Польза путешествий по родному краю
Каменный Город и Белогорский монастырь, Чердынь и Усолье — эти название знакомы каждому прикамцу. Только вот многие уже не по разу побывали на турецких пляжах, а увидеть красоту родных мест всё недосуг.
В своё время физик и программист Игорь Серебренников совершенно не увлекался путешествиями. Но однажды всё изменилось. Из активного туриста он «вырос» в экскурсовода. Увлечённо стал знакомить пермяков с историей и природой родного края. Он не просто хороший рассказчик, но и легко перевоплощается в исторические образы. На экскурсию он может надеть костюм красноармейца или белого офицера.
Из домоседов в экстремалы
Марина Медведева, «Аиф-Прикамье»: Скажите, Игорь, а вы за красных или за белых?
— За правду. Я рассказываю об исторических фактах, не занимая какой-либо позиции, чтобы слушатели сами могли делать выводы. Костюмы решил использовать, потому что это помогает людям получить другие ощущения соприкосновения с историей, погрузить их в тему.
— Влияет ли на вас образ, который вы на себя примеряете?
— Конечно. Это помогает мне проникнуться духом эпохи. Надеваю шинель и чувствую себя суровым военным, повидавшим жизнь. Ну а главное — возникает и уверенность в той информации, которую я доношу. И люди это чувствуют. Мне важно настолько заразить их интересом к родному краю, чтобы свободное время они тратили на путешествия по Перми и Прикамью. Хочу увлечь молодых ребят, которые «живут» в смартфонах. Классические экскурсии сейчас устарели. Их нужно форматировать, проводить по-другому. И я хочу объединить родителей, детей, чтобы интересно было всем.
— Зачем это нужно?
— Я — профессиональный инструктор, давно вожу туристов на сплавы и в походы. Когда ты на природе, необходимо, чтобы незнакомые люди быстро сплотились. От этого зависит жизнь всех туристов на ближайшие дни. Люди не просто хотят общаться. Им это важно. Поэтому, какую бы экскурсию я ни проводил (по Перми или краю), всегда какое-то время трачу, чтобы всех друг с другом познакомить. Это даёт людям возможность найти друзей, продолжив общение после поездки. Кроме того, многие начинают интересоваться другими направлениями, становятся активными туристами. Самые активные — женщины. Даже в пеших походах 80% представительниц прекрасного пола. Женщинам главное, чтобы было интересно. Они по природе любознательны. Мужчины более ленивы и требовательны. Им тяжело заставить себя пойти в незнакомые места.
— Вы тоже мужчина, и всё же занимаетесь походами и туризмом. Как себя заставили?
— Признаюсь, произошло это далеко не сразу. До 30 лет я не водил машину, занимался программированием, настройкой программы 1С. Играл в компьютерные игры и сидел дома. Но попал в компанию очень интересных ребят. И довольно быстро из домоседа превратился в путешественника-экстремала. Более того, понял, что меня настолько привлекает работа инструктора, что я устроился в турфирму.
Реклама для края
— Многие были за границей, но свой регион знают плохо. Почему так происходит?
— Поиск ответа на этот вопрос занимает меня давно. Многие люди не знают, в каких красивых и интересных местах они живут. У них нет интереса и соответственно запроса. А всё потому, что внутренний туризм в регионе особо не пропагандируют. Разве что одиночки-энтузиасты. К примеру, Василий Вавилов ездил по краю и снимал за свои деньги красивейший видеосериал «Доступный Урал». Его можно было увидеть только в Сети. И только недавно его начали показывать по телевидению. Будет здорово, если наши чиновники, мэр, губернатор, начнут отдыхать в Пермском крае и пропагандировать это. Поверьте, люди склонны копировать лидеров. Они за ними потянутся.
У нас много турфирм, ещё больше частных лиц, которые вывозят на самые разные экскурсии по региону. Так что туриндустрия к потоку туристов готова.
— А инфраструктура?
— Ситуация постепенно меняется к лучшему. До Кунгура уже можно доехать практически за час. Раньше приходилось тратить на дорогу полтора-два часа. И это если в пробку не попал. Неплохие дороги до Красновишерска и Чердыни. Но есть два особенно проблемных направления. Первое: Усть-Койва — это место находится в 200 км от Перми, где р. Койва впадает в Чусовую. Здесь чистейший воздух, вокруг много скал, пещер. Остановиться можно на турбазе. А вот нормальной дороги нет. Доехать туда можно только на уазиках. Второе направление — Кын, где исторические достопримечательности соседствуют с прекраснейшей природой. Дорога, которая ведёт туда, также оставляет желать лучшего.
