Приведите аргументы в пользу того что современная культура деградирует
Масскульт ругают все, кому не лень, а он будто питается критикой — только раздувается, грозя похоронить под собой традиционные для России культурные ценности. А может быть не стоит цепляться за старое, дать дорогу новым течениям, а скучным интеллигентам просто оставить небольшой заказник в виде телеканала”Культура”? Да и можно ли повлиять на эти процессы?
После развала СССР слом всего старого произошел не только в экономической жизни России, кардинальные перемены настигли и культурную сферу. Те проявления массовой культуры западных стран, которые 20 лет назад были объектом насмешек со стороны советской пропаганды, пришли к нам и стали новой культурной парадигмой российской действительности.
Телевизионный эфир заполонили деградационные реалити-шоу, примитивные сериалы, передачи, посвященные спекуляции на самых низменных инстинктах, или оперирующие абсолютно антинаучной ахинеей — бесконечные сюжеты про инопланетян, экстрасенсов, карликов и великанов…
Под напором примитивной, простой масс-культуры, академическая культура оказалась вытеснена в резервации чопорного телеканала “Культура” или в ночные эфиры центральных каналов. В прайм-тайм предпочитают показывать пластмассовые штамповки сериалов про Кармелиту или базарные шоу Андрея Малахова.
Читайте также: Четверть века назад СССР подсадили на “мыло”
Российский кинематограф разделился на два течения: авторское кино “не для всех”, хорошее, безусловно, но склонное так глубоко запрятывать смысл, использовать столь изощренные способы выражения, что обнаружить их порой способно лишь высоколобое жюри Канского кинофестиваля.
И массовое кино, кино Фёдора Бондарчука и Никиты Михалкова. Да, в последние годы российский массовый кинематограф пытается выжать из себя “блокбастеры”. Однако, выходящие один за другим дорогостоящие эпопеи все равно не способны сравниться по своей психологической глубине со многими советскими картинами. И хотя они снимаются на важные темы исторического патриотизма, как, к примеру, последний фильм Бондарчука “Сталинград”, но почему-то получаются очень поверхностными, целлулоидными.
Можно предположить, что это обусловлено тем, что режиссеры пытаются механически перенести стандарты голливудского, “оскаровского” кинематографа на отечественный культурно-исторический базис. “Не верю, — сказал бы Станиславский. “Не верю”, — говорит каждый второй зритель, выходя из кинотеатра.
Не только режиссеры, музыканты тоже склонны к банальному перениманию зарубежной стилистики. То, что хорошо для Америки или Англии — музыкальные стили, сформировавшиеся непосредственно в этих странах, перенесенные на нашу почву смотрятся чахло. В принципе, можно сказать, что тотальное распространение музыкальных стилей англосаксонской и американской культур — часть общей экспансии, которую эти нации давно и успешно реализуют, или же побочный эффект ее.
Читайте также: Музыканту, обманувшему слушателя, анафема!
Российская поп-музыка, создаваемая по западным калькам, заведомо должна проигрывать и проигрывает. Однако альтернатив данной стилистике нет, потому что русская культура просто не сумела выработать собственных, аутентичных аналогов. Русские народные мелодии не легли в основу ни одного популярного музыкального стиля, оставшись уделом маленьких школьных хоров. Вот и приходится русской эстраде приспосабливаться к культурным кодам негритянской субкультуры, к примеру. Получается плохо, и это понятно.
Если говорить о популярной музыке, то можно сказать, что ее в России почти нет. То, что транслируют российские радиостанции — это по большей части не имеет ни малейшего отношения к музыкальному искусству. Если в 90-е попадались еще небольшие вкрапления поп-исполнителей, которых можно было назвать певцами и музыкантами, обладающими хотя бы минимальными вокальными данными, то на данный момент можно констатировать окончательную деградацию массовой музыки. Просто шум, бессмысленные колебания воздуха: “Ты меня не отпускай, я вот-вот закрою двери, ты поделись своей постелью, в мои объятия влетай” — поет популярнейший исполнитель Стас Михайлов. Поэтичность, глубина, сюжет….
