Правление большинства в интересах общей пользы это

Правление большинства в интересах общей пользы это thumbnail

Mon, Jan. 30th, 2012, 10:38 am
Классификация Аристотеля и классовый подход

Аристотель в своей классификации форм государства в “Политике” отличал правильные формы государства от неправильных следующим образом :

Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей.

“Общая польза” здесь, как нетрудно понять – это полный аналог и даже, в сущности, то же самое, что res publica. Учрежденное с целью прекращения войны всех против всех и (или) для достижения общего блага, государство по самой своей природе есть “общее дело”, res publica. И поэтому, какой бы ни была в нем форма правления – монархия, аристократия или демократия – государство является достоянием всех и служит общим интересам. В случае же, если те, кто наделен властью, начинают использовать власть в своих интересах, а не для общего блага, суть государства немедленно искажается и принимает неправильные формы: монархия вырождается в тиранию, аристократия – в олигархию, а демократия – в охлократию. При этом, естественно, такое государство уже перестает быть результатом “общения свободных людей”, и в нем начинает доминировать “начало господства” – то есть суверенитет res publica подменятся своей противоположностью – суверенитетом насилия.

Но не лишним будет напомнить и классическое определение форм государства, данное Аристотелем:

Государственное устройство означает то же, что и порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны к общей пользе. 

Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития

И такое разграничение оказывается логически правильным: один человек или немногие могут выделяться своей добродетелью, но преуспеть во всякой добродетели для большинства – дело уже трудное, хотя легче всего – в военной доблести, так как последняя встречается именно в народной массе. Вот почему в такой политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет.

Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти – тиранния, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тиранния – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет.

Нетрудно заметить, что в этой аристотелевской классификации есть нарушение определенной логики: правильные формы здесь классифицированы по тому, правит ли один, немногие или все (и при этом под аристократией понимается вовсе не знать или земельная аристократия, а “лучшие”), а в неправильных формах явным образом присутствует момент имущественной состоятельности, и поэтому олигархия оказывается правлением богатых в своих интересах, а демократия – правлением в своих интересах бедных. Поэтому классификацию Аристотеля сегодня приводят как бы к более понятной и более логически завершенной форме, и, назвав аристотелевскую политию – демократией, демократию – охлократией, а под олигархией понимая любую “власть немногих”, правящих не для общей пользы, а в своих интересах, получают следующую классификацию: монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – охлократия. Но Аристотель проводит такую свою классификацию вовсе не случайно, и дает по этому поводу следующее разъяснение:

Тиранния, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения; олигархия – тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих.

И вот возникает первое затруднение при разграничении их: если бы верховную власть в государстве имело большинство и это были бы состоятельные люди (а ведь демократия бывает именно тогда, когда верховная власть сосредоточена в руках большинства), с другой стороны, точно так же, если бы где-нибудь оказалось, что неимущие, хотя бы они и представляли собой меньшинство в сравнении с состоятельными, все-таки захватили в свои руки верховную власть в управлении (а, по нашему утверждению, олигархия там, где верховная власть сосредоточена в руках небольшого количества людей), то показалось бы, что предложенное разграничение видов государственного устройства сделано неладно.

Но допустим, что кто-нибудь, соединив признаки: имущественное благосостояние и меньшинство и, наоборот, недостаток имущества и большинство и, основываясь на таких признаках, стал бы давать наименования видам государственных устройств: олигархия – такой вид государственного устройства, при котором должности занимают люди состоятельные, по количеству своему немногочисленные; демократия – тот вид, при котором должности в руках неимущих, по количеству своему многочисленных. Получается другое затруднение: как мы обозначим только что указанные виды государственного устройства – тот, при котором верховная власть сосредоточена в руках состоятельного большинства, и тот, при котором она находится в руках неимущего меньшинства, если никакого иного государственного устройства, кроме указанных, не существует?

