Польза живых организмов 5 класс

Урок-игра. «Значение живых организмов в природе и жизни человека»
1.Приветствие.
-Я рада приветствовать вас сегодня на увлекательном уроке-игре. Сегодня не понадобятся ни учебники ни тетради, а только ваши знания. Присаживайтесь на свои места!
2.Ход урока.
-Необходимо будет разделиться на команды по рядам (1ряд -1 команда,2 ряд- 2 команда, 3 ряд- 3 команда), посовещайтесь и решите следующее: как будет называться ваша команда, а так же выберете капитана команды.
-Итак, ребята на доске написаны категории и баллы за правильные ответы в данной категории:
22 января
Классная работа
Угадай-ка 1балл
Растения 1 балл
Загадки 2 балла
Экология 2 балла
Вредители 1балл
Соответствия 2 балла
Животные 1 балл
-Сейчас я расскажу вам правила.
«В каждой категории по 3 вопроса, разрешается обсуждать вопрос в команде, но отвечает на вопрос и выбирает категорию всегда капитан команды. Если ответ не верный, право предоставляется следующей команде. За выкрики в команде отвечающих отнимается балл. За выкрики в командах при ответе другой команды, – минус балл. Если никто из капитанов не знает ответ, можно воспользоваться подсказкой ведущего, но за это игрок получит всего половину балла.»
Угадай-ка (вопросы)
1.Вредителями обычно называют те виды, которые наносят человеку материальный ущерб или те, которые помогают людям в сельском хозяйстве?
2. Мухомор это лекарственное растение или нет? И почему
3. Комары это вредный вид или нет? Почему
Экология (вопросы)
1.Мы знаем, что в природе нет вредных или ненужных растений, насекомых , приведите пример вредного насекомого для человека и полезного для окружающего мира(комар)
2. Почему важно охранять биологическое разнообразие?
3. Благодаря учёным люди умеют поддерживать численность рыб, как?
Животные (вопросы)
1.Каких животных научился разводить человек?(хорёк)
2. Что сделал человек для борьбы с вредителями-грызунами?
3. Какие меры можем принять мы с вами, чтобы сохранить и помочь животным в суровое время?
Растения(вопросы)
1.Лекарственные виды растений это…(примеры, определение)
2.Сорняки это? Чем они вредны для человека
3. Множество сортов тканей сделано человекам из растений, каких?
Вредители
1. Вредители— растения, животные, повреждающие культурные растения или вызывающие их гибель (определение, примеры)
2.Какие насекомые могут испортить ткань?
3.Какие насекомые разрушают древесные постройки?
Загадки
1. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах… (мяты)
2. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
Соответствия
1.Лекарственное растение
1.Подорожник
1. Чистотел
1.Облепиха
1.Валериана
2 Вредные растения
2.Сорняк
2.Ежовник
2.Репейник
2.Вьюнок
3.Подведение итогов.
-Давай –те же подсчитаем баллы каждой команды…
-Мне хотелось выделить активных игроков, помимо капитанов, а именно …
-Команда победителей получает за урок оценку «5», призеры – оценку «4»
-Надеюсь урок вам понравился! До новых встреч! Спасибо за вашу работу!
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии “Значение живых организмов в природе и жизни человека” 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Вопрос №1. Сожительство двух организмов, полезное обоим
2 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету
3 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 3. Плесень, из которой впервые получили лекарство
4 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов
5 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 5. Доядерные организмы
6 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 6. Грибы – это растения или животные?
7 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов
8 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 8. Грибы, которые используют в хлебопечении
9 слайд
Описание слайда:
Можно ли однозначно утверждать, что растения приносят только пользу, а грибы только вред?
10 слайд
Описание слайда:
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека
11 слайд
Описание слайда:
Мы часто слышим разную информацию, как влияют живые организмы на природу и жизнь человека. Что знаем? Что должны узнать?
12 слайд
Описание слайда:
Утверждения: 1.Животные приносят только пользу. 2.Бактерии вызывают различные заболевания,но среди них есть и полезные. 3.Среди растений есть паразитические организмы. 4.Все грибы можно употреблять в пищу. 5.Без растений нет жизни на Земле.
