Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения
Пословицы о книге и чтении помогают понять как важно читать и получать новые знания из книг.
Пословицы о книге
Пословицы о книге рассказывают о бережном отношении к книгам.
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС ОТЗЫВОВ!
Скачайте любую нашу мини-книгу БЕСПЛАТНО, напишите отзыв и выиграйте призы!
Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-otzyvov-izuchaem-vmeste-s-rebenkom/
Смотрите также:
Детские загадки с ответами
Стихи Пушкина для детей и взрослых
Стихи Б. Заходера для детей
А какие вы еще знаете пословицы о книге?
Источник
Урок 13 (с. 20 – 21)
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Слово учителя | А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку | рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | на слова учителя | Наблюдение учителя |
II. Постановка учебной задачи. Работа с пословицей «Азбука | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Какой учебник лежит у вас перед глазами? – Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл? – Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? | – Азбука. Слушают пословицу, выполняют задание учителя. – С буквой А | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы |
ПОВТОРЕНИЕ | Повторяют пройденный материал | Дают полные ответы | Фронтальный. Устные ответы | ||
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя | Показывает картинку с изображением астры. – Что изображено на картинке? – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? – Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? – Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А. Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.) Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А. – На что похожа буква А? – Найдите букву А на «ленте букв» | – Астра. – [a]. Произносят звук [a] – Гласный. – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград,звук [a] поем. Высказывают свои пред-положения. Находят букву А на «ленте букв» | Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] | Фронтальный. Правильное проведение слого-звукового анализа слов; устные ответы |
2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек | Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы А | – Из счетных палочек выложите букву А | Выкладывают из счетных палочек букву А | Моделируют букву | Индивидуальный. Моделирование буквы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем как зайки. Стоп! Немного отдохнём… Дальше мы пешком пойдём | Выполняют движения | Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Работа с картинкой «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картинкой, рассказ | – Рассмотрите картинку. Кто – Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? – Какую букву изучают звери? – Составьте предложение по схеме. – Составьте рассказ «Лесная школа» | – Звери в лесной школе. – Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. – Звери изучают букву А. (Звери учат азбуку.) Составляют рассказ | Отвечают на вопросы по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ по этой картинке | Фронтальный. Устные ответы, рассказ по сюжетной картинке |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Гласный звук [а], буквы А, а | Фронтальная. Словесный. Беседа | Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? – Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А? – Звук [а] гласный или согласный? Почему? – Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова. – Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва. – Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука | Слушают стихотворение. Называют слова, начинающиеся на букву А – Гласный. Его можно петь Называют слова. | Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах | Фронтальный. Устные ответы. Называют слова, в которых звук [а] есть в начале, |
2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание | Индивидуальный. Практический. Чтение стихотворения | – Прочитайте стихотворение | Дифференцированное задание выполняют читающие ученики | Вырабатываются навыки чтения | Индивидуальный. Правильное чтение стихотворения |
3. Работа с пословицами (учебник, с. 20) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Найдите буквы А в пословице. Сколько их? – Почему так говорят? Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение | Находят буквы, считают их – 4. Высказывают свое мнение | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминутка для глаз | Коллективная. Практический | Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
Развитие речи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Расскажите , что изображено на картинке | Составляют предложения по картинке | Вырабатывается связная речь | Устные ответы |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились? – Какой звук она обозначает? – Понравился ли вам урок? – Какими красками вы бы его раскрасили? – До встречи в стране Букв! | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |
Источник
Грамоте знает, говорит: где писано,
там черно.
Грамоте может, а прочесть не умеет.
Грамоте не знает, а цифирь твердит.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Грамоте учиться всегда (вперед)
пригодится.
Грамотею и книги в руки.
За аз да за буки, так и указку в руки.
Земля бела, семена черны: пятеро
пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).
И неграмотен, да памятен.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
Идет ни мужик, ни баба, несет ни
пирог, ни сгибень (письмо).
Како он – кон, буки ерык – бык,
глаголь аз – глаз.
Коли грамота дастся, так на ней далеко
уедешь.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а
грамота – чтобы знания черпать.
Лучше печатного не скажешь.
На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о
малограмотном попе).
Напишешь пером, не стешешь (не
вырубишь) топором.
Напишешь пером, что не вывезешь волом.
Не красна книга письмом, красна умом.
Не на пользу читать, коли только
вершки хватать.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а
тот, кто слушает да разумеет
Неграмотный, что слепой.
Немного читай, да много (да побольше)
разумей!
Ни небо, ни земля, видением бела; трое
по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага,
пальцы, перо, глаза, ум).
Ныне много грамотных, да мало сытых.
Перо скрипит, бумага молчит.
