная, но приходится избегать больших
временных затрат.
При сегодняшней загруженности современного
ученика, реальным я считаю создание одного-двух
проектов в течение года. Наиболее удачные
проекты ребята представляют на школьной Малой
академии, на районных и городских конкурсах.
Из-за ограниченности во времени, чаще я
использую краткосрочные проекты, конечным
продуктом которых является мультимедийная
презентация. На мой взгляд, эта форма отчёта
позволяет не только структурировать информацию
в алгоритмическом порядке, но и облегчить
усвоение и запоминание материала. Не маловажной
является и психолого-физиологическая
особенность восприятия материала, так как во
время обучения будут задействованы все каналы
восприятия. Хорошо известно, что при аудио- и
визуальном преподнесении запоминается до 65%
информации. Для сравнения: устной информации
запоминается лишь 12 %, с записями – 25 %.
Презентации можно применять на различных
этапах урока, зрительное восприятие изучаемых
объектов позволяет быстрее и глубже усваивать
излагаемый материал.
Создание мультимедийной презентации является
незаменимой формой организации повторения
учебного материала в условиях подготовки
обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11
классе и новой форме по русскому языку в 9 классе.
Для успешного выполнения заданий по русскому
язык, учащимся предлагается создать проекты по
следующим темам: “Языковые тропы”, “Сочинение –
рассуждение”, “Виды орфограмм в корне
(суффиксах, приставках)”, “Пунктуация простого
осложненного предложения”, “Пунктуация
сложного предложения”, “Стили и типы речи” и
другие.
Созданные презентации дают возможность
рациональнее использовать учебное время, учат
ребят работать в информационном пространстве.
Таким образом, главными достоинствами
проектного метода обучения, бесспорно, является
следующее:
- актуальность. В центре технологии – ученик, его
активное участие, позволяющее применять
приобретенные знания, умения и навыки, а также
добывать эти знания самостоятельно; - создание комфортной образовательной среды.
Степень сотрудничества учитель-ученик,
ученик-ученик становится фактором развития и
самоопределения личности; - дифференцированный подход. Тему проектов
учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и
возможностей. Это позволит учащемуся
реализовать свой творческий потенциал. В
результате чего решаются и многие задачи
личностно ориентированного обучения; - использование информационных технологий:
обработка информации и коммуникация всегда
являлись и остаются основными видами учебной
деятельности; - формирование исследовательских умений;
- мотивирующий характер: право выбора,
возможность самим контролировать процесс и
сотрудничать с одноклассниками – всё это
повышает мотивацию обучения.
Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас
волна увлечения проектами привела к тому, что
делать проекты в школе стало модно, причем, часто
целью этих работ является желание
“засветиться” на каком-нибудь конкурсе, благо,
за последние несколько лет их стало много.
Конкурсы проектов учеников довольно часто
представляют собой “Выставку достижений
учителей”. В работе некоторых жюри иногда верх
берет академизм, и тогда преимущества получают
профессионально выполненные проекты, доля
участия детей в которых минимальна. Эта
тенденция может принести много вреда, поэтому
нужно четко определить, зачем выполняется тот
или иной проект, чему могут научиться школьники,
что именно должен делать каждый участник работы,
чтобы достичь собственных целей, поставленных в
самом начале работы над проектом.
Только правильно организованная работа окажет
положительное воздействие на учащихся, будет
способствовать самостоятельному получению
знаний и опыта из непосредственного общения с
реальной жизнью, развивая у них умения работать с
постоянно меняющейся информацией,
самостоятельность, критическое мышление,
инициативу. Если ученик постоянно будет
заниматься проектной деятельностью в школьные
годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется
более приспособленным, сумеет планировать
собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, то есть адаптироваться к
окружающим условиям.
«Всё, что ученик познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения задач, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он может применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проектная деятельность учащихся — сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой»
Джон Дьюи и Август Лай, основоположники проектного подхода, придерживались такой философии еще 100 лет назад. И сегодня эти идеи более чем актуальны, хотя уже и не воспринимаются как инновация.
Проектирование в образовании сегодня — привычная практика. Привычной она стала во многом из-за перехода образования к компетентностной модели обучения.
Проект действительно помогает развивать ряд важных компетенций и особенно в том случае, когда воспринимается как инструмент, а не как самоцель.
В своей практике мы подходим к проекту именно как к инструменту, который помогает людям овладеть различными компетенциями, раскрыть потенциал и научиться совершать позитивные изменения вокруг.
Накопив довольно богатый опыт в социальном проектировании, мы решились написать книгу. Так тренеры АРТы стали авторами пособия «Как преподавать проектный менеджмент: руководство к действию для педагогов». В нем мы описали подходы к проектированию, собрали упражнения и советы, как преподавать проектирование и сопровождать проекты учащихся.
Отдельный раздел посвятили развитию компетенций через призму проектной работы. Ниже приводим отрывок, где описано, какие компетенции, на наш взгляд, развиваются благодаря проектированию и как поддерживать проектантов в этом развитии.
