Польза соблюдения режима дня для детей

Строгий и неукоснительный режим для детей – это наследие нашего советского прошлого, как и тесное пеленание грудничков, или привычка уберегать, укутывать, охранять от всего мира. Когда заходит речь о режиме дня для ребенка, практически все современные мамы просто снисходительно улыбаются и отмахиваются. Зачем, если организм ребенка сам понимает интуитивно свои потребности, и дает об этом знать нам? Такой подход – другая крайность, к которой тоже нельзя прибегать. Строгий режим дня не подходит самым маленьким, он, будем честны, практически невыполним и в старшем возрасте. Но золотая серединка должна быть найдена.

Что касается режима или распорядка дня ребенка, которому уже больше 2-3 лет, то здесь ситуация меняется. На первый план выходят не простые природные потребности организма малыша, а социальные занятия, игры, обучение, привитие полезных и очень важных хороших привычек. Здесь уже относиться слишком либерально или безответственно к соблюдению режима дня нельзя. Чем старше становится ребенок, тем сложнее научить его придерживаться режима, но тем важнее становится это для его правильного и гармоничного развития.

Фото: depositphotos.com

Польза от режима дня для детей: почему важно соблюдать его в любом возрасте

А что, если мой ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим? Зачем устанавливать рамки малышу, с детства приучая жить по стандарту? Так думают некоторые родители, которые неправильно воспринимают соблюдение режима дня и путают его с подавлением инициативы. Порядок – это всегда сложный и трудоемкий процесс. Это проще понять на примере взрослых, чем детей. Ответьте честно: придерживаетесь ли вы сами правил и порядка? Уделяете должное время физическому здоровью, чтению, прогулкам?

Режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий. Он создается с другой целью. Каждый ребенок имеет важные ключевые потребности, от физиологических (сна и еды) до стимулирующих развитие и укрепляющих здоровье (гимнастика, занятия, игры, исследование мира).

Преимущества соблюдения распорядка дня для детей:

  • Здоровое и гармоничное развитие. Это касается, в первую очередь, всех систем организма ребенка. Своевременное и правильное питание обеспечивает здоровье пищеварительной системы, сон и отдых важны для комплексного развития, прогулки, занятия физкультурой – для опорно-двигательного аппарата и т.д. Режим дня в таких простых, но необходимых процедурах – это залог здоровья;
  • Полезные навыки и «правильные» привычки. Существует простое, но очень верное высказывание: плохие привычки даются легко, но с ними тяжело жить; хорошие привычки даются сложно, но с ними жить легко. Режим и распорядок дня с раннего детства формирует у малыша естественные правильные привычки, которые помогут ему в дальнейшем не только быть здоровым, но и добиваться успеха в любой сфере деятельности;
  • Открытые возможности. Соблюдение режима дня оставляет детям и их родителям уйму свободного времени для новых свершений, ярких открытий, интересных общих занятий и расширения кругозора или мировоззрения. Если же распорядок не соблюдается, на обычные и необходимые процедуры уходит намного больше времени, сил и энергии.

Режим дня для самых маленьких: правила и исключения из правил

Как организовать режим для самых маленьких детей, и нужен ли он в целом? Организм младенца только учится жить в новом для него мире, он не знает, что такое день и ночь, когда приходит время кушать, а когда спать. Справиться с этим непросто в первые месяцы. Педиатры рекомендуют изменить отношение к построению распорядка дня малышей, и употреблять не понятие «режима дня», а «дневного ритма».

В процессе развития малыша определенный режим складывается только к двум месяцам жизни. В это время ребенок уже привыкает кушать и спать приблизительно в одно и то же время. В создании определенного ритма жизни малыша пока играют роль его основные потребности:

  • Сон. Малыш до 1 года спит 10-12 часов в день. Хорошо, если к 6 месяцам он уже спокойно спит всю ночь, и будит маму только ранним утром для завтрака. Дневной сон ребенка должен быть минимум дважды. Отлично, если один раз малыш поспит на улице или на свежем воздухе;
  • Еда. При грудном вскармливании ребенок до 6 месяцев должен кушать каждые 2 часа. Этот процесс не стоит слишком строго ограничивать и устанавливать правила или режим. После полугода ребенка можно кормить уже по режиму, чтобы вырабатывать правильную реакцию организма. Идеальный вариант – грудное вскармливание по требованию, прикорм – по режиму (можно вместе с другими членами семьи, во время завтрака, обеда или ужина);
  • Физические упражнения, гимнастика, игры. Их можно проводить в любое время дня, через полчаса после еды, а также за час до сна ребенка. Устанавливать ограничения на игры можно, но не обязательно. Психологи считают, что активные игры и спокойные занятия должны быть у детей такого возраста в пропорции 2 к 1;
  • Купание. Конечно, идеальный вариант – это вечернее купание. Оно успокаивает малыша, он будет спать крепче и дольше. Это самое верное и простое решение.
Читайте также:  Польза творожной запеканки с изюмом

Распорядок дня дошкольника

Этот период в развитии ребенка очень важный, и правильная организация его дня играет ключевую роль. Как правило, малыши в этом возрасте начинают ходить в детский сад. В таком случае работы для мам и пап существенно уменьшается: за них ее делают воспитатели. В детском саду соблюдают график методично и строго. Это не всегда оправдано, но зато малыш легко и быстро учится все делать в одно и то же время, гармонично и правильно развивается всесторонне. Установленного в детском саду распорядка дня желательно соблюдать и на выходных.