13 слайд
Описание слайда:
Вред или польза? Вред Укусы могут вызвать аллергическую реакцию Порча ягодных культур Польза Опыление растений Мед, воск, яд (апитоксин) – обладают целебными свойствами. Тутовый шелкопряд
14 слайд
Описание слайда:
Вред или польза? Вред Вред картофелю, томатам, баклажанам, Вред Вредители лиственных пород деревьев и кустарников (дуб, береза, тополь, клен, ива, из плодовых —груша, яблоня, слива), не отказываются даже от сосны и лиственницы. Польза Пища кротов, скворцов
15 слайд
Описание слайда:
Наша пища
16 слайд
Описание слайда:
Наша пища
17 слайд
Описание слайда:
Вред или польза? Вред Сорняки Яды Польза Лекарство Важное звено в цепи питания
18 слайд
Описание слайда:
Декоративные растения
19 слайд
Описание слайда:
Вывод: Живые организмы приносят человеку и пользу и вред, а в природе только пользу!!!
20 слайд
Описание слайда:
« Выбери меня» Перед вами чудо-полка. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарий,влажный препарат. Участник отбирает на полке все, что связано с представителем своего царства и объясняет свой выбор.
21 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Изучить параграф 16 В рабочей тетради № 1,2,3 Подготовить сообщение «Дикие животные нашей местности»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Вопрос №1. Сожительство двух организмов, полезное обоим
Вопрос
№ 2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на
свету
Вопрос
№ 3. Плесень, из которой впервые получили лекарство
Вопрос № 4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов
Вопрос
№ 5. Доядерные организмы
Вопрос
№ 6. Грибы – это растения или животные?
Вопрос
№ 7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов
Вопрос
№ 8. Грибы, которые используют в хлебопечении
Можно
ли однозначно утверждать, что растения приносят только пользу, а грибы только
вред?
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Биология», Пономарева И.Н. и др.
Тема:
§ 16. Значение живых организмов в природе и жизни человека
Номер материала:
ДБ-1064508
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Цели урока.
Образовательные:
актуализировать знания учащихся о вредных и
полезных для человека живых организмов; раскрыть
важность сохранения природного разнообразия;
охарактеризовать значение живых организмов для
человека и природы.
Воспитывать культуру поведения при
фронтальной, индивидуальной работе.
Формировать УУД.
Личностные: создать условия для мотивации к
учебной деятельности, опираясь на личный
жизненный опыт; проявлять личностное
(эмоциональное) отношение к живой природе;
принимать ценности природного мира; выделять
эстетические достоинства объектов живой
природы;ориентироватьсяв системе
моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы.
Регулятивные УУД: определять цель
деятельности и удерживать её до получения
результата; осуществлять целенаправленный поиск
ответов на поставленные вопросы; обнаруживать
учебную проблему совместно с учителем; выполнять
задания в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД: формулировать
собственные высказывания в рамках учебного
диалога, используя термины; обсуждать проблемный
вопрос о ценности биологического разнообразия
для природы и человека.
Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать
информацию о значении живых организмов,
полученную из различных источников
(научно-популярная литература, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет);
структурировать знания; анализировать текст
учебника; работая с информацией, уметь
передавать её в сжатом выборочном виде.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная и
индивидуальная работа.
Основные понятия: лекарственные виды,
паразиты, биологическое разнообразие
Ресурсы: учебник, тетрадь, коллекции
насекомых – вредителей леса, поля, сада и
огорода; ЭОР “Насекомые-вредители”,
“Культурные растения”, “Домашние животные”,
“Соломина злаков и телескопическая труба”,
“Эйфелева башня”, “Редкие виды животных,
занесённые в Красную книгу”, “Исчезающие виды
растений”; презентация Значение живых
организмов в природе и жизни человека”.
Структура и ход урока (продолжительность урока
45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о лишайниках (8
мин.).
Фронтальный опрос:
1. Какая наука изучает лишайники?
2. Почему лишайник называют симбиозом?
3. Приведите примеры лишайников с разными
типами слоевищ?
4. Какие функции в организме лишайника
выполняют гриб и водоросль?
5. Почему лишайники могут жить в самых
бесплодных местах?
6. Почему лишайники могут играть роль
показателей чистоты воздуха?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует
деятельность учеников, просит их прочитать
отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Все-все,
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3
мин.).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы
урока, ставит проблему “Почему некоторые
организмы можно назвать спутниками человека?”.
(Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.).
1. Животные и растения, вредные для человека.