Поп-музыка тоже делится на два основных течения: так называемый “шансон” и стандартная “попса” подростковых дискотек. Они делят народные пристрастия примерно поровну, но схожи в одном: абсолютном отсутствии музыкального вкуса. Почему “блатная” тематика столь прочно завоевала сердца русского слушателя — тема для отдельного разговора. Но, что невозможно не заметить, даже испытывая неприязнь к подобной “эстетике”, это то, что в данном направлении тоже налицо чудовищная деградация. На смену Дине Верни и Владимиру Высоцкому пришли вечно ноющие дядьки, занудно причитающие в эфире радиостанции “Шансон”.
Причем многие поп-певцы на самом деле обладают прекрасными вокальными данными, Дима Билан, к примеру, способен исполнять даже оперные арии, о чем трудно догадаться, если познакомиться с его творчеством лишь по поп-песням, принесшим ему славу.
Дело в том, что хороший вокал просто-напросто не востребован, хорошая музыка не нужна радиостанциям и телеканалам. Главенствует принцип: чем примитивней, тем лучше.
“Не позволяй душе лениться” — писал Николай Заболоцкий. И то, что происходит сейчас в культуре, можно охарактеризовать как тотальную душевную лень. Телеканалы, радиостанции эксплуатируют именно это свойство человеческой натуры, разжигая его и потворствуя.
Читайте также: “Мы перестали спотыкаться о совесть”
Почему так происходит, почему духовность, интеллектуальность, профессионализм оказались на обочине? “Правда.Ру” попросила поделиться своим мнением народную артистку России, заслуженную артистку РСФСР Людмилу Сенчину:
“Я считаю, что песни — это самое мощное оружие в хорошем смысле слова. Но у каждого времени оно свое — во время Великой Отечественной войны были написаны совершенно гениальные песни, но мы же не будем говорить, чтобы была, не дай Бог, война? Музыка диктуется обстоятельствами, идет в ногу с жизнью, отражает ее. Поэтому, авторов винить трудно. Просто сегодня другое время. Я думаю, что хороший вкус способны воспитать только родители — больше никто и ничто. Надо читать книги не по айпаду, а живые книги со страницами, маленьким детям показывать какие-то старые мультфильмы, милые, добрые. Воспитание культуры, вкуса — это все зависит от семьи.”
…Значит, во всем виновато время, его вызовы. Какая же сейчас цель почитается главной? Если во время войны основной идеей, витающей в атмосфере, была мысль о победе, о спасении страны, то сейчас какая? К сожалению, это идея финансового обогащения — вот что самое главное. Капитализм, придя на совершенно чуждую ему почву, деформировал и духовную сферу. Это искажение и лежит в основе культурных проблем — бизнес вытеснил творчество.
Данное явление можно наблюдать и в области изобразительного искусства — многие профессиональные художники, получившие академическое образование оказались вынуждены пойти на поводу мейнстрима, искусственно созданного дельцами от искусства. Вместо того, чтобы писать прекрасные полотна, художники принялись крутить несообразные инсталляции из проволоки — потому что это разрекламировано, это легче продать. Кто посмеет крикнуть, что король-то голый? Покупателям, вложившим деньги в покупку суррогатного искусства, это, по понятным причинам, не выгодно. Владельцам галерей — тоже.
Свой комментарий на тему культурной деградации “Правде.Ру” согласился дать Петр Толстой, телеведущий, член Общественной палаты Российской Федерации:
“Массовая культура — это продукт, который рассчитан на широкие ряды потребителей. И в принципе, понятно, почему это все существует и имеет успех, все эти реалити-шоу, поп-хиты — эта как фаст-фуд в гастрономии, который могут есть все. А качество фаст-фуда — оно, конечно, невысокое, в Америке, кстати, гораздо выше. А почему не возникает чего-то достойного? Я думаю, что все возникает, просто мы этого не видим, потому что все собой заслоняет массовая культура.”
Как обратить внимание зрителя на высокую культуру? Хотя бы не на академическое искусство, для начала просто добиться того, чтобы массовое стало менее пошлым, простецким, низкопробным?
Это очень сложный вопрос — может быть должно вмешаться государство, вынудив телеканалы скорректировать свою сетку передач… Может быть, нужна культурная цензура. Но культура — это очень тонкая, сложная материя, в которой легко “нарубить дров”. Поэтому адекватных путей решения пока не видно.
