Польза радио в современном мире
МОСКВА, 7 мая – РИА Новости. Роль радио в современном мире по-прежнему велика – оно все еще является близким к потребителю и динамично развивающимся СМИ, при этом возникновение новых медийных технологий заставляет его меняться и, возможно, в ближайшее десятилетие оно уйдет в интернет, считают эксперты радиорынка.
Седьмого мая в России отмечается День радио, установленный в 1945 году в ознаменование 50-летия со дня изобретения радио русским ученым А.С. Поповым.
“Со вступлением человечества в эру новых медийных технологий радио, естественно, меняется. Не меняется лишь его роль – это по-прежнему наиболее близкое к потребителю СМИ, сопровождающее его в течение всего дня и являющееся, в зависимости от времени суток, рода занятий, возраста, настроения, и источником информации, и собеседником, и эмоциональным фоном”, – сказал РИА Новости генеральный директор Европейской медиа группы Александр Полесицкий.
Европейская медиа группа включает в себя радиостанции “Европа Плюс”, “Ретро FM”, “Радио 7”, “Кекс FM”, “Свежее радио” а также собственный сейлз-хаус “Медиа Плюс” и музыкальный телеканал Europa Plus TV.
По мнению главного продюсера радиостанции “Вести FM” Анатолия Кузичева, на текущий момент радио по-прежнему является самым оперативным и человечным средством массовой информации.
“Роль радио в современном мире пока огромна, несмотря на то, что многие эксперты совершенно оправданно и очень дальновидно замечают, что роль эфирного радио в ближайшем будущем будет сведена, возможно, к минимуму”, – сказал он.
“Исходя из оптимума этой гармонии – человечности и качества информации – радио – это, конечно, номер один, на мой взгляд”, – добавил эксперт.
Заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, ведущая программ на радио “Свобода” Анна Качкаева также считает радио живым, технологичным средством, которое способно быстро перестраиваться и “отвечать на запросы разнообразной аудитории”.
“Несмотря на его почтенный возраст, это одно из самых молодых и динамично развивающихся средств массовой информации, и это видно по тому количеству радиостанций, которые существуют и открываются и в стране, и в мире, и по тому, как им все больше интересуются молодые люди”, – отметила она.
По ее словам, радио “несложно технологично открываться в новых средах, оно менее формализовано и более интерактивно, и гораздо в большей степени способно откликаться на потребности конкретных людей, а не масс”.
Будущее радио
Однако эксперты отмечают, что перспективы классического эфирного радио “туманны”.
“Совершенно очевидно, что эфирного радио, я даю ему лет 10, не будет. Понятно, что радио переместится в интернет”, – подчеркнул Кузичев.
Другое дело, добавил он, что “магия голоса” без картинки никуда не денется.
“В интернете ли это будет в виде какого-то сетевого вещания, или еще где-то, я уверен, что это полумистическое общение человека и голоса оно все равно останется. Технически мне сейчас трудно предугадать, как это будет, очевидно, что каким-то образом через глобальную сеть, но сама техника останется, безусловно”, – предположил продюсер.
“В условиях широкого распространения интернета и мобильной связи меняются способы подачи радийного контента, чтобы сохранять конкурентоспособность в условиях информационного взрыва и доступности в сети самой различной информации”, – отметил в свою очередь Полесицкий.
Радио, по его словам, противопоставляет этому “уникальность эфирного наполнения – индивидуальность интонации и музыкальной подборки, личность собеседников, ведущих, комментаторов, живой, прямой эфир и ощущение соучастия и сопричастности”.
По мнению Качкаевой, “первородная сущность радио, связанная с интимностью и доверительностью общения, в новых условиях даст ему гораздо больше возможностей, чем, тем же печатным СМИ или довольно неповоротливому часто телевидению”.
Многие радиостанции уже сегодня организовали в интернете полноценные ресурсы, добавляет эксперт.