Итак, из приведенных соображений, по-видимому, вытекает следующее: тот признак, что верховная власть находится либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархия, и при определении того, что такое демократия, так как повсеместно состоятельных бывает меньшинство, а неимущих большинство; значит, этот признак не может служить основой указанных выше различий. То, чем различаются демократия и олигархия, есть бедность и богатство; вот почему там, где власть основана – безразлично, у меньшинства или большинства – на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия. А тот признак, что в первом случае мы имеем дело с меньшинством, а во втором – с большинством, повторяю, есть признак случайный. Состоятельными являются немногие, а свободой пользуются все граждане; на этом же и другие основывают свои притязания на власть в государстве.

Таким образом, мы видим, что классификация Аристотеля вовсе не является линейной, и олигархия у него вовсе не противостоит аристократии как ее вырожденная форма, как и демократия не противостоит политии в качестве ее вырожденной формы. Олигархия и демократия у Аристотеля являются вырожденными потому, что власть при них основана на принципе имущественного состояния (на классовом принципе, как сказали бы марксисты). А сама классовость государства – уже есть вырожденная форма государства, независимо от того, правят ли в нем бедные или богатые. И понятно, что при олигархии и демократии в аристотелевском их понимании, государство уже перестает быть общим благом, и начинает действовать не в общих интересах, а в интересах только богатых (при олигархии) или бедных (при демократии) – но это уже просто следствие того, что государство стало “классовым”.

Читайте также:  Солевые ванны польза для кожи

С другой стороны, и аристократию у Аристотеля не следует понимать просто как правление “немногих”, которое этим именно и отличается от монархии и политии. Здесь важно не то, что правит не один и не все, а лишь немногие, а то, что правят лучшие. И аристократия отлична от политии опять-таки не столько по численной характеристике(немногие в отличие от всех), а по тому принципу, по которому этот правящий класс формируется: при аристократии важен принцип качественного отбора, а при политии – принцип равенства. Понятно, что при аристократии все править не могут, так как все не могут  быть лучшими – потому они и лучшие, что они лучше всех остальных. А при политии как раз важен принцип равенства, когда признак “лучшести” отодвигается на задний план.

То есть в классификации Аристотеля линейная связь есть только между монархией и тиранией. Все же остальные формы выстраиваются на отдельном принципе, каждая на своем, и количественная составляющая у Аристотеля определяющей не является. А вырожденные формы олигархии и демократии вовсе не являются просто результатом деградации, соответственно, аристократии и политии. Логически прямой связи между аристократией и олигархией у Аристотеля нет, олигархии скорее противостоит не аристократия, а демократия. Точно так же нет такой логической связи между аристотелевской политией и демократией, как правильной формой и противостоящей именно ей вырожденной ее формой.

Mon, Jan. 30th, 2012 07:28 am (UTC)
garden_vlad

-И понятно, что при олигархии и демократии в аристотелевском их понимании, государство уже перестает быть общим благом, и начинает действовать не в общих интересах, а в интересах только богатых (при олигархии) или бедных (при демократии) – но это уже просто следствие того, что государство стало “классовым”.-
– Но что из этого на деле следует? – Как представляется, только то, что общим идеалом античности был идеал замкнутой самодостаточности, т.е. полное тождество формы с содержанием. Любая идеальная форма государства оказывается тождественной с “общим благом” (рес-публикой).
Но в реальности, в том числе и античной, внеклассовых государств никогда не существовало, это был всего лишь идеал некоего недостижимого совершенства. Однако для нашего времени этот идеал мало пригоден. В нём явно безраздельно преобладает Целое над частями (государства над гражданами или классами) даже в самой “демократической” интерпретации. Причём это преобладание осознаётся строго статично и неподвижно.
У нашего времени совершенно иные идеалы и характеристики.

Mon, Jan. 30th, 2012 08:05 am (UTC)
runo_lj

Нет, Аристотель здесь как раз исходит скорее из реальности греческих форм государства и из идеи, что целое господствует над частями.И эти государства классовыми (в нашем – то есть марксистком – понимании) как раз не были.

