Польза зикра с точки зрения науки
Польза зикра
Лексическое значение – поминать, вспоминать.
В терминологии «зикр» – «Богопоминание».То есть, поминание Господа, Его имен, Его качеств, Его постановления, чтение Его Книги, мольба к Нему, восхваление, слова благодарности и т.д.
Пользы зикра.
1) Поминая Господа, Он поминает нас.
«Вспоминайте Меня (делайте зикр), и Я вспомню о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне». Коран 2:152
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
2) Поминание Господа – одна из причин прощения прегрешений и награды.
«…часто поминающие Аллаха мужчины и женщины, Аллах уготовил для них прощение и великое вознаграждение». Коран 33:35
وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا
3) Поминающий Господаоживляет свое сердце и душу.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) сообщил: «Поминающий своего Господа и не поминающий Его подобны живому и мертвому». Аль-Бухари
و قال النبي مثل الذي يذكر ربه و الذي لا يذكر ربه, مثل الحي و الميت
4) Совершая зикр дома, мы оживляем его.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) сообщил: «Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором Аллаха не поминают, подобен живому и мертвому (дому)». Муслим.
مثل البيت الذي يذكر الله فيه, و البيت الذي لا يذكر الله فيه مثل الحي و الميت
5) Зикр является одним из любимейшихдеянийперед Богом.
Пророк (с.а.с.) сказал:«Не сообщить ли вам о лучшем, самомчистоми благословенным из дел ваших пред вашим Владыкой, [о деле, совершая] которое вывозвышаетесь в наибольшей степени и котороедля вас лучшерасходования золота и серебра…?»Они ответили: «Да, [конечно]!» — [и тогда пророк] сказал: «[Это] — поминание Аллаха Всевышнего». Ат-Тирмизи.
ألا أنبئكم بخير أعمالكم و أزكاها عند مليككم و أرفعها في درجاتكم و خير لكم من انفاق الذهب و الاورق, و خير لكم من أن تلقوا عدوكم فتضربوا أعناقهم و يضربوا أعناقكم؟ قالوا بلي قال ذكر الله
6) Зикр – причина содействия Господа.
Передают, что посланник Аллаха сказал: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: «… и Я [буду] вместе с ним, когда он станетпоминать Меня. Если он помянет Меня просебя, то и Я помяну его про Себя, а если онпомянет Меня в обществе[других людей], тоЯ помяну его среди тех, кто лучше [их]. Если [рабпопытается] приблизиться ко Мне напядь, Я приближусь к нему на локоть, еслион [попытается] приблизиться ко Мне на локоть, Я приближусь к немуна сажень, а еслион направится ко Мне шагом, то Я брошуськ нему бегом”». Аль-Бухари и Муслим.
“يقول الله نعالي “أنا عند ظن عبدي بي, و أنا معه اذا ذكرني, فان ذكرني في نفسه ذكرته في نفسي, و ان ذكرني في ملأ ذكرته في ملأ خير منهم, و ان تقرب الي شبرا تقربت اليه ذراعا, , و ان تقرب الي ذراعا تقربت اليه باعا, و ان اتاني يمشي أتيته هرولة”
Хочу обратить ваше внимание на утренниезикры.
7) Зикр – огромное воздаяние.
Передают, что пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, посидеть с людьми, поминающими Аллаха Всевышнего, [со времени завершения] утренней молитвы до восхода солнца приятнее для меня, чем освободить четырёх [рабов] из числа потомков Исма‘ила, и посидеть с людьми, поминающими Аллаха Всевышнего, [со времени завершения] послеполуденной молитвы до заката солнца приятнее для меня, чем освободить четырёх [рабов из их числа]». Абу Дауд.
Польза зикрас точки зрения науки.
8) Зикры меняют нашу жизнь.Молитвы(зикр) активизирует глубинные структуры мозга и помогает принимать верные решения. (Измени свой мозг – изменится и тело!Амен. (далее Амен)Стр. 15).
Мир, в котором мы живем, всегда, всегда отвлекает наше внимание. Миллиарды долларов тратятся на то, чтобы захватить наше внимание и направить его туда, куда кто-то считает нужным. (Кроличья нора.(далее К.Н.) 316).
Развлекательно-промышленный комплекс.
