Польза сосны для человека как рассказать детям

Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
- Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
- Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
- Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
- зеленый листок дерева
- иллюстрации деревьев
- использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие” нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Источник
Доброе утро, дорогие гости!
Позвольте начать рассказ о нашем проекте. Сама идея создания данного проекта возникла у нашего учителя в ходе подготовки к уроку по теме «Сочинение-описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». Она заинтриговала нас и попросила у нас помощи, а мы поддержали и начали собирать материал по теме. Вместе с нами работали наши родители и сестра Оюмаа.
Гипотеза проекта – правда ли, что сосновые леса обладают целебными свойствами?
И вот что у нас получилось…
Цель нашего проекта: узнать как можно больше о сосновом лесе.
Ставили следующие задачи: собрать материалы об этом лесе; рассказать своим товарищам и привлечь внимание одноклассников к проблеме охраны леса.
Продукт проекта – выпустить и распространить в школе красочные буклеты о сосновом лесе.
А называется наш проект «В чём польза соснового леса?»
Что это за дерево – сосна?
Сосна обыкновенная – это величественное, вечнозеленое дерево. Живет сосна около 400 лет. Она растет преимущественно на песчаных и сухих почвах. Ствол покрыт красновато-бурой корой, высота может достигать 30—40 м. Листья представляют игольчатые хвоинки, растущие на коротких побегах попарно. Хвоя достигает длины 4 – 7 см.
Сосновые леса необычны по своей красоте. Как стройные колонны, тянутся к солнцу могучие стволы, кажется, где-то под самым небом шумят своими зелеными кронами. А внизу, у подножия, на влаголюбивых мхах растут черника и голубика, где местность посуше — ветвистые кустарники брусники. В сосновом бору, особенно когда лето выдается теплое и влажное, полно грибов: белых, рыжиков, моховиков, маслят, сыроежек. И животные тоже не обходят стороной сосновый лес. Любят отдохнуть в сосновых лесах лоси, медведи, лисы, кролики, белки, ежи.
Цветет сосна обычно в мае. Осенью в пазах чешуек созревают семена, которыми так любят лакомиться птицы. Тут устраивают свои гнёзда дятлы, клесты, кукушки, совы, короли птиц – орлы, ястребы.
В чём польза сосны и соснового леса?
Хвойную терапию называют тысячелетиями проверенным способом борьбы со множеством заболеваний, своевременной их профилактикой. Не случайно о здоровье сибиряков слагают легенды. Между тем, пресловутой сибирское долголетие определяют уникальные климатические особенности региона, которые принято называть зелеными легкими планеты.
Сосна поистине лечебное дерево — она обеззараживает воздух, рассеивая в нем фитонцидные летучие вещества.
Не случайно санатории, дома отдыха, пионерские лагеря стремятся размещать в сосновых борах. Эфирные масла сосны, окисляясь кислородом воздуха, выделяют в окружающую атмосферу озон (трехатомарный кислород), который оздоровляет организм человека. Особенно целебен он для больных туберкулезом. Благоприятное действие кислорода и озона сочетается с летучими выделениями сосны, обладающими сильными антимикробными свойствами.
Хвойный аромат используют в ароматерапии. Это – прекрасный релаксант, а ванны из сосновой хвои считается отличным средством при нервных заболеваниях.
Применение и лечебные свойства сосны и сосновых почек
Как лекарственное дерево сосна была известна в глубокой древности. При археологических раскопках на территории Шумерского царства были найдены глиняные таблички с рецептами, свидетельствующими о том, что 5 тысяч лет назад шумеры использовали экстракты сосновой хвои для компрессов и припарок.
Сосновая хвоя богата витаминами С, В, К, Р и каротинами. В современной фармакологии хвоя сосны считается ценным витаминным препаратом, из нее готовят настои и концентраты для профилактики и лечения гипо- и авитаминоза, а также используют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное средство.