А пока, российские подростки усердно учатся восторженно повизгивать за кадром телевизионных ток-шоу. Полезная наука, не правда ли?
Читайте самое интересное в рубрике “Общество”
Oткуда все наши беды? Что есть корень всех зол?
По-моему, ответ очевиден: это уж точно не коррупция, не экономическая зависимость, – это вообще не что-либо материальное.
Главная наша проблема – это деградация культуры. И не в широком смысле, нет, но в самом базовом и примитивном. Потеряна культура общения, культура взаимодействия, культура поведения, да даже культура столового этикета утеряна. Тут возможно многие воскликнут: “Да у нас тут всё в дерьме же! Денег нет! Свободы нет! Здоровья нет! Жизни нет, счастья нет… Одни заботы! О каком этикете ты говоришь?! Хватило бы денег на продукты нормальные.”
И все же я глубоко убежден, что для того чтобы СТАТЬ здоровым – нужно начать вести себя КАК ЗДОРОВЫЙ человек.
Понимаете, ну не может свинья, жадно сгорбившаяся над тарелкой с супом, не способная чисто донести ложку до рта – выбирать светлое будущее целой страны!
Не может человек, объезжающий очередь на светофоре и залезающий впереди всех, не замечающий стоп-линии – отличить придурковатого кандидата от адекватного. Просто потому, что мерка к ним такая же, как и к себе.
Не будет никогда эгоист, в упор не видящий поднимающуюся из подземного перехода женщину с тяжелыми сумками, ответственно подходить к своим обязанностям перед обществом!
И люди эти могут быть с высшим образованием и совершенно разных возрастов.
Культура. Базовая культура, вот что нам нужно сейчас прежде всего. Как воздух!
Дикарь, кидающий бутылку мимо урны и спешащий по своим делам, никогда не заметит проблем дальше своего носа!
Дегенерат, ссущий в тамбуре электрички, плевал на всех окружающих!
Кретины, брызжущие своими матными оборотами и не замечающие рядом стоящих детей, безо всякого стыда требуют к себе уважительного отношения!
Уникальность нашей страны состоит в том, что совершенно невозможно выделить какой-то определенный слой людей, подверженных подобным “дефектам”.
Бескультурье размазано по всем. От садиков и до университетов. От алкашей на детских площадках и до государственной думы. От журнальных киосков и до главных телевизионных каналов страны. От объявлений в электричках на английском языке и до “лет ми спик фром май харт”.
И кто же виноват? Я виноват! Я позволил им материться при детях и чувствовать себя как дома. Это я позволил свиньям кидать мусор и делать вид, что не замечаю. Это я так зачитался последними новостями в телефоне, что решил, что бабушке будет полезно потренироваться в поднимании тяжестей по ступенькам.
Это я струхнул перед двумя пьяными телами, которые орали и курили в тамбуре, от которых воротили нос женщины в вагоне, а “мужчины” постыдно опускали глаза! И я ничем не лучше, чем они. Такая же позорная свинья! Но иногда я вижу это существо в зеркале и мне становится омерзительно. Настолько омерзительно, что готов умереть в попытке измениться.
Из презрения к своей слабости, из осознания своей в одиночку никчемности – рождаются сильные духом и чистые сердцем люди.
Это тяжелый путь и искать его долго, а идти по нему страшно. Но я смотрю вокруг, и сердце закипает в порыве праведного гнева, и прежде всего к самому себе. За то, что труслив; за то, что безволен; за то, что эгоистичен…
И что остаётся человеку под тяжестью такой ноши? Или упасть в грязь, – не сразу, постепенно, сначала на одно колено, потом на другое, потом животом, а потом и головой, упиваясь осознанием того, что дальше уже и некуда падать. Или начать подниматься, – дальше от грязи, выше, от земли к цели, которая больше чем я, которая наполнит смыслом… И работать над собой, менять себя. К лучшему, к идеалу. К идеалу в душе, в семье, в стране, в государстве.
“Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? […] Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.”
Дмитрий Александрович
12 октября 2017 · 59,5 K
Меня всё ещё не вырезали.
