Польза списывания с печатного текста
Списывание как эффективное средство обучения правописанию
из опыта работы учителя
начальных классов МОБУ СОШ №2
Щербининой Г.В.
Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, – как правило, с дополнительными заданиями.
Львов М. Р.
(Словарь-справочник по методике русского языка)
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копи руют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образы ко торых даны в «Прописях».
Хочу поделиться опытом организации обучения списыванию, при котором достигается безошибочность этого действия и, кроме того, совершенствуются орфографические навыки учащихся. Обучение списыванию организую по следующему алгоритму.
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
- Выдели «трудные для написания слов места» (орфограммы) в списываемом предло жении, тексте.
- Прочитай предложение, так, как оно написано.
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал.
- Проверь написанное:
а) читай то, что написал;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие со ответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязатель ной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
Содержание и методика освоения каждого действия алгоритма.
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирова ния текста. Так как предложения,с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве«смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее в качестве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть всё предложение, чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложе ния на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии «читаем так, как надо говорить». Видим, что списывание связано с обучением правильному говорению.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитием навыка чтения и
иметь хорошую память. Нужно иметь достаточное «поле чтения», т.е. уметь «схватывать» од ним взглядом не только отдельное слово, но и целый кусок текста. Повтряя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
- Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот этап был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребен ка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»).
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально органи зованного обучения списыванию как можно раньше знакомлю учащихся с наиболее общими признаками орфограмм. Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозна чением звуков буквами, помогает таблица.
Какие буквы нельзя писать на слух | |||
Безударные гласные (кроме У, И, Ы на конце слова) | Гласные под ударением после шипящих | Согласные, парные по звонкости-глухости а) на конце слова б) перед др. согласными (но не Р, Л, М, Н, Й, В) | Согласные, парные по мягкости-твердости: пе ред мягкими согласны ми |
С первых шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связан ными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и т.д. тоже нужно отмечать в списываемом тексте.
Формирование действий списывания обязательно включает в себя определение ударного слога. С этого и начинаю выделение орфограмм в каждом слове.
- Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать во время письма).
Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как спи сывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механиче ски, а осмысленно. Проговаривание использую как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигатель ная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым произнесением слова.
Обучение орфографическому проговариванию начинаю одновременно с обучением гра моте. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. При произнесении целого слова перевожу детей на орфоэпический уровень, т.е. учу про износить слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. В отдельных
случаях обращаю внимание детей на «два образа», в которых живет слово: орфоэпический («как говорим») и орфографический («как пишем»). При этом демонстрирую учащимся два ви да чтения: «Читаем, как говорим» и «Читаем, как пишем». Нельзя не учитывать, что без специ ального обучения первоклассники чаще всего сами не овладевают двумя видами чтения и тем более далеко не всегда осознают разницу между ними. Дети, которые читают целыми словами, затрудняются орфографически проговорить слово, а те, которые читают по слогам, чаще всего не улавливают разницу между произнесением слова целиком и по слогам. Поэтому всегда даю установку: «Читай, как написано», а не «Читай по слогам». В обучении списыванию не просто формируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика свое обоснование: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться и говорить и читать правильно».
Учитывая, что в текстах встречаются орфограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе может сочетаться с комментированием: «Предлог со сло вами отдельно» и т.п. При самостоятельной работе все орфограммы подчеркиваются.
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
При этом задании, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во вре мя письма. Повторение, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ сло ва, воссозданный в его произнесении.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
При самостоятельном списывании обязательно слежу за тем, чтобы дети действительно диктовали себе во время письма. Шумок, возникающий при этом (особенно в 1 классе), – есте ственное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Особенно прислушиваюсь
«
к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и поэтому допус кает ошибки при списывании. Настаиваю на том, чтобы во время письма под собственную дик товку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память.
- Проверь написанное.
О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Учу детей как это надо делать, т.е. отчетливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требую от учеников подчеркнуть орфограммы в написанном, тем самым даю ориен тир того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.
