Право существует для пользы человечества
Право, закон и мы
«Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели»
(Цицерон, римский юрист)
«Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла»
(Т. Джефферсон, американский философ и общественный деятель)
«Право существует для пользы человечества»
(Латинское изречение)
Задачи:
активизировать знания учащихся по основам правоведения;
развивать умение анализировать факты и делать соответствующие выводы;
способствовать воспитанию чувства личной ответственности за общее дело;
воспитывать уважительное отношение к праву, закону.
Оборудование: высказывания на доске
ПЛАН.
I Подготовительный этап.
II Вступительное слово.
III Ход игры.
IV Подведение итогов игры.
I Подготовительный этап.
Преподаватель разъясняет, как будет проходить игра. Определяются участники игры:
Ведущий – задает вопросы командам, следит за временем, отведенным на обсуждение вопроса, отмечает в списке группы фамилию отвечающего (в качестве ведущего может выступить преподаватель);
Две команды по пять человек – формируются по желанию. Члены команды занимают место за своим столом лицом друг к другу. В каждой команде определяется капитан, в функции которого входит обозначение готовности к ответу (поднятием карточки) и назначение отвечающего;
Зрители – остальные учащиеся. Они следят за ходом игры. Если обе команды неправильно отвечают на вопрос, ведущий может попросить помощи у зрителей.
Правила игры:
Ведущий задает командам вопрос. На его обсуждение отводится от 30 секунд до одной минуты. Право ответить на вопрос получает та команда, которая раньше подаст знак о готовности к ответу. В случае неправильного ответа слово переходит к другой команде.
Если будет зафиксирована подсказка, то команда, которой эта подсказка была адресована, теряет право ответа.
Игра идет до определенного количества очков (трех, четырех, пяти, шести), после чего проигравшая команда покидает свой стол, и ее место занимает новая команда, сформированная по желанию из числа зрителей.
II. Вступительное слово преподавателя
XXI век – век знания и информации. В наше время весьма остро встаёт проблема преступности, законности, справедливости и нравственности. Наше государство, проведя демократические реформы, приняв новую Конституцию, стремится стать поистине демократическим, правовым государством.
Из курса истории известно, что человечество всегда стремилось к справедливости, к устранению войн, рабства, неравноправия и угнетения. Прошло очень много времени, времени дикости, варварства, деспотии, рабства, войн, времени хаоса и правового беспредела. И только в средние века наиболее выдающиеся умы человечества осознали и сформулировали теорию естественного права и поняли, что люди, рождаясь, обладают неотъемлемыми естественными правами и что эти права вытекают из самой природы человеческой личности.
В современных условиях в нашей жизни невозможно жить без права, законов.
Сегодня у нас внеклассное мероприятие: «Право, Закон ми мы». Пройдет оно в форме брейн-ринга. Три команды будут соревноваться сегодня на звание лучших знатоков права и закона.
Напоминаю главное правило: сигнал может подавать только капитан после моей команды. В конце раунда проигравшая команда уступает место другой команде. Итак, игра (звучит музыка)
III Ход игры.
Внимание: I раунд «Историческая мозаика»
1. В 1730 г. на российский престол вступила императрица Анна. Перед этим она подписала документ, названный Кондиции (Условия) и устанавливавший некоторые обязательные для монархини правила. Эти кондиции, составленные членами Верховного тайного совета – наиболее влиятельными в государстве вельможами, содержали следующие обязательства императрицы: «Верховный тайный совет содержать в 8 персонах и без него:
· Ни с кем войны не затевать;
· Мир не заключать;
· В знатные чины не определять;
· Вотчины и деревни не жаловать и т. п.
Вопрос: Какое политическое устройство могло бы установиться в России, (какая форма правления могла бы сложиться), если бы Анна Иоанновна не отказалась бы соблюдать Кондиции?
(Подсказки: республика; монархия, ограниченная аристократией; парламентская монархия, монархия, ограниченная в пользу дворянского сословия)
Правильный ответ: монархия, ограниченная в пользу аристократии
2. В XIII веке, в одной из европейских стран, бароны сумели добиться от монархов привилегий, сходных с теми, о которых шла речь в Кондициях. Но при этом возник орган представительной власти, более широкий по составу, чем Верховный тайный совет в России. Его верхняя палата в начальный период своего существования обеспечивала влияние аристократии на государственные дела, существовала и нижняя палата, в которой были представлены рыцари и горожане.
Вопрос: Назовите орган власти созданный ещё в XIII в. и страну, где он возник (имеющий место в настоящее время). (В России представляет одну из ветвей власти)
Правильный ответ: парламент, Англия.
3. В наказе Екатерины II Уложенной комиссии говорится: «Чем больше умножаются казни, тем больше опасности предстоит государству. Несчастливо то правление, в котором принуждены устанавливать жестокие законы… Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан»
В современном российском праве существует мера государственного принуждения к лицу, нарушившему закон, свидетельствующая о неотвратимости наказания.