Другой мир
— Самое дальнее место, где вы побывали в регионе?
— Река Акчим (приток Вишеры). Там я плавал на каяке. Воды в речке бурные, и испытываешь невероятные эмоции. Ехать туда 5-6 часов по тряской дороге на специальной машине — вахтовке. На берегу реки есть разрушенный мост, и в конце просеки порой можно увидеть медведя. Мои знакомые даже успели его сфотографировать. Мечтаю побывать в Вишерском заповеднике. Добираться туда очень долго и тяжело, но это того стоит. Дикая природа, чистый воздух, рыба, горы вокруг… И это не единственное место в крае, где понимаешь, что фантастически красивые виды можно посмотреть не выезжая далеко.
— Что могут дать путешествия по родному краю?
— Когда вы видите вокруг себя эту красоту, вы наполняетесь энергией, находитесь в единении с природой, чувствуете себя умиротворённым и в итоге становитесь счастливым. В городе получить эти ощущения нельзя. Стать туристом несложно. Начать можно хотя бы с экскурсии по Перми. Потом поехать, скажем, в Каменный Город. И вот тут станет ясно, что достаточно сесть в автомобиль — и через несколько часов попадёшь в совершенно другой мир, который можно открывать для себя бесконечно.
Каменный Город и Белогорский монастырь, Чердынь и Усолье — эти название знакомы каждому прикамцу. Только вот многие уже не по разу побывали на турецких пляжах, а увидеть красоту родных мест всё недосуг.
В своё время физик и программист Игорь Серебренников совершенно не увлекался путешествиями. Но однажды всё изменилось. Из активного туриста он «вырос» в экскурсовода. Увлечённо стал знакомить пермяков с историей и природой родного края. Он не просто хороший рассказчик, но и легко перевоплощается в исторические образы. На экскурсию он может надеть костюм красноармейца или белого офицера.
Из домоседов в экстремалы
Марина Медведева, «Аиф-Прикамье»: Скажите, Игорь, а вы за красных или за белых?
— За правду. Я рассказываю об исторических фактах, не занимая какой-либо позиции, чтобы слушатели сами могли делать выводы. Костюмы решил использовать, потому что это помогает людям получить другие ощущения соприкосновения с историей, погрузить их в тему.
— Влияет ли на вас образ, который вы на себя примеряете?
— Конечно. Это помогает мне проникнуться духом эпохи. Надеваю шинель и чувствую себя суровым военным, повидавшим жизнь. Ну а главное — возникает и уверенность в той информации, которую я доношу. И люди это чувствуют. Мне важно настолько заразить их интересом к родному краю, чтобы свободное время они тратили на путешествия по Перми и Прикамью. Хочу увлечь молодых ребят, которые «живут» в смартфонах. Классические экскурсии сейчас устарели. Их нужно форматировать, проводить по-другому. И я хочу объединить родителей, детей, чтобы интересно было всем.
— Зачем это нужно?
— Я — профессиональный инструктор, давно вожу туристов на сплавы и в походы. Когда ты на природе, необходимо, чтобы незнакомые люди быстро сплотились. От этого зависит жизнь всех туристов на ближайшие дни. Люди не просто хотят общаться. Им это важно. Поэтому, какую бы экскурсию я ни проводил (по Перми или краю), всегда какое-то время трачу, чтобы всех друг с другом познакомить. Это даёт людям возможность найти друзей, продолжив общение после поездки. Кроме того, многие начинают интересоваться другими направлениями, становятся активными туристами. Самые активные — женщины. Даже в пеших походах 80% представительниц прекрасного пола. Женщинам главное, чтобы было интересно. Они по природе любознательны. Мужчины более ленивы и требовательны. Им тяжело заставить себя пойти в незнакомые места.
— Вы тоже мужчина, и всё же занимаетесь походами и туризмом. Как себя заставили?
— Признаюсь, произошло это далеко не сразу. До 30 лет я не водил машину, занимался программированием, настройкой программы 1С. Играл в компьютерные игры и сидел дома. Но попал в компанию очень интересных ребят. И довольно быстро из домоседа превратился в путешественника-экстремала. Более того, понял, что меня настолько привлекает работа инструктора, что я устроился в турфирму.
Реклама для края
— Многие были за границей, но свой регион знают плохо. Почему так происходит?