Вся описанная выше работа способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, что тоже очень важно для успешно го обучения правописанию.
Если проводить эту работу систематически, начиная с первых страниц «Прописей», то результат не замедлит сказаться на успехах обучения.
Источник
Всю начальную школу – с 1 по 4 классы, и даже немного в средней школе, на русском языке детям встречаются упражнения “спиши текст” – и дальше с нюансами “и подчеркни что-то”, “и вставь пропущенные буквы”, и так далее.
Оказывается, многие родители искренне считают их тратой времени и сил ребенка. Возможно, именно поэтому довольно многие дети – с подачи родителей – делают такие упражнения методически неправильно.
И поэтому действительно не получают от этих упражнений никакой пользы – одна только трата времени.
Зачем нужно списывать тексты
Списывание текстов – это один из самых эффективных способов наработки грамотного письма.
У меня была статья о том, как решить проблему неграмотного письма у школьника любого возраста (ее можно почитать по этой ссылке). Там я рассказывала о способе повышения грамотности, которому меня научили в университете – переписывание художественных книг. Этот способ всегда работает отлично.
Переписывание текстов в младшей школе нужно ровно для того же – повышать грамотность, учиться писать без ошибок.
Буквально – чем больше малыш будет переписывать тексты, тем лучше будет становиться его грамотность.
Не сразу, конечно, а постепенно. Но заниматься переписыванием текстов очень полезно.
Кроме того, переписывание текстов тренирует руку. Ребенок учится писать красиво и быстро. А это всё – важные навыки для записи лекций, начиная со средней школы и до конца университета.
Но для того, чтобы переписывание текстов действительно приносило пользу, нужно заниматься им правильно.
Как НЕ надо переписывать тексты в младшей школе
Оценку в младшей школе снижают не только за ошибки, но и за исправления. Два исправления приравниваются к ошибке.
То есть буквально 4 зачеркивания – и у ребенка уже трояк, несмотря на отсутствие ошибок.
Чтобы избежать зачеркиваний и переписать текст максимально правильно, некоторые родители приучают ребенка переписывать тексты не словами, а по буквам.
То есть, буквально, есть в упражнении по русскому слово “корова”. Родитель говорит ребенку: запомни первую букву “к” – перепиши. Теперь снова посмотри в текст, запомни вторую букву “о” – перепиши. И так с каждой буквой в отдельности.
Да, локально такой способ решает проблему описок и зачеркиваний – их становится меньше за счет того, что ребенок перепроверяет каждую букву.
К сожалению, выполнение упражнения на списывание таким способом – это зря потраченное время. Ребенок не тренирует навык грамотного письма.
Почему переписывание текста по буквам – это плохо
Потому что грамотность возможна только при целостном восприятии слова.
Наш мозг запоминает не просто последовательность каких-то “правильных” букв и даже не буквы, сложенные в слово. А “слово – картинку”. И даже не одну картинку, а сразу несколько.
Грубо говоря, прежде чем написать слово “корова”, наш мозг “вспомнит”, что “вот это пятнистое (а у кого-то рыжее, а у кого-то черное) животное с рогами пишется словом, которое звучит “карова” и выглядит это слово “корова””.
Когда ребенок переписывает по одной букве, он
– во-первых, плевать хотел на “образ – картинку”. Никакой мысленной картинки с коровой у него не возникает, потому что переписывает он отдельные буквы, а не слово.
В лучшем случае, переписывая, он обратит внимание на значение слова. Но, как правило, когда дети переписывают тексты таким способом, они могут даже вообще не понять, про что писали.
Примерно так же чувствует себя человек, переписывающий китайские иероглифы, не зная китайского – тупо копирует черточки в нужном количестве и направлении.
– во-вторых, у него нет звукового образа слова. Только отдельные звуки. Перекопировал по одной штучке – и забыл.
– в третьих, очевидно, речь не идет о запоминании образа слова.
Опять приходит в голову пример с китайскими иероглифами – скопировал бессмысленный набор черточек и забыл.
