Польза творческих занятий для ребенка
Когда дети занимаются творчеством, они не только структурируют свое время, но также и развиваются. Творческие занятия помогают становлению познавательной сферы, мелкой моторики и могут способствовать проявлению склонности ребенка к той или иной деятельности.
Когда родители дают ребенку возможность попробовать себя в таких сферах как: музыка или искусство, лепка, конструирование, танцы, то тем самым они могут увидеть, в какой именно области детские способности проявляются больше всего.
Понимание этого способствует выбору жизненного пути — возможно, увлекшись каким-либо видом творчества, ребенку будет легче определиться с тем, чем он хотел бы заниматься. Может быть, он станет художником или танцором, музыкантом или архитектором.
Дети, которые много занимались творческими занятиями, вырастают с лучшим пониманием себя и своих желаний, раскрывают способности, которыми их наградила природа. Так ребенок получает возможность увлекаться любимым делом в жизни и, когда повзрослеет, достичь профессионального роста.
Не стоит недооценивать влияние творчества на детское развитие — благодаря этим занятиям и упражнениям развивается не только познавательная сфера, но также и психические процессы. О пользе творчества в становлении детской личности, можно узнать из этой статьи.
Влияние творчества на развитие ребенка
Когда ребенок творит — рисует, танцует, конструирует, лепит, собирает — он познает мир, самовыражается и устанавливает более тесный контакт со своей личностью. Также дети во время создания чего-то нового своими руками делают важные открытия — это позволяет им устанавливать связь не только с собой, но и с внешним миром. Когда ребенок чувствует себя творцом, радуясь успехам и получая похвалу от родителей — он растет и развивается спокойно и гармонично, его самооценка стабильна, он учится оценивать результат своих стараний положительно и гордиться им.
Влияние творчества на воображение
Прежде чем приступить к какому-либо занятию, ребенок «рисует» в голове картины того, как он будет это делать — рисовать или лепить — и представляет конечный результат работы. Если творчество станет сопровождать малыша с раннего развития, то он получает возможность расширять потенциал воображения — это значит, он будет фантазировать и придумывать, видеть и представлять себе образы, вещи, события не в рамках узконаправленного мышления, а с самых разных сторон.
Во взрослой жизни такая способность помогает человеку не «застревать» на проблеме, видеть многие способы и пути ее решения. Высокий уровень воображения свидетельствует об одаренности, помогает учиться, решать задачи нестандартным способом, быстро находить ответы на вопросы, ориентироваться в учебных целях, не пасовать перед трудностями в школе.
Мышление и творчество
Невозможно творить, делать что-то своими руками, не думая о процессе и результате. По этой причине, занимаясь любимым делом, и полностью погружаясь в творческий процесс, дети научаются думать, мыслить, анализировать, обобщать, сравнивать, овладевать причинно-следственными связями. Благодаря творческим занятиям, мышление ребенка тесно связывается с такими процессами как развитие мотивации, постановка целей и поиски смысла. Это может относиться ко всему — учебе и общению, отношениям в семье и со сверстниками, формированию самооценки и уверенности.
Внимание, память, восприятие
Дети, которые творят, как правило, выполняют творческие задания с внимательностью и увлеченностью. Это способствует тому, что они могут создавать такие продукты, которые бы отличались новизной и оригинальностью.
Кроме того, ребенок привыкает мыслить и действовать самостоятельно. Это важный фактор в развитии его личности. Когда он занимается творчеством — у него развивается память, воображение и восприятие, это помогает не только достигать успехов в учебе и хобби, но также чувствовать себя комфортно там, где нужно дать оценку ситуации, проявить смекалку, честность, решить трудности социального характера.
Психические травмы у детей
Детской эмоциональной травмой может считаться все, что влечет такие изменения в детской личности как: уныние и подавленность, проблемы со сном или отказ от пищи, агрессивное поведение или уход в себя, наличие страхов, навязчивых мыслей и действий, тики. Для того чтобы помочь ребенку, необходимо консультация и работа со специалистом, однако творческие занятия дома будут способствовать снятию симптомов тревоги и напряжения.
Изобразительная деятельность
Рисование масляными, акварельными, пальчиковыми красками, гуашью, мелками способствуют выражению тяжелых и болезненных эмоций. Дети отличаются от взрослых тем, что часто они не могут говорить о том, что чувствуют — у них нет подобного опыта взаимодействия с родителями и миром. Поэтому положительные чувства радости и счастья у детей проявляются как смех и веселье, а отрицательные через уныние, депрессивное состояние или агрессию. Работа с психологом помогает ребенку «вытащить наружу» негативные эмоции, прожить сложный период, успокоиться и вновь развиваться в соответствии со своей природой.