“Все радиостанции, во всяком случае, разговорные – Вести FM, РСН, Business.FM, Сити-FM – все они в интернете организовали совершенно полноценные, полновесные ресурсы, которые не просто ретранслируют то, что идет в эфире, но пытаются быть продолжением, а то и альтернативой того, что происходит “on air” (в эфире). Все радиостанции это понимают и все к этому готовятся”, – отметил Кузичев.
Качкаева в свою очередь отметила, что одними из самых популярных страниц в сетях являются как раз страницы радио.
“Новая среда и новые медиа дают старому радио новую жизнь, и оно развивается в этой мультимедийной сфере очень активно и довольно интересно – и как формат, и как способ взаимодействия с аудиторией”, – подчеркнула собеседница агентства.
Не столь оптимистично оценивает интернет-радио Александр Полесицкий.
“Интернет-радио, не обладая, как правило, вышеотмеченным своеобразием, по сути, представляет собой лишь один из неуникальных способов форматирования контента, и нигде в мире не стало сколь-либо заметным явлением. Я бы пока воздержался от оптимистических прогнозов в его отношении”, – сказал он.
Музыка или новости?
Несмотря на традиционно высокие рейтинги музыкальных радиостанций, эксперты отмечают, что в последнее время растут и рейтинги новостных станций.
“Во Франции, например, информационные станции в целом чуть популярнее музыкальных. В России исторически музыкальные станции слушали более, чем в 2 раза чаще”, – сказал Полесицкий.
Однако, по его словам, “за последние два года доля информационных станций стала расти, особенно в Москве, в связи с диверсификацией предложения”.
“Растет популярность и “Эха Москвы”, и РСН, и “Сити-FM”. Хотя аудитория моложе 40 к информационному вещанию по-прежнему во многом равнодушна”, – добавил эксперт.
Кузичев также отметил, что развлекательные радиостанции априори должны быть более популярными, чем новостные.
“Но если проанализировать рейтинги – это поразительная история – именно новостные станции в последнее время активно растут и опережают, в том числе, и развлекательные станции по рейтингам”, – отметил он.
Один из главных плюсов радио, по словам Качкаевой, является как раз то, что оно предоставляет аудитории довольно разнообразный выбор станций.
“Естественно, у активной, политически заинтересованной и экономически активной аудитории очень слушаемыми являются разговорные станции, ориентированные на бизнес и на короткую информацию. И эта же продвинутая аудитория любит хорошую музыку и джаз. Более широкая аудитория тоже может выбрать на свой вкус все – от шансона до зарубежной музыки и попсы”, – отметила эксперт.
По ее словам, поскольку массовая аудитория все-таки слушает традиционные музыкальные станции, то они имеют и больший рейтинг, и большую популярность в стране. Но в больших городах, где многие жители часто передвигаются на автомобилях и имеют разные гаджеты, “разговорные станции в последние годы вполне получили своего слушателя”.
“Появляться с шансами на успех будут те станции, которые сумеют обеспечить ту самую уникальность контента, а не просто музыку, которую можно скачать, или новости, которые обновляются в онлайне. Будущее – за личностями, интерактивом и индивидуальностью музыкальной подборки (последнее уже все сложнее и сложнее – ниш, как таковых, практически не осталось)”, – предположил в свою очередь Полесицкий.
Радио в России и на Западе
“В России радио слушают несколько меньше, чем к Западу от нее. Это и техническая проблема – огромная страна не покрыта сплошным FM вещанием, а проводная технология вчерашнего дня исчезла вместе с самим медным проводом на просторах 90-x годов, и проблема недостаточности предложения, которая будет решаться по мере становления информационного и разговорного радио”, – сказал Полесицкий.
Анна Качкаева также отметила, что “на Западе радио – очень слушаемое средство массовой информации”.
