Польза уроков русского и литературы
#хакнем_русский_язык ???? новое направление нашей медиа-группы ????
Здравствуйте, дорогие наши подписчики! Сегодня мы открываем новую рубрику, которая называется #хакнем_русский_язык . Я буду одним из авторов этой рубрики.
В ней будет много полезного и интересного как для школьников, так и для взрослых наших читателей. Но прежде чем начать, я бы хотела с Вами познакомиться.
Меня зовут Зеленова Ирина Анатольевна. Я являюсь преподавателем английского и русского языков. В 2004 году закончила с отличием МГОУ (педагогический университет) по специальности «Лингвист. Преподаватель английского языка», а до этого в 1997 году я окончила Педколледж № 4 г. Москвы по специальности «Учитель начальных классов с правом преподавания иностранного (английского) языка».
Преподаю я уже более 23 лет: работала и в школе, и в колледжах (экономическом и педагогическом), и в Юридической Академии — преподавала юридический английский и готовила студентов к сдаче IELTS. Также с 2003 года по 2016 год работала на курсах английского языка и вела как групповые, так и индивидуальные занятия по английскому языку, готовила к ЕГЭ.
В то же время я проводила частные занятия по русскому и английскому языкам и готовила к ОГЭ и ЕГЭ. Мои ученики сдают экзамены по русскому и английскому на высокие баллы и поступают в ВУЗы на бюджет. Работу свою я очень люблю, как и своих учеников. Каждый из них, даже если это ученик начальных классов, индивидуален и уже личность, достойная уважения. Мне всегда интересно общаться со своими студентами, выслушивать их мнение по разным вопросам и радоваться их успехам на экзаменах и в школе. Мне нравится видеть их улыбки и горящие глаза, когда у них улучшается успеваемость, и они начитают понимать и любить изучаемый предмет.
А теперь поговорим немного о том, зачем нужно изучать русский язык и почему важно быть грамотным. Для меня это всегда было очевидно.
Русский язык — это мой родной язык, и не знать его для меня было просто стыдно. Грамотные люди всегда выгодно отличаются от других. Ведь признайтесь себе, что с грамотным человеком всегда приятнее общаться, с ним хочется встречаться вновь и вновь или даже подружиться. С начитанными людьми интересно общаться. Они могут рассказать много полезного и интересного, им хочется подражать.
В то время как человек, который не знает своего родного языка, может производить неблагоприятное впечатление и отталкивать от себя окружающих. Я думаю, никому из вас не хочется быть таким человеком. Тем более, что грамотно говорить и писать по-русски не так уж сложно, особенно когда вы живёте в русскоязычной среде.
Источник фото: krot.info, авторское право принадлежит автору
Вы с детства смотрите русские мультики и фильмы. Родители на ночь читают вам русские сказки. В школе вы изучаете русский язык и общаетесь с родителями, учителями и друзьями тоже на русском. А многие еще и читают книги на русском. Вот сколько возможностей у вас изучать русский язык, не прилагая особых усилий.
Самое главное здесь — это любить родной язык, общаться с грамотными людьми и читать те книги, которые вам нравятся. И вскоре вы заметите, как изменится ваше отношение к родному языку. Вы перестанете считать его скучным и сложным, полюбите его так же, как люблю его я. Ну а я в нашей рубрике #хакнем_русский_язык помогу вам увидеть всю красоту русского языка, справиться с трудностями в его изучении и понять, что учить русский язык не только полезно, но и интересно.
#хакнем_русский_язык (???? новое направление нашей медиа-группы ????)
Автор: Зеленова Ирина Анатольевна, преподаватель английского и русского языков, педагогический стаж 23 года, город Москва. Обратиться к нашему эксперту за консультацией.
Источник
Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.
Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то результат будет достигнут. В основе таких уроков – два принципа: операционный и мотивационный. Операционный принцип предполагает отношение к родному языку как к «предмету предметов». Мотивационный принцип означает, что при подготовке учитель в первую очередь ищет ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке» Структурно такие уроки отражают возможности четырѐх видов деятельности: пишу, говорю, читаю, слушаю. Развитие речи (как и любое развитие) немыслимо без свободы творчества, возможности познать всѐ богатство родного языка. «Язык неисчерпаем в соединении слов», – писал А.С.Пушкин. Научить этому искусству «соединять слова» непросто, но каждый учитель в своей практике применяет множество приѐмов, чтобы дать ребенку почувствовать радость творчества и понимания того, что он счастливчик, для которого родным является один из самых богатых языков мира. Чтобы пробудить фантазию, стремление к творчеству, я использую в своей работе прием Джанни Родари (известно, что какое-то время он был учителем). Его перу принадлежит книга «Грамматика фантазии», в которой он рассказывает о вовлечении школьников в игру, стараясь развить их фантазию. Например, он вызывал кого-нибудь из учеников к доске и просил написать на ней любое слово. Другой школьник в это время находился за доской и на обратной стороне тоже писал своѐ слово-какое угодно. Класс замирал от ожидания неожиданного. Предположим, ученик на видимой стороне доски выводил «пѐс». Когда же доску переворачивали, все читали слово «шкаф». «Пес» и «шкаф», оказавшись рядом, будили воображение детей. Они начинали придумывать разные истории. Что будет, если соединить эти слова, скажем, так: пес со шкафом, шкаф пса, пѐс в шкафу. Взяв этот приѐм, я несколько видоизменила его: пишем только имена существительные, так как они не ограничивают действием полѐта фантазии и в их соединении могут быть различные комбинации, при этом ставится задача – применить то правило, которое мы изучаем на уроке. Даѐтся эта работа на его заключительном этапе. Эти «этюды» (как я их назвала) вызывают интерес учащихся. Они писались в прозе, в стихах. Например, при изучении определенно- личных предложений этюд «Кирпич и ландыши» был написан в стихах, в шуточной форме, как рабочих, разгружавших награждали ландышами, и ограждали ландыши. А другой – в виде сказки. А при изучении деепричастных оборотов этюд «Конь и Пушкин» получился в стиле Даниила Хармса, о котором ученики пока ещѐ не подозревали. И пусть не у всех получается, но охвачены творческим процессом и стремятся воплотить свой замысел все. При обсуждении говорим о достоинствах и недостатках работ, что формирует и речевую зоркость, и чувство стиля, и умение слушать. Как и другие учителя – словесники, я задумывалась, как сделать более доступным и хорошо запоминающимся теоретический материал. Этому способствует написание лингвистических сказок. Познакомившись на уроках с грамматическими сказками Ф. Кривина, ребята понимают по аналогии создавать свои, в которых обыгрываются изученные правила. («Да на вас лица нет» – об отсутствии лица у глаголов прошедшего времени и т. д.) Устраиваю лексические, фразеологические соревнования. Так при изучении темы «Фразеологизмы» за определенное время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы ( Москва слезам не верит ; Москва не сразу строилась; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет). А в качестве домашнего задания предлагаю подобрать фразеологические обороты, в которых встречаются имена собственные, объяснив не только их лексическое значение, но и литературный или исторический источник создания фразеологизмов, что побуждает учащихся работать с фразеологическими словарями. ( Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; дамоклов меч; танталовы муки; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, – твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; филькина грамота; драть, как сидорову козу; Федот да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата. При подготовке к ЕГЭ сочинение-рассуждение на лингвистическую тему подбираю тексты, помогающие учащимся при написании собственных рассуждений. Например, проецируется текст на доске: О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицания и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. К концу его жизни остались только одни кавычки. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А.Каневский) Осмыслив текст, учащиеся без затруднений могут написать сочинение- рассуждение на тему: «Почему нам нужны знаки препинания?». Ход мысли и система доказательств ясны. На уроках литературы главным остаѐтся слово писателя, умение анализировать текст художественного произведения. Необходимо приблизить произведение к ученику, показать его актуальность для понимания наших современных проблем. Так, энергичный «предприниматель» покупает убыточное имение, намереваясь сделать его прибыльным – вот фабула «Вишнѐвого сада». Имение продаѐтся за долги, которые не в состоянии вернуть хозяева. Долги они накопили из-за собственной безалаберности и некомпетентности. Такая узнаваемая ситуация: собственность меняет хозяев. Кто же наши несостоятельные владельцы и возможные покупатели? Как и почему меняется Лопахин после покупки сада? Что будет с вишнѐвым садом? Возможно ли его спасти? Ваши способы спасения этой красоты и России? («Вся Россия – наш сад»). И пусть эти проекты, которые выдвигают ребята, несовершенны, а во многом наивны и спорны, главное – разбудить мысль, заставить размышлять. На уроках литературы используются разные формы для развития творческих способностей: это и создание собственных былин, рассказов, сказок, хокку, написание сочинений в форме дневниковых записей от лица героев, индивидуально подобранные темы, учитывающие способности каждого. Хочется напомнить о несомненной связи между практической грамотностью человека и его образованием, всесторонним интеллектуальным развитием. Наша задача – дать ученику возможность такого развития, создать условия, воспитать человека, любящего мудрость написанного слова, помочь становлению свободной, гуманно мыслящей личности.
