Польза растений биология 5 класс
Растения есть везде – и на вершинах высоких гор, и в глубинах океана. Сегодня их насчитывается около 350000 видов. Среди них и крошечные мхи и огромные деревья.
А знаете ли вы, зачем нужны человеку растения и в чем их польза? Ответ на вопрос вы получите, прочитав эту статью.
Растения – источник жизни на Земле
Не будь их на нашей Планете, неизвестно, была бы вообще наша Планета пригодной для проживания живых организмов.
В первую очередь важность растений заключается в том, что они «производят» кислород. А как мы знаем, человеку и другим живым организмам, обитающим на Земле, кислород просто необходим для дыхания и жизнедеятельности.
Растение «вдыхает», вбирает в себя углекислый газ, а выделяет живительный кислород. Растительная фабрика «работает» бесперебойно, как только солнечный лучик касается поверхности растения.
Основными видами «топлива» для этой работы являются:
· вода, которую растение через корни получает из почвы
· углекислый газ (всегда находится в избытке в воздухе из атмосферы)
· солнечная энергия (солнечный свет)
Зеленый цвет листьям растений придает содержащееся в них в большом количестве хлорофилл. Благодаря ему в растительных клетках под действием солнечного света образуются разнообразные питательные вещества, необходимые организму человека, животного и самому растению.
Эти вещества – крахмал, белок и сахар, из которых, главным образом, и построено все живое.
То есть растения — это не только источник кислорода, но и источник питания и получения полезных веществ.
Растения регулируют микроклимат.
Растения — регулировщики микроклимата на нашей Планете. Они:
1- Очищают воздух нашей Планеты от пыли и вредных веществ, попадающих в воздух от транспорта и промышленных предприятий. Так, например, 1 гектар деревьев хвойных пород задерживает за год почти 40 тонн пыли, а лиственных — до 100 тонн. Поэтому важно, чтобы были растения между дорогами, домами.
2- Смягчают летнюю жару, спасают нас от палящего солнца и сильных ветров.
3- Защищают почву от пересыхания и переувлажнения, задерживают на полях снег. Корни растений укрепляют грунт, защищая его от разрушения.
4- Оздоравливают воздух. Растения ионизируют его, что положительно влияет на здоровье и самочувствие человека.
5- Многие виды растений выделяют вещества, способные сдерживать развитие вредных болезнетворных бактерий и микроорганизмов.
6- Уменьшают шум города. Кроны лиственных деревьев поглощают около четверти звуковой энергии, распространяемой вблизи них.
Растения — отменные врачи.
Растения благотворно воздействуют на психологическое и эмоциональное состояние человека. Прогулки по паркам, лесам и полям, зеленые уголки и растения под окнами домов помогают нам приобрести устойчивость к физическим и эмоциональным нагрузкам и уберегают нас от стрессов. Кроме того есть специальные лекарственные растения, которые помогают нам избавиться от многих болезней.
Иная польза растений
Растения — строительный материал и материал для изготовления разнообразной мебели и поделок.
Даже «умершие» растения приносят пользу. Перегнившие остатки растений удобряют почву. И такие важные источники энергии как уголь и нефть тоже имеют растительное происхождение.
А также растения приносят нам эстетическое наслаждение. Они красивы, разнообразны и неповторимы. И создают чудесное настроение!
Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос, зачем нужны растения и какая от них польза.
Растения служат источником кислорода и питания для живых организмов, населяющих нашу Планету.
Растения создают и регулируют микроклимат.
Растения лечат нас.
Растения дают нам строительный материал и материал для творчества.
Растения создают отличное настроение и красоту.
Источник
Урок разработала: Куликова И.В.
ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт – Петербурга
Предмет: биология. 5 класс.
УМК «Живой организм» А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Тема урока:
« Значение растений в природе и жизни человека».
Цель: Расширить знания обучающихся о значении растений в природе и в жизни человека с целью практического применения.