Читайте также:  Польза огурцы для лица польза и вред

Источник

*Вам оно надо

Гуру

(2965)

9 лет назад

Власть одного, власть меньшинства, власть большинства. Они также деляться на хорошие и плохие. Вот власть одного хорошая это монархия а плохая диктатура или тирания. Второе хорошие аристократия а плохое олигархия. Третье хорошие демократие а плохое олократия или по другому вместо олократия власть толпы.

настя чепурина

Ученик

(153)

9 лет назад

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих» . В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Охлократия (от греч. — толпа и — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
Он считал что: отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.

Antixakep

Мудрец

(12613)

9 лет назад

Извините я немного уточню-не олократия, а охлократия. Охлос по древнегречески толпа. и немного добавлю: Согласно Аристотеля, возможны шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильные: монархия (или царская власть) – правление одного; аристократия – правление немногих (но более одного) и полития – правление большинства. Аристотель считает последнюю самой правильной формой. Все остальные формы – отклонения от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития – “средняя” форма государства, основанная на “среднем элементе” – наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве. Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные: тиранию, олигархию, демократию

Юрий Громов

Мудрец

(14589)

9 лет назад

Это не формы, а принципы: 1)Демократия. 2)Монархия 3)Аристократия. В каждом из этих принципов, по несколько подвидов (разновидностей) Отличие между принципами в том, у кого находится так называемая”Верховная Власть”.Очень хорошо про это написано в книге Льва Тихомирова “Монархическая государственность”,очень рекомендую прочесть.

Пользователь удален

Профи

(780)

9 лет назад

Формы государственного правления по Аристотелю

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих» . В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Охлократия (от греч. — толпа и — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
Он счита что: отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.

Читайте также:  Хлеб из муки второго сорта польза и вред

Источник

Понятие справедливости в ее общем значении в древнегреческой традиции.

Главной политико-правовой проблемой в древнегреческих учениях явл. проблема справедливости. Справедливость- идея, определяющая меру распределения свободы между носителями права, согласующая людей с властью и друг с другом. Справедливость- политическая, а не нравственная идея, имеющая 2 осн. направления: А) равенство – утверждение равной меры распределения свободы по тому или иному основанию; Б) воздаяние – утверждение неравной меры распределения свободы между носителями права в зависимости от их заслуг.

2. Справедливость по Платону.

Справедливость по Платону – это совокупность прав и должных занятий между людьми в иерархическом соответствии с делением их на типы.
Справедливость по Платону – соблюдение надлежащей меры.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Государство по Аристотелю; классификация государств (форм правления).

Исходный тезис Аристотеля состоит в том, что общение это природное свойство человека и добродетели.
Общение исторически развивается в пяти следующих формах:
1. Семьи
2.Рода (общность семьи)
3. Селение (общность родов)
4. Полис (государство, общность семей)
Таким образом, государство у Аристотеля – это высшая форма общения.
Аристотель впервые создает оконченную классификацию государств.
Аристотель в делении на виды применяет два критерия:
1. Государства бывают правильные и неправильные (правильное – направлено ради общего блага, неправильное – правление ради частного блага)
2. По числу правящих государства делятся на правление одного, правление немногих, и правление многих.
В соответствии с этими критериями Аристотель называет следующие виды государств.
Правильные: правление одного – монархия, правления немногих – аристократия, правление многих – полития.
Неправильные: правление одного – тирания, правление немногих – олигархия, правление многих – демократия.
Понимание государства у Аристотеля связано с понятием справедливости. Справедливость – высшая цель государства.
Благо (промежуточная цель) -> Справедливость (главная цель)

Форму государства Аристотель характеризует так же, как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных— только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия.

Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Видами царской власти являются: 1) пожизненная стратегия (например, в современной Аристотелю Спарте) ; 2) царская власть у некоторых варварских племен; она основана на законе и праве наследования, но деспотична и носит характер тирании; 3) эсимнетия (выборная тирания) у древних греков; 4) героические цари; 5) неограниченная власть одного лица над всеми.


Формы государственного правления по Аристотелю

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Охлократия (от греч. — толпа и— власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.

Он считал что: отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник