Польза развивающих курсов для детей
2 Ноября 2017
3,428
Раннее развитие малыша – одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем среди родителей. Форумы и интернет-сообщества сегодня просто переполнены обилием споров и обсуждений на столь актуальную тему развивающих курсов для детей и самостоятельного развития.
Ранним развитием считается развитие ребенка от рождения. А самыми распространенными и узнаваемыми методиками раннего развития считаются:
- Методика Домана (от 1 месяца). Осваивается с помощью использования специальных карточек с изображениями и подписями.
- Методика Зайцева (оптимально с 1 года, но бытует мнение, что некоторые элементы можно использовать с 3-4 месяцев). Осваивается с помощью специальных таблиц и кубиков со слогами, элементами счета, цифрами. Также используются специальные интерактивные игрушки.
- Метод Монтессори (от 0 месяцев). За основу берется тот факт, что уже с первых дней жизни ребёнок – личность, поэтому задача родителей наблюдать и помогать в познании окружающего мира. Инструментами служат разнообразные игрушки, тренажеры для развития мелкой моторики и физической составляющей малыша.
- Метод Тюленева (приблизительно с 1 года). С помощью карточек с разными образами (фруктами, овощами, животными и т.п.), буквами, нотами, цифрами, а также с помощью компьютера и магнитной азбуки взрослый создаёт для ребёнка разнообразные игровые занятия.
- Вальдорфская методика имеет отличное от вышерассмотренных методик направление. Она направлена на гармоничное развитие личности, с уважением относится к детству ребёнка и всем его проявлениям. В приоритете стоит обучение ребёнка взаимоотношениям с родителями, детьми, окружающими, формирование веры в себя.
Большинство развивашек для детей базируются на одной или нескольких вышеперечисленных методиках. Да и в каждом городе сегодня можно без труда найти различные развивающие курсы, которые принимают деток с года. Но вот мнения психологов относительно вопроса, нужны ли развивающие курсы, расходятся.
По мере расширения информационного пространства у родителей прибавилось “забот”. Разве может мама расслабиться, зная о той теории, что 80% разносторонней информации, знаний и умений, которыми владеет взрослый, осваиваются им до 3-х лет. И это одна из причин современного бума развивающих занятий. Мамы намного внимательнее стали относиться к развитию малышей и разнообразным домашним активностям. И это замечательно, но всегда стоит помнить и о мере. Все занятия и игры должны быть в радость, а не утомлять обе стороны. Многие психологи сходятся во мнении, что:
- Чрезмерные объемы информации сказываются на малыше хуже, нежели полное отсутствие занятий. В ближайшей перспективе это может сказаться на сне и поведении крохи. В долгосрочной перспективе отвращением к учёбе.
- Развитие в радость – это хорошо. Песенки, стишки, лепка, рисование, аппликация, всё что угодно из того, что нравится малышу.
- Продолжительность занятий должна быть короткой. В раннем возрасте в приоритете здоровый сон, режим, питание, прогулки на улице, физические активности.
- Что касается обучения иностранным языкам, мнения расходятся кардинально. Одни считают, что чем раньше, тем лучше. Другие, что ранее трех лет обучение стоит начинать только в том случае, если оно обусловлено определенными обстоятельствами. Например, переезд в другую страну и подготовка ребёнка к садику.
- Есть мнение, что при активном развитии интеллекта с раннего возраста, из процессов развития исключается эмоциональная сфера. Во взрослой жизни человеку сложно обойтись именно без эмоциональной зрелости, в то время как читать и считать он непременно научится, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже.
- Помощь в развитии должна быть своевременной, то есть, не быть ориентированной на какие-либо среднестатистические нормы, а соответствовать индивидуальной готовности к получению определенных навыков. Например, если ребенку в 2 года не интересны буквы, не нужно устраивать перед ним ритуальные танцы с карточками. Лучше заниматься с ним вещами, свойственными его возрасту: играть в мяч, лепить пасочки, много гулять и т.п.
- Ролевые игры – очень важный элемент развития малыша. Хорошо, если у ребенка будут разные тематические наборы, конструкторы, кубики. Ролевая игра развивает воображение и фантазию малыша. Также очень важно читать ребенку книги.