Я не знаю, с какого хуя ЛСП внезапно стали антимузыкой, несмотря на лирику, тексты, исполнение.
Судя по всему, автор вопроса и не слушал никогда ЛСП.
FACE – это стёбный рэп. Он сделан специально для того, чтобы порофлить. Доебаться до него – как добеаться до клоуна, что он смешной.
Фараон – довольно специфичен, какие-то треки хорошие, а какие-то даже слушать стыдно.
>Доебаться до него – как добеаться до клоуна, что он смешной
Ведь даже не смешно нихуя.Добеаться до него-как… Читать дальше
Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель
Можно ответить на вопрос одной картинкой
Но я еще добавлю немного.
1. Фараох, на самом деле, весьма талантлив. Не скажу, что мне нравится его творчество, но что-то в нем есть, что не дает права называть его треки говном.
2. Антимузыкой занимались довольно известные и значимые люди: Карлхайнц Штокгаузен, Луиджи Руссоло, многие другие и даже советский… Читать далее
Ааа… так дело вовсе не в том, что Фейс дегенерат и его песни говно, а в том, что новое не может быть хуже… Читать дальше
Нет, так считать нельзя. Всегда были такие. Вспомните, когда пришла популярность к Тимати? Уже очень давно, и по началу он выдавал ужасный кал (в прочем, сейчас не сильно-то и лучше). А в начале 90х была абсолютно адовая евродэнс-попса, что опять же ничем не лучше условного Фараона. Кстати, Фараон во всяком случае гораздо лучше чем Фейс, и в первую… Читать далее
Неожиданно поддержу автора вопроса. Да, считаю, что массовая культура действительно деградирует в последнее время.
Здесь важно понимать, что спрос всегда рождает предложения.
Если появляются подобные (раннее перечисленные автором вопроса) исполнители и их эпигоны, значит, основная масса слушателей нуждается в подобном «музыкальном продукте».
Именно… Читать далее
Здравствуйте Семен, случайно наткнулся на ваш ответ. По мере прочтения создалось ощущения того что вы абсолютно не… Читать дальше
Царь Эпатажа, Король Кошмаров, Повелитель Декаданса, препод английского в…
Очень странно, что деградацию массовой культуры свели всего к трём исполнителям, один другого краше. Абсолютно в любом жанре и культурной прослойке есть свои дегенераты и действительно талантливые и мощные музыканты.
Как сказал один мудрый дяденька из Краснодара – на каждое говно найдётся свой слушатель.
Если бы слушатели были образованными – они бы после первого же просоушивания никогда бы больше не притрагивались… Читать дальше
всегда на месте, если в интернете кто-то не прав
Никого из перечисленных не слушаю и никогда подобным не интересовалась, но судить целое поколение музыкантов по 3 не самым качественным артистам – идея сомнительная. А вообще, у filthy frank есть хорошее видео на тему “скатившейся музыки” и того, что “раньше было лучше”
www.youtube.com/embed/JcmylxQ0ma4?wmode=opaque
Когда раньше было лучше – лучше признать, что было лучше, а не обманывать себя.
деградирую, говоря маме, что развиваюсь
Любое творчество имеет право на жизнь. Напримере FACE’а да, он делал такую музыку, чтобы она просто зашла массовому потребителю ТАКОГО, но а массовым потребителем ТАКОГО можно назвать детей, а для них главное клевое звучание. Вот при чем здесь ЛСП и Фараон я несовсем понимаю, видимо автор вопроса слышал только “Монетку” и “Cold Siemens”.
Но если… Читать далее
Оператор ПВЗ, немножечко лентяй, немножечко фанат Властелина Колец и жанра…
Интересно, почему автор взял только жанр Рэпа? Мне на работе приходится слушать “Русское радио”, там сплошная Попсня, в ее не лучшей форме. Постоянно крутя то, за что за заплатили бабосики, у людей формируется мнение, что это прям ТОП, а по факту, что музыка, что текст и его смысл – днище полное.