Задачи
Предметные:
- Расширение и систематизация знаний о значении растений в природе и жизни человека;
- Формирование элементарных исследовательских умений;
- Соблюдение норм и правил безопасного поведения в природе;
- Формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке.
Личностные:
- Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы растений;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Воспитание ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.
Метапредметные:
- Освоение приемов исследовательской деятельности, формулирование цели учебного исследования:
- составление его плана;
- фиксирование результатов;
- формулировка выводов по результатам исследования;
- Формирование приемов работы с информацией:
- поиск и отбор источников информации (справочные издания, Интернет, периодические издания…);
- систематизация информации (в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков…);
- Развитие коллективных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, умение работать в группах.
Оборудование: Интерактивная доска
Таблицы: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Презентация | «Значение растений в природе и жизни человека». |
Гербарий растений |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация.
Образовательные интернет ресурсы:
Ход урока:
Актуализация имеющихся знаний
- Проверка домашнего задания:
1). Письменная проверочная работа (дидактический материал).
Какие утверждения верны?
1. Покрытосеменные — это наиболее обширная группа высших растений, отличающихся прогрессивными особенностями в строении.
2. Основной признак покрытосеменных растений — наличие семени.
3. Для покрытосеменных растений характерен интенсивный обмен веществ и быстрое накопление органических веществ в процессе фотосинтеза
4. Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.
5. Семяпочка покрытосеменных не защищена завязью.
6. У цветковых растений существуют две основные жизненные формы.
7. Цветковые растения образуют многоярусные сообщества.
8. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.
9. Основной признак однодольных — одна семядоля у зародыша.
10. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему, простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием.
11. Основной признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше
(нечетные номера – 1 вариант; четные – 2 вариант)
2). Заполнение таблицы «Отделы растений».
Отделы растений | наличие | |||
корня | стебля | листьев | цветка | |
Отдел Водоросли | ||||
Отдел Мхи | ||||
Отдел Папоротники | ||||
Отдел Покрытосеменные | ||||
Вывод: |
+ имеются; – отсутствуют
II. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
Проблема: можно ли сказать, что растения источники нашего благополучия и здоровья?
Дети предлагают своё видение ответа на этот вопрос.
Совместно с детьми называем тему урока, ставим цель урока и учащиеся предлагают пути решения.
2. Сообщения учающихся о особенностях растений и их значении.
- Пшеница (пищевое растение)
- Люцерна (кормовое растение)
- Лен (техническое растение)
- Одуванчик лекарственный (лекарственное растение)
- Белена черная (ядовитое растение)
(1- 2 мин. на сообщение)
3. Обобщение в форме схемы «Значение растений»
Значение растений | ||||
Образуют органические вещества | Образуют кислород | Источник питания для человека и животного | Являются жилищем для животных | В почво-образовании |
4. Выделение групп растений и запись в тетради (из прослушанных сообщений и слайдов).
Растения:
- пищевые
- кормовые
- декоративные
- технические
- лекарственные
- ядовитые
5. Загадки. О каких растениях идет речь? К какой группе относятся?
Сама в земле – коса на улице. (морковь)
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох! (акация)
Появились бубенчики
Белые горошки.
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш майский)
5. Отчет по исследовательским работам. (опережающее задание по группам).
а) Исследование комнатных растений кабинета по плану:
- название растения;
- родина;
- уход за растениями;
- значение.
б) Исследование домашних комнатных растений по плану.
в) Исследование продуктов питания по плану:
- название растении, из которых они получены;
- Родина;
- описание растений;
- значение
г) Отчёт и оценивание работ по исследовательским заданиям (оформление альбомов, буклетов, слайдов и т.д.)
« …Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.»
Азерб. поэт Самед Вургун.
III. Итоги урока.
Ответ на проблемный вопрос.
– О чём на уроке мы сегодня говорили? (О значении растений в природе и жизни человека.).
– Какие группы растений выделяют?
– Зачем мы изучали эти растения? Уметь……
Получать……..
Применять…….
Рефлексия.
