Преподаватель в чем польза этой профессии
Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей.
Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать. Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!
История и эволюция учительства
Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.
Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.
С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.
Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели, выполняющие те же функции, которые сейчас берут на себя воспитатели детского сада.
Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.
В обиходе у древних греков появилось слово “схоле”, от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.
В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.
Описание и специфика профессии
Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.
Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.
В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.
Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.
Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.
Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.
Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.
Каким должен быть учитель
Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.
Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:
- любить детей;
- владеть навыками педагогического воспитания;
- иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
- уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
- быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
- знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
- быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
- интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
- быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
- иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
- обладать самоконтролем и уравновешенностью;
- быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
- иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
- быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
- принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
- быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.
Должностные обязанности педагога
Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:
- Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
- Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
- Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
- Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
- Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
- Осуществляет связь с родителями или опекунами.
- На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
- И другие.
Какой предмет выбрать для преподавания
Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.
В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:
- педагогика и психология;
- дошкольная педагогика и психология;
- филология;
- иностранные языки;
- биология и химия;
- физика, технология и информационные системы;
- математика;
- география;
- история и политика;
- физическая культура, спорт и здоровье;
- изобразительное искусство.
А также:
- социально-гуманитарное образование;
- дефектология;
- журналистика и коммуникации;
- международное образование;
- и т.д.
Где получить профессию учителя
В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.
Топ-10 лучших педагогических вузов России:
- Московский педагогический государственный университет
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Воронежский государственный педагогический университет
- Армавирская государственная педагогическая академия
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- Уральский государственный педагогический университет
- Алтайский государственный педагогический университет
- Московский государственный психолого-педагогический университет
Плюсы и минусы профессии учителя
Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.
Плюсы профессии:
- Возможности для творческой реализации.
- Непрерывный процесс совершенствования.
- Отсутствие в работе рутины.
- Наличие социальных гарантий для учителей.
- Реальные результаты вложенного труда.
Минусы профессии:
- Колоссальная ответственность.
- Большое количество обязанностей.
- Круглосуточная занятость.
- Средняя и невысокая зарплата.
- Неоднородный контингент учеников.
Резюме
Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.
Источник
Преподаватель – человек, который несет ответственность за обучение студентов. Обязанности и специфика работы зависят от уровня полученного образования. Главное в этой профессии – терпеливость, эрудированность, умение находить общий язык с людьми. Это отличная профессия, а подходит ли она вам? С большим уважением к вашему будущему и лично к вам мы разработали точный инструмент, помогающий сильно сузить круг подходящих вам профессий. Для школьников/студентов и взрослых.
Краткое описание
Учитель – специалист, который преподает в школе один или несколько предметов. Педагог может заниматься организаторской или социальной работой, вести группы в детском саду, хореографической студии и т. д. Деятельность преподавателя связана с обучением и воспитанием ребят, получающих образование в ссузах и вузах. Он пишет научно-исследовательские труды, может иметь ученую степень.
Особенности профессии
Преподаватель является специалистом, который не только отлично знает свой предмет, но и обладает развитыми коммуникативными навыками. Работа направлена на обучение, а также на правильное психологическое, физиологическое, эмоциональное развитие учеников. Рассмотрим основные должностные обязанности преподавателя:
- разработка учебных планов и программ;
- обучение студентов в соответствии с нормами, регулируемыми законодательством;
- организация самостоятельной работы, контроль результатов;
- выбор форм и методов преподавания;
- поддержка дисциплины в коллективе;
- содействие развитию творческого потенциала студентов;
- ведение внеучебной работы, защита прав и интересов студентов.
Преподаватель занимается научно-исследовательской работой, постоянно расширяет круг знаний с помощью посещения конференций, семинаров, тренингов. Он принимает активное участие в мероприятиях, направленных на развитие образовательного учреждения, повышение качества обучения.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Широкий выбор направлений подготовки и сфер деятельности.
- Много вакансий в вузах, колледжах, техникумах.
- Доступно множество способов, позволяющих увеличить доход.
- Постоянное повышение квалификации. Стоимость курсов и других образовательных программ нередко компенсирует работодатель.
- Можно принимать участие в программах, направленных на международный обмен преподавателями.
Минусы
- Преподаватели получают невысокие заработные платы, однако этот минус нивелирует возможность заниматься репетиторством. Также можно найти подработку в коммерческом образовательном учреждении.