Если же брать зарубежное радио и интернет ТОП, то там… Читать далее
Для начала нужно серьёзно обосновать, что вышеуказанные персоны – не музыканты! Это Ваше субъективное мнение. Я как композитор с 30летним стажем и действующий дирижёр не считаю, что Фэйс и Фараон – не музыканты. А нравится кому их творчество или нет – это личное дело. Вообще-то они не занимаются коммерческой музыкой. Это как раз не коммерческая… Читать далее
Бля, откуда тут Фараон и ЛСП? ЛСП вполне сильный музыкант, Димка ты хоть слышал его голос? Послушай песню “Тело”. Он очень хорош вокально.
Фараон очень сильный исполнитель, слышно, что он тщательно работает над тем что делает, есть конечно где он орёт, но это стиль такой, он делает, что его душе угодно, а не что зайдёт публике, и этим покупает лично… Читать далее
В чем феномен доктора Курпатова?
Его речь кажется несвязанной, голос тоже не вызывает доверия, а популярность только растет. Почему?
Эксперт TheQuestion в области журналистики, интернета, истории, кино, культуры…
Люди ждут чудес и не хотят тратить силы и деньги на работу над собой. Курпатов им это чудо обещает — покупай мои книги и всё будет хорошо. Я читал его труды, Курпатов предстаёт в них скорее манипулятором, а не учёным. Он берёт реальные научные исследования и очень спорно их трактует, но фанатам Курпатова на это как-то плевать. (Лично я вообще не вижу у когнитивно-поведенческой терапии большого будущего, а сам Курпатов и его коллеги мне кажутся безнадёжно устаревшими специалистами. Ну как сторонники эфира после открытия Теории относительности Эйнштейна.)
Феномен Курпатова, наверное, в том, что когда-то в начале своей карьеры он, возможно, помог какому-то олигарху или его жене/сыну/дочери. Курпатов стал локально знаменит в узких рублёвских кругах, а потом встретил Ларису Синельщикову, тогдашнюю жену Константину Эрнста, после чего попал на телевидение и стал известным на всю страну. В России так много карьер построено.
Для меня Курпатов, прежде всего, бизнесмен, а не врач. Например, он четыре года был гендиректором компании «Красный квадрат», которая делает для «Первого канала» почти все рейтинговые шоу.
Будь осторожен, а если ты девочка, то будь осторожна.
Прочитать ещё 5 ответов
Почему в США и Канаде так сильно не любят музыкальную группу «Nickelback», что она даже выигрывала номинации на худшую группу?
Бакалавр психологии, неоплачиваемый бренд-амбассадор магазина “Пятёрочка”…
Мне кажется, что это из-за комбинации очевидной вторичности и бешеной раскрученности и популярности. Есть группы и более вторичные, и менее талантливые, но такого успеха они обычно не достигают.
Плюс к этому, я смотрел их пару лайвов с казусами (например, когда их поставили разогревать Слипнот в Португалии, публика встретила эту группу очень холодно), они ещё и довольно пафосные, особенно их вокалист, и они считают свою группу true-рок-н-роллом. Наверное, это кого-то забавляет и смешит.
Прочитать ещё 8 ответов
Каков поэтический уровень Высоцкого? Он лучше ли рифмует, чем Оксимирон и другие рэперы?
российский литературный критик и прозаик. Доктор филологических наук, профессор…
Лучше. Еще Бродский отмечал, что у Высоцкого очень богатый рифмами репертуар, что он владеет составной рифмой. Рэперы в целом пользуются примитивными рифмами. Но здесь тоже не надо настаивать на этом, потому что в высокой поэзии сейчас уже от рифмы отказываются. Лидеры современной поэзии пишут уже свободным стихом, верлибром. Но Высоцкий был в области рифм виртуозом. «Из людей, пожалуй, ста» и «Ну а мне – “пожалуйста”» — такого ни у кого не услышишь.
Прочитать ещё 10 ответов
Почему хороших русских исполнителей, как Земфира, не замечают на Западе, не номинируют на различные премии типа «Гремми»? Неужели все они действительно плохие?