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
– Что не получилось?
IV. Домашнее задание: §18.
- Подготовить отчет о растениях занесённых в Красную книгу Ленинградской области. (групповое задание)
- Составить свод правил «Как нужно вести себя в лесу». (групповое задание)
- Подготовить сообщения о лекарственных растениях. (по желанию)
- Найти легенды о цветах. (по желанию)
- Подготовить загадки, пословицы о растениях. (по желанию)
Источник
Растения (латинское Plantae или Vegetabilia) изучает наука ботаника, на XXI век ученые насчитывают более 320 тысяч видов растений, большая часть которых относится к цветковым растениям (около 280 тыс. видов), число растений увеличивается с каждым годом, постоянно открываются новые виды.
Какой была бы наша планета без растений?
Роль растений как в природе так и в жизни и хозяйственной деятельности человека трудно переоценить. Благодаря процессу фотосинтеза, происходящему в зеленых листьях растений при участии солнечного света происходит образование кислорода, который жизненно необходим для всех обитателей земной поверхности. Растения – богатейших источник витаминов и минералов, незаменимый элемент трофических цепей питания, продуцент разнообразных органических веществ в природе из неорганического сырья. Если бы в природе не существовало растений, то не было бы ни животных, ни самого человека, а сама бы планета выглядела как безжизненная пустыня, на ней бы даже не было почвы и никакого ландшафтного разнообразия, создаваемого именно растительными группировками. Человек должен ценить и понимать роль растений в своей жизни, ведь без них его бы просто не существовало, сажая и ухаживая за маленькими росточками зеленой жизни мы становимся чище и добрее, приобщаемся к таинствам природы и мироздания.
Фотосинтез как великий космический процесс, делающий нашу планету пригодной для жизни
Одной из важнейших функций зеленых растений является выработка кислорода в процессе фотосинтеза. В листьях зеленых растений содержится пигмент хлорофилл, который под влиянием солнечного света разделяет вытянутую корнями воду из почвы на водород и кислород (процесс фотолиза). Также поглощенный растениями углекислый газ в присутствии хлорофилла и уже без обязательного участия солнечного света вступает в реакцию с водой, образуя глюкозу и кислород (процесс восстановления углекислого газа). Соединяя полученную глюкозу с соединениями серы, азота и фосфора, полученными из почвы, растения генерируют белки, жиры, крахмал, различные витамины и другие сложные соединения, необходимые для их дальнейшей жизнедеятельности.
Что еще полезного дают растения природе
Скорость фотосинтеза зависит от интенсивности света, концентрации кислорода и углекислого газа, температуры окружающей среды. Полученный О2 частично выделяется в атмосферу, частично идет на дыхание самих растений. Ежегодно растения выделяют в атмосферу до 510 тонн кислорода, они поддерживают её постоянный газовый баланс до состояния пригодного для дыхания. Поднимаясь в верхние слои атмосферы,кислород превращается в озон и становится частью озонового слоя, защищающего нашу планету от пагубного УФ-излучения Солнца.
Каждый год с помощью растений образовывается до 170 миллиардов тонн органических веществ, большая часть которых вырабатывается наземными растениями. С помощью растений формируется верхний плодородный слой Земли под названием почва, они обеспечивают в ней постоянный круговорот минеральных веществ, такой необходимый для её плодородия.
Растения, благодаря тому, что возвращают в атмосферу 90 % влаги, которую испаряет суша, значительно смягчают климат Земли и формируют температурный режим планеты. Поглощая углекислый газ они снижают так называемый парниковый эффект, хотя человек в результате своей хозяйственной деятельности (сжиганию топлива и вырубке значительных площадей влажных экваториальных лесов) и пытается свести все усилия «легких планеты» к нулю.
Растительность, покрывая землю плотным ковром, предохраняет её от пересыхания, создает более мягкий, влажный климат, корни хранят почву от выветривания и эрозии, предотвращают появление оврагов и оползней. Растения выделяют в воздух специфические вещества фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий, являются первой важной ступенью в трофических цепях питания.