Физически и психически здоровый малыш будет неизменно развиваться даже с минимальным участием взрослых, хотя до 1,5-2 лет, конечно же, малышу требуется больше внимания. Но родители, даже при минимальных усилиях и осведомленности, в состоянии дать всё необходимое малышу и без развивающих курсов.
Развивающие группы для детей раннего возраста скорее нужны для социализации малыша, знакомства со сверстниками и другими взрослыми. А также для того, чтобы мама могла не торопясь выпить горячий свежесваренный кофе и восстановить свой эмоциональный баланс.
Посещать центры раннего развития детей можно уже с года, а иногда и раньше. Для самых маленьких занятия проходят два раза в неделю, для дошкольников от трех и до семи лет — три-четыре раза в неделю. В группах, где занимаются малыши, обычно набираются пять-шесть человек, а в старших подгруппах на занятиях уже могут присутствовать до десяти-двенадцати детей. Благодаря этому, время и внимание преподавателя уделяется абсолютно каждому ребенку.
Как построены занятия?
Занятия организуются с утра, после обеда и вечером. Для самых маленьких продолжительность уроков — один час. Для детей дошкольного возраста — полтора или два часа.
Малыши занимаются вместе со своими родителями, повторяя все действия и задания за педагогом. Старшие дети могут оставаться на занятиях одни. В каждом уроке присутствует несколько различных видов деятельности: и элементы математики, и чтение по различным методикам, и музыка, и танцы, и география, и окружающий мир, и изобразительная деятельность, и прикладное творчество. В каждое занятие обязательно включается физкультурная или ритмическая разминка, чтобы дети смогли отдохнуть и размяться.
Все занятия, как для малышей, так и для детей постарше, проходят в игровой форме. Кроме этого, дети редко сидят за столами. Во время запоминания нового материала они двигаются или сидят на мягких подушечках. Такой метод помогает детям лучше запоминать материал, так как занятия проходят в удобной, привычной и комфортной для них обстановке. Часто уроки проходят в форме сказки, спектакля или небольшого представления, где в роли педагогов выступают сказочные персонажи.
Что ребенок будет уметь после обучения в центре раннего развития?
Уже после полугода посещений занятий в развивающем центре ребенок покажет первые результаты: более взрослые дети будут уметь считать и немного читать, расширят свой кругозор, младшие — начнут лучше говорить, рисовать.
Посещения таких центров очень полезны для скованных, стеснительных и необщительных детей. Педагоги проводят занятия по группам или подгруппам, где дети выполняют задания вместе. Это очень помогает застенчивым детям раскрепоститься. Все занятия направлены на творческое развитие ребенка. Поэтому и на математике, и на чтении дети рисуют буквы и цифры, а также выкладывают их из различных палочек, веточек, трубочек. Дети, посещающие центры раннего развития, более смышленые, внимательные, любят фантазировать, не боятся выступать на публике, знают много стихов и песен, умеют танцевать.
Как выбрать подходящий развивающий центр для своего ребенка?
Главное, что нужно учитывать при выборе детского центра — это атмосфера, царящая в нем, и отношение преподавателей к детям. Обязательно нужно сходить первый раз в выбранное учреждение вместе с малышом и посидеть на занятиях. Если ребенку нравится, значит, его смело можно записывать. Желательно, чтобы центр раннего развития находился недалеко от дома, так как долгая дорога обычно утомляет детей, и заниматься уже не будет ни желания, ни сил. Кроме этого, необходимо уточнить время и дни недели.
Занятия обязательно принесут пользу ребенку любого возраста. Посещение центра раннего развития — это большой вклад в успешное будущее и счастливое детство каждого ребенка.
Об авторе: Алла Каролина, педагог хореографии и рисования в Центре раннего развития ребенка, музыкальный руководитель в детском саду.
Фото: Алсу Иксанова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
К кружкам все мы относимся по-разному. Одни вспоминают свое детство и утверждают, что отсутствие детских развивающих центров раньше прекрасно компенсировалось родным двором с друзьями, велосипедом и помощью маме по дому. Другие считают, что чем дополнительных занятий больше, тем лучше, а мы в свое время недополучили полезные умения. Третьи мечутся в поисках золотой середины, ну а как не метаться, если речь идет о твоем ребенке, его школьных успехах, профессиональных навыках и, в конечном счете, о его будущей взрослой жизни.
Давайте рассмотрим аргументы «за» и «против».
Творческие кружки: чем полезны, что развивают
Большинство детских кружков направлены на творческое развитие ребенка. Но что такое творчество? Это создание нового, одновременно результат и процесс, в ходе которого ребенок знакомится с множеством новых для него вещей и явлений.
Ребенок осваивает новые материалы или техники, развивает, таким образом, мелкую моторику, готовит руку к сложным операциям, например, письму или черчению, тренирует пространственное мышление, логику, что пригодится в будущем для занятий алгеброй и геометрией. Так что неверно будет преуменьшать роль «развивашек», где с маленькими детьми рисуют солнышки или собирают фигурки из желудей. Все это — шаги на пути к освоению школьных наук. И, конечно, раскрытие талантов.
Перечислим по пунктам плюсы посещения творческих занятий:
- полезное времяпрепровождение, отличное от посиделок за телевизором, смартфоном или другими гаджетами;
- приобретение полезных навыков и умений, которые пригодятся в будущем;
- подготовка ребенка к учебному взаимодействию с детьми и взрослыми (преподавателями), что пригодится в школе или детском саду;
- расширение кругозора, получение новых впечатлений;
- обнаружение талантов в рисовании, лепке. В будущем родители могут отдать свое чадо, показавшее успехи, например, в изобразительных искусствах, в художественную школу. Но открыть этот талант как можно раньше помогут занятия в детском развивающем центре.
- приобретение новых друзей;
- разнообразное физическое развитие (если ребенок посещает оздоровительную гимнастику или театральную студию для малышей).
Удивительно, но у посещения творческих развивающих занятий есть минусы:
Подготовка к школе
Это 20-30 лет назад вы могли прийти в школу и уже там учиться читать, писать и считать. Сейчас к 7 годам ребенок должен знать буквы, уметь держать ручку в руке, знать азы математики. Зачем это нужно? Неподготовленный к первому классу ребенок не будет успевать за учителем, будет более слабым, чем большинство детей, неуверенным в своих силах.
Избежать попадания малыша на последнюю парту помогут грамотные подготовительные курсы к школе. Опытные преподаватели дадут детям все необходимое для первого класса, помогут развить надпредметные навыки и умения, такие, как память, логическое и творческое мышление, речь
.
Детский центр «Чудо-Чадо»
Преподавание в детском центре «Чудо-Чадо» в Южном Бутово ведется с использованием методик академика Николая Зайцева. Мы даем нашим ученикам не только знания, которые пригодятся в первом классе, но и учим получать удовольствия от учебы. Это особенно важно в наше время «легких» развлечений, когда ребенок игру на планшете предпочитает чтению книги.
После подготовки к школе в центре «Чудо-Чадо» малыш будет адекватно оценивать свои знания, с удовольствием идти в школу, быстро выполнять домашние задания, а значит, иметь достаточно времени на игры и общение с друзьями. Ваш ребенок не будет нуждаться в репетиторе, а сам будет справляться с освоением школьной программы.
3 совета родителям
Ваш ребенок больше не хочет ходить на кружок? Не ругайте его, а попытайтесь разобраться в причинах. Возможно, дело в задании, которое оказалось слишком сложным для малыша. Или в конфликте с другим учеником. В любом случае, поговорите с преподавателем, он подскажет, куда дальше двигаться, нужно ли сделать паузу, чтобы не «перегнуть палку», не отбить у ребенка желание развиваться и учиться.
Чаще хвалите ребенка за его успехи. Любой его рисунок, даже небольшой — результат труда, ведь все мы начинали с простейших заданий. Акцентируйте внимание на удачах, создавайте атмосферу успеха, где ребенок двигается от одной небольшой победы к другой, развивая навыки, улучшая качество выполняемых заданий.
Проявляйте интерес к занятиям ребенка. Если дочка или сын хотят вам показать свое творение, уделите хотя бы несколько минут на разговор о процессе создания живописного полотна или скульптуры, настроении, которое передает рисунок. Выслушайте до конца, это очень поддержит ребенка, он продолжит свое занятие с бо́льшим энтузиазмом.
