Польза тестов по гуманитарным дисциплинам
Апанович Т.А.
Казахский национальный университет искусств,
преподаватель ПЦК Теория музыки
ТЕСТИРОВАНИЕ В КУРСЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
ХХI век – время стремительно нарастающего темпа жизни. Техническая революция сделала возможными или достижимыми в прогнозируемом будущем самые смелые ожидания. И она же принесла с собой невероятное ускорение всех процессов. Почти физическое ощущение сжатия Времени и одновременного расширения Информационного поля знакомо, вероятно, большинству людей. Изменение их величин обратно пропорционально, и разбег этот набирает обороты в геометрической прогрессии. Вовлеченные в этот процесс, мы едва успеваем замечать, как меняется жизнь, распространяя принцип увеличения информации и сокращения затраченного времени практически на все сферы бытия.
Сфера образования не является исключением. И одним из проявлений данного факта является компьютерное тестирование. Практика тестирования на сегодняшний момент – одна из наиболее широко применяемых форм проверки знаний во всем мире. Возможности компьютерного тестирования позволяют за предельно сжатые сроки выявить, оценить, сравнить между собой, показатели не одного, а десятков, сотен и если возникнет необходимость, потенциально бесконечного количества тестируемых. На этом строится система ЕГЭ в России, ЕНТ в Казахстане.
Очевидные преимущества данного метода, заключающиеся в простоте применения, экономии времени и энергозатрат на проведение и анализ результатов, сделали его практически тотальным. Возмущенные голоса противников тестирования тонут в хвалебном хоре его приверженцев. Экономическая выгода как аргумент, как мне кажется, в ближайшем будущем решит судьбу этого бесперспективного спора.
Кроме того, сторонники тестирования приводят неопровержимые доказательства безусловного отсутствия объективности оценивания знаний учителем. Речь идет даже не о разнице в требованиях в различных школах или у разных преподавателей. «По мнению К. Ингенкампа «при использовании пятибалльной шкалы преподаватель выставляет оценки с разбросом плюс, минус 1 балл, то есть с точностью 20%. Из этого следует, что за одни и те же знания, испытуемый может быть оценен разными экзаменаторами на «2», на «3» и на «4». Более того, К. Ингенкамп указывает, что один и тот же экзаменатор в разные моменты времени, например с интервалом в 1 месяц, также по-разному оценивает один и тот же ответ (на экспериментах использовались видеозаписи ответов испытуемых)» [1, С. 5-6].
Тем не менее, контраргументы также весьма весомы. Образование – это прежде всего, коммуникативный акт между двумя личностями – учителем и учеником. Живое человеческое общение, положительный эмоциональный заряд, каждый раз личностно окрашенный и, потому неповторимый, заменяется суррогатом. Коммуникация учитель-компьютер и ученик-компьютер ничего не дает в плане духовного обогащения и нарушает некую сакральную сущность обучения.
Естественно, помимо ментальной сферы существует и рациональная, также свидетельствующая о негативных сторонах компьютерного тестирования. Попробуем определить, что же собственно выявляет тестирование. Как правило, в рамках теста включаются вопросы по крупному объему материала. Соответственно, степень подробности изучаемых явлений – минимальна. Итак, к примеру, мы пытаемся составить тест по музыкальной литературе. Степень важности фактов определяет каждый преподаватель эмпирическим путем. На первых этапах «тестотворчества» большая часть вопросов начинается с «В каком году…(родился, женился, учился, переехал, встретился, начал, завершил, скончался)». Формально, по ним можно воспроизвести биографию композитора, но что дает знание точной даты данного события в контексте его творчества? Или незнание? Оно ничего не говорит ни о степени изученности материала, ни о знании музыки. «В каком году написано», это отнюдь не история создания, а «в каком году поставлено» не раскрывает никаких перипетий, сопутствующих постановке.
Другой излюбленный штамп начинающих составителей – «Кто из композиторов написал…» И здесь возможны две крайности: либо произведение будет хрестоматийно известным, и правильный ответ будет лежать на поверхности, либо специально заковыристым, так что возникает соблазн спросить у преподавателя: «А сами-то Вы когда узнали об этом?».
Допустим, мы все-таки составили тест, в котором постарались избежать штампов, вопросов поверхностных (а глубоких в данных условиях представить в принципе невозможно) и некорректных. Следующей типичной ошибкой начинающих составителей является раздача тестов с вариантами ответов для самостоятельной подготовки. В результате, у ученика без твердо устоявшихся знаний на психологическом уровне происходит закрепление всех вариантов ответов. Через определенное время они кажутся ему одинаково знакомыми, и не вызывают реакции отторжения, отделения верного от неверного. Притупляется интуитивное знание. Если мы пытаемся как-то подготовить испытуемых к тесту, лучше уж дать вопросы без ответов.
