Презентация ломоносов о пользе стекла
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация внеурочного занятия “М.В. Ломоносов и наука о стекле”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Пою перед тобой В восторге похвалу Не камням дорогим, Ни злату, но Стеклу. М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла»
2 слайд
Описание слайда:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец. Пушкин А. С.
3 слайд
Описание слайда:
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин.
4 слайд
Описание слайда:
Новая наука Наука о стеле – один из наиболее важных разделов в естественно-научном наследии Ломоносова. Наука о стекле родилась на стыке химии и физики, то есть в пределах новой науки – физической химии.
5 слайд
Описание слайда:
Написанную Ломоносовым поэму-трактат можно смело назвать гениальнейшей рекламой стекла за всю историю человечества. Почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков)
6 слайд
Описание слайда:
Три года М.В. Ломоносов добивался разрешения на строительство первой лаборатории.
7 слайд
Описание слайда:
В 1748 году открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по собственным чертежам М.В. Ломоносова.
8 слайд
Описание слайда:
Учёный принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Работа длилась почти 4 года.
9 слайд
Описание слайда:
Мастера толком не знали, как наверняка получить тот или иной оттенок, а те, кто обладал «секретным рецептом» и достаточным опытом скрывали его от других мастеров. Германский стекловар Кункель ещё в XVII столетии в совершенстве овладел способом получения стекла красивого кисельно-розового цвета разной интенсивности — «золотой рубин» Но он не раскрыл никому тайну этой красоты, оставив запись такого содержания: «Так как этот секрет стоил мне больших трудов, стараний и забот, то пусть никто не сочтёт дурным, что я не делаю его сейчас достоянием всех». Одним из первых, кто вновь открыл его секрет, заново разрабатывая технологию «золотого рубина», был М. В. Ломоносов.
10 слайд
Описание слайда:
Образцы стёкол, сваренных в лаборатории М.В. Ломоносовым.
11 слайд
Описание слайда:
Ломоносов первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод. Страница из журнала с записями учёного.
12 слайд
Описание слайда:
Соблюдение строгой количественной дозировки компонентов — новость для того времени. Взвешивание с достаточной точностью, до 1 грана (0,0625 г) Образцы хранились в системе — в специальных пронумерованных ящиках. Их было несколько тысяч. можно понять, что это соблюдение настоящего условия требовало предельной точности и аккуратности.
13 слайд
Описание слайда:
Экспонаты химической лаборатории М.В.Ломоносова. Музей в Петербурге.
14 слайд
Описание слайда:
Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стекол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла, чтобы развить стекольную промышленность в России. Русские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II
15 слайд
Описание слайда:
«Желаю я, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол…, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи. Прошение к императрице Елизавете Петровне:
16 слайд
Описание слайда:
А я могу … делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо … станут здесь заморских дешевле…» М.В. Ломоносов
17 слайд
Описание слайда:
Но проект фабрики был встречен правительством довольно холодно. Ломоносову пришлось хлопотать целый год, пока, наконец, ему не был отведен под фабрику участок земли недалеко от Ораниенбаума — ныне город Ломоносов. Жалованная грамота и дарственная на земли для строительства фабрики.
18 слайд
Описание слайда:
Как и лабораторию, фабрику Ломоносов спланировал и сконструировал сам, проявив себя гениальным инженером и управленцем одновременно.
19 слайд
Описание слайда:
При выборе места он учел близость великолепных песков и богатых лесов, ресурс которых необходим для работы плавильных печей. Чтобы сократить транспортные расходы и не возить кирпич с удаленного завода, Михаил Васильевич построил в Усть-Рудице свой собственный — решение, достойное экотехнологичного менеджмента XXI века.
20 слайд
Описание слайда:
Возведенная по соседству водяная мельница выполняла сразу несколько функций: размалывала куски пород для шихты, приводила в движение шлифовальные станки, а также великолепно справлялась с другой механической работой, над которой на других заводах трудились крепостные крестьяне.
21 слайд
Описание слайда:
Фабрика на берегу реки Рудицы начала работу летом 1754 г. Это была первая в Европе механическая фабрика по изготовлению цветного стекла. Модель Усть-Рудицкого имения и фабрики в музее имени М. В. Ломоносова.
22 слайд
Описание слайда:
Искусство мозаики. Мозаика – картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней. За 20 лет из созданной при фабрике мозаичной мастерской вышло немало отличных специалистов и более 40 мозаичных панно, к части из которых руку приложил сам Михаил Васильевич, выработавший, свою особую технологию их составления.
23 слайд
Описание слайда:
М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы
24 слайд
Описание слайда:
Самое известное полотно М.В. Ломоносова — «Полтавская баталия» — на стене Санкт-Петербургской Академии Наук.