Выявлено, что хвоя, может накапливать до 300 мг витамина, к тому же она богата, кроме хлорофилла, каротином, витамином К, фитонцидами, дубильными веществами, алкалоидами, терпенами.
Во время блокады Ленинграда в лесотехнической академии из хвои было налажено производство витаминного напитка. Да и по всей стране в тяжёлые годы войны лечились от цинги настоями сосновой хвои. В послевоенное время научные сотрудники этой же академии разработали производство хлорофилло-каротиновой пасты, имеющей высокий лечебный эффект в хирургии, стоматологии и других отраслях практической медицины. Эта паста, полученная по рецепту Ф. Т. Солодского, широко используется как наружное средство при ожогах, различных кожных заболеваниях, назначается внутрь при язвенной болезни. Для лечения кожных заболеваний в составе различных мазей применяют сосновый деготь (мазь Вишневского).
В наши дни популярен экстракт из хвои сосны, который добавляют в лечебные ванны, назначаемые при нервных и сердечно-сосудистых заболеваниях. Пользуется спросом зубная паста «Хвойная», укрепляющая десны и дезинфицирующая полость рта.
В хвое содержится столько витамина С, сколько в облепихе и в черной смородине. Небольшие запасы свежей хвои можно хранить на холоде до 2 месяцев. Наибольшее содержание витамина С установлено в осенней и весенней хвое двух-трехлетнего возраста.
Набухшие и еще не распустившиеся сосновые почки являются накопителями биологически активных веществ — смолы, эфирных масел, крахмала, горьких и дубильных веществ, минеральных солей. Отваром и настоем сосновых почек издавна лечились от рахита, хронического воспаления бронхов, ревматизма, застарелых сыпей. Настои помогают выведению камней, уменьшают воспалительные процессы в мочевом пузыре, обладают слабыми мочегонными и желчегонными свойствами. Отвар почек применяют для ингаляции при легочных заболеваниях.
Сосновые почки заготавливают до начала распускания в феврале — марте. Не следует собирать почки в подросте сосны и в посадках, так как обрезанные побеги приостанавливают рост дерева.
Рецепты из сосновых почек.
Чтобы приготовить микстуру в домашних условиях, необходимо 50 г почек залить 2 стаканами кипятка, настоять 2 часа в теплом месте, после чего процедить. Для улучшения вкуса к настою добавляют 500 г сахара и уваривают до получения сиропа. В процеженный сироп можно добавить 50 г меда. Пить микстуру по 5-6 ложек в день.
Из почек варят «сосновый мед» — обычное варенье, имеющее беловато-золотистый цвет и приятный сосновый аромат. Наряду с другими лечебными свойствами варенье полезно при воспалении верхних дыхательных путей.
Что грозит сосновому лесу?
Как и всем другим лесам, сосновому лесу большую угрозу представляют пожары, бытовой мусор. Всю эту угрозу приносит человек. Так давайте все объединимся и встанем в защиту наших лесов. Если каждый, погостив в лесу, будет соблюдать правила поведения в лесу, убирать за собой мусор, не жечь костры, то и леса наши будут жить и радовать нас на протяжении многих-многих лет.
Вывод.
Сосна поистине лечебное дерево — она обеззараживает воздух .
Сосновый воздух – природный антидепрессант и верное средство для излечения нервных заболеваний. Когда человек прогуливается по сосновому лесу, вдыхает смолистый запах хвои, вслушивается в ее шуршание, неизменно обретает внутреннюю гармонию, душевное равновесие, отвлекается от повседневных забот.
Источники:
https://cc-t1.ru/stati/lechim_bronhit_i_pnevmoniju_na_sosnovoj_opushke.html Сайт о болезнях органов дыхания
https://altailes.ru/press/news/20110204_0805.html;
https://www.myshared.ru/slide/587918/
https://czl17.tuva.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Эрзин.
Исследовательский ПРОЕКТ
«В чём польза соснового леса?»
