Пользу не мог составить завещание мусульманин

Пользу не мог составить завещание мусульманин thumbnail

Согласно исламскому праву, имущество человека может быть распределено не только по наследству. Его часть может быть отдана через такой инструмент, как завещание.

В арабском языке завещание выражается словом «васыять». Его буквальный перевод означает передачу имущества постороннему человеку. В Шариате толкование обрастает дополнительным смыслом, который уточняет первоначальное значение: это договор о передаче одним человеком в пользу другого части собственного имущества.

Священные источники – о завещании

Оставление завещания в исламе признано разрешённым действием, которое нашло своё отражение в тексте Благородного Корана:

«… Именно таким образом должно происходить деление наследства после выплаты того, что было оставлено в завещании…» (4:11)

О завещании также говорится в Пречистой сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Приведём следующий хадис: «Мухаммад (с.г.в.), услышав, что Саид ибн Али Ваккас хочет передать через завещание более одной трети своего имущества, сказал: «Лучше, если твои наследники будут богатыми, а не бедными. Вместо того, чтобы они искали подаяние, будет лучше, если они получат хорошее наследство» (Аль-Байхакый).

Как видно из текста хадиса, составление завещание разрешено в исламе, но имущество, которое будет распределено посредством него, не должно превышать одной трети от всего того, что осталось после жизни человека.

При этом важно понимать, что статус материальных благ, переданных через завещание, приравнен к садака джария, то есть к милостыне, которая приносит награду оставившему её человеку после смерти.

Оставление завещания относится к разряду мустахаб, то есть это рекомендуемое действие, за которое человек получит вознаграждение. Если завещание оставлено не будет, то за это никакого наказания верующий не заслуживает. Но если у мусульманина имеются долги, им не возвращены взятые на время вещи, не выплачен закят, то в этих ситуациях составление завещания находится в статусе ваджиб (обязательное действие, отрицание которого не приводит к неверию, но означает погружение человека в серьёзный грех).

Составление завещания в пользу тех родственников, которым не достанется наследство, нуждающимся, учёным, людям, которые погрязли в пучине долговой зависимости, так же имеет статус мустахаб.

Завещание в пользу богатых родственников, посторонним людям оценивается как мубах (действие, которое не запрещается и не разрешается; его эффект определяется изначальным намерением: если оно было совершено с добрыми намерениями, то такое действие находится в статусе халяль; если оно совершается со злостными намерениями, то оно приносит человеку грех).

Направление имущества посредством завещания в пользу испорченных и злых людей, а также составление завещания бедными оцениваются как макрух (греховное действие).

Оставление имущества посредством завещания на греховные дела (например, совершение разбоя, использование имущества в различных махинациях, распространение других религий) оценивается в Шариате как харам.

Правила завещания

В качестве передаваемых материальных ценностей могут выступать следующие категории вещей:

1. Предметы, объём которых определён. Если непонятно, о каком именно имуществе ведётся речь или неясен его размер, объём и т.д., то оставлять его в качестве наследства нельзя.

2. Не допускается передавать по завещанию греховные вещи, типа свиноферму, завод по производству алкоголя и так далее.

3. Имущество отдаётся целиком, а не по частям. Например, если речь идёт о компьютере, то нельзя передать только мышку или монитор, оставив у себя системный блок.

4. Как было отмечено выше, по общему правилу на завещание не закладывается больше одной трети от всего имущества. Но если родственники не имеют ничего против такого распределения, то наследодатель может выйти и за пределы установленной нормы.

5. Имущество, которое предполагается оставить, должно находиться в собственности у составителя завещания.

6. После смерти человека за счёт оставшегося после него имущества сначала погашаются долги, далее выполняются условия завещания. Только после этих действий можно приступать к разделу имущества среди наследников.

7. Оговоренное имущество полностью переходит в собственность лица наследования по завещанию.

8. Если в завещании указано совершение запретных действий, то они не выполняются.

Человек, который оставляет завещание, должен:

  • быть совершеннолетним;
  • не страдать от отсутствия рассудка;
  • иметь право собственности на то имущество, которое он хочет оставить по завещанию.