Человек и растения
В жизни человека растения играют огромную роль, ведь помимо того что они источники кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу (злаки, овощи, зерно-бобовые, плоды деревьев, эфиро-масличные культуры, сахороносные растения), из них делают лекарства, одежду, дома, они служат сырьем для промышленного производства бумаги, краски, каучука и других разнообразных полезных веществ.
Растения – незаменимый источник витаминов и минералов, дефицит которых может привести к развитию у человека серьезных заболеваний. В животноводстве кормовые культуры идут в пищу животным, в крупных мегаполисах они поглощают избыток углекислого газа, служат для санитарных и гигиенических целей, поглощая вредные вещества из воздуха, ионизируя его и увлажняя.
Источник
Растения нас кормят, одевают, согревают, радуют взор в комнатных коллекциях, букетах и флористических композициях. Виды, составляющие зеленое убранство нашей планеты, способны к образованию органических соединений с выделением в атмосферу Земли кислорода. Велико значение растений в жизни человека, в природе, хозяйственной деятельности населения. Рассмотрим основные направления практического использования и познавательную роль этой большой группы живых организмов.
Зеленое чудо природы
Растения можно встретить повсюду: в лесу, поле, на дне океана, в капле воды и на вершине горы. Среди этой группы живых существ выделяются одноклеточные и многоклеточные организмы. Наука, изучающая растения, их строение, распространение и систематику, — ботаника. Совокупность всех видов растений, которые встречаются на определенной территории, — это флора.
Существуют три жизненные формы. Они отличаются по внешнему виду: деревья, кустарники и травы. Различная продолжительность жизни характерна для однолетников, двулетников и многолетников. Есть на Земле большая группа споровых организмов — это водоросли, мхи, плауны, папоротники. К семенным относятся голосеменные и цветковые. Эти растения используются человеком с незапамятных времен.
Русский ученый К. А. Тимирязев писал, что зеленые клетки действуют как «Прометей, похитивший огонь с неба». Лучи Солнца словно законсервированы в энергии созданных растениями органических веществ. Тимирязев, изучавший хлорофилл и роль растений в природе и жизни человека, назвал зеленых обитателей планеты «посредниками между небом и землей». Ученый подразумевал процесс образования в зеленых клетках сахара и крахмала — фотосинтез. Это греческое слово в переводе означает «соединение на свету» и относится к особому способу питания — автотрофному. Живые существа-автотрофы создают из неорганических веществ органические соединения при помощи энергии света (Солнца или искусственного освещения). Организмы людей и животных не приспособлены к такому процессу, поэтому нуждаются в растениях.
Фотосинтез
Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли, через микроскопические отверстия в листьях проникает углекислый газ из воздуха. Эти неорганические вещества в результате химических реакций фотосинтеза входят в состав сахара и крахмала. Процесс обусловил непреходящее значение растений в природе и жизни человека. Суть фотосинтеза отражает схема: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2. Происходят в растениях и другие химические реакции, образуются разные вещества (крахмал, целлюлоза, белки, жиры, лигнин, витамины, смолы и многие другие). Они потребляются самим растением, важны в рационе и лечении человека, его четвероногих друзей — животных.
Роль растений в природе и жизни человека
Автотрофные существа важны для всей жизни на Земле. Значение растений определяется следующими особенностями химических процессов в зеленых клетках:
- способ питания, при котором поглощается, используется для реакций энергия света;
- выделение кислорода, необходимого для дыхания человека, животных и самих растений;
- образование органических веществ;
- поглощение углекислого газа, большое содержание которого вредно для человека и животных.
На Земле происходит обмен веществами и энергией в отдельных сообществах и в масштабах всей планеты. Существуют короткие и длинные пищевые цепочки, они образуют сети питания:
- лесные травы → заяц → лиса;
- нектар и пыльца цветков → пчелы → осоед (птица);
- клевер → теленок → человек.