В 1960-е годы было много разговоров о военно-промышленном комплексе (ВПК). И хотя он по-прежнему существует, его грозный образ в умах людей постепенно поблек. Сейчас намного более значительную роль играет развлекательно-промышленный комплекс (РПК). Он воздействует на жизнь каждого из нас в сто раз сильнее, чем ВПК. Знаете, РПК отлично справляется с тремя важными задачами:
а) он руководит желаниями людей,
б) навязывает им определённые выборы,
в) лишает их возможности действовать по своему разумению.
Владельцы РПК используют «развлечения», чтобы создать в человеке желание и внутреннюю пустоту. А уж пустота заставляет его покупать то, что ему советуют.(К.Н. 311).
«Свободу воли «определяет» работа лобной доли коры головного мозга, и мы можем научиться делать выбор более разумно и более осознанно. Я полагаю, что для этого требуется определенная практика, самые разные виды практики. Мы накачиваем бицепсы в зале силовых тренажеров, а лобную долю можно развивать, занимаясь йогой, медитацией и другими духовными дисциплинами». (Кроличья нора стр. 313).
9) Зикр улучшает состояние здоровья.Молитвы и зикры снимают напряжение.
Молитва помогает снятию напряжения. Врачи написали книги, обрисовывающие в общих чертах научные доказательства пользы молитвы и других медитативных состояний: Ларри Досси — «Излечивающее слово», ДэйлМэтьюс — «Фактор веры» и другие. Молитва уменьшает чувство стресса, снижает уровень холестерина, улучшает сон, лечит тревожность, депрессию, головные боли и увеличивает продолжительность жизни. Люди, которые читают Библию каждый день, имеют на 40 % меньше шансов заболеть артериальной гипертонией. (Амен.Стр. 124).
10) Зикр – снижает артериальное давление.
Наше сердце бьется быстрее, когда мы вдыхаем, и медленнее, когда выдыхаем. Большинство методов медитации и йоги построено на медленных выдохах, которые помогают замедлить сердечный ритм и успокоить организм. Это замечательные техники для снятия тревожности и нормализации вариабельности сердечного ритма. Имеются научные доказательства эффективности молитв (зикр) и того, что они снижают артериальное давление. (Амен.Стр. 98).
11) Зикр – увеличивает энергию.
Первый шаг к увеличению количества энергии — избегать всего, что вредит мозгу, а также вести здоровый образ жизни, описанный в других главах: высыпаться, правильно питаться, тренироваться 4–5 раз в неделю, оптимизировать гормональные уровни, сокращать стресс. Как ни странно, молитвы (зикр)— один из лучших способов подзарядиться. Исследователи из нашей лаборатории и по всему миру показали, что медитация(молитвы, зикры)повышают активность лобной коры и даже увеличивает количество нервных клеток.
Чем лучше работает ваша лобная кора, тем сосредоточеннее и энергичнее вы себя чувствуете. (Амен.Стр. 105).
12) Зикр успокаивает стресс и усиливает работу мозга.
Десятилетия исследований доказали, что медитация и молитвенные практики успокаивают стресс и усиливают работу мозга. Мы в AmenClinics проводили свое исследование…
Сканы ОЭКТ показали снижение активности в левых теменных долях, что означает снижение осознания времени и пространства. Они также показали значительное увеличение активности в лобной коре — это подтверждает, что молитвенные практики помогли людям настроиться в лад с собой. Кроме того, мы наблюдали увеличенную активность в правой височной доле, которая связана с духовностью.
13) Зикры улучшают внимание.Преимущества духовных практик заключаются не только в снятии стресса. Они улучшают внимание и способность к прогнозированию, лечит депрессию, беспокойство и сонливость и защищает мозг от возрастного ухудшения когнитивных способностей. По данным исследования Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, у регулярно медитирующих(занимающихся духовной практикой) людей гиппокамп и лобная кора были значительно больше развиты. Они (зикры) помогают похудению, уменьшению ригидности мышц и улучшению кожи. (Амен.Стр. 124).
14)Зикры и молитвы помогают человеку легче пройти жизненные невзгоды.
Исследование Университета Дьюка 1998 года, проведенное на 577 мужчинах и женщинах, госпитализированных с различными физическими болезнями, показало, что чем больше пациенты обращались к духовным способам справиться с болезнью (принимали духовную помощь от друзей и религиозных лидеров, верили в Бога, молились), тем ниже был уровень симптомов депрессии и тем выше было качество их жизни. Обзор 1996 года показал, что 99 % из 269 опрошенных семейных врачей считают, что молитва и другие духовные и религиозные практики помогают лечению, а более половины сказали, что они назначают молитву или медитацию как средство для расслабления. (Амен.Стр. 124).