Но вот мы, наконец, провели тест. К примеру, ученик ответил удовлетворительно. Компьютер дает возможность посмотреть ошибки, и через 5 минут проводим тестирование еще раз. Теперь он отвечает отлично. Знает ли он теперь музыкальную литературу? …
Ответ как отрицательный, так и положительный не свидетельствует о достижении результата обучения. Дело в том, что подобный «пуантилизм», точечный разброс по материалу, в принципе не соответствует природе гуманитарных наук. Красота мышления проявляется в его процессуальности, логической завершенности, в обобщениях. Гуманитарные дисциплины должны ставить вопросы не «что?», «где?», «когда?», а «почему?» и «каким образом?», и именно таких вопросов в тесте не бывает. Так что – вовсе отказаться от теста как непригодного в гуманитарных дисциплинах? Думается, жизнь нам этого не позволит. Отрицание тестирования в принципе, исходит прежде всего от незнания форм и видов тестирования, а также принципов составления и анализа полученных данных. Разработчики теории тестов выделяют несколько необходимых параметров при составлении теста.
1. Краткость. Формулировка задания должна быть предельно лаконичной, но не в ущерб пониманию сути задания. Необходимо исключить повторы слов и, тем более, целых фраз. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается.
2. Одинаковость правил оценки ответов заключается в том, что все испытуемые находятся в равном положении. Это необходимое условие использования теста в качестве средства измерения.
3. Одинаковость инструкции для всех испытуемых. Это очевидное требование, в противном случае появится большая систематическая погрешность измерения.
4. Адекватность инструкции форме и содержанию задания означает взаимное соответствие компонентов, что необходимо для выполнения заданием своей функции. Несоответствие формы содержанию, и, наоборот, содержания форме, вызывает ошибку понимания смысла задания
5. Локальная независимость предполагает, что испытуемый, отвечая на задание, не может использовать добавленное знание, полученное из ответа на любое другое тестовое задание. Типичная ошибка начинающих составителей – перефразирование вопроса таким образом, что вопрос одного задания является ответом на другой: «Автором оперы «Жизнь за царя» является…» и «Сколько действий в опере Глинки «Жизнь за царя»?
Оптимальное количество времени на тестирование вычисляется путем неоднократного проведения одного и того же тестирования, иначе результаты не могут считаться объективными. И утомление, в следствие нерационально расширенного количества времени, и спешка от боязни не успеть, может негативно сказаться на итогах.
Тесты, традиционно используемые в учебной практике самые простые, они подразумевают лишь один вариант ответа. С нашей точки зрения, гораздо более убедительны тесты с несколькими правильными вариантами. Процедура оценивания здесь сложнее, чем в предыдущем случае. Сумма баллов за такое задание может быть больше чем в заданиях с выбором одного верного ответа.
Задания с градуированными ответами содержат ответы, которые возможно все являются правильными в той или иной степени. Ответы имеют градацию по степени правильности. Задача составителя заключается в том, чтобы найти и применить признак, позволяющий осуществить такую градацию. Максимальное количество баллов испытуемый получает, если его градация ответов полностью совпадает с градацией преподавателя, разработчика теста. Хорошим средством мобилизации мышления послужит создание ситуации поиска, поскольку ученик не осведомлен о количестве правильных ответов.
В заданиях на установление правильной последовательности испытуемому необходимо не просто выбрать соответствующие элементы ответа, но и расположить их в нужной последовательности. Заданиями такого типа хорошо проверять знание хронологической последовательности, логики рассуждений.
При апробации теста и анализе результатов, наиболее показательны ответы, где приблизительно равное количество ответивших и не ответивших. Вопросы со 100% правильных ответов, так же как и вопросы со 100% неправильных ответов должны быть дополнительно перепроверены на предмет своего соответствия. Вероятно, они или слишком сложны, или чересчур легки, или находятся на переферии изучаемой проблемы, второстепенны.
Образцом совмещения компьютерной технологии и гуманитарного знания может стать тестирование без ответов, по формуле неоконченных предложений. В отличие от прямого тестирования, подразумевающего единственно верный конкретный ответ, в данном случае предполагается свободное размышление, цель которого выяснить ход мысли. Разумеется, подобный вид не будет подвергаться компьютерной обработке.