Вопрос: Как называется мера государственного принуждения?
Правильный ответ: юридическая ответственность
4. В Древнем Риме сложилась формула «Никто не должен дважды нести наказание за одно и то же преступление».
Вопрос: О каком принципе современного российского права идёт речь?
Правильный ответ: принцип справедливости.
Этот принцип признавался и признаётся одной из основ правосудия во многих странах мира – вплоть до нынешнего времени.
5. В средние века наиболее распространённой формой правления были варварские королевства, удельная (вассальная) система, сословно-представительная, а затем абсолютная монархия. В сословно-представительной монархии для решения особо важных вопросов, прежде всего о налогах, монарх обращался за поддержкой к собранию представителей сословий. Во Франции оно называлось Генеральными штатами, в Англии – Парламентом.
Вопрос: Как называлось собрание представителей сословий в России?
Правильный ответ: сословно-представительный орган назывался Земский Собор.
6. Какой принцип права, реализуемый в современной Конституции, сформулирован в отрывке из «Наказа Екатерины II Уложенной комиссии»: «Человека «неможно» почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут лишить его защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные…».
Правильный ответ: правовой принцип называется «презумпция невиновности».
В одном, созданном в России политико-правовом документе говорится: «Любовь к отечеству, стыд и страх суть средства укротительные и могущие воздержать (предотвратить) множество преступлений… самое надёжное, но вместе с тем и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания»
Вопрос: Когда, по вашему мнению, мог появиться подобный текст? Как назывался?
(одновременно с созданием Домостроя, во времена Петра I, в царствование Екатерины II, в первые годы большевистской диктатуры, в наши дни)
Правильный ответ: В царствование Екатерины II, процитирован «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии».
Мысль о том, что правильно организованное нравственное воспитание народа и патриотические чувства способны стать основными факторами предупреждения преступлений, пользовалась наибольшей популярностью именно в эпоху просвещения. (Показательно, однако, что императрица в числе средств профилактики правонарушений упоминает и страх.)
Всем известны из курса истории России Великие реформы Александра II. Одной из самых прогрессивных реформ того времени была судебная реформа 1864 г.
Вопрос: Какие радикальные изменения принципов судопроизводства и судоустройства произошли в это время?
Правильный ответ: равенство всех перед судом, судебный процесс стал гласным и состязательным, создание специального института – адвокатуры, вводились присяжные заседатели.
II раунд. «Государство и право»
1. Исторически сформировались различные формы права. Наиболее распространёнными из них являются: нормативный акт, правовой обычай и судебный либо административный прецедент.
Вопрос: Какие формы права в нашей стране, как правило, не применяются?
Ответ: две последние: правовой обычай и судебный или административный прецедент
2. В основе российского права лежат три основополагающих принципа.
Вопрос: Назовите их.
Ответ: принцип справедливости (за одно преступление следует одно наказание, за мысли, идеи не наказывают), правосудия (каждый имеет право защищать и отстаивать в судебном порядке свои права), равенства граждан (все граждане имеют равные конституционные права, независимо от национальности, социального положения и т. д.)
3. Какие суды включает в себя судебная система России?
Ответ: Конституционный суд, Арбитражный, Верховный, мировые суды (общей юрисдикции)
4. Назовите правовые акты, которые упоминались в курсе российской истории?
Ответ: Русская Правда, правда Ярославичей, Судебник 1497 г., Судебник 1550 г, Соборное Уложение 1649 г., Манифест от 01.01.01 г.
5. Сколько глав и статей содержит наш основной закон – Конституция РФ?
Ответ: 9 глав, 137 статей
6. В каком веке появилось понятие «гражданское общество» и «правовое государство»?
Ответ: в XVIII веке
7. Это важнейший юридический признак государства. Он означает, что государство независимо во внешних отношениях с другими государствами и обладает верховенством власти внутри страны.
Вопрос: Как называется это признак государства?
Ответ: суверенитет
8. Назовите главные функции государства в политике?
Ответ: внутренние и внешние
9. Как называется установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязанностями, невзирая на различия?
Ответ: равенство
ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Значение, какого масштаба: европейского, международного, каждого государства, приобретают права ребёнка в этом документе?
Ответ: международного
III раунд «Блиц по отраслям права»
1-я часть
1. Что, кроме прав человека и гражданина закреплено во II главе Конституции РФ?
Ответ: обязанности граждан
2. Один из основных официальных символов государства, представляющий полотнище определённых цветов?
Ответ: государственный флаг
3. Основной язык государства, используемый в законодательстве, официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении?
Ответ: государственный язык
4. Политико-правовая связь человека и государства (принадлежность человека к государству), в которой стороны обладают взаимными правами и обязанностями?
