Поза йоги на одной ноге польза
Если присмотреться к походке, посадке за столом, и поведению почти любого человека, оказывается, что поза далеко не ровна, симметрична, не устойчива, и человек то и дело (да почти всегда) компенсирует дисбалансы позы мелкими движениями или странным положением конечностей, либо сутулится и т.п. Мелкие движения — такие, как покачивание ногой или непроизвольные движения рук — понемножку расходуют энергию. А дисбалансы позы нарушают свободное течение праны в организме, что создает серьезные, хронические, проблемы со здоровьем. Не говоря уже о том, что и то, и другое заметно снижает привлекательность человека, да и снижает его собственный жизненный тонус и качество жизни. Если исключить узкий круг лиц, страдающих заболеваниями мозжечка, все остальные могут получить большую пользу от балансовых поз! Регулярная их практика дает грацию движений, уверенную осанку, уверенность в себе, прирост личной силы.
Кроме того — если мы говорим об углубленной практике йоги — балансовые позы опосредованно воздействуют на Аджна-чакру, центр интеллекта и интуиции, который еще называют Гуру-чакрой, т.е. Учителем. (Об этом — во второй части материала). Несомненно, балансы принесут большую пользу и начинающим, и продолжающим.
Балансовые позы требуют для правильного выполнения в большей степени даже не физической гибкости или силы, и не просто сноровки, а значительной концентрации внимания — т.е. способности к сосредоточению. Удивительно, но факт — даже опытный, «продвинутый» адепт йоги, человек, способный выполнять сложнейшие акробатические позы (на очень короткое время), нередко обладает лишь рудиментарными способностями к концентрации. Это проявляется в двух моментах: невозможность удержать балансовую позу сравнительно долгое (от 2 минут) время, и второе — неспособность «успокоиться» в позе, прекратить мелкие движение и колебания. Если вы подметили в своей практике такие слабые стороны — это явно указывает на необходимость уделять больше времени балансам, причем подойти к этому серьезно, системно (об этом мы как раз и говорим сегодня). В этом и сложность, и польза балансовых поз — они требуют концентрации, и тренируют ее. Без какого-то бы то ни было, хотя бы частичного, успокоения ума (а это цель йоги) просто невозможно удерживать балансовые позы значительное время! Вот такое «два в одном».
Удерживая балансовую позу в течение не менее 2 минут, человек тренирует определенные группы мышц (зависит от конкретной позы) расслабляться. Это требует время, поэтому польза «начинается» чаще всего с 3й минуты, это уже «наше время». Поэтому стоит выполнять как можно дольше, без спешки, медитативно, такие позы, как:
- Тадасана («Поза пальмового дерева»),
- Эка Пада Пранамасана («Приветствие на одной ноге»),
- Наман Пранамасана («Поза поклонения»),
- Натараджасана («Поза короля танцев»),
- Натаварасана («Поза Господа Кришны»),
- Гарудасана («Поза короля птиц»),
- Тандавасана («Поза Господа Шивы»),
- Эка Падасана («Поза аиста»),
- Уттхита Хаста Падангуштхасана («Поза захвата пальца одной ноги стоя»),
- Падаангуштхасана («Поза стойки на большом пальце ноги»),
- Мерудандасана («Поза горы Меру» или «Поза позвоночного столба»)),
- Хамсасана («Поза лебедя» «Поза реализованного»),
- Сантоланасана («Поза баланса» — верхняя планка),
- Васиштхасана («Поза мудреца Васиштхи») и др.
В классической Хатха-йоге вообще нет поз, которые надо или можно принимать на 1-2 секунды, но тем более долгое удержание стоит соблюдать в случае балансовых поз. Иначе никакой пользы не видать.
