Польза здоровьесберегающих технологий для детей

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности,

 бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

В современном обществе, здоровье детей в дошкольном возрасте является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычке к здоровому питанию, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сфер создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Что такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья – ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая;

2. технологии обучения ЗОЖ – физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);

3. коррекционные технологии – арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

3. Овладения навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

В нашей группе работа по здоровьесберегающим технологиям, используемых в работе с детьми в детском саду, осуществляется комплексно, в течение всего дня:

-динамические паузы – проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида НОД;

– артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения;

– технология музыкального воздействия (музыкотерапия) музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Лечебные свойства музыки замечены давно. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Поэтому музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание;

 – сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используется кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми;

– подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения;

– релаксация – сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечение душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы;

– утренняя гимнастика – проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

– логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Занятия по логоритмике включают следующие виды упражнений: ходьбу и маршировку в различных направлениях, упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения на активизацию внимания и памяти, счетные упражнения, речевые упражнения, упражнения, формирующие чувство музыкального размера, ритмические упражнения, пение, игру на музыкальных инструментах, пальчиковые игры, упражнения на развитие мимики, артикуляционные упражнения, упражнения на развитие фонематического восприятия. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя;

Читайте также:  Занятия на турнике польза или вред

– коммуникативные игры – игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем. Коммуникативные игры и упражнения учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают дошкольникам чувствовать друг друга, стимулируют проявление внимания к сверстнику;

– дыхательная гимнастика – Дыхание – основа всего живого. Дыхание – основа процесса образования речи; речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения; речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. Основной метод развития дыхания – это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика: улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает состояние сердечно-сосудистой системы, улучшает зрение, память, ликвидирует различные неврозы, улучшает работу органов пищеварения, укрепляет сосуды на ногах, улучшает звучание голоса. В своей работе использую несложные упражнения по методике А. Стрельниковой: короткий и резкий вдох носом и абсолютно свободный выдох;

– гимнастика для глаз – проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращению. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога;

– пальчиковая гимнастика – проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, лепке, письму), соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление;

– самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Например, самомассаж ушных раковин для детей. Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным. Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности. Одновременно массаж ушных раковин – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма;

– оздоровительные игры – игры, направленные на удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении, укрепление мышц, развитие и тренировки всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.

– гимнастика после дневного сна (бодрящая гимнастика) – проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, укрепляет здоровье детей через комплексную систему эффективного закаливания, обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Бодрящую гимнастику целесообразно проводить под музыку, которая положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, задаёт ритм движениям, облегчает их выполнение;

– упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.

– «босоножье» – ходьба босиком (стопотерапия) – это своеобразные сеансы из нетрадиционных методов по сохранению и укреплению здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия. На поверхности стопы так называемых терморецепторов находится гораздо больше, чем на каких либо других участках тела. Эти терморецепторы реагируют на тепло и холод, поэтому массаж, самомассаж или босо хождение по камешкам и другим неровным поверхностям осуществляет повседневный разогревающий массаж подошв и является великолепной закаливающей процедурой, которая тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом рабочем состоянии. Закаливание ходьбой босиком нужно начинать постепенно и систематически. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности все мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Методическую новизну и оригинальность методического решения в своей практике, считаю в интеграции нескольких видов здоровьесберегающей технологии одновременно, а не по отдельности как это принято традиционно.

Зная, что дошкольное детство – самоценный этап в жизни, я развиваю в детях интерес к познанию окружающего мира. Мною был организован методический эксперимент, путём слияния здоровьесберегающих технологий с проектной деятельностью. Цель такого эксперимента: осознание детьми 6-7 лет роли здоровья в жизни человека, его влияния на качество жизни.

В результате методического эксперимента, дети осознали, как важно с малых лет беречь и укреплять здоровье. На свет появились такие проекты как «Календарь здоровья», «Рисуем воздухом».

 Во время реализации проекта «Календарь здоровья», дети ежедневно выполняли комплекс специальных упражнений в течении дня, оформили календарь здоровья, где отмечали пропуски по болезни, следили за изменением состояния здоровья в результате активного использования здоровьесберегающих технологий, сравнивали количество пропусков ДОУ по болезни до реализации проекта и после.