Автор статьи:
Ильгиз хазрат Курбанов
Назад
Абу Хурейра и Абу Саид передали, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость Аллаха, и снизойдет на них сакина (спокойствие духа), и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него”.
Абу Саида аль-Худри (да будет Аллах доволен им) сказал со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение): “Великий Господь сказал, кого отвлечет чтение Корана и зикр от мольбы ко Мне, Я одарю его лучшим, чем были одарены молящиеся”.
Муавия (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (да благословит его Аллах) пришел в круг своих сподвижников и спросил: “Для чего вы сели?” Они ответили: “Сели восхвалять и поминать Аллаха”. Он сказал: “Ко мне явился Джабраил и сказал мне, что Аллах гордится вами перед ангелами”.
Сабит (да будет доволен им Аллах) сказал, что Салман находился среди людей, поминающих Аллаха, и мимо них прошел Пророк, и они в это время остановились, и он спросил: “Что вы говорили?”. – “Мы поминали Аллаха”. Он далее сказал: “Я увидел, как снисходит милость, и захотел участвовать с вами в этом”. “Хвала Аллаху, который создал в моей умме тех, с которыми мне велено терпеливо находиться”, – привел Ахмад.
Ибн Кайим аль-Джаузи сказал о пользе зикра: “В зикре более ста видов пользы. Первая – отгоняет шайтана и ломает ему хребет. Вторая – вызывает довольство Милостивого. Третья – отводит переживания и печаль сердца. Четвертая – вселяет в сердце радость и хороший настрой. Шестая -озаряет лицо и сердце, укрепляет тело и сердце. Седьмая – увеличивает удел. Восьмая – одевает поминающего в добрый облик. Девятая – приносит любовь, что является душой Ислама и основой счастья и спасения.
Для всего Всевышний сделал соответствующие средства достижения. Средством достижения любви к Нему Он сделал упорство в зикре. Кто желает достичь любви к Всевышнему Аллаху, пусть упорствует в поминании Аллаха. Зикр – это ворота любви, великий его символ и твердый мост к нему. Десятая – приводит человека к самоконтролю, через который достигается степень ихсана, и он поклоняется Всевышнему, как будто он перед Ним и Он видит его. Нет другого пути пребывающему в забвении этой ступени, кроме поминания Аллаха, как нет пути сидящему к прибытию к себе домой. Одиннадцатая – приводит к обращению ко Всевышнему, в результате чего Аллах становится для него Каабой в его сердце, местом его убежища от земных бед. Двенадцатая – приближает к Аллаху, в зависимости от меры поминания Аллаха. Тринадцатая – открывает ему широкие ворота познаний. Чем больше поминаешь Аллаха, тем больше приумножаешь познания. Четырнадцатая – придает боязливость и покорность Всевышнему. Пятнадцатая – поминание именем Аллаха, ведь сказано Им: “Вы поминайте Меня, Я упомяну вас!” («Аль Бакара», 152). Если бы в зикре не было иной пользы, кроме этой, то этого достоинства и почета было бы достаточно.
Шестнадцатая – он дает сердцу жизнь. Я услышал от моего шейха Ибн Таймии: “Зикр для сердца, как вода для рыбы. Каково бывает состояние рыбы вне воды?” Семнадцатая – придает сердцу ясность. У всякой вещи своя ржавчина, ржавчина сердца – это отвлеченность и страсть, а очищение его – в зикре и в покаянии. Восемнадцатая – искупает проступки и грехи. Девятнадцатая – избавляет от одиночества раба, привязывая его сердце к Аллаху. Двадцатая – когда раб познает Аллаха поминанием Его в благополучии, то Аллах его поминает в бедствии. Об этом сказано в одном сказе: “Когда поминающего Аллаха покорного раба настигает бедствие, и он с мольбой обращается к Аллаху, ангелы говорят: “О, Господь, известный голос известного раба!”