Если же ваш малыш пока не ходит в садик, нужно постараться создать определенный режим дома. Это очень сложно, поскольку в этот период развития ребенок очень активно познает мир, он постоянно жаждет понять и открыть что-то новое, и плохо понимает необходимость графика и режима. К тому же, именно в этот период проявляются начальные стадии формирования личности, малыш осознает свое «я», начинает активно сопротивляться внешнему воздействию, все делает наоборот, устраивает сцены и истерики.

В этот сложный период важно набраться терпения, относиться ко всему с пониманием и спокойствием, но обязательно учить ребенка соблюдать определенные правила и режим.

Каким же он должен быть? Что касается питания, то организовать его проще всего. Ребенок должен кушать 4-5 раз в день:

  • Завтрак – от 8 до 9 утра;
  • Второй завтрак – 11-12 часов дня;
  • Обед – 14 часов;
  • Полдник – около 16 часов;
  • Ужин – 19-20 часов вечера.

Время, указанное в этом графике, примерное, можно немного отклоняться от него в разные стороны. Важно соблюдать длительность перерывов между едой. Если вас ждет насыщенный день с ребенком вне дома, позаботьтесь о легком перекусе для него.

Другие процессы организовать намного сложнее. В этот период ребенок уже спит намного меньше, период бодрствования дольше. Как организовать грамотно занятия, игры, полезные процедуры? Строгих правил и рекомендаций в этом нет. Но важно, чтобы все необходимое, что нужно малышу для развития, он получал. Это ежедневные прогулки от 60 до 120 минут, активные игры и занятия (2-3 часа), гимнастика, купание, закаливание.

Несколько советов, как организовать день для ребенка этого возраста:

  • после завтрака – отличное время для активных занятий и прогулок;
  • после обеденного сна хорошо проводить процедуры закаливания, гимнастику, массажи;
  • время перед ужином – пора для игр с родителями и друзьями, активных занятий;
  • после 20 часов лучше переходить на спокойные занятия (рассматривание книжек, отдых, чтение с мамой и т.д.).

Вместо простых игр можно проводить с ребенком полезные обучающие и развивающие занятия. Но помните, что они должны продолжаться не больше 20 минут. Однообразные действия утомляют ребенка, он будет скучать или вредничать. Меняйте виды занятий с активных на спокойные, не переутомляйте малыша.

Распорядок дня школьника: школа и дом

Когда ребенок идет в первый класс, его жизнь меняется кардинально. Именно сейчас те навыки и полезные привычки, которые уже выработались благодаря вашей усердной работе, станут очень важными и полезными. Ребенок, который уже привык ложиться и вставать примерно в одно и то же время, будет полным сил, желания и энергии, и хорошо проведет время в школе.

Оптимальный режим дня для школьника:

  • подъем за один час до выхода из дома. Научите малыша вставать сразу, не привыкайте к маленьким поблажкам «еще пять минуток», это плохо сказывается на самочувствии ребенка;
  • все утренние процедуры проводятся быстро, полуавтоматически: умывание, зарядка, чистим зубы, одеваемся, готовимся позавтракать;
  • завтрак должен занимать минимум 15-20 минут, учтите это при планировании дня;
  • выходить в школу нужно примерно в одно время, чтобы успеть на урок.

После занятий многие дети остаются в школе на группу продленного дня. Если же ваш малыш идет домой, обязательно позаботьтесь о полноценном обеде сразу по приходу ребенка. Только после этого можно планировать активные занятия, игры, кружки или секции.

До 17 часов ребенок может отдыхать, заниматься своими делами, или делать уроки. Не нужно заставлять малыша сразу садиться делать домашнее задание, пусть отдохнет. Но откладывать это дольше, чем к 18 часам вечера. Это важно не только с точки зрения самодисциплины, но и с точки зрения здоровья ребенка.

Около восьми вечера малыш должен поужинать, и не позже 21.30 готовиться ко сну. Хороший, полноценный и здоровый сон – залог правильного и гармоничного развития ребенка в этот непростой период его жизни.

Основные ошибки и проблемы, с которыми сталкиваются родители при формировании режима для для ребенка

Научить малыша следовать распорядку дня невозможно, если родители и сами живут в легком хаосе, делая то, что хочется, и тогда, когда хочется. Поэтому начинать, как всегда, придется с себя. Научитесь самодисциплине, это совсем не сложно, нужно уделить некоторое время для того, чтобы создать свой график и придерживаться его, дальше уже сработает механизм привычки.

Читайте также:  Интернет-магазин Б2Б смарт

Что касается организации режима для ребенка, то здесь нужно следовать простым правилам:

  • будьте терпеливыми, всегда и все делайте только с любовью;
  • не меняйте решений, будьте последовательными, действуйте мягко, но настойчиво, не поддавайтесь на уговоры и капризы;
  • научитесь говорить «нет» малышу, и объяснять, почему так нужно;
  • всегда хвалите ребенка за организованность, за то, что он «такой взрослый и все умеет», это очень помогает в развитии ответственности за свои действия у детей;
  • проводите время вместе. Нельзя сказать просто: «Иди играть!», поиграйте с ним или хотя бы поинтересуйтесь, как и что делает ваш ребенок. Контакт и доверие – основа правильного воспитания ребенка.

Источник

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,- обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
    Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
      Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
    Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
    У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
   В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей предшкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
      Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
      Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
    Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
    Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.
    Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
    Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
    Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.
    На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.
    Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).
    Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
    Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Читайте также:  Молитва на решение суда в мою пользу

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то   завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье.

 Поведение ребенка в детском саду – его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Источник