Перо смелее (ходчее) языка. Язык
коснеет, а перо не робеет.
Перо сохи легче. Грамотей – не пахарь
Письмо – словно куры набродили.
По грамоте осекся, цифирь не далась.
По складам, так не грамотей.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Поле бело, семя черно, кто его сеет,
тот разумеет (письмо).
Пророк Наум наставит на ум (с этого
дня посылают детей в школу).
Родился от плоти, а крови нет; грамоты
не знаю, а век пишу (то же).
С грамотой вскачь, без грамоты хоть
плачь.
Семя плоско, поле гладко, кто умеет,
тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).
Сперва аз да буки, а там и науки.
Супротив печатного (газетного) не
соврешь.
У Николы две школы: азбуки учат да
кануны твердят.
Уела попа грамотка.
Уложенье читает, а дела не знает.
Фита да ижица – к ленивому плеть
ближится.
Читай, не вертись, а что написано, не
сердись.
Пословицы и поговорки о книгах
Без книги, как без солнца, и днем
темны оконца
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Библиотеку не посещаешь – много знаний
потеряешь
Будешь книги читать – будешь все
знать.
В книге ищи не буквы, а мысли
В книгу вошли не все слова, в словах
сказаны не все мысли.
В наследство сыну оставь лучше одну
книгу, чем миллионы монет.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Всю жизнь живи, всю жизнь читай, всю
жизнь учись.
Выбирай книгу так, как выбираешь
друга.
Глядит в книгу – видит фигу
Глядит в книгу и видит фигу.
Говорит как книга.
Грамотею и книга в руки.
Две самые полезные книги для девушки –
кухонная книга матери и чековая книжка отца.
Держи в порядке книжки и тетрадки!
Дом без книги – день без солнца.
Ему и книги в руки.
Если книг читать не будешь, скоро
грамоту забудешь
Золото добывают из земли, а знания –
из книги.
И по заглавию можно судить о книге.
Из глубины моря достают жемчуг, из
глубины книг черпают знания
Известно, что любовь к книгам – любовь
к мудрости
Иная книга ума прибавит, иная и
последний отшибет.
Иной глазами по книжке водит, а разум
у него стороной ходит
Испокон века книга растит человека.
Книга – в ней два листа, а середка
пуста.
Книга – друг
человека.
Книга – зеркало жизни.
Книга – ключ к знанию
Книга – книгой, а мозгами двигай.
Книга – книгой, а своим умом двигай.
Книга – лучший подарок
Книга – маленькое окошко, через него
весь мир видно
Книга – маленькое окошко, через него
весь мир видно.
Книга – мост в мир знаний, и в мир
грез.
Книга – твой друг, без нее как без рук
Книга – это маленькое окно в большой
мир.
Книга без ума – пуста
Книга в два листа, а середка пуста
Книга в деревне – что окно в избе.
Книга в суме – в пути тягость, книга в
уме – в пути облегчение.
Книга в счастье украшает, а в
несчастье утешает
Книга для ума – что теплый дождь для
всходов.
Книга для ума – что теплый дождь для
всходов.
Книга книге рознь: одна учит, другая
мучит.
Книга книгой, да и своим умом двигай
Книга книгой, но и своим умом
раскидывай.
Книга мала, а ума придала
Книга мала, да ума придала.
Книга не мед, а всякий берет
Книга не пряник, а к себе манит.
Книга не самолет, а за тридевять
земель унесет
Книга подобна воде – дорогу пробьет
везде.
Книга подобна воде: дорогу пробьет
везде
Книга поможет в труде, выручит в беде
Книга поможет в труде, выручит и в
беде.
Книга учит жить, книгой надо дорожить
Книга, а в ней кукиш да фига.
Книгами не лодыгами играть.
Книга-то книга – слово-то слово!
Книги книгой, да и своим умом двигай.
Книги не говорят, а правду сказывают
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги не любят, когда их чтут, а
любят, когда их читают.
Книги продал, да карты купил.
Книги читай, а дела не забывай
Книги читай, да дела не забывай.
Книги читать – зла не плутать.
Книги читать – не в ладушки играть
Книги читать – не дурака валять, а ум
и сердце развивать.
Книги читать – скуки не знать
Книги читать – скуки не знать.
Книги читать не семечки щелкать.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь
Книгу читай, а умом смекай.
Книжные страницы похожи на ресницы –
глаза открывают.
Коли грамота дастся, так на ней далеко
уедешь.
Комната без книг подобна телу без
души.
Кому книга – развлечение, а кому –
учение
Кто знает аз да буки, тому и книги в
руки.
Кто знает аз да буки, тому и счастье в
руки.
Кто знает Аз до Буки, тому и книги в
руки.