Получатель имущества по завещанию:

  • должен быть живым;
  • его должны относительно легко найти наследники умершего человека;
  • не должен быть убийцей составителя наследства;
  • должен быть мусульманином;
  • не должен быть прямым наследником составителя завещания. В этом пункте необходимо привести хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Всевышний Творец выделил каждому человеку собственный удел. Предоставляйте людям беспрепятственный доступ к тому, к чему у них есть право. Но наследнику не предоставляется имущество по завещанию» (Ахмад).

Если все вышеупомянутые пункты соблюдены, завещание признаётся верным и его надлежит исполнить.

Когда имущество по завещанию возвращается обратно

Исламские правоведы едины во мнении, что если составитель завещания хочет поменять его содержание, то он может сделать это в любой момент, когда посчитает удобным.

Изменение условий завещания возможно двумя способами:

1. Проговаривание словами того, что условия завещания поменялись или оно вовсе отменяется.

2. Демонстрация действием, то есть предоставление в качестве подарка записанного в завещании имущества третьим лицам либо самостоятельное использование составителем завещания этого имущества.

Отдельные вопросы, касающиеся завещания

– Если лицо, которому передаётся имущество, отказывается от него, то это означает, что завещание в отношении него утратило свою силу.

– Исламские правоведы считают, что передача чего-либо по завещанию в пользу медресе, мечетей, больниц, библиотек является правильным и не противоречащим Шариату.

– Указание в завещании совершения паломничества (хаджа) от имени завещателя предполагает реализацию этого пожелания за счёт материальных благ, которые тот оставил.

– Получатель имущества может отказаться от части завещания.

– Реализация завещания должна проходить в присутствии свидетелей (двух мужчин). Это действие также необходимо утвердить посредством письменного документа.

– Если имущество передаётся родственнику (не прямому наследнику), то требуется заручиться согласием со стороны других родственников.

Источник

Каждому человеку, достигшему совершеннолетия, будь то мужчина или женщина, крайне важно составить завещание. В завещании не обязательно указывать большое количество имущества. В первую очередь завещание, должно содержать не распределение имущества, поскольку это и так расписано в Шариате, а наставление, призыв наследников и остальных родственников к соблюдению норм Ислама.

Также в хадисе повествуется, что тот, кто умер, не оставив завещания, в могиле бывает лишён речи, т. е., ему не позволяют разговаривать, он сам не посещает других покойных и они тоже не посещают его. Так говорится в книге «Хафани».

Многие люди не знают, что именно указать, о чём напомнить своим наследникам, поэтому, чтобы облегчить простым мусульманам это дело, мы составили образец завещания.

Вы можете распечатать эту страницу, записать туда свои данные и хранить его у себя дома.

Я ________________________________________________, находясь в здравом

                                        (Ф.И.О.)

уме и рассудке, свидетельствую, что нет никого и ничего, которому следует поклоняться, кроме Единого Аллаха, и я так же свидетельствую, что Мухаммад сын Абдуллы, родившийся в Мекке и похороненный в Медине, Его раб и Посланник (мир ему и благословение).

В момент моего ухода из этого бренного мира в Вечный мир завещаю Вам:

В первую очередь прошу, чтобы в предсмертный час, когда я буду в состоянии агонии, ко мне, ни в коем случае, не заходили:

1)    Женщины, одетые не по нормам Ислама.

2)    Женщины без полного омовения.

3)    Употребляющие табачные или алкогольные изделия.

Также, если я умру в месяце Рамадан, ни при каких обстоятельствах, кто бы ни желал и не требовал, не подавайте пришедшим людям еды в дневное время, когда мусульмане обязаны поститься.

Прочитайте или попросите прочитать за меня Коран. Пусть его прочтут те, кто умеет правильно читать, по всем правилам махраджа и таджвида.