— Поиск ответа на этот вопрос занимает меня давно. Многие люди не знают, в каких красивых и интересных местах они живут. У них нет интереса и соответственно запроса. А всё потому, что внутренний туризм в регионе особо не пропагандируют. Разве что одиночки-энтузиасты. К примеру, Василий Вавилов ездил по краю и снимал за свои деньги красивейший видеосериал «Доступный Урал». Его можно было увидеть только в Сети. И только недавно его начали показывать по телевидению. Будет здорово, если наши чиновники, мэр, губернатор, начнут отдыхать в Пермском крае и пропагандировать это. Поверьте, люди склонны копировать лидеров. Они за ними потянутся.
У нас много турфирм, ещё больше частных лиц, которые вывозят на самые разные экскурсии по региону. Так что туриндустрия к потоку туристов готова.
— А инфраструктура?
— Ситуация постепенно меняется к лучшему. До Кунгура уже можно доехать практически за час. Раньше приходилось тратить на дорогу полтора-два часа. И это если в пробку не попал. Неплохие дороги до Красновишерска и Чердыни. Но есть два особенно проблемных направления. Первое: Усть-Койва — это место находится в 200 км от Перми, где р. Койва впадает в Чусовую. Здесь чистейший воздух, вокруг много скал, пещер. Остановиться можно на турбазе. А вот нормальной дороги нет. Доехать туда можно только на уазиках. Второе направление — Кын, где исторические достопримечательности соседствуют с прекраснейшей природой. Дорога, которая ведёт туда, также оставляет желать лучшего.
Другой мир
— Самое дальнее место, где вы побывали в регионе?
— Река Акчим (приток Вишеры). Там я плавал на каяке. Воды в речке бурные, и испытываешь невероятные эмоции. Ехать туда 5-6 часов по тряской дороге на специальной машине — вахтовке. На берегу реки есть разрушенный мост, и в конце просеки порой можно увидеть медведя. Мои знакомые даже успели его сфотографировать. Мечтаю побывать в Вишерском заповеднике. Добираться туда очень долго и тяжело, но это того стоит. Дикая природа, чистый воздух, рыба, горы вокруг… И это не единственное место в крае, где понимаешь, что фантастически красивые виды можно посмотреть не выезжая далеко.
— Что могут дать путешествия по родному краю?
— Когда вы видите вокруг себя эту красоту, вы наполняетесь энергией, находитесь в единении с природой, чувствуете себя умиротворённым и в итоге становитесь счастливым. В городе получить эти ощущения нельзя. Стать туристом несложно. Начать можно хотя бы с экскурсии по Перми. Потом поехать, скажем, в Каменный Город. И вот тут станет ясно, что достаточно сесть в автомобиль — и через несколько часов попадёшь в совершенно другой мир, который можно открывать для себя бесконечно.
Видео дня. Сотрудники МЧС России вместе с сотрудниками ХимСпаса пытаются локализовать последствия аварии
ЭКСКУРСИИ ПО РОДНОМУ КРАЮ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОУ СОШ №87 Г. ВОЛГОГРАДА.
Составили: Карпушина Г.Ю.
Шарманова Ю.В.
«Патриотизм ─ это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились». Так выразился британский писатель, романист, лауреат Нобелевской премии Бернард Шоу.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность ─ самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста ─ это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств.
Воспитывать истинного патриота своей Родины ─ задача трудновыполнимая для педагога.
В рамках изучения курса «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100» 34 часа уделяется вопросам изучения истории России, символики государства, социально ─ культурным ценностям. В тоже время ребенок младшего школьного возраста лучше воспринимает и запоминает информацию, которую увидел, потрогал, ощутил. Большое значение в реализации принципа наглядности отводится экскурсиям по родному краю.
Волгоград ─ город, жителей которого объединяют сильные патриотические чувства еще со времен Великой Отечественной Войны. Для учителей данный факт особенно актуален. Именно поэтому с первого класса в нашей школе ведется работа по патриотическому воспитанию обучающихся посредством экскурсий по родному городу. Формы проведения экскурсий следующие:
1) путешествия «не выходя из класса» (устные журналы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами);
2) туристические походы;
3) выезды в музеи;
4) пешеходные прогулки по окрестностям;
5) автобусные экскурсии.
Цель каждой экскурсии ── это знакомство с героическим прошлым родного города, достопримечательностями, историей Волгограда и Волгоградской области.