Двадцать первая – спасение от наказания Великого Аллаха. Сказал Муаз (да будет доволен им Аллах): “Не совершит сын Адама другого поступка, избавляющего от наказания Всевышнего, чем поминание Аллаха”. Двадцать вторая – это причина снисхождения, спокойствия и милости Аллаха. Двадцать третья – способ отвлечения языка от плохого, греховного, типа сплетен, сквернословия и т.д. Кто приучит свой язык к поминанию Аллаха, тот сохранит его от пустословия и грехов. Двадцать четвертая – меджлисы зикра – меджлисы ангелов, меджлисы сквернословия и развлечений – меджлисы шайтанов, и пусть раб выбирает, чего желает. С этим он будет в мирской и последующей жизни. Двадцать пятая – осчастливливает поминающего и его окружающих и делает их благословенными. Двадцать шестая – спасает раба от огорчений Судного дня, так как всякий меджлис, в котором не упоминается Аллах, повлечет огорчения в Судный день. Двадцать седьмая – зикр в плаче и одиночестве обеспечивает воздаяние Всевышним тени под его Аршем в День страшной жары (Судный день). Двадцать восьмая – занятость в поминании Аллаха – причина особых вознаграждений от Всевышнего, ведь Всевышний сказал: “Кого отвлечет чтение Корана и поминание Меня от мольбы ко Мне, Я его одарю больше, чем были одарены молящиеся”. Двадцать девятая – это наилегчайшее из поклонений, но наидостойнейшее и величественное. Тридцатая польза – зикр – это саженцы Рая. Ат-Тирмизи привел от Ибн Масуда, слышавшего, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В ночь моего вознесения я встретил Ибрахима (мир ему), и он сказал: “О, Мухаммад, передай своей умме салям и расскажи им, что земли Рая плодородны, воды пресны, саженцами его являются слова «Субханаллахи уаль хамдулилляхи, уа ля иляха илля Аллах, уа Аллаху акбар!».
Тридцать первая – вознаграждение за него и его особые достоинства. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: “Кто скажет «Ля иляха илля Аллах вахдаху ля шарика лях» в день сто раз, это сравнивается с освобождением десяти рабов, зачтется за сто добрых поступков, смоется с него сто плохих деяний, и будет это щитом от шайтана в этот день до вечера”. Тридцать вторая польза – усердие в поминании Аллаха – это защита от забвения Его, что является причиной несчастья его раба в настоящей и последней жизни. Действительно, забвение Господа приводит к забвению своей души и ее потребности, ведь Великий Аллах сказал:
«Не уподобляйтесь тем, кто забыл Аллаха и кого заставил Он забыть Самого Себя. Они то и есть грешники» («Аль Хашр», 19).
Тридцать третья – зикр движет рабом, когда он лежит, ходит, в здравии ли, или в болезнях, и нет ничего более занимающего время, чем зикр. Тридцать четвертая – это основа основ, путь суфиев. Для кого раскрылись ворота зикра, для того откроются ворота к Аллаху. Пусть он стремится к очищению и восхождению к Аллаху, он найдет у Него все, что захочет. Кто находит Аллаха, тот находит все, а кто потеряет Аллаха, потеряет все. Тридцать пятая – зикр – это дерево, несущее плоды познания и состояния, к которым стремятся саликины. Нет пути к этим плодам без дерева зикра. Зикр – основа, на которой возводятся степени Единобожия. Тридцать шестая – поминающий близок к Поминаемому, это особая близость, близость любви, помощи и поддержки. Всевышний сказал:
“Воистину, Аллах на стороне богобоязненных и тех, кто творит деяния добрые» («Ан Нахль», 128).
«Аллах вместе с терпеливыми” («Аль Анфаль», 66).
«Не скорби, ибо с нами Аллах» («Ат Тауба», 40).
Поминающий Аллаха имеет в этой близости полную долю, как сказано в хадисе-кудси: “Я с Моим рабом, когда он поминает Меня, и Мною шевелятся его губы”. И в другом хадисе сказано: “Народ поминания – Мой народ, народ благодарности – народ Моих приумножений, народ повиновения – народ почета”.
Тридцать седьмая – наилюбимейшие из богобоязненных людей для Всевышнего Аллаха те, чьи языки не перестают быть влажными от поминания Аллаха, воистину, этот человек наиболее богобоязненный в велениях и запретах, сделавший поминание Аллаха своим символом. Богобоязненность приводит его в Рай и спасет его от Ада. Тридцать восьмая – на сердце есть слой, который удаляется только поминанием Аллаха, и Мухаммад ибн Зайд рассказал, что какой-то человек пришел к Хасану и сказал: «Я жалуюсь на свое жестокосердие». Тот сказал: «Расплавь его поминанием Аллаха». Это потому, что, всякий раз, когда сердце углубляется в забвение Аллаха, усиливается его жесткость. Когда сердце поминает Аллаха, смягчается его жесткость, как смягчается свинец в огне, и ничто не способно смягчить сердца, кроме поминания Аллаха. Тридцать девятая – поминание Аллаха – это целитель души и ее лекарство, а отвлеченность от Аллаха – это ее болезнь. Лекарством для больных сердец является поминание Аллаха. Макхуль сказал: «Поминание Аллаха – это бальзам, поминание людей – это яд».