- Преподаватели постоянно контактируют с родителями студентов, которые могут высказывать недовольство или выдвигать претензии, касающиеся выбранных образовательных технологий.
- Длительное обучение, сложный карьерный путь.
Важные личные качества
Преподаватель обладает рядом уникальных навыков, которые позволяют ему удерживать внимание студентов, быстро завоевывать авторитет. Он грамотный, владеет основами ораторского искусства, отличается тактическим мышлением, аккуратностью в высказываниях. Преподаватели являются толерантными, терпеливыми, ответственными, упорными, трудолюбивыми специалистами, у которых достаточно сильно развита эмпатия.
Обучение на преподавателя
Для ведения деятельности в рассматриваемой сфере необходимо иметь высшее образование по тому профилю, с которым вы хотите работать в будущем. Можно обучать студентов основам программирования, литературы, физики – любым дисциплинам и наукам, которые придутся вам по душе. Квалификация должна быть не ниже специалиста или магистра, рекомендуется продолжить подготовку в аспирантуре.
Лучшие вузы для преподавателей
- МГИМО.
- МГУ им. М. В. Ломоносова.
- РУДН.
- НИУ «ВШЭ».
- МГТУ им. Н. Э. Баумана.
- РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
- ДВФУ.
- ОГУ имени И. С. Тургенева.
- СПбГУ.
- КФУ.
Место работы
Преподаватели работают в средних специальных и высших учебных учреждениях разного уровня (государственные, коммерческие). Они могут найти вакансию в НИИ, сделать выбор в пользу репетиторства.
Заработная плата
Преподаватели в вузах получают более высокий оклад, чем, например, школьные учителя или педагоги-организаторы. На уровень оклада чаще всего оказывают влияние:
- наличие/отсутствие подготовки в аспирантуре;
- наличие/отсутствие ученой степени;
- стаж, а также уровень вуза, в котором специалист работает.
Дополнительным источником дохода может стать репетиторство, ведь услуги преподавателей вузов, которые готовят ребят к вступительной кампании, очень хорошо оплачиваются.
Карьерный путь
Преподаватель может в перспективе занять более высокую должность. Например, ассистентом может стать выпускник аспирантуры или человек с опытом работы свыше одного года. Старшим преподавателем – соискатель, который является кандидатом наук или же имеет стаж работы в вузе (3 года и более). Доценты и профессора – самые престижные специалисты, для достижения этих высот необходимо окончить аспирантуру, вести исследовательскую деятельность и публиковать научные труды, а также иметь большой опыт работы.
Профессиональные знания
- Преподавательская деятельность.
- Правила разработки методических материалов.
- Психология деятельности студенческого коллектива.
- Конфликтология.
- Иностранный язык.
Источник
Деятельность преподавателя подразумевает не только высокий уровень знаний по предмету, но и постоянное самообучение, нужно быть ответственным и дисциплинированным человеком. Эта работа подходит людям, увлеченным научной деятельностью и желающим поделиться своими знаниями. Профессия относится к числу востребованных, поэтому молодым специалистам не придется волноваться о трудоустройстве.
Описание
Многие не знают, чем преподаватель отличается от учителя, и считают, что это синонимы. На самом деле это разные должности. При этом и того и другого специалиста можно называть педагогом – это не будет ошибкой. Учитель может работать в школе и других общеобразовательных заведениях начального или среднего звена. Деятельность такого специалиста предполагает не только передачу знаний, но и носит воспитательный характер. Практически все учителя являются и классными руководителями, проводят развивающие мероприятия для детей, следят за их успеваемостью и поведением. Профессия преподавателя подразумевает работу в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах либо в вузах.
Педагог преподносит студентам материал для изучения, дает задания и оценивает выполненную работу. Этот специалист не занимается воспитанием. Хотя в некоторых случаях преподаватель может быть еще и куратором в колледже, если он обучает несовершеннолетних студентов. В этом случае его обязанности аналогичны деятельности классного руководителя старших школьников. Преподаватель также приобщает студентов к научной деятельности, чтобы они могли участвовать в конференциях, реализовывать свои проекты, публиковать статьи.
При этом педагог занимается самообразованием – ведет исследования, разрабатывает собственные методики, может получить ученую степень и продвинуться по карьерной лестнице.
Плюсы и минусы
Любая профессия имеет преимущества и недостатки. Деятельность преподавателя по-своему привлекательна.