То есть ни одна функция, участвующая в грамотном письме, не задействуется.
Разве что моторная память (рука запоминает, как правильно шевелиться). Но, как известно, моторная память требует постоянного повторения. Так что если ребенок не будете ежедневно писать слово “корова”, через непродолжительное время рука забудет правильные направления.
Кстати, по этим же причинам переписывание по сто раз словарных слов- тоже бестолковая практика. К запоминанию это не приведет.
Учите словарные слова в контексте и с учетом того, что будет написано ниже.
Переписывая тексты по буквам, получается, что ради сиюминутной цели – пятерка (или “не-двойка”) за конкретную работу – ребенок теряет возможность научиться грамотно писать.
Как надо переписывать тексты, чтобы от них была польза
Выполняя упражнения на списывание, очень правильно переписывать предложениями и словами – чтобы в голове складывались и запоминались образы правильных слов.
1. Попросите ребенка прочитать предложение. Убедитесь, что все слова в предложении ему знакомы, и он понял смысл всего предложения целиком.
Это важно для создания образов. Очень сложно запоминать правильное написание слова, значения которого не понимаешь + правильное написание отдельных слов проще всего запоминается в контексте.
2. Читаем вслух слово, которое собираемся написать. Сначала читаем как обычно, а потом – “буквами”. Стараемся запомнить все буквы. Можно для верности несколько раз повторить, выделяя голосом “сложные” места.
Например, слово “что” мы сначала проговорим вслух, как говорим (што), а потом проговорим вслух его “буквенный” вид “ч-т-о” и запоминаем его.
3. Теперь то, что проговорили “буквами”, записываем на бумаге. Не надо подглядывать каждую букву – важно стараться по памяти воспроизвести все буквы одного слова.
Ничего страшного не будет, если в середине слова ребенок “подглядит” и перепроверит себя. Но лучше стараться записывать слово, не подглядывая.
4. Сверяем написанное слово с учебником (или откуда списывали). Вот теперь можно и по буквам внимательно сверить.
Исправляем ошибки, если необходимо.
5. Снова прочитаем написанное слово. Потом это не обязательно будет делать вслух, можно только глазам.
Но первое время пусть ребенок читает вслух, чтобы привычка к перечитыванию написанного закреплялась.
Оно того стоит
Выглядит немного долго. Сейчас, возможно, некоторые подумали: “С такой процедурой мы домашку будем год делать“.
На самом деле этот процесс переписывания текста точно не дольше (потому что ребенок меньше переключается и больше работает по памяти), а со временем – и гораздо быстрее, чем переписывание по буквам.
Но главное, ни одна секунда времени, потраченного на переписывание текста, будет не напрасна.
А кто-то из родителей подумал: “Наделает ребенок ошибок, поисправляет – и получит трояк за исправления. А списывал бы по буквам – такой проблемы не было“.
Переписывая по буквам, ребенок на время маскирует проблему пропущенных или замененных по невнимательности или по ошибке букв. Работа чистенькая, аккуратненькая, без единого исправления. Оценка хорошая.
Но сама проблема никуда не девается. Ребенок так и не натренировался грамотно писать.
И тут начинается средняя школа – и бесконечные изложения и сочинения. Где списывать больше неоткуда – ни по буквам, ни целыми словами. Есть только голова, руки и чистый лист бумаги.
И тут оказывается, что раньше нужно было тренироваться писать грамотно из головы, а не по буквам переписывать.
Помните: младшая школа – это то место, где можно пожертвовать хорошей сиюминутной оценкой ради качественной тренировки и получения фундаментальных знаний и навыков.
Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы выработать у ребенка навыки грамотного письма.
Успехов вашим школьникам!
Мой блог про японскую методику обучения KUMON https://kumon-deti.com.
Познакомиться со мной в Инстаграм можно по этой ссылке >>
Источник
Предлагаем методичку для учителей и родителей о разговоре на важную тему.