Самой востребованной формой проведения экскурсий у обучающихся нашего класса является автобусная. Перед поездкой совместно выбирается маршрут, рассматривается его месторасположение на карте, изучается дополнительная литература. Исходя из этого, ученики не являются пассивными слушателями, т.к. уже имеют представление о месте следования. Это повышает внимание детей, улучшает процесс запоминания. Так как экскурсии проводятся в игровой увлекательной форме, дети с удовольствием слушают, меньше утомляются, легко усваивают материал, а главное, каждое путешествие для ребенка оказывается маленьким открытием достопримечательностей родного города. После поездки мы делимся впечатлениями, оформляем стенгазету, на карте Волгограда и области вывешиваем очередной флажок.
С 2009 по 2011г.г. наш класс посетил следующие достопримечательности: Мамаев курган, Солдатское поле, Лысую гору, Дубовский монастырь, Казачий курень, музей музыкальных инстументов, музей русской сказки, Никитскую церковь, краеведческий музей. Приведу выдержки из сочинений детей:
Терпеливый Д. «Недавно мы с классом ездили на экскурсию в музей музыкальных инструментов. Мне было очень интересно. Больше всего я запомнил, как хранитель музея В.Е.Пушкин играл на гармони. Этот инструмент во время кровопролитных боев под Сталинградом, будучи ребенком, он пронес много километров под бомбежкой. И гармонь уцелела! Теперь Вячеслав Евгеньевич играл нам, а мы всем классом пели «Катюшу».
Зайцева А. «Во втором классе мы были на экскурсии на Солдатском поле. Я узнала много интересного о Великой Отечественной Войне и героических подвигах наших солдат. После битвы поле было в минах и снарядах еще 30 лет. Когда его разминировали, то пригласили 15 лучших трактористов нашей страны. Солдатское поле перепахали, засеяли рожью, а осенью собрали урожай. Останки солдат захоронили в братской могиле. Я горжусь тем, что живу в героическом городе!»
Дубовая К. «Наконец наступил этот долгожданный день. Мы едем на экскурсию в Казачий курень. По дороге экскурсовод рассказывает о казаках и их жизни. Когда мы приехали в Казачий курень, то увидели много интересного: дом, где жили казаки, их одежду, мебель, посуду, утварь. Экскурсия нам понравилась».
Ребров Е. «9мая в день Победы мы ездили на Мамаев Курган почтить память погибших героев Великой Отечественной Войны, сказать им: «Спасибо за чистое небо над головой, за Вашу отвагу и бесстрашие в боях с фашистами».
Меня поразила Родина ─ Мать своим величием и красотой, а зал Воинской Славы завораживающей тишиной».
Учителя начальной ступени МОУ СОШ №87 Тракторозаводского района г. Волгограда разработали комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию, представленных ниже:
1 класс.
1. «Наш район на карте города» (урок ─ путешествие по карте Волгограда).
2. «История образования Тракторозаводского района» (познавательная игра «Колесо истории»).
3. «Моя малая родина» (пешеходная экскурсия «Моя малая родина »).
2 класс.
1. «Первенец тракторостроения» (экскурсия в музей Тракторного завода).
2. « Район в период Великой Отечественной Войны »(презентация).
3. «Волжская ГЭС» (автобусная экскурсия).
3 класс.
1. «Танковая башня ─ передний край обороны» (пешеходная экскурсия).
2. «Улица носит имя героя» (пешеходная экскурсия).
3. «Достопримечательности района» (автобусная экскурсия).
4 класс.
1. «Палеологическая стоянка в Старой Мечетке» (пешеходная экскурсия).
2. «Их имена навечно в памяти народной» (пешеходная экскурсия к переднему краю обороны 13 стрелковой дивизии Родимцева).
3. «История моей семьи в истории района» (презентация).
В заключении можно сказать, что работа в данном направлении оставит след в сердцах детей, и они вырастут настоящими патриотами своей Родины.
Роза Хамзина
Конспект ОД для подготовительной группы «Путешествие по родному краю»
Конспект образовательной деятельности
для подготовительной группы
Образовательная область: «Познание с региональным компонентом»
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательная:
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
-формировать умения правильно строить предложения,обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;
— дифференцировать понятия край — страна;
Развивающая:
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;
-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Воспитательная:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Интеграция полученных знаний,умений и навыков через образовательные области: «Познание», “Коммуникация”, «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка»;через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации.