Как же достичь уверенности, устойчивости, в практике этих поз? Ведь будем честны сами с собой — многие из них действительно непросто удержать (та же Падаангуштасана с первого раза получается далеко не у всех!). А тут еще рекомендация удерживать каждую из этих поз по 3 минуты, минимум…
Чтобы преодолеть пропасть между желаемым и действительным буквально одним прыжком, как легендарный Хануман перелетел океан, надо взять на вооружение ряд советов, которыми йоги пользовались на протяжение тысячелетий, с явным успехом:
- Входить и выходить в балансы надо медленно, а удерживать их неподвижно, замерев «словно дерево». Вход в баланс прыжком, удержание полсекунды, выход прыжком — нонсенс.
- В балансовых асанах дыхание должно быть ровным. Ровное дыхание успокаивает ум, а без этого условия балансы просто не даются. Дыхание напрямую связано с работой ума. Успокоили дыхание — успокоили ум, и наоборот. Дыхание и ум спокойны — какие препятствия тогда к удержанию баланса? Иногда только сила рук и ног — но это нарабатывается, это приходит, и довольно легко.
- Войдя в конечное положение позы (а с опытом — и до, и после этого), надо удерживать Дришти — концентрацию на выбранной точке. Концентрация обычно бывает мысленной, ментальной — но может подкрепляться и взглядом глаз (насколько это возможно) в нужную точку. Это секрет устойчивости. А также точка, которой асаны «приклеены» к медитации, точка утончения через асану.
- Не все балансы даются вот так легко, «с налету». Подготовьте, натренируйте себя! Как? Практикуйте Дришти (концентрацию взгляда и мысли) на точке, расположенной в межбровье (Трикути), либо на пупе (или Манипура-чакре), или на выбранной «опорной» точке в комнате, которая может быть на полу или на противоположной стене. Можно «качать» Дришти, концентрируясь на янтре (мандале), пламени свечи, или даже просто на черной точке на белом листе — по сути, это не принципиально для этого вектора практики. Такую йоговскую концентрацию можно тренировать, делая при этом балансовые асаны, делая любые другие асаны или пранаямы, или отдельно — как самостоятельную технику (вначале лучше пару месяцев — отдельно, чтобы не запутаться в «каше» из практик!). Заниматься можно от 5-10 минут в день; многочасовых сессий Дришти для проработки балансов, конечно, не требуется!
Личный опыт:
Практиковать балансовые асаны или концентрацию отдельно — лучше всего практикуя при этом ровное, Полное йоговское дыхание — т.е. поначалу концентрация будет волнообразной, переменной, и на «пике» концентрации вы будете автоматически делать задержку дыхания, поначалу этому не стоит покатать).
Поначалу очень помогает заниматься в чрезвычайно тихом пространстве, в полном одиночестве. Встаньте пораньше, и сделайте пару балансовых асан — вот увидите, какие поразительнее результаты можно получить в волшебные предрассветные и рассветные ранние часы! Довольно логично, что практика в окружении кучи людей, работающего телевизора и то и дело сигналящего рабочего телефона даст заметно меньшие плоды.
Все балансовые асаны проще выполнять на какую-то одну сторону (у правшей и левшей и разных людей бывает по-разному). Это нормально. Старайтесь побольше практиковать на вашу «слабую» («сложную») сторону, чтобы достичь гармонии. Не ждите быстрых результатов в этом направлении — они придут через месяцы или годы, а не дни. Работая над левой или правой стороной тела, не упускайте из вида концентрацию внимания. Опытные йоги заметят, что такие целенаправленные действия по «выравниванию» быстро включают Сушумну — Центральный канал, что является одной из целей практик Хатха-йоги — это проявится в том, что обе ноздри начнут дышать одинаково. После такой замечательной практики сразу садитесь делать пранаямы и медитацию.
Если делаете балансы долго, и ум начинает отвлекаться — практикуйте мантру. Лучше, если она будет простой, и синхронизированной с вдохом-выдохом (например, «Ом-Шанти», или «Со-Хам»).