25 слайд
Описание слайда:
Мозаичный портрет Петра I в Эрмитаже.
26 слайд
Описание слайда:
Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова С 1956 года высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Самым первым был награждён Капица П.Л.
27 слайд
Описание слайда:
Орден им. М.В. Ломоносова Орденом награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. В 2006 году этим орденом был награждён писатель А. А. Лиханов.
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-154281
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
1. «М.В.Ломоносов о пользе стекла»
Выполнила ученица 9 «Б» класса
Мохова Екатерина
2.
Современная наука о стекле могла бы и не
появиться на свет без русского гения, ученогоестествоиспытателя мирового значения, Михаила
Васильевича Ломоносова (1711 – 1765).
Стекло было известно человечеству с давних
времен. Бусы и кольца, вазы и чаши – их делали
тысячелетия назад из непрозрачного, часто
окрашенного стекла. Изготовить цветное стекло
проще, чем прозрачное. Для получения
прозрачного стекла необходимы чистые
материалы, а стеклоделы древности
пользовались тем, что имелось. В результате
стекло получалось грязно-зеленого цвета из-за
примесей различных металлов, которые
находятся в песке, мраморе и других материалах,
применяемых при варке стекла. Если в стекло
добавляли некоторые металлы, то оно
приобретало какую-либо другую окраску и
становилось красивым, как драгоценный камень.
Способы производства цветного стекла
держались в секрете и переходили по наследству.
Стеклодувам было безразлично, почему
получается тот или иной цвет, им необходимо
было только знать рецепт варки для получения
равномерной окраски стекла.
3.
Но вечно так продолжаться
не могло. Этой проблемой
очень заинтересовался М. В.
Ломоносов. Причиной его
интереса считаются
впечатления, полученные им
от итальянских мозаичных
картин, которые он увидел в
1746 году. Ученый приходит
к решению создать нечто
подобное не из природных
материалов, а из стекла. В
«Письме о пользе стекла»,
написанного М. В.
Ломоносовым графу
Шувалову в 1752 году, он
говорит:
4.
Неправо о вещах те думают,
Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже
Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в
глаза:
Не меньше польза в нем, не
меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских
гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их
возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге
похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но
Стеклу.
5.
В 1748 году была создана и
получила необходимое
оборудование химическая
лаборатория. Ученому это
стоило трех лет
титанических усилий. Все
приборы и оборудование
изготовлено по чертежам М.
В. Ломоносова, и он начал
проводить в ней различные
опыты, связанные с химией,
технологией силикатов,
теорией растворов и
обжигом металлов. Кроме
этого, в лаборатории
осуществлялись пробы руд.
6.
Для понимания и объяснения различных
существующих зависимостей необходимо было
последовательно провести определенные
эксперименты, обнаруженные закономерности
привести к строгой системе. И это все смог сделать
М. В. Ломоносов, который был прекрасным
систематизатором. В течение четырех лет
исследователь изучал в лаборатории химию стекла.
Фундаментальные научные исследования,
потребовавшие более четырех тысяч опытов, можно
разделить на три крупных этапа:
7.
1.Увеличение количества исходных материалов. Имелся весьма
ограниченный набор компонентов, который применяли при
изготовлении стекла, их было не более 15. При подготовке к
экспериментам М.В. Ломоносов различными путями подготовил –
обработал и очистил от примесей – около 60 компонентов.
2.Получение, с помощью химической очистки, достаточно чистых
минеральных красителей.
3.Проверка и систематизация взаимодействия красителей и стекла.
К этому этапу можно было перейти только после окончания
предыдущих. Ученый считал, что факторы, влияющие на
окрашивание стекла, следующие:
природа происхождения красителя;
методика приготовления красителя и состояние при его добавлении;
концентрация компонентов красителя и стекла.
Во всем этом великий ученый проявился как прекрасный
систематизатор.
8.
Несокрушимая энергия М. В.
Ломоносова, который в то время
уже был профессором Академии и
ученым с мировым именем,
помогла в создании мозаичной
мастерской на Васильевском
острове, в специальной пристройке
к его дому. В ней он начинает
заниматься с первыми учениками,
Матвеем Васильевичем
Васильевым и Ефимом
Тихоновичем Мельниковым.
Благодаря безошибочному
художественному чутью, этот
великий творец очень быстро
становится руководителем
коллектива художников,
прославившихся созданием
прекрасных мозаичных картин.
9.
По отзывам современников,
набранный из крупных,
неправильной формы, кусков
смальты в 1754 году, портрет
Петра I «является драгоценной
реликвией» и «дает один из
самых выразительных,
одухотворённых образов
Петра». Из мастерской М. В.