“Количество станций, например, в Америке в десятки, если не в сотни раз превышает количество станций в России. Более того, они гораздо более разнообразны как по музыкальному форматированию, так и по станциям в маленьких сообществах – университетах”, – сказала эксперт.
По ее словам, в США и Европе существует много общественных радиостанций.
“Если в Facebook набрать public radio, у вас появится куча станций. Набор, который вы можете выбрать теперь в интернете, годится для всех – от офисного работника до человека в монастыре”, – сказала собеседница агентства.
Источник
Инфоурок
› Начальные классы ›Презентации›Презентация к НПК на тему: « Значение радио в нашей жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Выполнил: ученик 2 «Б» класса МБОУ башкирский лицей 136 г. Уфы Ибрагимов Тимур
2 слайд
Описание слайда:
1. Введение. 2. Цель и задачи работы: 2.1. Изучить историю открытия изобретения 2.2.Познакомиться с принципами работы радио 2.3. Изучить значение радио в нашей жизни 2.4. Познакомиться с интересными фактами о радио. 2.5. Сконструировать модель радио. 2.6. Актуальность темы. Значение радио в нашей жизни
3 слайд
Описание слайда:
Тема радио мне стала интересна, после того, как мне подарили электронный конструктор «Знаток», с помощью которого я собрал по нарисованной схеме радио Значение радио в нашей жизни
4 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Папа обратил мое внимание, что нас окружают устройства, которыми мы можем управлять на расстоянии: телевизор включаем при помощи пульта, общаемся по телефону с людьми, которые находятся в разных точках планеты, мы гоняем радиоуправляемые машинки, вертолеты.
5 слайд
Описание слайда:
Первооткрывателем радио в нашей стране считается Александр Степанович Попов. Значение радио в нашей жизни
6 слайд
Описание слайда:
В 1896 году Попов впервые в мире продемонстрировал передачу и прием осмысленного текста из 2-х слов из одного здания в другое, находящееся на расстоянии 250 метров. Александр Степанович продолжал опыты и совершенствовал приборы. Через 5 лет после постройки первого приемника начала действовать линия беспроволочной связи на расстоянии 40 км. Значение радио в нашей жизни
7 слайд
Описание слайда:
На передающем устройстве формируется радиоволна (сигнал) и с помощью антенны этот сигнал излучается в пространстве. На приемной стороне радиоволна принимается антенной и получается сигнал, который был передан передатчиком. Значение радио в нашей жизни
8 слайд
Описание слайда:
Радиоволны распространяются в пространстве так же, как расходятся волны от брошенного в воду камешка,- кругами во все стороны от своего источника Значение радио в нашей жизни
9 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Свою практическую историю радио начало со спасения людей – благодаря радиограмме, переданной по линии связи, ледокол «Ермак» зимой в 1900 г.снял со льдины рыбаков, которых шторм унес в море.
10 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни И сегодня средствами радиосвязи оснащены все виды самолетов, морских и речных судов, подводные лодки, научные экспедиции и т.д.
11 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Благодаря такому изобретению как радио зародилась новая ветвь астрономии – радиоастрономия. Звезды посылают на Землю не только световые волны, но и излучения в виде радиоволн, которые могут улавливаться радиотелескопом на Земле. Радиоастрономия изучает Солнце, метеоры, Луну и планеты Солнечной системы.
12 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Следующее направление радио это радиовещание. Радио является источником информации о том, что происходит в мире: политике, культуры, науки, спорта и т.д.
13 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Радио просвещает – транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы.
14 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Радио также создает нам хорошее настроение.
15 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Если бы не радио, то мы бы не увидели Эйфелеву башню. Она была построена специально для Всемирной выставки 1889 года и максимум через 20 лет её должны были демонтировать. Но с появлением радио, Эйфелеву башню начали использовать для установки радио-антенн, что и спасло её.
16 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни На смену обычного настольного радиоприемника приходит интернет-радиоприемник, который вещает через интернет.