Когда малыш или школьник рисует, он бессознательно «отражает» на бумаге все, что происходит у него внутри.
Родителям на заметку: если ребенок чем-то расстроен, можно предложить ему порисовать или сделать это вместе с ним. Не стоит давать конкретные инструкции к тому, что нужно изображать — пусть он рисует отвлеченно, прислушиваясь к себе. Рисование способствует налаживанию эмоционального фона и его гармонизации.
Лепка
Пластилин или мягкая глина бессознательно ассоциируются с собственным телом, поэтому занятия с ними будут полезны, когда существуют психосоматические болезни, мышечные зажимы, тревожное состояние, скованность в теле. Ребенок может просто лепить, не привязывая свою работу к конкретному образу. Работая пальцами, он расслабляется, снимает напряжение через давление на пластилин.
Танцы и музыка помогают выражать эмоции через тело и слух.
Занятия творчеством с родителями
Когда у ребенка есть психологическая травма или он просто любит заниматься творчеством, то привлечение к этому процессу родителей благоприятно сказывается на его самочувствии и развитии психики. Если дети и родители делают что-то вместе — рисуют или лепят, танцуют и строят, вырезают и складывают — это сближает их друг с другом. Всем членам семьи можно рисовать на тему:
- «Я и мои мечты»;
- «Желания, которое исполнятся, когда я вырасту»;
- «Страхи»;
- «Моя семья»;
- «Дом или город моей мечты».
Лепить с ребенком можно, отталкиваясь от определенных тем. То, какими они будут, зависит от детского эмоционального состояния или личностных проблем. С детьми можно лепить:
- Себя и свою семью;
- Сказку;
- Свое тело, орган, который болит
- Что угодно, не привязываясь к конкретному образу и результату.
Во время занятий лепкой не всегда важно то, что у ребенка получится, а сам процесс — работа руками не только развивает мелкую моторику, но и стабилизирует эмоциональное состояние.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
О пользе детского творчества! Материал для родителей.
…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь
Творчество – это не только удовольствие, но ещё и полная свобода для фантазии и деятельности, самовыражение, искусство и красота. В нём нет правил и законов.
Ребёнок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растёт, развивается, меняется, узнаёт новое и никогда не сидит на месте. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями.
Творчество детей обладает особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребёнка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъём, когда их работы отмечаются учителем, выставляются публично, отправляются на конкурсы и т.д.
Творческие занятия приобщают ребёнка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способом познания мира. В процессе творческой деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается его интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придётся ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учиться видеть «конечный результат».
Именно с помощью творчества можно узнать, как из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками делать мир ярче, мять эластичный пластилин, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творческий потенциал есть в каждом ребёнке. Нужно лишь найти ту стезю, по которой ему будет комфортно и приятно идти.
- Занятия различными видами творчества развивают у ребёнка любознательность и кругозор.
- Занятия различными видами творчества прекрасный и эффективный способ для ребёнка выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость.
- Создавая нечто новое, чего ранее никогда не бывало, ребёнок может проявить себя, собственные способности и склонности.
- Ребёнок начинает понимать, что создать произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.
- Ребёнок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи.
- Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни.
- В каждой работе наших творцов развивается терпение и усердие, аккуратность.
- Во время совместной работы дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
- Общение друг с другом во время работы развивает речь, умственные способности, также параллельно развиваются эстетические способности, умение видеть и понять прекрасное.
- Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.
Мир детей уникален. Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидает будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды, не разучишься никогда!
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир.
Источник
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.
Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием. Об этом мы поговорили со специалистом по раннему развитию и воспитанию дошкольников Полиной Блажевой
Мне бы хотелось рассказать подробнее именно о занятиях творчеством, о ручном труде, об их пользе и многообразии. На мой скромный взгляд, от занятий творчеством ребенок получает лишь пользу. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его тяга в искусству в будущем. “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”, – утверждал В.А.Сухомлинский. Воображение и фантазия – важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Основной пик развития воображения и фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И очень важно нам, родителям, не упустить возможность сделать жизнь нашего ребенка ярче, богаче и интереснее. | |
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.
Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать.
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.
Автор: Полина Блажева
Специалист по раннему развитию детей
и воспитанию дошкольников
Источник
Снежкова Надежда
Консультация «Зачем детям творчество»
Родители часто забывают о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием.