Ломоносова вышло множество
мозаичных полотен, самое
известное из которых «Полтавская баталия»находится в Санкт-Петербурге, в
здании Академии Наук.
10.
Изучая свойства и способы
производства стекла, гений М.
В. Ломоносова создал новую
науку – физическую химию в
современном ее понимании.
Кроме того, им была
разработана и успешно
внедрена научная методика
эксперимента со строгим
постоянством условий
проведения опытов, хранением
образцов и ведением
лабораторного журнала. Он
провел уникальное для своего
времени научное исследование
влияния различных веществ на
свойства стекла и внедрил
методику варки цветных стекол.
Инфоурок
›
Химия
›Презентации›Презентация по химии “Наука о стекле в творчестве Ломоносова”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Наука о стекле в творчестве М. В. Ломоносова презентация в честь 300-летия М.В. Ломоносова
2 слайд
Описание слайда:
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным – в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.
3 слайд
Описание слайда:
НАУКА О СТЕКЛЕ Наука о стекле — один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Настоящая дисциплина, в современном понимании научно-исследовательских теории и практике, была основана именно им. Наука эта родилась на стыке химии и физики, как область физико-химических исследований, то есть в пределах новой же науки — физической химии. Подход, который свойственен деятельности учёного в контексте исследований силикатов и, в частности стёкол, мало чем отличается от того, на протяжении более чем ста последовавших лет. Здесь имеется в виду и теоретическая сторона и особенности лабораторной практики, хорошо разработанной технологической базы. М. В. Ломоносовым проведено огромное количество исследований стёкол, он заложил основы производства цветных разновидностей этих материалов, им выработана методика варки смальт, которые получили применение в создании возрождённых им мозаик.
4 слайд
Описание слайда:
ЛАБОРАТОРИЯ В своей Химической лаборатории В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. « … без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. — М. В. Ломоносов » Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Разрабатывая день за днём, месяц за месяцем технологию цветных стёкол — прозрачных и непрозрачных. Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.
5 слайд
Описание слайда:
3 крупных этапа в исследованиях В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившихся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа: Расширение ассортимента исходных материалов. Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений. Изучение действия красителей на стекло
6 слайд
Описание слайда:
ЛАБОРАТОРИЯ Собственноручная запись М. В. Ломоносова в лабораторном журнале. Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.
7 слайд
Описание слайда:
Возможную причину особого интереса учёного к стеклу высказывает Н. Н. Качалов, отмечая, что большинство исследователей склоняется к мнению об увиденных М. В. Ломоносовым в 1746 году итальянских мозаичных картинах, которые возбудили в нём желание во что бы то ни стало воспроизвести их. Другое мнение о природе этого интереса указывает: к решению задачи по изготовлению цветных стёкол его побудили увиденные в 1734 году в Киеве мозаики, однако Н. Н. Качалов напоминает, что сама эта поездка — факт недостоверный. В то же время, по его мнению, нельзя оставить без внимания близкое знакомство учёного со стёклами и другими силикатными расплавами в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела, где шлаки занимают очень важное место — ведь именно в этой области он специализировался во время своей учёбы за границей.
8 слайд
Описание слайда:
ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА М. В. Ломоносов, ища поддержки и субсидий для развития исследований стёкол, написал беспрецедентное поэтическое произведение «Письмо о пользе Стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»…
9 слайд
Описание слайда:
Литература Качалов Н. Н. Стекло. М.: Издательство АН СССР. 1959 Безбородов М. А. М. В. Ломоносов и его работа по химии и технологии силикатов. К двухсотлетию первой научной химической лаборатории в России. 1748 ~ 1948. М. —Л.: Издательство Академии Наук. 1948 Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. Москва. Университетская типография (Катков и К°), на Страстном бульваре. 1872 Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб. 1869 Михаил Васильевич Ломоносов. Избранные произведения в 2-х томах. М.: Наука. 1986 Сайт artglass.kiev.ua
10 слайд
Описание слайда:
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° — 1480 °С. После этого массу охлаждают.
11 слайд
Описание слайда:
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Далее следует выработка или формование изделий.
12 слайд
Описание слайда:
Процесс изготовления художественных изделий из стекла После формования изделия обжигают (выдерживают в печах при 530—580 °С) и медленно охлаждают для повышения их термической и механической устойчивости.
13 слайд
Описание слайда:
Процесс изготовления художественных изделий из стекла Затем обрабатывают (обрезают верхушки изделий, примыкающие к выдувной трубке, выравнивают шлифовкой края, донья, горловину) и украшают. Украшения наносят на горячее изделие или на готовое изделие.
14 слайд
Описание слайда:
ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА « Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов, Приманчивым лучем блистающих в глаза: Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. … Так в бисере Стекло, подобясь жемчугу, Любимо по всему земному ходит круг