- Должность дает возможность заниматься наукой. Можно проводить исследования, и реализовывать свои идеи. В крупных университетах есть свои лаборатории и прочие условия, необходимые для практических опытов.
- Если ваши идеи заслуживают внимания, можно подать заявку, и получить грант. Государственные учреждения дают неплохое финансирование.
- Можно принимать участие в различных мероприятиях, выступать на конференциях. Это не только обмен опытом с коллегами, но и возможность путешествовать – подобные собрания нередко проводятся за рубежом.
- Среди студентов можно найти интересных собеседников с оригинальными взглядами, также заинтересованных в научной деятельности.
- Хороший преподаватель обычно пользуется уважением в обществе.
К весомым недостаткам относится невысокий доход. В крупных столичных вузах предлагают неплохие зарплаты, но в регионах дела обстоят хуже. Часто преподавателям приходится искать дополнительные источники заработка, например, заниматься репетиторством. А также в числе минусов высокая психологическая нагрузка. Работа с людьми требует терпения, а среди коллег могут попадаться проблемные личности. Со временем некоторые специалисты разочаровываются из-за малой заинтересованности студентов.
Другая проблема – ненормированный рабочий день. Помимо полной ставки, обычно есть и внеучебная деятельность, научные исследования, участие в каких-либо мероприятиях. А также много времени отнимает заполнение различных документов и отчетов.
Категории
Существуют разные должности, которые предполагают преподавание в вузе. На такую работу нельзя устроиться, имея на руках только диплом бакалавра. Соискателю нужно закончить магистратуру. Для карьерного продвижения следует поступить в аспирантуру, а затем постараться получить ученую степень.
В университете или высшей школе должности имеют определенную иерархию.
- Ассистент. Стать им можно при наличии диплома магистра или специалиста и опыта преподавательской деятельности, либо после окончания аспирантуры. Этот специалист помогает профессорам – консультирует студентов, проводит с ними лабораторные и практические занятия, присутствует на зачетах или экзаменах.
- Старший преподаватель. Получить эту должность можно, имея трехлетний педагогический стаж либо ученую степень кандидата наук. Преподаватель не только читает лекции, но и разрабатывает методики и пособия.
- Доцент. Такая позиция доступна для кандидатов наук, которые ведут активную деятельность: являются исследователями, публикуют статьи и свои труды, выступают на конференциях.
- Профессор. Это высшая должность, для получения которой нужно приложить немало усилий. Специалисту необходимо иметь звание доктора наук, ряд опубликованных трудов и монографий, а также опыт преподавания не менее 5 лет.
Доцент также может претендовать на роль заведующего кафедрой, если хочет попробовать себя в руководящей должности. Профессора могут назначить деканом факультета или ректором вуза.
А также можно разделить специалистов по категориям в зависимости от того, какой предмет они преподают.
- Общеобразовательные дисциплины. Это предметы, обязательные для всех студентов. К ним относятся математика, английский язык, философия, история, физическая культура. Могут быть добавлены и другие направления в зависимости от порядков в конкретном учебном заведении.
- Профильные дисциплины. Дают знания непосредственно по специальности, выбранной студентом. Например, у будущих адвокатов обязательно будут различные юридические дисциплины, изучение обществознания, социология. У экономистов – менеджмент, у врачей – анатомия, а у художников – история декоративно-прикладного искусства и дизайн.
- Дисциплины по специализации. Они нацелены на углубленное изучение выбранного направления. К примеру, психология может быть общей дисциплиной для ряда курсов, а ее разновидности – детская, возрастная, криминальная – будут уже специализированными.
Помимо этого, преподаватель может курировать университетский кружок для студентов – по робототехнике, шахматам, иностранному языку и другим направлениям. Кроме того, специалист может вести курсы для абитуриентов, желающих поступить в данное учебное заведение. Нередко это занятия практической направленности, необходимые для сдачи творческого конкурса: основы рисунка, балет, вокал.
Должностная инструкция
У преподавателя есть ряд обязанностей и прав. Все эти пункты прописываются в должностной инструкции, с которой соискатель может ознакомиться перед приемом на работу. В зависимости от позиции требования могут отличаться, например, у ассистента и доцента они будут разными, но есть и некоторые общие положения.