Источник
Важность роли учителя русского языка и литературы.
Новая языковая ситуация в обществе вполне естественно ставит новые задачи и перед всей системой обучения русскому языку и его изучения в школе.
Не нуждается в обосновании факт, насколько важна правильная, точная, выразительная речь преподавателя!
Еще А.П.Чехов, возможно сам того не подозревая, почти мимоходом, затронул ряд вопросов, исключительно остро стоящих и в наши дни перед всеми, кто занимается преподаванием русского языка.
Этот мастер слова понимал, что такое словесность, в чем состоят трудности русского языка и его преподавания.
Очень живо и правдоподобно он описывает учителей русского языка в своих рассказах.
Это и Ипполит Ипполитович Рыжицкий из рассказа «Учитель словесности», и Беликов из «Человека в футляре», и учитель в воспоминаниях тюремного смотрителя из рассказа «Мыслитель».
По мнению биографа А.С.Пушкина В.П.Авенариуса, направление ума и поэтических вкусов было дано поэту профессором российской словесности Н.Ф.Кашанским.
А.Н.Толстой в статье о драматургии писал: «Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов».
Без умения читать творчески, без понимания богатства слова огромный нравственно- эстетический потенциал останется нераскрытым, духовные богатства – невостребованными.
Слово-это сигнал, побуждающий к работе воображение и мысль.
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество?
Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых рассказов, сказок, стихов?
Можно ли сделать так, чтобы уставшие от множества унылых правил-призраков, дети в стенах своей школы чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновеньем?
На деле мы, учителя, чаще всего боимся той самой творческой свободы слова, о которой неустанно твердим своим ученикам.
В результате – однообразные, безликие, с множеством учительских правок изложения и сочинения.
«Задача учителя – работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода…»*
________________________________________________________________
*Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка (Из записок учителя словесности) Русский язык в школе – 2000 г.- №6 с.16.
Детские письменные творческие работы – замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, интересно проследить, как текст благодаря общей интонации и эмоциональной насыщенности приобретает индивидуальность и неповторимость.
Интересные задания для развития детского речевого творчества предлагаются учителем русского языка В.А.Синицыным. Тематика заданий ориентирована в первую очередь на обогащение социально- нравственного опыта детей, восприятие окружающего мира, на развитие способности самовыражения.
Нужно помнить, что работа по организации детского речевого творчества в школе не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты, и первые успехи всегда заслуживают поощрения.
Предложенные детям творческие упражнения могут помочь им проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости.
Во время работы с текстовыми упражнениями необходимо соблюдать ряд условий.
Прежде всего, текст должен иметь воспитывающее – познавательный характер, что позволит воздействовать на нравственно – этические качества личности школьника, совершенствовать его знания и своим содержанием поддерживать интерес школьников к русскому языку.
Необходимым и очень важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность школьников, формировать их творческое воображение, образное мышление.
Творческий подход можно сформировать и развить, если систематически предлагать учащимся задачи познавательного характера.
Обучение русскому языку, как следует из вышесказанного, предполагает не только накопление определенного запаса лингвистических знаний, но и умение творчески использовать языковые средства.
В наших классах собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, иногда и с задержкой умственного развития.
Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно бывает успешным.
Согласимся с известным психологом Н.А.Менчинской в том, что эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьника.
Еще К.Д.Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – актуальная пробема современной школы.
Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания.
Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и средства. Один педагог использует комментированное управление, схемы, опоры, метод опережающего обучения, другой основу успеха вложит в создание атмосферы сотрудничества между учителем и учениками. Другими словами выбор тех или иных педагогических приемов зависит и от личности самого учителя, и от специфики учебного предмета.
Расследуя ситуацию успеха на уроках русского языка, мы стремимся сделать эти уроки эмоционально привлекательными для учащихся, заинтересовать их самим процессом работы над словом, научить школьников сознательно относиться к результатам своего учебного труда (сочинение, изложение, стихотворение, загадка, сказка и т.д.), чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях.
Мы считаем, что особенно важно организовать ситуацию успеха на всех уроках для учеников нашей школы. Дети приходят в открытую школу из разных школ, друг друга не знают и сталкиваются с тем, что все факторы, которые обеспечивают стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Во-первых, сталкиваются с новыми преподавателями, у каждого из которых свой стиль общения, свои приемы преподавания. Все это зачастую приводит к тому, что дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод однозначен: приход в нашу школу является для учащихся переломным.