Если вы зашли на мой сайт не по ошибке, я очень надеюсь, что вопрос, вынесенный в название этой статьи, перед вами не стоит. Однако именно рассуждениям на тему, для чего нужно регулярно заниматься с ребенком, мне бы хотелось посвятить мою первую статью.
Может быть, для кого-то она станет дополнительным источником мотивации, кого-то заставит задуматься и пересмотреть свой подход к организации занятий, а кому-то поможет сделать первый шаг к систематическим занятиям с детьми.
Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране наблюдается настоящий бум раннего развития – открываются специализированные детские центры, издается огромное количество разнообразной литературы, в Интернете появляются сайты, посвященные развитию малышей, — все еще встречаются те, кто не видит смысла в развивающих занятиях. Основной их аргумент звучит так: «Когда мы были детьми, с нами никто ничем особенным не занимался, и ничего, выросли, выучились».
Действительно, если вы не будете уделять специальное внимание организации развивающих занятий, ваш ребенок, скорее всего, все равно будет развиваться в соответствии с возрастными нормами. Тем не менее, я уверена, что развивающие занятия просто необходимы, так как они полезны и хороши и для ребенка, и для мамы.
Плюсы развивающих занятий для мам и малышей:
- Давайте посмотрим, чем хороши развивающие занятия для ребенка:
- Ребенок растет в обогащенной развивающей среде, что способствует развитию его познавательных способностей, заинтересованному отношению к окружающему миру, формированию познавательного интереса и привычки самостоятельно мыслить.
- Ранний возраст (примерно до 3-х лет) считается сенситивным периодом для становления множества психических функций ребенка. Именно в этот период занятия с ребенком наиболее эффективны, поскольку малыш буквально «впитывает» новые знания. Развитие памяти, восприятия и мышления в раннем детстве способно существенно упростить изучение нового материала в старшем возрасте. Это может оказаться хорошей подготовкой к школьным нагрузкам.
- Вспомните, как вы недолюбливали отдельные школьные предметы из-за неприязни к учителю. Игровой момент в занятиях, возможность узнать о новой области знаний от близкого и любимого человека – мамы – формирует у ребенка положительное отношение к самому предмету изучения.
- Развивающие занятия формируют у ребенка привычку учиться – способность к сосредоточению, концентрации внимания, запоминанию материала.
- Какие же преимущества получает мама, которая развивает своего малыша:
- Мама, сумевшая с раннего детства привить ребенку познавательный интерес, скорее всего, будет избавлена от проблемы с нежеланием учиться у ребенка школьного возраста.
- Мама, проводящая развивающие занятия для ребенка, сама постоянно учится новому, расширяет свой кругозор и «растет» вместе со своим малышом.
- Если мама систематически занимается развитием ребенка, она, как правило, более комфортно чувствует себя в роли матери и имеет адекватную высокую самооценку.
- Необходимость организации регулярных занятий с ребенком – хороший стимул для мамы освоить науку тайм-менеджмента и научиться больше успевать.
Вот какие полезные преимущества получаете вы и ваш малыш, если развивающие занятия для ребенка – это ваш выбор. Правда, некоторые мамы считают, что развитием своих детей можно заниматься только дома, сидя за столом, но это не совсем так. Можете заниматься с ребенком в дороге, например, читая стишки или изучая цвета машин. Можно даже провести развивающие занятия, сидя, например, в очереди в поликлинике. Как? Смотрите это в моем видео ниже:
Какие преимущества развивающих занятий с детьми важны для вас? А может быть, вам известны их минусы и ограничения? Давайте обсудим в комментариях!
Польза и радость развивающих занятий с ребенком для Вас очевидна, но Вы не знаете, с чего начать? Узнайте о 5 простых шагах к систематическим занятиям с ребенком.
Понравилась статья? Не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей!
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Автор: Марина Суздалева
Все статьи автора
Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.
Предыдущие записи рубрики
- Игры на расстоянии: по телефону, скайпу, видеосвязи
- 100 способов сделать игры с ребенком регулярными
- Как придумывать игры на заданную тему
- Организация развивающей среды и подготовка к играм — опыт увлечённых мам
- Как придумывать игры: упражнение для развития фантазии
10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети
Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».
Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!
Вот чему действительно должны учить детей их родители!