Постарайтесь совершить «Искат» ещё до погребения моего тела. Прочитайте 70000 (семьдесят тысяч) зикр. Поспрашивайте у моих родственников и знакомых, горожан и сельчан, должен ли был я кому-либо, и, если найдутся такие, возместите им из оставленного мною имущества. Отправьте известие о моей смерти в семь мечетей для исполнения заукопойной молитвы («джаназа-намаза»). Не совершайте ничего, что не одобряется Шариатом: плач и т.д. не оставляйте бороды в знак траура по моей смерти. По согласию и решению исполнителей завещания используйте до третьей части моего состояния так, чтобы для меня было наибольшее вознаграждение. Купите Кораны и книги по исламским наукам и раздайте их в мечети и медресе.

Также я завещаю не увлекаться мирским, чтобы мирское не занимало все ваши помыслы. Всегда храните в сердце Аллаха, и никогда не забывайте о смерти, всегда различайте грань между дозволенным и запретным по шариату и живите так, чтобы Аллах был доволен вами. Вот это моё завещание.

Попросите прощения у всех жителей населенного пункта. Ведите себя благопристойно, крепче придерживайтесь за исламскую веру. Оставшееся после меня имущество разделите между наследниками так, как это указано в Шариате.

Не украшайте могилу, пусть на ней не будет ничего, кроме моих инициалов (Ф.И.О.) и даты рождения и смерти.

Чаще поминайте Всевышнего Аллаха,  всегда обращайтесь к Нему с мольбой. Благословляйте нашего Пророка (мир ему и благословение), держитесь его истинных наследников – тарикатских шейхов. Прибегайте к искреннему покаянию в своих грехах. Настойчиво изучайте основы имана и Ислама и следуйте этим знаниям. Стремитесь к истинным, чистым знаниям, старайтесь, по возможности, всегда учиться и следуйте полученным знаниям.

По возможности, родные и близкие, постарайтесь почаще посещать мою могилу. Совершайте за меня, по мере возможности, пожертвования (садака).

Исполнители моего завещания:

1)    _____________________________________________

2)    _____________________________________________

Свидетели:

1)    _____________________________________________

2)    _____________________________________________

Завещание составлено: ___ «_____________» ______г.   Подпись: ___________

Источник

Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем и Его просим о помощи! Взываем к Нему о том, чтобы Он направил нас на прямой путь, и просим Его о прощении и прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от вреда наших дел. Тот, кого собьет Аллах, того никто не направит, тот, кого поведет Аллах, того никто не собьет. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, нет ему сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник. А затем…

Что такое завещание (Васыйя)

Васыйя – это пожертвование имущества, которое переходит после смерти человека к тем, кому он завещает.

Доказательства дозволенности завещания

Завещание является дозволенным в Шариате, и доказательством этого являются тексты Корана, сунна Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), иджма (единогласное мнение ученных) и поступки праведных сподвижников.

Коран

«Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных», (сура «Аль-Бакара», аят180).

Так же слова Аллаха:

 «Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга» (сура «Ан-Ниса», аят 11).

Так же слова Аллаха:

«О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас» (сура «Аль-Маида», аят 106).

Сунна

Передается от Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество» (Бухари, 2587).

Иджма

Единогласное мнение ученых и поступки сподвижников так же указывают на дозволенность завещания.
Приводит Абду Рразак с достоверным иснадом, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал, что сподвижники писали в своих завещаниях: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного, это то, что завещает такой-то сын такого-то, я свидетельствую, что нет достойного божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей и Мухаммад — его раб и посланник, и то, что Судный День наступит и нет в этом сомнения. И Всевышний Аллах воскресит тех, кто в могилах. Завещаю тем, кого оставляю после себя из своей семьи, чтобы боялись Аллаха и улучшали отношения между вами и подчинялись Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) если вы являетесь верующими». И завещали то, что завещал Ибрахим и Якуб (мир им)своим сыновьям: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами».

Садака при жизни лучше, чем завещание:

Садака, которое человек делает при жизни, является для него более богоугодным делом, за которое он получит больше вознаграждения от Всевышнего, чем, если бы это имущество перешло посредством завещания. Так же это будет делом ,свидетельствующим об искренности человека и указывающим на его иман. Доказательством этого служат Коран и Сунна.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Спешите (совершать) добрые дела» (сура «Аль-Маида», аят 48);
«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть» (сура «Аль-Мунафикун», аят 10).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: — (Как-то раз) один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, какая садака является наилучшей?». Он сказал: «Та, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, когда ты надеешься на богатство и боишься бедности. И не откладывай до тех пор, пока (душа твоя) не подойдёт к горлу, и ты станешь говорить: «Такому-то столько, а такому-то столько». (Бухари 2748).