Тем важнее повышение внимания к этому периоду школьной жизни со стороны учителей, тем нужнее приемы и средства, помогающие учащимся среднего звена адаптироваться в новых условиях.
Ситуация успеха относится именно к таким средствам. Стремясь изменить уроки русского языка учителя, начинают с «эмоциональных поглаживаний» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Обращение к учащимся по имени («ничто так не ласкает человеческий слух, как названия имени его»), опоры на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на одобряющие прикосновения во время уроков, акцента на позитивное построение фраз: вместо угрозы: «Мы не сделаем этого до тех пор, пока …», скажем: «Мы сделаем это, как только…», вместо приказа: «Прекратите шум!» – предложим: «Давайте поглядим, как это у нас получится, если …» и так далее.
Другим приемам, придающим эмоциональную привлекательность урокам русского языка, стало необычное начало каждого занятия. Каждый учебный предмет должен обладать в глазах учащихся своеобразной визитной карточкой.
Конечно, параллельно на уроках вводятся такие понятия, как чистота и ясность речи, четкая дикция и прочее, которые впоследствии используются как критерии при оценке ответов учащихся. Однако одним, даже эмоционально привлекательным воздействием педагога трудно удержать интерес учащегося. Нужно стремиться к тому, чтобы ученик на уроках смог почувствовать себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса.
Чувство удовлетворения только тогда оставляет след в душе ребенка, когда достижение его связано с преодолением каких-либо трудностей.
Каждый новый успех должен быть не простым повторением предыдущего, а более высокой ступенькой в учении. Учитель стремиться к тому, чтобы учащийся с его помощью осознал, что получилось у него в работе и что еще требует совершенствования. Все замечания, касающиеся логики, формы, содержания, учитель записывает в тетрадь учащегося, однако на самом уроке вслух зачитывается только позитивная развернутая рецензия. Оценочные замечания: «Ты сегодня очень постарался», «А ты приятно меня удивил» и т. п. стали для учеников важным дополнением к обычным отметкам. У них появилось желание вновь услышать подобные замечания и на следующем занятии. Таким образом, результат одного учебного задания становится стимулом к успешному выполнению следующего.
Конечно, комплекс названных приемов не может отразить все многообразие возможностей ситуации успеха. Каждый учитель может и должен найти свои подходы к ее созданию. Однако нужно помнить, что ситуация успеха способна обеспечить оптимальные действия учебной деятельности для каждого ученика.
Ситуация успеха иногда возникает на уроке неожиданно, спонтанно. В таком случае – это лишь эпизод в практике учителя. Если в процессе преподавания педагог постоянно использует приемы, ведущие к успешной деятельности ребенка, тогда ситуация успеха – важная характерная черта его преподавания. Если же мы видим, как стихийно возникающие, так и подготовленные ситуации успеха, если они выходят за рамки учебного времени, если они позитивно влияют на отношения учителя и учеников, то мы скорее всего имеем дело со сложившейся системой – педагогикой успеха, педагогикой радости, к которой должен стремиться каждый человек, работающий с детьми.
Ситуация успеха, связанная с позитивным формированием эмоциональной сферы ребенка, приобретает сегодня актуальность, поскольку эмоции радости, уверенности в себе особенно необходимы сегодня. Очень важно донести до учащегося мысль о том, что ценность образования – непреходящая. А осознать это можно только через заинтересованное отношение к своему учебному труду.
Современному ребенку, ученику XXI века, который растет в мире все возрастающего объема информации, в первую очередь нужен правильный, грамотный и современный учебник по русскому языку. Даже сейчас, в век компьютера, научить русскому языку без компьютера можно, а без учебника нельзя.
Хороший учебник, как известно, это не только друг учителя, но и друг ученика. Учебник русского языка обязательно должен не только содержать в себе необходимый программный материал и некую сумму тренировочных упражнений, но и воспитать у русского человека любовь к русскому языку.
Да, современный ученик не очень любит читать. Да, современный ученик не любит уроки русского языка и русский язык вообще. От средней школы во многом зависит будут ли уважать и любить русский язык. Или дети уйдут из школы с твердым убеждением, что русский язык самый скучный и неинтересный предмет, что изучать русский язык означает только одно – заучивать правила в рамках, переписывать упражнения из учебника в тетрадь и писать бесконечные диктанты из словарных слов и так далее.