Если кажется, что достигли «потолка» в наработке устойчивости в балансах, устройте себе «интенсив». В выходной день упорно потренируйте какую-нибудь ОДНУ балансовую асану — буквально «до упаду». Только обязательно ровно дышите, и делайте Дришти. Вокруг не должно быть людей и включённой электроники. Балансы, практикуемые в таком формате, могут дать настоящий взрыв, прорыв в новое измерение практики — балансов и йоги вообще. Просто создайте себе благоприятные, комфортные условия — и «сделайте это». Удержание несложного баланса по 30 минут на каждую сторону — возможно. Долгое удержание балансовых поз недаром издревле известно как один из самых эффктивных «Тапасов» (аскез, приводящих к быстрому духовному росту): ведь умеренный уровень физической нагрузки, работы с дыханием и работы с концентрацией делают такое занятие фактически идеальной практикой.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
Источник
Потом Каркати влезла на одну из заснеженных вершин и начала свою епитимью, стоя на одной ноге. Она была неподвижна, как мраморная статуя, и даже не замечала проходящих дней и месяцев. Так она стояла тысячу лет. Через тысячу лет перед ней возник создатель Брахма.
Йога Васиштха
Тысячу лет стоял он на одной ноге и, не мигая, глядел на солнце, и тогда Брахма явился своему адепту.
Легенда о мудреце Вишвамитре
Очень странное ощущение. Особенно странным было то, что я узнавал это состояние, как будто когда-то давно я уже сидел вот так под деревом и чувствовал его корнями прохладную влажную землю, а его уходящими ввысь ветвями — тепло солнца. Я мог проследовать своим сознанием на огромную глубину сквозь толщину почвы, глины, камней. Мои корни (мои!?) змеились в трещины гранита; казалось, что ещё глубже, и я почувствую жар магмы или адского пламени. Стоя здесь на поверхности, я понимал своё единство, соединение, родство со всей землёй, вернее, с Землёй, с планетой, со всеми подземными мирами. Мои корни медленно вбирали в себя тяжёлую влажную энергию земли. Тягучие потоки земного сока текли по моим корням, как ручьи, сливаясь в большие реки. Тонкие корни соединялись с извилистыми и узловатыми толстыми корнями, объединяясь в единый могучий ствол. Кожей спины я ощущал гладкую, тёплую кору дерева и одновременно чувствовал, как по моему позвоночнику поднимается мощный поток Земной энергии. Огромное исполинское Дерево поднималось над землёй спокойно и властно. На высоте кучевых облаков Дерево начинало ветвиться большими сильными сучьями. Сквозь крону Дерева просвечивалось далёкое небо. Когда я внутренним взором выглядывал из ветвей Дерева, то у меня, стоящего внизу обычного человека, замирало сердце. Высота пьянила, восторг искрился на кончиках широких глянцевых листьев, но я оставался спокойным, просто наблюдая и любуясь радугой эмоций. Верхние ветви Дерева, казалось, выходили за стратосферу, мешая кружиться Луне; наверное, они поднимались к самому раю и ещё выше — к центру Неба. Мои листья с благодарностью впитывали в себя лёгкую, тёплую энергию солнца. Моё сознание наполнялось спокойным ощущением Вечности, когда я чувствовал связь моих листьев на самых высоких ветвях с глубокими корнями — связь Неба и Земли. Я стоял в Позе дерева и наслаждался ощущением единения с мирозданием. Я стоял в Позе дерева. Я стоял… Я… В. Левашов
В древних писаниях и трактатах йогической литературы часто встречается описание особого магического стояния на одной ноге. В текстах таких трудов, как «Йога-Васиштха», «Рамаяна», «Бхагавад-гита», а также в различных старинных легендах описывается, как какой-либо аскет становился на одну ногу, долго находился в этом положении, претерпевая голод и усталость, и в результате своей аскезы накапливал тапас. Благодаря этой практике к нему нисходили боги и исполняли его желания. В «Махабхарате» описывается, как царственный мудрец Бхагиратха простоял тысячу лет на одной ноге и вынудил богов внять его просьбе, чтобы небесная река Ганга предотвратила засуху. А на юге Индии, в городе Каньякумари, до сих пор показывают туристам след от ноги богини Парашакти, которая, как гласит предание, простояла на одной ноге тысячу лет и тем самым спасла город от страшного демона Банасура.