Также хочется добавить, что необходимость обязательного выбора ответа, даже если учащийся его не знает, способствует созданию ложной картины результатов. Если, вне зависимости от знаний, использовать определенную систему, например, всегда нажимать ответ «А», это даст вам порядка 15% правильных ответов. При этом вероятность случайно попадания тем выше, чем меньше вариантов ответов запланировано. На психологическом же уровне необходимость в условиях отсутствия знания провоцирует небрежность, безответственность. Выходом же, как с воспитательной, так и с аналитической точки зрения может быть применение пункта «не знаю».
Современное компьютерное тестирование может дать преподавателю точные сведения о времени, затраченном на обдумывание каждого ответа, тем самым получить более полное представление об уровне усвоения материала и его проблемных местах.
Тестирование, давно и успешно применяемое в технических науках, с трудом находит свою область применения в гуманитарных. В то же время, реальность диктует неизбежность его все большего внедрения. Обращение к формам тестирования, более консонирующим с природой гуманитарного знания, а также оттачивание мастерства составления вопросов теста, может принести достаточно позитивные результаты. И, разумеется, оставляя, тестирование как одну из вспомогательных практик, не стоит рассматривать его как ведущую форму выявления знаний учащихся.
Литература
- Ким В.С. Тестирование учебных достижений. Монография. Уссурийск: Уссурийский государственный педагогический институт, 2007 г.
- Ким В.С. Анализ результатов тестирования в процессе Rasch measurement //Педагогические измерения, N4, 2005. –С.39-45.
- Аванесов В.С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement // Педагогические измерения, 2005, №4. -С.3-20.
Источник
Что такое гуманитарный профиль обучения
Согласно нормам ФГОС, учащиеся старших классов должны выбрать один из пяти направлений профильного обучения: естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое или универсальное. Они отличаются набором профильных предметов и количеством часов их изучения.
Гуманитарный профиль образования — это углублённое изучение дисциплин, связанных с человеком и его жизнедеятельностью в обществе.
Какие предметы входят в гуманитарный профиль
Школьная программа гуманитарного профиля делает упор на следующие предметы:
- русский язык;
- иностранный язык;
- литература;
- история;
- обществознание.
К гуманитарным дисциплинам также относятся юриспруденция, культурология, педагогика и сфера искусств. При этом в современном мире область применения знаний гуманитарного профиля выходит далеко за рамки этих сфер. О том, какие специальности гуманитарного профиля востребованы в наше время, мы поговорим ниже.
Кому подходит гуманитарный профиль обучения
Традиционно гуманитарные науки противопоставляются точным (алгебра, геометрия, физика), но это противопоставление — не более чем условность: большинство гуманитарных дисциплин так или иначе используют методы точных наук, а такие специальности, как социология или экономика, охватывают оба профиля.
Изучение гуманитарных наук невозможно без понимания принципов точных. Это только одна из причин, по которой не стоит навешивать на ребёнка ярлык «технаря» или «гуманитария», внушая ему, что «противоположные» области науки — не для него.
<<Блок перелинковки>>
Тем не менее склонность детей к гуманитарному или техническому мышлению можно проследить уже в начальной школе. Гуманитарный склад ума — это не только предрасположенность к определённым школьным предметам; прежде всего, это особый способ мышления и набор свойств характера. Перечислим некоторые черты, свойственные гуманитариям:
- Коммуникабельность. Если ребёнок любит общение, умеет хорошо формулировать свои мысли, вести диалог и аргументировать свою точку зрения — его могут заинтересовать специальности социально-гуманитарного профиля. Умение находить с людьми общий язык — один из ключевых навыков для управленца, политика, телеведущего, бизнес-тренера и многих других профессий.
- Развитая эмпатия. Умение сочувствовать, выслушивать, понимать потребности окружающих — очень востребованный навык. Ребёнок, внимательный к чувствам других людей, имеет хорошие шансы построить карьеру в области психологии, конфликтологии и торговли.
- Богатая фантазия. Смотреть на мир под нестандартным углом, представлять обыденные вещи в непривычном свете — ключевой навык дизайнеров, фотографов, режиссёров и PR-менеджеров.
- Творческие способности. Если ваш ребёнок любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, занимается литературным творчеством или мечтает стать актёром — перед вами ярко выраженный гуманитарий, таланты которого нужно развивать. Бытует мнение, что творческие профессии — удел избранных, но не стоит спешить с выводами. Если ребёнок серьёзно настроен посвятить жизнь своему увлечению — при вашем участии у него есть все шансы на успех. В любом случае бережное отношение к хобби ребёнка позволит ему вырасти полноценной и уверенной в себе личностью.
Профессии гуманитарного профиля
Выше мы привели примеры некоторых востребованных профессий, требующих гуманитарного склада ума. Перечислим ещё несколько направлений гуманитарного профиля с отличными перспективами для трудоустройства.