Кто много читает, тот много знает
Кто много читает, тот много и знает.
Кто работает без книг, решетом воду
черпает.
Ленивому Микишке все не до книжки.
Лучше печатного не скажешь.
Много прочел, да мало учел.
Монастырь без книг – замок без оружия.
Написано пером – не вырубишь топором.
Напрасный труд – удить без крючка и
учиться без книги.
Наука книги еще не полна без науки
жизни.
Не все читай, иное и откладывай
Не всякий, кто читает, в чтении силу
знает.
Не красна книга письмом, а красна умом
Не на пользу книги читать, когда
только вершки с них хватать.
Не на пользу книги читать, коли одни
вершки хватать.
Не на пользу книги читать, коли только
вершки в них хватать
Не смотри, кто написал, смотри, что
написано
Неграмотный – как слепой, а книга
глаза открывает.
Недочитанная книга – не пройденный до
конца путь
Нет умного соседа – с книгой беседуй.
Нужно уметь читать между строк
Один вид книги устраняет печаль
сердца.
Одна книга обогащает, а другая – с
пути совращает
Одна книга тысячу людей учит.
Одна книга тьму людей учит.
Перо не велико, а большие книги пишет.
Пословицы кратки, а ума в них целые
книги.
Прочел книгу – встретился с другом.
Прочитать от доски до доски.
С книгой жить – век не тужить.
С книгой поведешься – ума наберешься.
С книгою жить – век не тужить.
Сказанное слово – было да нет, а
написанное живет век
Смотрю в книгу, вижу фигу.
Солнце взойдет – оживает природа,
книгу прочтешь – просветляется ум.
Суть миллионов книг – в одном стихе:
заслуга – в добре ближнему, грех – в зле ближнему
Три дня не будешь читать книг – твоя
речь потеряет прелесть.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Умнее книги не скажешь.
Хлеб питает тело, а книга питает разум
Хорошая книга – искренний друг: когда
она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь, она тебя не
обманывает.
Хорошая книга – лучший друг.
Хорошая книга – наивернейший друг
человека.
Хорошая книга ярче звездочки светит
Хорошие книги читай – о жизни побольше
узнай
Хорошую книгу читать не в тягость, а в
радость.
Худая грамота, человеку пагубна
Черные буквы красные дни приносят
Читай сначала, а не с конца.
Читай, да дела не забывай.
Читай, книгочей, не жалей очей
Чтение – лучшее учение!
Пословицы и поговорки о чтении
Азбука наука, а ребятам бука (мука).
Азбуку учат, во всю избу кричат.
Без складу по складам, без толку по
толкам.
Врет, как газета.
Где чихнуть пришлось – запятая; где
икнулось – двоеточие, а где табаку понюхать – точка.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Грамоте не знает, а цифирь твердит.
Ер да еры – упали с горы, ерь да ять –
некому поднять.
За аз да за буки, так и указку в руки.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
Идет грамота неписана, дана читать
незрячему (Ною).
Кто много читает, тот много знает.
Кто много читает, тот много и знает.
Кто по толкам, а кто по складам.
Лучше печатного не скажешь.
Много прочел, да мало учел
Много читает, а дела не знает.
Молодому учиться рано, старому поздно.
Не на пользу читать, коли только
вершки хватать.
Не учили поперек лавочки, а во всю
вытянулся – не научишь.
Немного читай, да много разумей!
Ныне много грамотных, да мало сытых.
Перо сохи легче.
Писано на решете, с подкладкой
полотенца (неразборчиво).
По грамоте осекся, цифирь не далась.
По складам, так не грамотей.
Почитал бы и я, да запятые мешают.
При нас читано, да не при нас писано.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Спустя время учиться, что по ушлому
гонять.
Супротив печатного (газетного) не
соврешь.
Уложенье читает, а дела не знает.
Учился читать да писать, а выучился
петь да плясать.
Фита да ижица – к ленивому плеть
ближится.
Читает, как
пономарь (как псалтырь).
Читай не с конца, а с начала.
Читай не так, как пономарь, а с
чувством, с толком, с расстановкой.
Читай, книгочей, не жалей очей.
Читай, не вертись, а что написано, не
сердись.
Читай, Фома, набирай ума.
Читать между строк (т. е. по
догадкам).
Читать не размышляя, что есть не
пережевывая.
Читать по верхам или по толкам.
Читать по складам. Читать по верхам
или по толкам.
Читать– читай. да не зачитывайся.
Чтенье – лучшее ученье.
Эко диво: поглядишь – чистехонько;
погладишь – гладехонько, а станешь читать – везде задевается (сказал
дьячок).
Я, брат, писать умею, а читать не
умею.
Источник