Если отбросить рассуждения о мистике, то балансовые асаны (Врикшасана, Гарудасана, Вирабхадрасана 3, Натараджасана и т. д.) и в самом деле требуют к себе очень пристального внимания.
Вообще, в практической части хатха-йоги существует несколько типов асан, которые по-разному действуют на наше тело и психику. Есть асаны, развивающие гибкость, силовые асаны, а есть особая группа асан, которая развивает чувство баланса и координацию. В чём же заключается особая польза этих упражнений? Почему, занимаясь йогой, важно уделять этим асанам большое внимание?
На мой взгляд, балансовые асаны необходимо практиковать каждому, кто занимается хатха-йогой. Я думаю, что вся суть практики йоги и сконцентрирована именно в них. Ведь что мы преследуем, занимаясь йогой на коврике? Мы стремимся успокоить ум, расслабить тело, устранить мышечные блоки, взять под контроль дыхание — это одни из наиболее важных задач. А для этого йогину требуется научиться: концентрироваться на самых тонких ощущениях в теле, чувствовать каждую мышцу, не отвлекаясь на посторонние сенсорные шумы, быть сознанием в теле. И вот как раз для этих целей подходят упражнения на баланс и равновесие.
Разберём наши действия при выполнении какой-нибудь балансовой асаны. Например, давайте рассмотрим, как делать Позу дерева. Эта простая на первый взгляд асана является одной из самых сложных в исполнении, и при этом одной из самых эффективных. Йогин, находясь во Врикшасане (Позе дерева), должен уметь держать несколько точек внимания одновременно, при этом концентрация внимания должна быть очень высокой, а ум — спокойным.
Поза дерева в йоге: как делать
Начнём с положения тела. Тело практикующего должно быть вытянуто вертикально, как в Тадасане; все мышцы правой и левой, задней и передней поверхностей тела должны быть уравновешены и максимально расслаблены. Поясничный и шейный прогибы позвоночника — максимально выпрямлены. Для того чтобы убрать поясничный прогиб, необходимо слегка подвернуть таз вперёд. А для того чтобы уменьшить прогиб шейного отдела позвоночника, следует включить лёгкую, без напряжения шейных мышц, Джаландхару Бандху, накрыть подбородком горло и вытянуть заднюю поверхность шеи. Пусть ваш позвоночник будет выстроен в вытянутую линию. У вас должно появиться ощущение, что каждый позвонок находится ровно над нижним. Представьте, что ваш позвоночник — это стержень, соединяющий центр Земли и Неба. Ваша опорная нога выпрямлена, но не «выключена» в коленном суставе. Мышцы плечевого пояса, и особенно трапециевидные мышцы, должны быть расслаблены. Мышцы живота также расслаблены, дыхание свободное, в основном брюшное. Напряжение из груди необходимо «убрать в живот».
Ладони ваших рук свободно и без напряжения сложены в намасте перед грудью. Расслабьте свою диафрагму и опустите её вниз, позвольте внутренним органам быть под небольшим давлением, созданным брюшным дыханием. Мышцы тазового дна слегка в тонусе (создайте лёгкую Мула Бандху). Ваша чувствительность должна быть переведена на самый тонкий уровень. Почувствуйте стопу опорной ноги, раскрытые пальцы, сердце стопы. Почувствуйте силу, с которой ваше тело давит на опору. Стопа другой ноги без напряжения упирается во внутреннюю часть бедра опорной ноги. Внутренним взором проследите связь между вашим центром тяжести и землёй. Соберите себя в свой центр тяжести, «опустошите» плечевой пояс, руки и голову. Дышите медленно. Пусть ваш выдох будет длиннее вдоха. Обратите внимание, как ваша пранаяма влияет на эмоциональный фон, как с увеличением длины дыхания ваши мысли успокаиваются, колебания прекращаются, ваша поза становится всё более устойчивой. И если в начале выполнения упражнения вы «держались глазами за пол», то теперь вы можете закрыть глаза и продолжать сохранять равновесие. Если у вас это получается, значит, ваша концентрация становится непрерывной; значит, вы подходите к верхним ступеням аштанга-йоги — Дхьяне и Дхаране.