Значение зеленых растений в природе и жизни человека — участие в круговоротах воды, кислорода, азота, углекислого газа и других соединений. Например, многоклеточные живые существа не способны к усвоению молекул азота из воздуха и почвы. Элемент необходим для создания белка — важнейшего «строительного материала» и питательного вещества.
На корнях бобовых растений образуются клубеньки, состоящие из азотфиксирующих бактерий. Они усваивают азот, который содержится в воздухе, наполняющем пустоты в почве, превращают его в соединения, доступные для бобовых растений. Это симбиоз — полезное сотрудничество разных живых существ. Когда растения отмирают, почва обогащается соединениями азота, они могут усваиваться живыми корнями. Для человека бобовые культуры — важный источник белка. В сельском хозяйстве они используются в качестве зеленого удобрения.
Зеленые растения и состав воздуха
Значение растений в природе и жизни человека очень многообразно. Так, фотосинтез, азотфиксация и транспирация (выделение водяного пара листьями) влияют на состав воздуха. Испарение помогает зеленому организму уберечься от перегревания. Благодаря растениям, воздух более свежий, чистый, прохладный и влажный:
- зеленые клетки на свету поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород;
- листья способны к транспирации, регулируют содержание водяного пара в окружающем воздухе;
- растения задерживают пыль, сажу и другие загрязнения, вредные для человека;
- фитонциды, выделяемые листьями, губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы.
Познавательное значение растений в жизни человека
Ископаемые остатки спор, пыльцы, отпечатки листьев и окаменевшая древесина позволяют ученым выяснить, какой была природа миллионы лет назад, делать выводы об изменении жизни на Земле. По годичным кольцам в древесине можно судить о климате в разные годы. Есть растения-барометры, они распускаются в солнечную погоду и закрывают цветки перед ненастьем. На листьях каллы, бальзамина перед дождем появляются капельки воды. Растения часто используются в опытах представителями разных отраслей науки. Например, экологи, изучая химический состав клеток и тканей, судят о загрязнении среды обитания.
Растения служат материалом для селекционной работы, для исследования способов передачи наследственной информации. Есть курьезные случаи, когда растения непреднамеренно использовали в опытах и совершали важные открытия. Например, англичанин Роберт Бойль случайно открыл индикаторы, капнув химикатами на садовые фиалки в вазе. Растения служат прообразом для создания сложных технических устройств, инженерных конструкций (бионика).
Растения и промышленность
Зеленые клетки действуют как аккумуляторы солнечной энергии. Она запасается в химических связях органических молекул. Леса, покрывавшие землю в далекие геологические эпохи, дали начало залежам каменного угля. К ископаемым продуктам фотосинтеза также относятся нефть, торф, природный газ, горючие сланцы.
Разнообразие растений, значение растений в жизни человека связаны с широким применением на предприятиях пищевой, лесохимической, целлюлозно-бумажной, текстильной, фармацевтической и других отраслей промышленности. Продукты лесозаготовки — ценное сырье для производства мебели, стройматериалов, гидролизного спирта, камфары и других веществ. По скромным подсчетам, человечество знает 20 тыс. способов применения древесины. Наиболее древние — сжигание для получения тепла, возведение построек, заборов, производство бумаги.
Ценным сырьем для промышленности являются волокнистые сельскохозяйственные культуры (хлопчатник, лен, джут, конопля и другие). Источником получения натурального каучука служит тропическое дерево гевея. Парфюмерия, косметика не обходятся без эфиромасличных растений.
Сельское хозяйство и озеленение
Значение растений в жизни человека связано с использованием в пищу, для производства продуктов питания, украшения населенных пунктов и помещений. По видам сельскохозяйственного использования выделяют следующие группы:
- злаковые культуры (пшеница, рис, ячмень, рожь, кукуруза и другие);
- зернобобовые (горох, соя, фасоль, бобы);
- плодово-ягодные (яблоня, вишня, смородина, малина и другие);
- сахаристые (сахарный тростник, сахарная свекла);
- овощные (томат, огурец, перец и другие);
- масличные (подсолнечник, рапс, лен);
- декоративные (сирень, роза, хризантема, астра и другие).