Правовое решение васыйя

В первые годы предписания Ислама составление завещания было обязательным в пользу родителей и близких родственников. Доказательством этого является аят Корана: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных», (сура «Аль-Бакара, аят 180).
Однако эта обязанность была отменена аятом о наследниках, и хукм завещания стал желательным (сунна), если в нем есть благо, только в 1/3 имущества и только тем, кто не является наследником.
Шейх ибн-Касир в своем тафсире, давая объяснение вышеприведенному аяту, пишет: «Этот благородный аят распространяется на повеление составлять завещание в пользу родителей и родственников, и это было обязанностью, по более достоверному из двух мнений, до ниспослания аята о наследстве. Что же касается аята о наследстве, то он является отменяющим данный аят и доли для наследников стали обязательными по приказу Аллаха. Доли из наследства берут те, кто претендует на них без завещания и для этого не требуется согласия завещателя».
Также передается в хадисе, что Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) процитировав аят «…и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам…» сказал: « и было это таким образом (обязательным), пока не отменил его аят о наследниках», (Абу Дауд 2869).
Передается от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников». (Абу Дауд 2870).

Васыя может иметь и другие правовые решения.

Обязательность

Завещание становится обязательным, когда у человека есть долг перед Всевышним как закат или хадж, либо долг перед людьми, и он опасается, что если не укажет эти долги в завещании, то они окажутся невыплаченными.

Запретность

Запрещается делать завещание на то, что недозволенно Шариатом. Как, например, завещание на покупку спиртного или же на строительство развлекательных центров, которые пагубно влияют на общество. Все эти виды, вместе с тем, что они считаются запретными, также будут считаться недействительными и не подлежат исполнению.

Нежелательность

Нежелательно оставлять завещание тому, у кого мало имущества и у него имеются наследники, которые очень нуждаются в этом имуществе. Также нежелательным будет завещать имущество грешнику, если завещатель предполагает, что тот будет использовать это имущество в греховных целях.

Столпы васыйя:

У васыйя 4 столпа (завещатель, кому завещают, предмет (имущество), который завещают, форма завещания) и каждый из них имеет свои условия, которые мы подробно разберем.

1) Завещатель и его условия

Разум — является важным условием во взаимоотношениях между людьми, особенно когда дело касается добровольных пожертвований. Поэтому, будет недействительным завещание слабоумного, душевно больного или опьяненного (при условии, если его принудили принять опьяняющее).
Совершеннолетие, которое является условием для несения обязанностей религиозного характера и без которого будет недействительно завещание.
Свобода выбора. Поскольку завещание это добровольное пожертвование, то необходимым условием здесь будет согласие завещателя и не будет действительным составление завещания под принуждением.
Свобода от рабства. Завещатель должен быть свободным человеком, т.е. не рабом. Так как раб не является человеком, который может иметь свое имущество.
Исходя из вышеперечисленных условий завещание будет действительным от:
— неверующего;
— от человека, чье имущество арестовали по причине чрезмерной траты на бесполезные или запретные дела.

2) Кому завещают и его условия.

Этот столп делится на две части:
1 — если имущество было завещано определенному человеку или предмету, как например если завещатель скажет «я завещаю Мухаммаду» или «я завещаю для строительства мечети (определенной)», то оно будет действительным при следующих условиях:
а) чтобы тот, кому завещают, был из тех, кто имеет право на имущество на момент смерти завещателя. Таким образом, будет недействительным завещание покойнику или животному. Однако если было завещано на корм или же уход за животным, то такое завещание будет иметь законную силу;
б) отсутствие греховного в завещании. Как, например, завещать Коран для неверующего, или оружие для тех, кто воюет с верующими;
в) определенность. То есть завещание будет считаться недействительным, если завещатель скажет «я завещаю одному из двух детей Ахмада», по причине присутствия в нем неясности;
г) существование на момент завещания. Так, например, если завещатель скажет,«завещаю имущество ребенку, который у вас будет», которого нет в утробе матери на момент завещания, то такое завещание будет недействительным.
2 — если имущество было завещано неопределенному человеку или предмету, то для действительности завещания необходимо только одно условие, чтобы было завещано на благие нужды, как например беднякам, ученым или же на строительство мечетей, больниц и т.д.