Поза дерева, как и все балансовые асаны, по праву может называться асаной, дарующей мудрость и долголетие. Польза от выполнения Позы дерева в йоге для всего тела человека, его психики и энергетики неоспорима. В этих упражнениях тренируется мозжечок, часть нервной системы, которая отвечает не только за чувство равновесия, но и за координацию, мышечный тонус и осанку. Тренируя равновесие, вы сможете повысить скорость своей реакции, способность к запоминанию сложных координационных движений, сможете лучше танцевать и изучать боевые искусства. Повысится умение быстро и надолго концентрироваться на объекте или процессе. У вас улучшится память и внимание.
Поза дерева в йоге: польза
На физическом плане практика Позы дерева и подобных ей асан даёт множество положительных эффектов:
- Вы приведёте в норму свою вегетососудистую систему.
- Стабилизируете давление.
- Находясь в асане с закрытыми глазами, вы сможете задействовать те участки мозга, которые в повседневной жизни малоактивны, и при этом будет восстанавливаться гормональный баланс.
- Улучшите баланс и стабильность процессов во внутренних органах.
- Кроме того, акцентируя своё внимание на ступне опорной ноги, вы задействуете акупунктурные точки на стопе, тем самым активизируя энергетические каналы своего тела.
- Йогатерапевты, адепты восточной медицины и современные спортивные медики рекомендуют применять балансовые асаны при лечении многих болезней. Это заболевания, связанные с давлением, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы (особенно если проблемы вызваны нарушениями работы гипофиза и гипоталамуса), остеохондроз, радикулит, подагра, заболевания с признаками атрофии мозжечка, болезнь Меньера (которая проявляется приступами головокружения, шумом в одном ухе, потерей слуха и нарушением равновесия).
- Балансовые упражнения рекомендуют для укрепления иммунитета и эмоционального равновесия.
- Очень велика польза балансовых упражнений при подготовке к спортивным соревнованиям.
- Подходит при реабилитации после травм.
На психологическом уровне польза от Позы дерева и других балансовых асан тоже значительна:
- Они усиливают чувство уверенности в себе, тренируют нейрофизиологический механизм проприоцепции. Проприоцепция — это способность ощущать положение и движение конечностей и корпуса, не используя зрение, способность ощущать усилия, места приложения силы и силу тяжести, а также равновесие. Благодаря проприоцептивным тренировкам уходит страх падения, появляется чувство внутренней уверенности.
- Практикующий эти упражнения буквально начинает крепче стоять на ногах.
- Практика Позы дерева и других балансовых асан в йоге — это способ погрузиться в состояние умиротворения, спокойствия и неспешности; способ открыть новые грани внутреннего и окружающего мира.
Практика Позы дерева приносит пользу даже на уровне поведения, на кармическом уровне: выполняя эти асаны, вы учитесь быть стойкими к ударам судьбы, становитесь подобны стройному дереву с сильным, гибким стволом и мощными корнями, способному устоять в любой буре.
Поза дерева: противопоказания
У Позы дерева практически нет противопоказаний. Её нужно осторожно выполнять, либо заменить Тадасаной или другой более простой асаной тем, у кого:
- серьёзные травмы ног,
- боли в суставах,
- повышенное давление.
Согласно древним трактатам, эти «стояния на одной ноге» не простые позы — в них заключён большой смысл. Находясь в этих асанах, стоя на одной ноге, можно не только изменить своё тело и дух, но и, как написано в старинных трактатах, даже изменить реальность.
Так что если вы хотите добиться успеха в практике йоги, в совершенствовании своего тела и своей души, если хотите прожить жизнь гармонично и долго, и при этом ярко осознавая себя, то практикуйте балансы, тренируйтесь в освоении Позы дерева и других балансовых асан.
Источник