Выполнили: Учащиеся 4б класса
Сержинмаа Тана, Артаева Ксения,
Дамба Начын, Мижит Емельян;
Ученица 7б класса Ооржак Оюмаа
Руководитель проекта:
Учитель начальных классов Ендан Б.Д-С.
Эрзин – 2014г.
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями соснового леса: целебными свойствами, животным и растительным миром.
Задачи:
Развитие познавательной активности;
Развитие у учащихся способностей аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
Формирование культуры речи, формирование опыта публичного выступления;
Формирование оценки и самооценки учащихся;
Формирование коммуникативных умений;
Формирование и развитие ответственности, взаимоуважения при работе в группе;
Воспитание чувства любви к окружающей природе.
Результативность проведенной работы:
Учащиеся познакомились с отличительными свойствами сосновых лесов, узнали много нового о лечебных свойствах сосны.
Испытали чувства любви к природе.
Научились отбирать материал на заданную тему и оформлять свое сообщение в виде презентации.
Развивали умения работать в группе, воспитывая ответственность, добросовестность, взаимовыручку и доброжелательность по отношению к другим участникам команды.
Этапы работы над проектом:
№
Подготовка и ход мероприятия
Виды работы
Время
Использованное
оборудование
Результат
1
Подготовительный
Сообщение темы и целей работы
Создание четырех рабочих групп
Выбор темы каждой группой
Распределение обязанностей в каждой группе
1 урок
Компьютер, проектор,
экран
Четыре рабочие группы учащихся
Реализация проекта
Подготовка информации
Сбор необходимой информации (данные о сосне, о сосновых лесах, фотоматериал, интересные факты)
Оформление материала на бумажной основе и электронном носителе
Поиск информации
в интернете, в литературе.
3-4 дня
Интернет, программные продукты,
литература
Собранный материал, оформленный на электронном носителе.
Составление
плана проекта
Отбор интересных информаций для использования в презентации;
Оформление проекта на бумажной или электронном носителе;
Поиск подходящего
материала;
Создание презентации в Microsoft Office Power Point
1 день
Компьютер
Презентация
«Мы исследователи соснового леса»
Оформление презентации
Создание презентации с использованием полученной информации
2 дня
Компьютер
Презентация «Мы исследователи соснового леса»
3
Презентация проекта
Проведение виртуальной экскурсии по сосновому лесу
1 урок
Компьютер, проектор, экран.
Урок-экскурсия
4
Рефлексия
Подведение итогов;
Оценка и самооценка получившемуся проекту;
Беседа, анкетирование
Развитие оценки и самооценки учащихся
5
Редактирование
Редактирование проекта по результатам этапа рефлексии
Компьютер
Исправленный и дополненный продукт, презентация «В чём польза соснового леса?»
6
Повторная презентация проекта
Проведение виртуальной экскурсии по сосновому лесу, беседа о пользе и о лечебных свойствах соснового леса.
1 урок
Компьютер, проектор, экран.
Повторная экскурсия
Что нам дало ИКТ:
ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
ИКТ – возможность обмена информацией с помощью ресурсов Internet;
ИКТ – повышение уровня образования и самообразования как школьников, так и учителя;
ИКТ-развитие и реализация творческого потенциала учеников;
ИКТ помогает более наглядно, доходчиво и за более короткое время излагать материал.
приобретение конкретных навыков в использовании ИКТ, получение представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
Источник:
https://cc-t1.ru/stati/lechim_bronhit_i_pnevmoniju_na_sosnovoj_opushke.html Сайт о болезнях органов дыхания
https://altailes.ru/press/news/20110204_0805.html;
https://www.myshared.ru/slide/587918/
https://czl17.tuva.ru/
Источник
Ирина Овсянникова
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Какую пользу приносит лес?»
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
2. Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
3. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
зеленый листок дерева
иллюстрации деревьев
использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету,поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева.Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие”нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Источник