Ответ: гражданство
5. Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления?
Ответ: депутат
6. Официальный символ, эмблема государства, изображаемая на официальных документах государственных органов, денежных знаках?
Ответ: государственный герб
2-я часть
1. Свод законов о наиболее опасных деяниях?
Ответ: Уголовный кодекс
2. Независимый суд, состоящий из граждан, назначаемых по жребию. Принимает решения о факте совершения преступления и о виновности подсудимого?
Ответ: суд присяжных
3. Лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного или оспариваемого права?
Ответ: истец
4. Поверенный по судебным делам, защитник на суде, лицо, профессия которого – оказание юридической помощи гражданам и организациям?
Ответ: адвокат
5. Должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов, представитель обвинения на судебном процессе?
Ответ: прокурор
6. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда?
Ответ: наказание
3-я часть
1. Основной законодательный акт трудового права в нашей стране?
Ответ: Трудовой кодекс
2. Срок действия бессрочного трудового договора?
Ответ: срок действия не определяется
3. Продолжительность нормального рабочего времени в неделю?
Ответ: 40 часов в неделю, 8 часов в день
4. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины?
Ответ: дисциплинарная
5. Каков размер оплаты труда в выходные или праздничные дни?
Ответ: оплата в двойном размере, либо работник имеет право взять другой день отдыха
6. Перечислите документы, в которых отражаются права человека и гражданина?
Ответ: Всеобщая декларация прав человека, Конституция, Международные пакты
IV
Соединить слова так, чтобы получилось изречение:
(Подготовить таблички со словами)
1. Пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир! (латинское изречение)
2. Цель права – обеспечение мира, средство к его достижению – борьба. (Ирвинг, американский писатель)
V. «Основной закон страны»
1. Расставьте таблички с нормативно-правовыми актами в порядке соподчинения (иерархии):
(Разложить таблички с названиями)
Ответы:
Конституция Федеральные законы Указы Президента Постановления правительства Нормативные акты министерств и ведомств Правовые акты органов местного самоуправления
2. Расставьте по порядку главы Конституции РФ
Основы конституционного строя Права и свободы человека и гражданина Федеративное устройство Президент РФ Федеральное Собрание Правительство РФ Судебная власть Местное самоуправление Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Объявляется окончательный счет.
VI. Подведение итогов.
Учащиеся дают самооценку своей деятельности.
Вопросы для учащихся:
Удачно ли прошла игра? Кто из участников дал больше правильных ответов? Как выполняли свои функции капитаны команд? Награждение победителей.
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Наш опрос |
---|
В отношении семьи мой ребенок ведет себя ответсвенно? да скорее да не знаю скорее нет нет Результаты | Архив опросов Всего ответов: 202 |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: |
Форма входа |
---|
Логин: Пароль: Запомнить |
Предмет: обществознание
Класс: 8А
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: семинар с элементами игры
Тема: Всеобщая декларация по правам
человека
Цели урока:
- Дать обучающимся представления о том, что такое
права человека, познакомить с документами по правам человека - Продолжить формирование умений анализировать,
обобщать, делать выводы - Охарактеризовать роль Декларации по правам человека
в системе международного права. Показать для учащихся значимость в
соблюдении прав человека.
Материалы урока:
- Мультимедиа аппаратура.
- Авторская презентация, созданная на базе MicrosoftOfficePowerPoint.
- презентация
- Раздаточный материал:
Ход урока:
- Организационный момент.
- Игра в ассоциации, составление «Списка прав
сообщества 8 А класса» - Знакомство с историей принятия и содержанием
«Всеобщей декларации по правам человека»
Мотивация учащихся: Каждый из нас
обладает достоинством! Достоинство дает человеку чувство собственной значимости
и ценности. Человеческое достоинство не изолировано, не является исключительным
понятием только одного человека. Оно является частью нашего общего
человеческого облика. Права человека, о которых мы поговорим сегодня, дают нам
возможность уважать друг друга, сосуществовать друг с другом. Они являются
не простыми правами которые необходимо
соблюдать, но и правами которые необходимо требовать и от других по отношению к
себе. Так как права применимые к каждому из вас, применимы и к другим. Поэтому,
зная и соблюдая права человека, мы всегда будем жить в мирном сообществе не
знающим, терроризма, войн и невинных смертей.
Hominum causa ius consistitum est.
«Право
существует для пользы человечества»
Право
– совокупность норм и, правил охраняемых государством и регулирующих отношения
людей в обществе.
Права
человека
- совокупность правил, которые присущи природе
селовека и без которых он не сможет существовать. - идеальные нравственные принципы человека;
- справедливые притязания людей друг к другу;
- минимальная мера свободы определенная для
каждого человека в обществе.