Проект «Рисуем воздухом», позволил донести до детей и родителей значение дыхательной гимнастики, как для общего состояния здоровья, так и для освоения правильного произношения фонем русского языка. В ходе совместной деятельности участники проекта изготовили ряд пособий для формирования и развития направленной воздушной струи. Ими были созданы необыкновенные рисунки путём раздувания красочных клякс на бумаге. Дети осознали, что развиваться и учиться чему-то новому полезно и приятно.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Читайте также:  Окрашивание волос хной вред или польза

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Ж. Ж. Руссо говорил: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”. Если ребенок здоров, любознателен и счастлив, нет лучшей награды для родителей.

Источник

Воспитатель: Перькова Н.Н.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

          В современных социально – экономических условиях остро встает проблема формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей, поэтому здоровьесберегающие технологии стали востребованы педагогами всех образовательных учреждений, так как они благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой детей.

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

– сбережение здоровья детей путем создания благоприятных  условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ,

– укрепление психического и физического здоровья дошкольников.

              Задачи:

-распределять  образовательные и физические нагрузки;  
– предотвращать перегрузки и усталость;

– пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей.

            Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три большие группы:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;                                                                      
  • технологии обучения ЗОЖ;                                                                    
  • коррекционные технологии.  

К первой группе относятся:

  • Медико-профилактические технологии
  • Стретчинг
  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Технологии эстетической направленности
  • Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая)

Ко второй группе относятся:

  • Физкультурное занятие
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Занятия из серии «Здоровье»
  • Самомассаж
  • Точечный самомассаж

К третьей группе относятся:

  • Арттерапия
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказкотерапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Психогимнастика

Средства здоровьесберегающих технологий:

 1.Средства двигательной направленности

 • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); 
     • физические упражнения; 
 • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры,                      гимнастика,  самомассаж и др. 
                             

                              2.Оздоровительные силы природы

 (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры)

                                   3.Гигиенические факторы 

(выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.).

Методы здоровьесберегающих технологий:

·        фронтальный,

·         групповой,

·        практический метод,

·         познавательная игра,

·        игровой метод,

·         соревновательный метод,

·        метод индивидуальных занятий. 

   Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

         Хочу поделиться своим опытом по применению здоровьесберегающих технологий на  занятиях с дошкольниками  по развитию речи. Дети дошкольного возраста быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию.

1.   Обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе: освещение, проветривание  группы.

2.     Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.   В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

3.     Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

4.    Физминутки я  подбираю к изучаемым на занятии темам и провожу в игровой форме.

Основные задачи физминутки – это:

– снять усталость и напряжение;

– внести эмоциональный заряд; 

Читайте также:  Асд 2 при онкологии польза

– совершенствовать общую моторику;

– выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

    В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Материала для физминуток очень много на образовательных и родительских сайтах. Можно найти очень интересные стихи. Например :

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.(Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки)

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.

(Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево, вправо)

Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз – два, раз – два, – 
Позади уже вода.

(Прыжки с ноги на ногу по «камешкам»)

Дальше по лесу шагаем.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из – за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.(Бег на носках)

5.     Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.

6.     Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

7.     Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы.Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезнавсем детям, особенно с речевыми проблемами. Ее можно проводитьв любой удобный отрезок времени.Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.

Шумное веселье и смех у них вызывает упражнение «Сороконожки». В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху, затем можно поменять), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.

 Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Побежали, побежали

И друг дружечку догнали!

8.     Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная  гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

9.                       Просветительно – воспитательная работа с детьми представлена методическими разработками бесед, направленных на воспитание здорового образа жизни у дошкольников.

10.                       Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у детей навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, а также на  профилактику и предотвращение детского дорожно–транспортного травматизма.  

           Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

   Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

        В своей работе я  использую следующую схему построения занятий:

·     в организационный момент я включаю релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

·     в ходе занятий предусматриваются артикуляционные, мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения, пальчиковые игры;

·     в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико – грамматического строя речи;

·     физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей.

    Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

Использованная литература

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004.

2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. – 2004.

3. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.

4.        Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

5. Нищеева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 32 с.

6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.

7. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012. – 127 с.

8. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3 – 7 лет. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 183 с.

9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – Спб.:КАРО, 2004. – 92 с.

10.        Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.

11.        Смирнова Т.В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе младших дошкольников)/авт.-сост.Т.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.

Источник