Юриспруденция
Юрист — одна из самых востребованных гуманитарных профессий с широкими перспективами карьерного роста. Чтобы добиться успеха в юриспруденции, необходимы внимательность, развитые навыки коммуникации и умение работать с большими массивами информации.
Управление (менеджмент)
Проектный менеджер, исполнительный директор, рекрутер — профессии, подразумевающие управление людьми, всегда престижны и высоко оплачиваются. Для этой специализации необходимо умение находить подход к разным людям, проявлять мягкость и твёрдость в зависимости от обстоятельств и не бояться ответственности.
Продвижение и реклама
С развитием интернета PR-менеджер, бренд-менеджер и маркетолог стали одними из самых популярных и востребованных профессий. Чтобы хорошо выстроить концепцию бренда и правильно преподнести товар покупателям, требуется не только умение чувствовать потребности клиентов, но и хорошая коммуникабельность, фантазия, а порой и чувство юмора.
Педагогика
Принято считать, что преподаватели в России получают мало. Однако это относится только к работникам государственных образовательных учреждений. Множество частных школ готовы предложить классным специалистам достойную зарплату. Ещё более прибыльным делом при должном мастерстве может стать репетиторство. Кроме того, эта работа всегда остаётся востребованной. Помимо отличного знания своего предмета, педагог должен обладать хорошей эмпатией и коммуникативными способностями.
Психология
Высокая эмпатия, развитый эмоциональный интеллект, умение слушать и анализировать позволят построить карьеру в области психологии. В последнее время всё более востребованной становится профессия конфликтолога — специалиста, занимающегося разрешением сложных ситуаций между сотрудниками компании.
Переводы
Человек, хорошо владеющий иностранными языками, всегда может найти хорошую работу в компании, имеющей дело с иностранными подрядчиками, импортом или экспортом. Особенно высоко оплачиваются услуги синхронного переводчика на международных встречах. Самыми востребованными языками на настоящий момент являются английский, китайский, испанский, французский и немецкий.
Дипломатия
Попасть в эту профессию непросто, зато работа в области международных отношений весьма престижна, хорошо оплачивается и может послужить основой отличной карьеры. Дипломатам необходимы проницательность, блестящее знание языков и развитые навыки коммуникации — умение не только говорить, но и слушать.
Журналистика и копирайтинг
Вся текстовая информация на любом сайте (включая данную статью) создана копирайтерами. Мастера печатного слова всегда могут рассчитывать на должности в интернет-компаниях с достойной оплатой труда. Не менее востребованной профессией в интернете является и журналистика. В условиях жёсткой конкуренции СМИ постоянно требуются люди, способные писать грамотно, осмысленно и интересно.
Дизайн
Визуальный образ продукта в современной культуре является одним из важнейших факторов популярности. Поэтому люди, способные создавать оригинальные образы и находить изящные и функциональные решения, в наше время востребованы как никогда. Большие перспективы перед творческими людьми открывает направление веб-дизайна. Профессии, связанные с ландшафтным, промышленным и интерьерным дизайном также остаются популярны.
Фото и видео
Человек, у которого есть талант и оборудование, никогда не останется без работы. Популярность визуального контента в интернете сделала фотографа и видеооператора одними из самых востребованных профессий. А ещё это отличная возможность совмещать работу и увлечение. Хорошего специалиста в области фото- и видеосъёмки отличает умение нестандартно мыслить, создавать яркие художественные образы и ответственное отношение к работе.
Резюме
Нередко приходится слышать пренебрежительные высказывания о гуманитарных специальностях. Чаще всего они сводятся к тому, что из-за большой конкуренции работу по гуманитарному профилю трудно найти, гуманитарные профессии не престижны и низко оплачиваются.
Однако престиж должности и уровень зарплаты определяются не профессией, а компетенцией работника. По-настоящему классный специалист всегда сможет получить хорошо оплачиваемую должность в респектабельной компании.
Чтобы стать таким специалистом, нужно, чтобы работа была интересна и приносила удовлетворение. Поэтому важно как можно раньше определить склонности ребёнка и помочь ему выбрать направление для развития.
В «Домашней школе Фоксфорда» ребёнок может выбрать индивидуальную программу обучения уже с пятого класса.
В рамках гуманитарного профиля существуют сразу два направления: гуманитарно-лингвистический маршрут, позволяющий лучше овладеть языками, и социально-гуманитарный маршрут с углублённым изучением истории и правоведения.
Индивидуальные образовательные маршруты помогают детям получить больше знаний по интересующим предметам, подготовиться к олимпиадам и хорошо сдать экзамены, чтобы поступить в престижный вуз.
Источник