Учитель организует работу учащихся по изучению
животных и растений, вредных для человека и
предлагает учащимся ответить на вопросы:
1. Какие организмы живут вокруг нас?
2. Каков состав пищи животных и человека?
3. Есть ли среди животных и растений вредные
виды?
4. Почему некоторых животных называют
вредителями?
5. Что означает слово “сорняк”, когда мы
говорим о растениях?
Учащиеся структурируют знания о вредных
растениях и животных, отвечают на вопросы,
рассматривают коллекции насекомых – вредителей
леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с
изображением сорных растений и
животных-вредителей, анализируют текст и рисунки
с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР
“Насекомые-вредители”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV
Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты
посевов и урожая и делают вывод о важности и
необходимости для природы всех видов организмов.
2. Живые организмы, полезные для человека.
Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных
растениях, их использовании в медицине и
ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71
“Лекарственные растения”, соответствующий
слайд презентации, приводят свои примеры
лекарственных растений, произрастающих в нашей
местности.
После этого учащиеся просматривают ЭОР
“Культурные растения”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
и “Домашние животные”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
.
Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания
о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.
После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и
слайд презентации о разведении ценных видов рыб
человеком, восстановлении численности лососевых
и осетровых рыб на рыборазводных заводах.
Знакомятся с деятельностью осетрового
рыбоводного завода “Лебяжий”, расположенного
на территории г. Нариманов. Мощность предприятия
позволяет выпускать в естественные водоёмы 19
млн. шт. молоди осетровых рыб ежегодно. На заводе
применяется метод прижизненного получения
половых продуктов. Самки доставляются в
операционную, где производится отбор икры.
Цех Лебяжьего ОРЗ способен одновременно
принять на инкубацию более 70 кг икры, или
около 40 млн. шт. икринок осетровых.[4]
На следующем этапе учитель направляет
деятельность учащихся по изучению значения
бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих
коровок; подводит учащихся к выводу о
биологических методах защиты растений как
наиболее эффективных и безопасных.
Затем учитель предлагает учащимся
проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример
использования человеком знаний о живых
организмах для решения инженерных задач на
примере соломины злаков и телескопической трубы
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf и демонстрацию
применения знаний о строении живых организмов на
примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .
3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с
другом.
Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи
организмов в природе, важности изучения
человеком связей между различными живыми
организмами о необходимости сохранения
природного и биологического разнообразия для
выживания человека, необходимости охраны
природы.
Учащиеся просматривают фотографии животных и
растений Астраханской области, занесённых в
Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных,
занесённые в Красную книгу”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm и “Исчезающие виды растений”
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания – руки вверх).
На зарядке ставим точку.
V. Закрепление знаний о вредных и полезных для
человека живых организмах, о роли живых
организмов в природе, о важности сохранения
природного равновесия и биологического
разнообразия для выживания человека. (5 мин.).
Учащиеся работают в парах и выполняют задания
1-4 рабочей тетради.[2]
Затем проводят дальнейший анализ
стихотворения Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе
организмы не делятся на вредные и полезные: все
виды растений, животных, грибов, бактерий и
вирусов необходимы природе.
VI. Контролирующее задание (5 мин.).
Вопросы тестового контроля:
1. Человек в своей жизни использует растения для
… .
2. Животные, важные для человека … .
3. Сорняки – это … .
4. Для восстановления численности ценных пород
промысловых рыб человек … .
5. Человечеству необходимо сохранять природное
равновесие и биологическое разнообразие, потому
что … .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2
мин.).
Технология “Ключевое слово”
Учащимся предлагается на маленьких листочках
бумаги, которые заранее учитель раздаёт каждому,
написать одно слово, с которым у них
ассоциируется содержание урока.
По истечении времени учитель собирает листочки
с записанными на них ключевыми словами.
После этого учитель проводит краткий анализ
полученных результатов.
VIII. Домашнее задание (2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы
параграфа. [1]
Выполнить задания 5 и 6 в рабочей тетради. [2]
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74. [1]
Творческое задание: написать краткое
сочинение-эссе об участии в мероприятиях по
охране природы своего региона или о заповедниках
(либо заказниках), расположенных на территории
своего региона. [3]
Использованная литература
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва,
И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф,
2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных учреждений / О.А.
Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред.
проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80
с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н.
Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.:
Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. https://narimanov.astrobl.ru/Default.aspx?id=2
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Источник