А теперь
задумайтесь какие основных три права мы можете определить для себя, а затем
узнав о ваших правах мы составим общий список прав для нашего сообщества 8 «А»
класса.
«Списка
прав сообщества 8 А класса»
- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на безопасность
- Право на собственность
- Право на образование
- Право на работу
- Право на свободу выражения собственной мысли
- Право быть гражданином другого государства
- право исповедовать любую религию
- право на уважение ваших прав
1
выступающий.
А теперь давайте
познакомимся с Всеобщей декларацией прав человека – документом, в котором прописаны все права
человека и условия их соблюдения. Но в
процессе знакомства с историей создания Декларации и знакомства с ее основными
пунктами вам необходимо записывать пометки в тетрадь по вопросам, которые
обозначены у вас в опросниках.
Идея по правам
человека уходит своими корнями в мировые религии и древние философские учения.
Основная идея этих учений основана на ценности человека в целом, как частицы
общества.
До принятия
Всеобщей декларации по правам человека в истории принимались попытки создания
правовых документов отражающих некоторые права человека, например, Великая
Хартия вольностей, которая была принята в Англии в 1215 году, где в 29 статье
говорилось о незыблемости естественных прав человека (на жизнь, свободу
собственность). Декларация независимости США 1776 год, в которой говорилось о
равенстве всех перед законом, о неизменности прав на собственность, образование
и так далее. В течение долгого времени в разных странах мира создавались
подобные документы, которые основывались на ограничении абсолютной власти
монархов и расширении прав человека и его участия в управлении государства.
Поэтому
формирование современной концепции прав человека прошло несколько стадий:
- Осознание ценности и значимости отдельной
человеческой личности. - Понимание необходимости ограничения власти.
- Осознание важности существования в государстве
конкретных процедур, позволяющих ограничить власть и мирными способами
выступить в защиту прав человека.
2
выступающий
Принятие
декларации по правам человека связана с деятельностью Организации Общественных
Наций. И работы Элеоноры Рузвельт жены
президента США Франклина Рузвельта. В середине XX века после первой и второй мировых
войн вопрос о правах человека и их защите
стал наиболее актуальным. Принятие Декларации и создание ООН стало
ответом на ужасы этих войн. Первые положения по правам человека были закреплены
уже в уставе ООН при ее создании 26 июня 1945 года. В 1 статей устава
говорилось, что одна из целей ООН заключается в существовании международного
сотрудничества в «поощрении и развитии уважения к правам человека».
1948 году была
создана специальная комиссия по правам человека, которая и должна была
разработать соответствующее положение. Комиссия занялась определением основных
прав и свобод. Основной вклад в работу внесли следующие члены Комиссии: Рене
Кассен (Франция), Шарль Малик (Ливан), Пэн Чунь Чан (Китай), Эрнан Санта Крус
(Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), лорд
Дьюкстон/Джеффри Вильсон (Соединенное Королевство), Вильям Ходжсон (Австралия)
и Джон Хамфри (Канада). Изначально комиссия состояла из 18 стран, сегодня
в нее входят уже 53 государства, которые ежегодно проводят совещания в Женеве
для рассмотрения вопросов соблюдения прав человека во всем мире.
Декларация по
правам человека состоит из 30 статей и преамбулы (то есть вступления).
Фундаментальным принципом этого документа является то, что права человека
основаны на врожденном достоинстве каждого человека, которые базируются на его
неотъемлемых правах – на жизнь, свободу,
собственность.
Декларация прав
человека не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее
заявление о намерениях. А вот ряд государств использовали статьи декларации для
создания конституций, которые уже в свою очередь являются основными нерушимыми
законами государств.
С целью повысить
эффективность Декларации в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН приняла еще ряд
дополнительных документов, защищающий права человека. Это Международный пакт о
гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка. Параллельно данным документам на
базе ООН создавались комитеты, которые следят за соблюдением статей данных
документом. В случае нарушения прав эти
комитеты могут призвать правительства представить ответы на те или иные
обвинения и могут принимать и публиковать решения, содержащие критические
замечания или рекомендации.
Работа
со статьями Всеобщей декларации прав человека. (Весь класс)
Выводы:
Сегодня как вы уже заметили, исполняется 60 лет со дня принятия Всеобщей Декларации прав человека. Данный
документ до сих пор является актуальным, так как связан с угрозами
международного терроризма, кризисом норм международного права, а так же в
особенности актуальна для современной России в котором происходит созревание
здорового и полноценного гражданского общества.
Итак, мы познакомились со статьями Декларации, обозначили собственные
права и посмотрите на результат, наши с вами права в точности повторяют права
декларации. Вот почему данный документ так важен для нас.
Список
литературы:
- https://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
- https://ru.wikipedia.ru
Памятные даты |
---|
6 июля 2021До 300-летия Кузбасса осталось: 9 мая 2020 75-я годовщина Победы в |