Обязанности
Существуют государственные образовательные стандарты – именно они регламентируют деятельность преподавателя. А также специалист должен:
- способствовать формированию профессиональных навыков у обучающихся;
- использовать наиболее эффективные методики и технологии;
- участвовать в разработке образовательных программ;
- соблюдать права и свободы обучающихся;
- своевременно повышать профессиональную квалификацию.
Важную роль для должности преподавателя играет перцептивная деятельность, которая включает в себя умение правильно воспринимать и оценивать психологическое состояние студента и его способности, видеть в нем личность. Это необходимо для выстраивания адекватного взаимодействия между педагогом и обучающимися.
Помимо перцептивной функции, есть и другие компетенции, которыми должен овладеть специалист:
- информационные;
- контролирующие;
- организаторские;
- коммуникационные;
- развивающие.
Права
У преподавателя есть определенные возможности:
- он имеет право вносить предложения, касающиеся улучшения условий работы, устранения недостатков учебного заведения, деятельности других сотрудников;
- специалист может запрашивать у структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения обязанностей;
- сотрудник может ознакомиться с проектами решений, касающихся его деятельности.
А также педагог имеет право привлекать других работников к выполнению определенных задач, если это указано в должностной инструкции, и требовать у руководства содействия при исполнении профессиональных обязанностей.
Ответственность
К этой категории относятся следующие моменты:
- преподаватель несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
- также сотрудник будет отвечать перед законом в случае каких-либо правонарушений или причинения материального ущерба.
Деятельность работника регулируется трудовым законодательством РФ, а также основные положения прописаны в должностной инструкции.
Квалификационные требования
Компетентность педагога складывается из многих характеристик. Это не только профессиональные знания, но и другие качества. К ним относятся:
- умение чувствовать, насколько учащийся понимает материал;
- способность подбирать оптимальные средства и методики обучения;
- стремление к самообучению и профессиональному совершенствованию;
- умение формировать у обучающихся мотивацию, находить индивидуальный подход.
А также преподаватель должен быть в состоянии объяснить один и тот же материал разными способами, чтобы все могли его усвоить. Помимо этого, важно обмениваться опытом с коллегами, быть способным к обучению на чужих примерах. Педагог должен уметь управлять своим поведением, переключать внимание, проявлять эмпатию. Кроме того, необходимо обладать развитыми навыками речевого общения.
Личные качества
Работа в учебном учреждении подойдет не каждому. Нужно иметь определенные склонности и черты характера.
- Коммуникабельность. Деятельность предполагает не просто общение, а необходимость налаживать отношения с разными людьми, находить к ним подход.
- Тактичность. Важно проявлять понимание и сдержанность в определенных ситуациях.
- Терпение. Оно требуется как при контакте с людьми, так и в научной работе.
- Увлеченность своим делом. Это один из залогов успешной карьеры, ведь преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием и иметь творческое мышление, чтобы находить новые идеи.
- Ответственность и трудолюбие. Такая работа требует немалого вложения сил и времени.
Кроме того, педагог должен иметь активную жизненную позицию, не стесняться отстаивать свое научное мнение, продвигать его, участвуя в различных мероприятиях. Для этого важна уверенность в себе и адекватная самооценка.
Обучение
В отличие от учителя, который заканчивает педагогический вуз и отправляется работать в школу, преподавателя ждет более сложный путь. Недостаточно получить только диплом бакалавра, нужно закончить магистратуру, а затем пойти в аспирантуру. При этом специальность необязательно получать в педагогическом вузе, направление может быть любым. Главное – наличие профессиональных знаний, а преподавательским методикам обучат в аспирантуре.
Способы образования также могут быть разными. Получить специальность можно очно или заочно. Аспирантура тоже может предусматривать дистанционное обучение, все больше учебных заведений практикует такой подход.
Место работы
Преподаватель может получить должность в вузе. А также можно поискать вакансии в среднеспециальных учебных заведениях – колледжах, техникумах, училищах. Помимо этого, у специалиста есть возможность дополнительно зарабатывать репетиторством, проводя частные занятия.
Средняя зарплата
Уровень дохода зависит от наличия ученой степени, опыта, научной сферы и престижности учебного заведения. Иногда преподаватели работают сдельно и получают оплату по количеству лекционных часов, практических работ и проведенных исследований, но у большинства есть определенная ставка. А также специалист может получить грант или премию. Средний уровень дохода по стране составляет 20-50 тысяч рублей. В столице зарплата будет выше, чем в регионах.
Источник