17 слайд
Описание слайда:
В России седьмого мая отмечается День радио. Значение радио в нашей жизни
18 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Используя электронный конструктор «Знаток» по представленной схеме, я собрал радио, которое Вам сейчас продемонстрирую.
19 слайд
Описание слайда:
Актуальность темы: А.С. Попов дал оценку своему изобретению: «Мы сделали открытие, все значение которого сейчас едва ли кто сразу поймет». Это было сказано в начале XX века и Александр Степанович был прав, т.к. радио стало прогрессивным видом связи XX века. На сегодняшний день радио – это не только радиотелефонная и радиотелеграфная связь, радиовещание и телевидение, но и радиоастрономия, радиолокация, радиоуправление и многие другие области науки, которые возникли и успешно развиваются благодаря выдающемуся изобретению. Значение радио в нашей жизни
20 слайд
Описание слайда:
Значение радио в нашей жизни Благодарю за внимание
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-186397
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
ДИСЦИПЛИНА: «КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«РОЛЬ РАДИО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
РЕФЕРАТ
Выполнила:
студентка II курса,
факультета иностранных языков,
заочного обучения,
кафедры английского языка
Щеголева Елена Николаевна
___________________
Проверила:
Доктор филологических наук,
профессор
Колодина Нина Ивановна
___________________
Воронеж – 2015
Содержание
Роль радио в современном мире 3
Специфика радиовещания 5
Системные особенности современного радиовещания 7
Список литературы 16
Роль радио в современном мире
За прошедшие восемьдесят лет со времени начала первых массовых коммуникаций посредством радиоволн роль радио менялась неоднократно. В начале единственная (если не считать кинематографа) альтернатива публичному печатному слову. Затем самое влиятельное средство массовой информации (ведь не даром во время политических переворотов первой половины двадцатого века первостепенной мишенью повстанцев была радиостанция), после самое массовое из всех средств массовой информации (существует возможность вещать из одной точки на весь земной шар)…
Благодаря своим преимуществам над телевидением, радио для своих слушателей превратилось в друга. Именно друга, который ненавязчиво расскажет между делом о мировых новостях, поставит любимую песню, просто «поговорит за жизнь». Также и общение слушателя с радиостанцией строится на доверительности – оно также официально как письмо в газету, но при этом не требует такого нервного напряжения как телевизионное выступление. Нередко слушатель становится основным ведущим на радиостанции. На Западе существует популярный формат talk-radio, строящийся на звонках слушателей. О положительности такого опыта говорит то, что многие популярные развлекательные каналы взяли его на вооружение, именно в радийном виде звонка в студию. Эта форма ни к чему не обязывает, не требует четкого оформления мысли, с точки зрения теории речевой коммуникации – это полностью императивное общение, построенное не на сообщении информации, как провокативное в прессе, а на передаче эмоций. Ведь традиционный «Привет» или поздравление на радио – это сугубо ритуальные сообщения, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки, кроме оповещения всех о факте собственного благополучного пребывания в этом мире.
Другой интересной формой общения на радио является vox populi – краткий опрос общественного мнения на заданную тему. Если печатному средству массовой информации в данном случае пришлось бы ограничиться простой статистикой или пересказом мнений, то радио может дать человеку возможность высказаться напрямую. А ведь сами интонации, произношение слов и построение фраз несут на себе большую часть информации. В то же время, как было сказано, выступление на телевидении требует от непрофессионала большого эмоционального напряжения, о чем свидетельствует множество казусов (высказывания не по теме, смущение перед камерой, истерический смех). Поэтому многие телевизионные программы, практикующие vox pop («Сегоднячко» на ТВЦ, «Этажи» на СГТРК, различные программы новостей), перешли на Интернет режим подсчета звонков, либо на радийный режим звонка в студию.