3) Предмет (имущество) который завещают и его условия

1 — чтобы Шариат не запрещал пользоваться этим имуществом. Нельзя завещать такие предметы, как например игральные карты, запретные музыкальные инструменты;
2 — чтобы возможно было передать его. Таким образом, если завещатель скажет « Завещаю право на возмездие (наказания)» или же «завещаю преимущественное право покупки такому-то», то завещание будет недействительным.
Примечание: основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если завещатель скажет «завещаю плоды, которые созреют», либо если скажет «завещаю одну из двух одежд»; так же дозволяется завещать нечистоты (наджас), если от него будет польза как, например, охотничья собака или спиртное по причине брожения, из которого можно получить уксус.

4) Форма завещания и ее условия

1 — чтобы форма завещания была ясной либо подразумеваемой. Ясной будет считается форма, если завещатель говорит «я завещаю для Зейда дом». Такое завещание будет приведено в исполнение после смерти завещателя без выяснения того, что он намеревался сделать (подразумевал) когда произносил эти слова. Форма будет считаться неясной в том случае, если завещатель скажет «моя книга — для Зейда», поэтому необходимо узнать что намеревался (подразумевал) под этими словами завещатель, чтобы завещание было исполнено.
2 — согласие того, кому завещают, после смерти завещателя.
Примечание: согласие требуется только в том случае, если было завещано определенному человеку.
Основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если тот, кому завещают, откажется от завещания при жизни и примет его после смерти. Так как отказ или принятия завещания устанавливается после смерти завещателя. Так же если тот, кому завещают, скончается раньше завещателя, то завещание аннулируется. Однако, если тот, кому завещают, скончается после завещателя, но при этом, не успев принять завещания, то такое завещание считается действительным и право на его принятие переходит к его наследникам.

Размер завещания

Завещателю необходимо знать, что завещать более 1/3 от своего имущества является нежелательным действием, и не соответствующим сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Приходит в хадисе от Саада ибн Аби Вакаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: меня навестил Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) во время прощального хаджа, когда я заболел болезнью, доведшей меня до смерти, и я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Скажи мне, что думаешь об этой болезни? Я очень богат, и моим наследником станет только моя единственная дочь, могу ли я отдать в милостыню две трети своего имущества»? Он ответил: «Нет». Я спросил: «а половину?». Он ответил: «нет, отдай треть, но даже этого будет много, оставить своих наследников в достатке лучше, чем оставить их просящими у людей, и ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за каждый ломтик (или кусочек) еды, который ты даешь своей жене».(Муслим 1637)
Однако если завещатель, не соблюдая сунны, завещал более 1/3 своего имущества, то какой хукм этого действия? Отвечая на это, шафииты сказали, что это дело является макрухом (порицаемым), более того, то завещанное имущество, которое превышает 1/3 выдается тем кому завещают, только с дозволения наследников покойного. Если же наследники не согласны, то по единогласному мнению ученых мусульман, завещание не исполняется в той доле, которая превышает 1/3 , так это имущество является правом наследников. Если же у покойного нет наследников, то выдается только 1/3 (без добавки), так как это имущество является правом мусульман.
Так же важно знать, что размер имущества учитывается на день смерти завещателя и после раздачи всех его долгов, а не на день, в котором он составлял завещание.

Отмена завещания

Отменить завещание завещатель может словами, которые указывают на это, как например: «я отказываюсь от своего завещания» или «я расторгаю свое завещание» и т.д.

Так же будет считаться отменой завещания трата завещанного имущества или продажа его или же благотворительные пожертвования из этого имущества.

Али Каримов [islamcivil.ru]

Источник