Компетентностный подход
Существует много концепций, определяющих образовательные компетенции, например: Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни (рекомендации Евросоюза), Навыки и компетенции XXI века,Образовательные компетенции программы TUNING, в которой приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию и т. д.
Знакомясь с разными концепциями, анализируя сферу проектного менеджмента и наш опыт, мы пришли к выводу, что проектная деятельность позволяет успешно развивать следующие компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция связана с ценностными представлениями человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Это ключевая компетенция, которая является источником смыслов и внутренней мотивацией, важна для любой деятельности. В проектной деятельности проектанты учатся понимать себя, свои ценности и интересы, свои сильные стороны, замечать общественные проблемы и находить конструктивные способы решения, занимать осмысленную проактивную позицию.
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция становится неотъемлемой частью любой образовательной программы, направленной на развитие у людей способности учиться в течение всей жизни и адаптироваться к изменениям в мире.
Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.
Гражданская компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в общественной жизни, влиять на происходящее и отстаивать ценности свободы, диалога, равенства, уважения прав человека, социального разнообразия, солидарности, сплочённости, устойчивого развития и т. д. Проектанты знакомятся с разнообразными видами участия в жизни общества и становятся инициаторами конструктивных общественных изменений. Проектанты осознают, как вышеперечисленные ценности отражаются в жизни отдельного человека и всего общества, и то, как они могут перенести их на свой проект.
Предпринимательские и новаторские компетенции включают творчество, инновации, готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленных целей. Обладая этими компетенциями, человек способен создавать собственное дело — от идеи до реализации. Проектанты учатся управлять проектом, развивают способность планировать, организовывать, действовать по плану, адаптировать план к обстоятельствам в случае необходимости, руководить и делегировать, находить ресурсы для реализации проекта, составлять бюджет и вести учёт расходов, делать финансовые и аналитические отчёты (если проект предусматривает внешнее финансирование). Они учатся вести переговоры, работать с целевой аудиторией, привлекать волонтёров. Проектанты учатся преодолевать страхи и сомнения, развивая тем самым упорство, настойчивость и уверенность в себе.
Самоорганизация — это управление самим собой для достижения поставленных целей: стимуляция самого себя, осуществление контроля за эмоциями, физическим состоянием, мыслями, действиями, поведением. Без этой компетенции индивид не способен превращать свои идеи в действия. Проектанты учатся придерживаться планов и договорённостей, включаться в проект и сохранять мотивацию, нести ответственность, организовывать свою работу.
Сотрудничество — это умение эффективно работать в команде, принимать на себя разные социальные роли и нести ответственность за совместную работу. Решение сложных задач невозможно в одиночку, поэтому в нашем комплексном мире необходимо уметь успешно взаимодействовать с другими людьми.
Важно, чтобы проектанты выполняли проекты не в одиночку. Каждый проект предполагает много задач и ролей, проектанты учатся их распределять в команде и координировать свои действия. Они учатся договариваться и принимать решения, учитывая интересы и мнения каждого, приобретают навыки мирного решения конфликтов.
Креативность — это умение генерировать большое количество идей, решение проблем совершенно новым неординарным способом. Понимание ошибки как возможности улучшить результат. Открытость и готовность реагировать на новые обстоятельства. Креативность помогает видеть и анализировать комплексные проблемы, находить решения и создавать образы желаемого будущего. Проектанты учатся генерировать идеи и определять оптимальное решение для своего проекта. Они развивают гибкость мышления, способность действовать в трудные моменты неопределённости или отклонения от плана, возникающие в ходе реализации проекта.
Как можно поддерживать проектантов в развитии данных компетенций?
Дать пространство для саморазвития, не требовать идеальных проектов на «5», а поддерживать учебный процесс через приобретение нового опыта. Это культура доброго отношения к «ошибкам» и постоянной рефлексии. Именно в проектной деятельности можно научить не пасовать перед трудностями и поражениями, не бояться ошибок, а наоборот, проанализировав их, самостоятельно изменить ситуацию.Возможно, проектанты ещё не осведомлены о компетенциях и их роли в современном мире. Необходимо познакомить их с компетенциями, объяснить их значение, актуальность и обозначить возможности для развития в проекте.Выстроить последовательный процесс осознанной работы над собой: помочь проектанту увидеть точки роста и сформулировать учебные цели, поддержать в выходе из зоны комфорта в зону развития, делать регулярные промежуточные рефлексии, проводить итоговую встречу по проекту с ретроспективой всего проекта и рефлексией полученного опыта.Создавать благоприятную атмосферу сотрудничества, которая очень важна для учебного процесса. Часто проектанты воспринимают друг друга как соперников. Следует подчеркнуть важность каждого проекта, его уникальность, общий вклад в развитие общества. Проектанты могут помогать друг другу, делиться идеями, поддерживать эмоционально и т. д. Можно сообща праздновать успехи друг друга, делиться трудностями, да и просто общаться на разные темы, проводить вместе свободное время.