Материал:Демонстрационный: картинный ряд, знаки по охране природы, карта России, карта Башкортостана, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка, флажок Башкортостана.
Раздаточный: ключ, знаки полезных ископаемых.
Словарная работа: Башкортостан, белоречане, полезные ископаемые,
Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Предварительная работа:
-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Башкортостана»;
-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;
-создание в группе познавательного центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку по теме «Краеведение»;
-игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
—динамические упражнения — речь с движением.
-прослушивание музыкальных произведений.
Технические средства: Музыкальный центр.
Ход ОД:
-Здравствуйте, дорогие друзья! — Здравствуйте, дорогие гости!
-Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
-Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу?
(Ответы воспитанников).
-Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
-Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.
-Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).
-Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина!
А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса и сила, так о России писал поэт Сергей Есенин.
-И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.
-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).
-Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?
Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).
-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.
(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).
Ритмическое упражнение «Велосипед»:
Ед — ед — ед —едет мой велосипед?
Да — да — да — быстрая езда.
Али — али — али — нажимаю на педали.
Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.
— Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая».
-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту — это Россия, вот она, какая большая наша страна!
-Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
-Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша республика Башкортостан в окружении России, кажется сравнительно небольшой.
— Ребята, а здесь лежит записка, видно для нас.Давайте мы ее прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней башкирской земле. Ребята. А что вы знаете о вашем башкирском крае? Что означают слова Родина и малая родина? (Педагог повторно зачитывает каждый вопрос отдельно, а воспитанники отвечают).
-Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.
Наш Башкортостан — это республика, где мы с вами живем.
-Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (город Белорецк).
-Да, наш город — это и есть наша малая родина.
-Как, называют жителей нашего города? (Белоречане).
-А кто из вас, ребята, скажет, чем богата наша республика? (Полезными ископаемыми — это уголь, золото, руда, мрамор, нефть, газ и т. д.).
— Посмотрите, ребята, перед вами лежат знаки полезных ископаемых.Задание такое: возьмите по знаку, назовите, что это за знак и какую пользу он приносит людям? (Воспитанники берут знак и отвечают на поставленный вопрос).
-Ребята, а что я держу в руке? (Флажок нашей республики Башкортостан).Я предлагаю вам игру: «Знаешь — называешь и передаешь». Давайте с вами вспомним, какие города нашей республики мы знаем?
Игра «Знаешь — называешь и передаешь».
(Воспитанники передают флажок друг другу и называют города Башкортостана).
А сейчас, ребята,я хочу вам загадать загадку:
Наш край родной, наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом.
Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина).
-Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.
Педагог:
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).
Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:
Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.
(Шаг марша).
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв.
(Ходьба змейкой).
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
(Прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
(Ходьба на носках, руки — в стороны).
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! (маршировать).
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).
Лес весенний увидали и к нему все побежали.
(Бег по кругу).
Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.
Остановка «Лесная».
-Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это высокие горы, могучие леса, голубые ленты рек — все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).
-Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).
-А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу.
-Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.
Упражнение на дыхание «Аромат леса».
(Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»).
-Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т. д.).
-А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).
-Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, глухаря, рябчика, ворону, воробья и т. д.).
-Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, дубы, сосны и т. д.). (Появляется лесовичок).
Лесовичок: -Кто это в моем лесу разговаривает? (Лесовичок здоровается с воспитанниками).
-Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все — то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать!
(Воспитанники разгадывают ребусы и знаки по охране природы, предложенные лесовичком).
-А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми.
Гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).
Гостя вкусно угощала: — ну-ка, дятел, посмотри —
(Перемещать взгляд вверх-вниз).
Вот орехи: раз, два, три! — Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами,
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
Лесовичок: – А, еще, есть у меня очень интересное стихотворение для вас,послушайте:
Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.
Мы не будем собирать их больших букетов.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,
То не будет красоты и не будет доброты.
Педагог:- Значит, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой.
-Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).
-Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, и полезными ископаемыми. Но, главное богатство земли башкирской — это люди, которые добывают полезные ископаемые, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.
-Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).
— Прикрепите значки – настроения вашего на доске.
(Варианты значков: «солнышко» — на душе светло, радостно; «тучка» — на душе пасмурно).
Педагог: -Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок — вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад. (Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).
Воспитанники уезжают на «автобусе»,проговаривая ритмично слова:
Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,
И его на остановке с нетерпением все ждут.
Маму с папой на работу отвезет за пять минут.
Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.
Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.
(С. Иванов).
(Лесовичок — машет им рукой).