Радиостанции внесли значительный вклад в освещение жизни и деятельности маргинальных и оппозиционных общественных групп. Существование многочисленных этнических радиостанций на Западе (например, баскские радиостанции в Испании, курдские в Турции, и наконец, некоммерческие российские радиостанции в Израиле), подпольных радиостанций, коротковолновых радиостанций в советский период (руководство СССР заявило, что будет сбивать любой западный телерадиовещательный спутник, ведущий трансляцию на его территорию, с радиостанциями оно этого сделать не могло) доказало, что радио может быть единственной альтернативой государственной пропаганде.
Как заметил Н.С. Барабаш во введении к учебнику «Радиожурналистика»: «Свободу выбора информации дал коротковолновый радиоэфир».
Специфика радиовещания
Современный человек существует в мире звуков, порожденных жизнью. Электронные массовые коммуникации выхватывают из ее бурного потока и превращают в некие акустические символы-сигналы, сочетания и комбинации которых, благодаря новому уровню тренированности сознания, пробуждают у человека обширные пласты представлений и ассоциаций, активизируют глубокие сферы освоения им смыслов и эмоциональных переживаний. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей.
Ориентированность радио исключительно на слуховое восприятие – это первая и главная особенность радиовещания. В этом его слабые и сильные стороны. Преимуществом акустичности радио являются: сравнительная (по отношению к написанному тексту) легкость создания и восприятия устного текста.
Следующим по важности отличием радио от других средств массовой информации и коммуникации является синхронность. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», – эту пословицу более всего следует отнести к радиовещанию. Очевидно, что газету можно перечитать несколько раз, а радио часто приходится бежать на перегонки со временем, поскольку любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится свершившимся фактом, законченным высказыванием. Это дает преимущество в оперативности, но вместе с тем, налагает на журналиста дополнительную ответственность за неизбежные случайные ошибки, оговорки и тому подобное. Оперативность, которую дает радиовещание, позволяет слушателю при желании вести прямой диалог с журналистом, не предъявляя при этом к нему (слушателю) таких требований как переписка с газетой или журналом. Современный радиослушатель имеет массу возможностей высказать свое мнение не только с помощью различных опросов, передач типа «Слушатель в эфире», звонков в студию, но и просто использовать радио как эфирный вариант трибун в лондонском Гайд-парке, как доску объявлений, или стену лифта, где каждый пишет то, что захочет.
Отличительной особенностью радиовещания также является его распространенность. И не мудрено. На данный момент, радио является самым доступным и дешевым средством массовой информации из всех существующих в современном мире.
Также стоит заметить, что радио ненавязчиво. Его можно слушать и не терять контакта с внешним миром, управлять автомобилем, например. То есть радио можно слушать в фоновом режиме, оно не столь требовательно к людям, чтобы те в свою очередь предельно концентрировали свое внимание, даже радионовости практически лишены аналитических материалов, а основные радийные вопросы «Что? Где? Когда?» ориентированы на безусловное, не критическое восприятие. Также и от радиослушателя требуется не окончательное, точно аргументированное мнение, а всего лишь осведомленность о существовании предмета передачи.
Радио оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе средств массовой информации радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.
Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.
Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно взаимодействовать (при хорошем организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.
Системные особенности современного радиовещания
К концу девяностых годов 20 века сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций.
Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.
Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.
Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы – создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.
До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания – «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.
Однако реорганизация не сработала и прежде всего в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.
Помимо этого важного психологического фактора, сыграла свою роль объективная ситуация – не только недостаточное финансирование электронных масс-медиа, но и невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовещанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.
Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.
В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».
«Радио России» в значительной степени изменило свою программную концепцию и прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.
В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998-1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям.
В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них 292 государственные.
К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается.
По наблюдениям Ф. Вильямса, консультанта Би-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видами станций. Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям.
И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-БМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 – 20, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC – радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.
Вначале, на рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.
В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Как правило, учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица.
На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» – также российско-американский проект. С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 – в УКВ-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций.
Источник