Что важнее: научить каждого ребенка запоминать и переписывать или думать над языком и творить на нем – писать, говорить, сочинять? Следует считать далеко не случайным, что учебники русского языка, а также буквари, азбуку в последние десятилетия начали создавать именно психологи. Они первыми почувствовали нарастающий конфликт учебника и ученика и первыми попытались и пытаются спасти тонущих в море информации детей. Наши дети должны с радостью каждый день открывать одну и ту же книгу. Ведь именно в этом возрасте важно не погасить в ребенке желание удивляться окружающему миру.
Выбор своего учебника русского языка – дело профессионала, учителя. В любом случае это свободный выбор. И тот, кто выбирает, несет ответственность за свой выбор. Ответственность перед детьми, перед самим собой, перед русским языком.
Преподавая в 7- 8-классах, мы сталкиваемся еще и с возрастными особенностями подростков.
Особенностью этого возраста является смена ведущего вида деятельности.
Исследования психологов и социологов, а также данные опросов показывают, что школьники испытывают сильнейшую потребность в общении. При ответе на вопрос: «С какой целью ходишь в школу?» – более половины учеников выбрали ответ «Пообщаться»!
Общение и обучение связаны между собой самым тесным образом, и именно предметы гуманитарного цикла обладают наибольшими возможностями в плане совмещения учебной и коммуникативной деятельности.
Преподавание русского языка, литературы, речи и культуры общения, истории, мировой художественной культуры, краеведения прежде всего базируется на хорошо структурованных, методически обоснованных текстах.
К тому же речь учителя-словесника обладает эмоциональной насыщенностью, интонациональной и лексической выразительностью, образностью и точностью и становится залогом установления атмосферы полноценного общения с учащимися.
В статье Е.В.Коротаевой «Учить и общаться или учить общаться?»* автор обобщает мнения учителей о том, что же является препятствием для обучения, погруженного в общение. Препятствием называется, во-первых, традиционная система организации обучения. Новые педагогические технологии, как бы они ни были хороши, пока еще слабо подкреплены и методически и организационно, и профессиональной подготовкой педагога. Во-вторых, препятствием называется пассивная позиция учащегося. В какой-то степени эта позиция устраивает педагогов. Но когда мы взываем к активной позиции школьника, а он упорно избегает инициативы: он так уютно устроился в своей пассивной нише, зачем же от него требуют какого-то мнения, анализа текста, оценки ответа одноклассника?
Отсюда вывод: внедряя новые формы обучения, готовить к ним нужно не только учителя, но и учеников.
В-третьих, иногда мешает и консервативная позиция учителя.
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности», – писал замечательный мастер русского слова К.Г.Паустовский. – Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Внимательное, вдумчивое отношение к речи должно формироваться, прежде всего, в школе. Поэтому знания по культуре речи, умение безошибочно и свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами, в ходе педагогического общения, необходимы преподавателю любого предмета.
Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание их нравственности, развитие их мыслительных способностей.
К сожалению, многие наши ученики не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить.
Разработанные не так давно единые учебные стандарты для общеобразовательной школы вводят понятие коммуникативной компетенции, которую дети должны обрести на уроках русского языка.
В статье Е.С.Антоновой предлагаются некоторые практические наработки, которые показывают возможные решения этой задачи.
Чтобы реализовать требование государственной программы формировать коммуникативную компетенцию учащихся, необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить ее можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, которые встречаются в основном в произведениях, изучаемых на уроках литературы. Это в значительной степени меняет подход к организации самого урока, его структуры и содержания.
Е.С.Антонова пишет, что фрагментарность сведений, получаемых учениками на уроках русского языка, отсутствие связи этой информации с жизненными ситуациями преодолевалось ими с помощью упражнений в анализе отрывков из произведений художественной и учебно-научной литературы. Результатом этой совместной – учителя и учеников – работы явилась система упражнений по развитию речи и мышления, оформленная в виде рабочих тетрадей под названием «Тайна текста».
В этой школе дают ученикам возможность думать много и свободно,
-говорить много, непринужденно, эмоционально,
-читать много, внимательно, по желанию,
-анализировать много текстов,
-осознавать, как эти тексты сделаны,
-писать много, свободно, эмоционально.
Восторженное цитирование поэтических или прозаических строк, сопровождаемое призывом оценить их красоту, как правило, не вызывают у ученика понимания, а если и вызывают, то никак не способствуют
формированию в нем навыков анализа. Скрупулезное препарирование, «поверка алгеброй гармонии» зачастую уничтожает сам предмет изучения – остается «музыка, разъятая, как труп».
Нужно суметь, читая с детьми стихи, учиться чувствовать, понимать, анализировать содержание произведения, не уничтожая его эстетической сущности.
Урок русского языка – это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.
Источник