Сороковая польза – поминание Аллаха – основа дружбы с Аллахом, а отвлеченность – причина вражды с Аллахом. Авзаи сказал: «Сказал Хасан ибн Атия: «Нет худшей вражды для раба с Господом своим, чем нежелание поминать Его или же ненависть к поминающим его. Причина этой вражды – забвение Аллаха. И не перестает этот раб быть забывшим Аллаха, пока он остается ненавидящим поминание Аллаха и ненавидящим того, кто поминает Аллаха. Тогда Аллах делает его врагом, так же, как поминающего делает своим любимцем». Сорок первая польза – усердствующий в поминании Аллаха вступит в Рай, смеясь, как сказано в хадисе: «Те, чьи языки не перестают быть влажными от поминания Аллаха, входят в Рай со смехом». Сорок вторая польза – зикр – это преграда между рабом и Адом, если какой-либо поступок является путем, ведущим в Ад, то поминание Аллаха становится преградой на этом пути. Сорок третья польза – все предписания Аллаха установлены ради поминания Всевышнего Аллаха, ведь Аллах сказал: «Ты исполняй молитву ради поминания Меня».
Желающие расширить познания о пользе зикра могут обратиться к специальным книгам, как, например, “Азкар” Имама Ан-Навави, “Мифтах уль-фалях” Атааллы Искандари. Суфии через усердствование в поминании Аллаха ощутили его неисчислимые плоды на собственном опыте и рассказали о них, и призвали остальных к приумножению поминания Господа. Хасан аль-Басри говорил: “Наивозлюбленные Аллахом из рабов – поминающие Аллаха много и наиболее богобоязненные из них”. Зуннун Мисри сказал: “Мир не улучшится, кроме как Его поминанием и загробная (вечная) жизнь не улучшится, кроме как Его поминанием, и Рай не улучшится, кроме как лицезрением Его”.
Зикр бывает двух видов: обычных людей и особых людей. Зикр обычных людей – это когда раб поминает своего Господа любыми угодными ему зикрами и при этом не избавляется от своих пороков: показухи, самодовольства, обмана и т.д., но при этом преследует цель получения вознаграждения от Всевышнего.
Зикр особых людей – это когда раб поминает своего Господа определенными видами зикров, в определенной форме и при этом преследуя цель познания Великого Аллаха, очищая свою душу от всякого порочного качества, украшая ее почетными свойствами, и стремясь к познанию глубоких таинств своей души. Для таких видов зикра используются обычно четки, дабы не утомлять себя и не отвлекаться подсчетом*.
* – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕТОК ДЛЯ ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА. Использование четок не является нововведением (бидаа). Ибн Алян, комментируя слова “И чтобы они отсчитывали кончиками пальцев, воистину, с них будет спрос, и они будут свидетельствовать” из книги Ан-Навави “Азкар” сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаху используют четки». Ибн Хажар также по поводу этих слов Ан-Навави сказал: “Из этого повеления ясна дозволенность, и даже желательность использования четок”. Ибн Джаузи сказал: “Четки желательны, так как в хадисе Сафийи (супруги Пророка (мир ему и благословение) сказано, что она поминала Аллаха, используя семена и камешки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) признал ее поступок. А использование этих же камешков или семян, связав их между собой, облегчает подсчет. Ибн Саад пишет в книге “Табакат”: “Рассказали нам Убайдулла ибн Муса и Исраиль от Джабира, а тот от женщины, рассказавшей ему от Фатимы, дочери Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах), что она восхваляла Аллаха, отсчитывая при этом узелки на веревке”. Сын Ахмада ибн Ханбаля Абдулла передал со слов Наима, сына Михраза ибн Абу Хурейры, что у его деда была веревка с тысячью узелками. И он не ложился спать, пока не сделает тасбих”. Все вышеперечисленные люди были рядом с Посланником Аллаха (мир ему): Сафия – его супруга, Фатима – правнучка, Абу Хурейра – его ближайший сподвижник, чьи хадисы являются неопровержимым доказательством в Исламе. Кто хочет заглянуть глубже или узнать еще больше подобных фактов, может воспользоваться книгой Джалалудина Суюти “Аль минха фи субха”, скончавшегося в 911 г. Хиджры. Она полностью посвящена этой теме.