программист, предприниматель
Вопрос не в качестве исполнения, а в репертуаре. Очень трудно пробиться на европейскую эстраду, если поешь песни исключительно на русском языке. Музыка должна быть на высоте, чтобы цепляла уже она одна, смысла песни аудитория (за исключением считанных процентов, знающих язык) не поймет. В итоге выстреливают единицы. Собственно, это характерно даже для европейских исполнителей – из неанглоязычных за пределами своих языковых ниш известны только самые-самые яркие, даже если они из Франции или Германии.
И нет, дело совсем не в снобизме, как описывает это Влад. Просто английский – универсальный язык международного общения, его знают очень и очень многие (особенно молодое поколение, на которое ориентированы премии), а вот остальные изучают либо по интересу (как раз ради литературы, песен и путешествий), либо по надобности. У нас ведь тоже мало кто читает в оригинале Сервантеса, Маркеса, Гете, Гюго или Дюма, тоже переводы.
Прочитать ещё 37 ответов
Почему многие люди в возрасте часто порицают рэп-культуру за бессмысленность текстов, хотя смысловая составляющая там нередко выше, чем в любом рок-треке?
занимаюсь не тем, о чём читаю, поэтому писать свою профессию не буду.
Потому что у самих поклонников рэпа, задающих подобные вопросы, сложились определённые стереотипы как по поводу старшего поколения, так и по поводу новизны рэпа. Буквально в этот вторник, в программе “A-Team” Эха Москвы Сева Новгородцев (интересно, сколько поклонников современного рэпа знают, кто это такой?) высказался по поводу рэпа:
Нет, я рэп приветствую. Я вам скажу, почему. Потому что кривая как бы интеллигентности и мышления в музыке шла все время вниз, начиная от Элвиса Пресли – там уже какой-то детский лепет на лужайке: «Baby i love you. …», там уже вообще ничего не осталось. И вдруг появились рэперы.<…> Они внесли язык в ритмическом, конечно, его африканском варианте как основной элемент, до кого они хотят достучаться. Эминем – вообще гениальный поэт. И я это приветствую, потому что они опять вернули язык его функцию.
Разумеется, этот эпитет относится к рэпу первой волны (в 70-80-х, где-то около RunDMC), рэпу второй волны (90-е, в спектре от Snow, Coolio, до Eminem, Cypress Hill и Busta Rhymes), которые несли какой-то смысловой и эмоциональный контент в музыкальнную культуру. То, что несёт современный рэп – я не понимаю, подавляющее большинство звёзд западного рэпа, ИМХО, погрязло в созданных ими же шаблонах; да и вообще довольно комично выглядит, когда рэпперы, светящиеся в топах журнала Forbes, пытаются строить из себя gangsta refugee, обитателя Бронкса или Гарлема. Что же касается современного русского рэпа – то тут соглашусь с Noize MC, однажды сказавшего, что русский рэп – филиал русского шансона. Что неудивительно: как любая попытка перенести gangsta-культуру на Россию тут же смешивается с бездной лагерной культуры и в других вариантах не воспринимается; и это даже не особая претензия к рэпу, это просто констатация того, что у нас не было в истории тех отношений, которые были между чёрными и белыми в США 50-х годов.
И вот мы плавненько подошли к вопросу даже не порицания, а довольно ироничного отношения к рэпу: когда человеку, который уже даже и сам моложе рэпа (да, я моложе того же The Sugarhill Gang), который пережил возникновения более новых стилей и направлений (Trance, Sympho-Metal, Drum&Bass и т. п.) начинают говорить, что рэп – это что-то новейшее, а при попытке возражений обзывают старпёром, то, пожалуй, люди такого “нового и модного поколения” не могут вызывать чего-то иного, кроме иронии: объяснять им что-то по истории популярной музыки второй половины XX века тут же кажется настолько бесполезным и бессмысленным, что мысли как-то пояснить свои соображения тут же улетучиваются. Вместо этих мыслей возникают представления о собеседнике как о каком-то сектанте, слепо верящим в свою сверхновейшую мессианскую лучезарность. “И это пройдёт”, – отмечаешь про себя ты и тихонько отходишь в сторону. Безусловно, в своё время я концентрировался именно на современных в то время стилях, но как-то хватало понимания, что ничего не берётся ниоткуда и не исчезает в никуда.
Всё, можете ставить новые и модные минусы.
Прочитать ещё 11 ответов