Списывание подобно эпидемии – оно быстро охватывает умы и устремления школьников. Оно кажется настолько обыденным, что подростки (а иногда и взрослые) считают плагиат и копирование работы соседа нормальным.
Современные технологии делают списывание и вовсе элементарным для детей, а учителям все труднее его определить. При помощи смартфонов ученики быстро находят ответы прямо во время контрольной и пересылают их своим друзьям.
Школьники скачивают готовые работы в интернете и пытаются выдать их в классе за свои. Есть даже специальные приложения, которые позволяют перевести домашку с другого языка.
Некоторые школьники глубоко убеждены, что, пересылая ответы, они помогают своим друзьям. Другие списывают, потому что чувствуют постоянное давление со стороны родителей и учителей.
Часто на подростков давит необходимость «добиться успеха» в жизни. Им кажется, что родители ценят их отличные оценки больше всего на свете, а поступление в университет для подростков становится намного важнее честности.
10 аргументов против списывания
Вы подозреваете ребенка в том, что он делает работу за другого? Или он резко стал учиться намного лучше? Поговорите с ним об опасностях, которые таит в себе списывание. А мы предложим вам 10 аргументов, которые стоит обязательно озвучить.
- Списывание – это ложь. Переписывает ли ребенок чью-то работу или берет готовый ответ из интернета, он приписывает себе чужие мысли и идеи.
- Списывание – это воровство. Да, списывание – это тоже нарушение авторских прав.
- Списывание – это нечестно по отношению к другим. Ученики, которые усердно занимаются, чтобы получать хорошие оценки, не должны соревноваться и оцениваться наравне с теми, кто пытается пройти испытание не напрягаясь. Также важно, что люди могут не заметить, что работа принадлежит не тому ребенку и доверить ему важную часть работы (классной, исследовательской), которую он провалит и подведет всех.
- Списывание снижает самооценку. Когда кто-то списывает, он признается себе, что не в силах сам справится с трудностями.
- Списывание – это ложь самому себе. Можно не замечать это какое-то время, но по мере взросления списывающий ребенок потеряет всякие ориентиры в жизни и плохо будет представлять, кто он на самом деле.
- Списывание тормозит обучение. Если ребенок не смог выучить какую-либо из тем, он не сможет понять и последующие. Ему придется списывать до самого конца курса.
- Списывание убивает доверие. Быть пойманным на списывании = получить клеймо нечестного ученика до самого конца школы (даже если потом никогда больше не пытаться списать).
- Списывание – причина стресса. Сдать чужую работу под видом своей – тяжело, но уровень стресса становится только выше после этого, ведь секрет необходимо держать при себе.
- Списывание – это оскорбление учителя. Фактом списывания ученик отказывается от знаний, которые старается передать ему педагог (учитель много сил тратит на подготовку урока и закрепление знаний, а ученик не ценит этого труда).
- Списывание не ограничивается школой. Списывание легко превращается во вредную привычку, которая останется с ребенком в вузе и в будущей карьере. Привычка убьет всякое желание трудиться и стремление к творчеству.
Как говорить с подростком
Стоит проводить регулярные беседы о вреде списывания с подростками. Задавайте им вопросы «Списывает ли кто-нибудь из твоих друзей?», «Есть ли в школе проблема со списыванием?» или «Считаешь ли ты, что необходимо списывать, чтобы преуспеть в школе?»
Внимательно выслушайте ответы подростка. Узнайте, каково влияние цифровых технологий на проблему списывания в школе.
Списывание иногда трудно определить. Честно ли использовать онлайн-переводчик при подготовке домашнего задания по английскому? Честно ли сдать работу из интернета, пересказанную на свой лад? Выскажитесь сами и узнайте мнение подростков по эттим вопросам.
Важно помнить, что учитель и родитель – ролевые модели для подростка. Если вы не платите налоги или обманом возвращаете в магазин сломанные вещи, подросток поймет, что врать и обманывать (списывать – лучший способ врать) – это нормально. Покажите ребенку, как важно быть честным, даже когда это невыгодно.
Источник