Зерновые и зернобобовые культуры
Пищевое значение растений в жизни человека трудно переоценить. Ученые подсчитали, что примерно 2/3 рациона населения разных стран составляют продукты растительного происхождения. К полезным веществам относятся белки, углеводы, жиры, витамины, органические кислоты.
Растения употребляются в пищу в свежем и переработанном виде целиком или только их отдельные части. Значительная концентрация питательных веществ отмечена в зернах хлебных злаков. Это универсальный источник углеводов, белков и жиров. Из зерен получают муку для выпечки хлебобулочных изделий, производят макаронную и крупяную продукцию. Ценятся в кулинарии и диетическом питании семена зернобобовых растений.
Овощные, плодово-ягодные и сахароносные культуры
Растения накапливают органические соединения про запас в плодах, луковицах и клубнях, реже — в стеблях, листьях и корневищах. Значение растений в жизни и питании человека определяется тем набором соединений, которые запасаются в сочных частях. Больше всего клеточного сока с витаминами и другими растворенными веществами содержится в плодах, луковицах, клубнях и листьях овощей, фруктовых деревьев и ягодных культур.
Во время тепловой обработки разрушаются некоторые ценные соединения, например витамины. Поэтому врачи-диетологи рекомендуют больше потреблять свежих овощей и фруктов. Есть группы людей, полностью перешедших на питание растениями — вегетарианцы и веганы.
Значение растений в жизни человека заключается в богатстве витаминного набора. Плоды, листья, корневища и семена содержат многие важные соединения. Больше всего в растениях витаминов, которые относятся к группам А, В, С, Е, К. Это вещества, регулирующие обмен веществ в зеленом организме, а также в теле человека, животного. Отсутствие или недостаток биологических катализаторов приводит к заболеваниям. Например, нехватка витамина С, которым богаты свежие овощи и фрукты, вызывает поражение десен и всего организма человека — цингу. Бороться с гипо- и авитаминозами сложно, легче предотвратить эти нежелательные состояния, потребляя свежую растительную продукцию.
Выращивают культуры, накапливающие в органах значительное количество сладкого сока; его сгущают, выпаривают и получают сахар. Жирные кислоты семян и плодов важны как составные части пищевых масел. Вино, пиво, чай, кофе, какао и фруктовые соки получают из плодов, ягод, овощей, семян и листьев.
Лекарственные растения
Кроме вышеперечисленных направлений, характеризующих роль растений в жизни человека, есть альтернативная медицина, использующая дикорастущее и культурные виды. Лекарственные растения содержат важные с медицинской точки зрения соединения:
- алкалоиды и гликозиды — оказывают регулирующее влияние на деятельность органов и систем;
- дубильные вещества — обладают вяжущими и антимикробными свойствами;
- витамины и микроэлементы — незаменимы для обмена веществ;
- эфирные масла — оказывают противовоспалительное и дезинфицирующее воздействие;
- органические кислоты — влияют на пищеварение, состояние кожи, волос;
- флавоноиды — регулируют прочность кровеносных сосудов;
- фитонциды — действуют против микробов.
Таким образом, роль растений в жизни человека заключается в способности синтезировать вещества, необходимые для жизнедеятельности. Медикаменты, получаемые из растительного сырья, действуют мягче, редко оказывают побочные воздействия, по сравнению с синтетическими веществами. Лечебные свойства присущи сотням представителей флоры, особенно ценятся следующие виды:
- береза европейская (почки, листья, береста, сок);
- шиповник коричный (ложные плоды);
- подорожник большой (листья);
- валериана лекарственная (корень);
- ромашка аптечная (соцветия);
- липа мелколистная (цветки).
Без растений немыслимо существование человечества, поэтому зеленое убранство планеты нуждается в рациональном использовании, бережном отношении и возобновлении.
Источник