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь и деятельность более эффективно, видеть на большие промежутки времени, чем кинестетики. Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.
Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т. е. умение сравнивать и обобщать.
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.
Также следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой ступени психического и физического развития.
Процесс творчества позволяет ребенку активно познавать окружающий мир и себя самого, формирует его мироощущение и мировоззрение. Он воплощает свою уникальность и осознает себя как личность. Поэтому важно направить его познавательную энергию в правильное русло.
Цель занятий декоративно-прикладным творчеством – развивать креативное мышление, художественные способности и навыки работы с различными материалами, формировать духовно богатую личность, очень важно воспитывать у ребенка вкус, чувство меры и цвета.
Кроме того, когда ребенок выбирает, какую именно поделку он хочет сделать сейчас и пытается отстоять свой выбор, он учится коммуникабельности, эффективной модели общения, умению защищать свои интересы, убедительно аргументировать свое мнение. Работая самостоятельно, приобретает такие качества как упорство и целеустремленность, развивает воображение. И наконец, придумывая и создавая что-то свое, ребенок учится подчинять среду своим потребностям и формировать ее в соответствии со своими представлениями о красоте и целесообразности. Эти умения и навыки не раз пригодятся ему во взрослой, самостоятельной жизни.
У ребёнка довольно тонкое эстетическое чутьё, которое помогает ему выбрать именно то, что малышу больше всего по душе, родителям же следует положиться на этот выбор. Развитие детского творчества должно происходить гармонично с их внутренним миром, а ребёнок сам поможет понять, что ему нужно. Стоит просто приглядеться к тому, как он больше всего предпочитает себя проявлять. Не следует сердиться, если он завалил весь дом рисунками с пейзажами, любимой кошкой, собакой или портретами родителей. Не стоит печалиться, что пока это лишь неразборчивые детские каракули. Важнее здесь то, что у ребёнка появилось желание рисовать, запечатлевая окружающий мир на бумаге. Это желание нужно лишь развить, превращая его в настоящее действие. Лучше всего для этого отправить школьника в художественную школу, где его обучат азам живописи, графики, цветопередачи и прочим необходимым для правильного рисования вещам.
Другой малыш может изводить близких пением песенок в очень оригинальной аранжировке. Дети обычно ведь поют так, как видят. Это особый, подчас очень забавный, способ детского восприятия мира. Если от него постоянно слышны подобные «рулады», то необходимо попытаться развить его любовь к вокалу. Детское творчество может проявиться в весьма неожиданной форме. Желательно отвести такого малыша в музыкальную школу, которая является отличной проверкой на истинность любви к музыке. Встретив специфические проблемы и сложные уроки, ребёнок может быстро охладеть к музыкальному жанру. Но если у него на самом деле есть призвание, то он ещё с большим усердием начнёт посещать музыкальный класс.
Ни в коем случае нельзя гнать в такие школы детей насильно, ведь творчество – занятие исключительно добровольное, угасающее под принуждением. Есть ещё ряд кружков (рукоделия, вышивания, работы по дереву, которые могут развить малыша и поддержать его естественную тягу к прекрасному. Развивая детское творчество, люди сохраняют мир прежним, каким они хотели бы его видеть когда-то.
Может возникнуть вопрос: а зачем вообще в ребёнке нужно развивать творчество? Ведь для того, чтобы он состоялся как личность, и мог позднее найти себе приличную работу, требуется несколько иное – хорошее усвоение основных предметов, входящих в школьную программу. Но глубоко заблуждаются те люди, которые считают, что привитие ребёнку тяги к творчеству будет просто пустой тратой времени.
В процессе творчества происходит высвобождение внутренней энергии, которая бурлит в любом человеке. Это светлая, положительная энергия, которая придаёт личности гармоничное состояние. Такое же состояние необходимо передать и ребёнку. Любой индивид по своей природе является творцом. Вся история существования человека была связана с творчеством. В конце концов, без творчества не появилось бы величайшего изобретения – колеса, да и вообще человечество без творчества просто не состоялось бы как цивилизация.
Детское творчество является важнейшим элементом формирования его собственного самосознания. В творчестве он как будто переделывает под себя мир и помогает себе же лучше его понять. Постигая красоты мира, малыш учится находить в нём белые пятна, которые стремится заполнить собственным творчеством, имея при этом цель сделать существующий мир чуточку лучше, правильней, красивей.
Источник